3 рим мобильная версия. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка




Перенятие этой преемственности было отражено и в династических браках. Креститель Руси св. князь Владимир взял в жены византийскую царевну Анну. От дочери византийского Императора родился великий князь Киевский Владимир Мономах, которому византийский Император в начале XII в. прислал крест из животворящего древа, сердоликовую чашу, принадлежавшую императору Августу, царские бармы и царский венец (шапку Мономаха), которым с тех пор венчались на княжение Великие Князья и Цари. От его ветви пошли последующие русские самодержцы. Отметим также брак сестры Василия II Анны с византийским царевичем Иоанном (1411-1414). А в конце этого периода - наиболее важный брак Иоанна III с племянницей последнего, убитого при турецком штурме Константинополя, византийского Императора Софьей Палеолог (1472); после пресечения всего потомства Палеологов она осталась единственной наследницей Византийского Царства (что напомнил Иоанну III венецианский сенат).

Мы переняли от Византии и герб - двуглавого орла, в котором можно видеть знак "симфонии" двух властей. Некоторые авторы полагают, что он был введен Иоанном III в 1490-х гг. в соперничестве с монархами западной «Священной Римской Империи», тоже использовавшими такой герб. Но все же те и другие связывали его с Константином Великим, принявшим этот герб в 326 г., Софья Палеолог привезла его с собой в Россию на своих регалиях и поэтому в России двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное значение преемственности от Византийского Царства (так считали В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин и др.).

Так возникает понятие «Москва - Третий Рим» В известных ныне письменных источниках впервые оно (по данным Н.В. Синицыной) встречается в XVI в., однако на Руси письменное изложение часто не успевало за мыслью и мироощущением. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей лишь историософски наиболее полно и аргументированно (и в этом его заслуга) выразил то, что ощущалось всеми и поначалу формулировалось политически в величании русского царя «новым Константином». Филофей пишет дьяку Мисюрю Мунехину (1523-1524): «Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». То есть нам уже некому будет передавать эстафету православного Царства: не будет России - не будет и остального мира, наступит конец истории.

Даже если ученые теперь слегка расходятся в датировке посланий Филофея и в авторстве более поздних из них, - не столь важно, когда и кем был письменно сделан на Руси этот вывод, чуть раньше или позже. Неважно и то, действительно ли род Рюриковичей происходит от римского императора Августа (что утверждал Иоанн Грозный, проводя свою родословную от Пруса, брата Августа). Важна духовная суть Москвы - Третьего Рима: в этих словах Русь вовсе не гордится связью с "ветхим" или католическим Римом (гордиться этим православному народу было невозможно!), а осознает себя именно как Удерживающего - как переходящее "Ромейское" царство, стержневое царство истории, роль которого переходит от Византии к Москве.

В этом осознании не земная гордость, а стремление к вселенской ответственности в деле спасения к Царству Небесному, ибо в аналогичном послании (1524-1526) Великому Князю Василию III Филофей добавляет: «Един ты во всей поднебеснеи христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают». Третий Рим не нужно было специально пропагандировать - это была очевидная для русских историческая обязанность после падения Первого Рима в католическую ересь, а Второго под ударами агарян; обязанность продолжить существование Римской империи (с концом которой, согласно пророку Даниилу, связывали конец мира).

Символично в этой связи и то, что на Руси двуглавый орел дополнился гербовым изображением всадника (св. Георгия Победоносца), поражающего копьем (или царским скипетром) змия - носителя зла. Этот образ и почитание св. Георгия привились на Руси сразу после Крещения, в чем можно видеть один из символов России как Удерживающего, соответствующий ее самосознанию еще до падения Византии. С 1497 г. св. Георгий, поражающий змия, и двуглавый орел изображались с двух сторон государственной печати Иоанна III.

11 ноября 2014 года в рамках проходящей в московском «Манеже» интерактивной выставки-форума состоялась историческая конференция «Москва — Третий Рим». В ходе мероприятия обсуждались исторические предпосылки возникновения идеи Московского царства как преемника Византии и концепции Третьего Рима в Российской Империи, а также современные научные подходы к изучению данной проблематики. В конференции приняли участие ведущие российские ученые, общественные деятели, политики, представители духовенства: архимандрит Тихон (Шевкунов) , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, Константин Валерьевич Малофеев , учредитель Фонда Святителя Василия Великого, Наталия Алексеевна Нарочницкая , д.и.н, президент Фонда Исторической Перспективы, Леонид Петрович Решетников , к.и.н., директор Российского Института Стратегических Исследований, Сергей Павлович Карпов , д.и.н., академик РАН, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Дмитрий Михайлович Володихин , д.и.н., профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, писатель, Юрий Александрович Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН, Александр Гельевич Дугин, к.ф.н., д.п.н., философ, политолог, социолог.

Открыл конференцию доклад президента фонда Исторической перспективы Наталии Нарочницкой «“Москва - Третий Рим”. Отражение в общественной мысли. Мифы. Толкования». Н. Нарочницкая отметила:

Сегодня Запад постоянно использует концепцию «Москва - Третий Рим» в качестве идейной основы русского империализма.

На самом деле развитие русской государственности от Московского царства, а потом к империи неразрывно шло вместе с духовным осмыслением самого этого понятия как служения прежде всего. Тем не менее, западная историография XX века заполнена клише о том, что большевизм вытекает из природы истории России. Хотя великий консерватор Освальд Шпенглер однозначно написал: «Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма - Западная Европа. Демократия XIX века - это уже большевизм».

Но либеральная мысль побуждает искать истоки революционного деспотизма именно в концепции монаха Филофея, который якобы зовет к мировому господству. И сегодня миф о «филофействе» как программе «русского и советского империализма» представляет штамп в либерально-западнической литературе, и даже в постсоветской России. Так, К.С. Гаджиев в очень объемной и в целом очень серьезной академической книге повторяет клише, будто бы учение «Москва - Третий Рим» послужило основой территориального формирования Российской империи. Такой подход отражает непонимание равно принадлежащего как восточному, так и западному христианству учения о Риме, о Царстве.

Это одно из глубочайших учений о связи духовной, вселенской и земной истории, которое не разделяет, но, наоборот, подтверждает эсхатологическое единство Востока и Запада христианской ойкумены.

Поэтому в старину идея и весь комплекс понятий о «всемирной империи» принадлежали вовсе не светскому, политическому, но религиозному мировоззрению, и это отражает именно учение о спасении. Первые сочинения и интерпретация видений пророка Даниила и его толкований сна царя Навуходоносора о четырех царствах, последнее из которых - царство антихриста, первые зачатки учения о Риме как царстве Христианской Истины пронизаны вовсе не идеей мирового господства, или торжества, или превосходства, а спасения и относятся к эсхатологической литературе.

А. Карташев говорит, что в эсхатологическом сознании христиан «Римская империя становится рамой, сосудом, броней и оболочкой вечного царства Христова и поэтому сама обретает некоторое символическое подобие этой вечности в истории».

Наряду с историографическим значением, Рим как императорский и царский град, где совершается всемирно-историческая борьба добра и зла, вошел в символику христианского художественного сознания. И такое понимание встречается не только в духовной, но и в светской литературе. Рим стал аллегорией мистического центра, оплота всемирно-исторической борьбы добра и зла, от выстраивания которого зависит конец мира. Римом в болгарских хрониках именуется Тырново, Римом называл Кретьен де Труа Францию, в стихах Тирсо де Молина Толедо становится «Римом, императорским градом».

Но послание Филофея относится исключительно к эсхатологической литературе, оно совершенно не может трактоваться как призыв к господству над какой-то территорией. Заметим, что все толкователи и интерпретаторы доктрины о Третьем Риме не обращались к первоисточнику - посланию инока Филофея. А оно удивительно кратко и сжато, умещается в 10-15 строках, и в нем нет ни слова о мировой гегемонии или поощрении территориального расширения, отсутствует даже сама формула «Москва - Третий Рим». Русская же концепция Третьего Рима была сформулирована в сочинениях эпистолярного жанра 1523-1524 годов и изложена в официальном документе 1589 года, когда учреждалось Патриаршество на Руси. Там Третьим Римом именовалась даже не Москва, а великая Россия в целом, царство . Это свидетельствует о связи концепции с событиями церковной истории, о неразделимости судеб священства и царства, о чисто религиозном осмыслении этой парадигмы.

Тем не менее, в публицистике и историографии особенно распространены два клише: характеристика этой идеи как официальной государственной доктрины России и подмена ее понятием второго Рима - то есть Константинополя: сведение этой концепции к идее византийского наследия.

Знакомство же западной историографии с данной концепцией русской публицистики начинается после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Именно тогда появляются на Западе утверждения, что после крушения Византии Россия претендует на ее роль и господство на ее территории. Однако для средневековых мыслителей сводить концепцию Рима к Византии было бы опасным и двусмысленным, означало бы повторить ее печальную судьбу. И Филофей вызывает призрак не только второго, но первого Рима, и тем самым углубляется историческая и духовная ретроспектива и перспектива, национальное сознание не замыкается на византиноцентризме и вовлекает в свою перспективу европейское и восточносредиземноморское географическое и христианское временное пространство. Однако нет и намека на проповедь высокомерного подчинения себе других, в то время как на Западе идея Рима уже за несколько веков до этого обосновывала недвусмысленное стремление к географически всемирной империи.

Полное равнодушие русских царей к византийскому наследию не вызывает сомнения. Никогда Иван Грозный не ссылался на свой брак с Софьей Палеолог. Когда исчезло всё потомство Палеологов и нашим царям напоминали, что по брачному праву они могут быть наследниками, они проявляли полное равнодушие к этому факту. Иван Грозный, личность которого на Западе трактуется как символ необузданной экспансии, антиреформы, ярче всех выразил отношение к созданию великой восточной империи под эгидой русского царя. Он сказал: «Мы в нынешнем царстве (земном) не хотим государства во Вселенной, ибо это будет ко греху поползновение». А та Цареградская земля, по его мнению, была землей Божией.

Расширение Московии пробуждало в Западной Европе ревнивое отношение к ней. После монгольского нашествия, после того, как труд восьми поколений не служил национальной истории, Русь настолько быстро расширилась и стала могучей, что в изумленной Европе этого не смогли пережить. С тех пор и начинается поношение России как агрессора. Наши отношения с Европой всегда сопровождались ее ревностью к нам, и мы должны сегодня этот новый виток ревности рассматривать как доказательство того, что мы становимся более сильными духовно, едиными, самостоятельными, что изумляем мир своей самостоятельностью в выборе исторического пути. Ведь, несмотря на то, что Запад построил свой рай на земле, он так и не освободился от страха перед самостоятельностью России.

Обратил внимание на то, что сегодня очень часто слово «империя» употребляется всуе. Под словом империя подразумевают и добро, и зло, в зависимости от политических пристрастий. Но многое, что называют империй, по сути империей не являлось и не могло являться.

В докладе «Идея империи. От Византии к Руси», он подчеркнул:

Я решительно возражаю против всякого употребления понятия «империя» в негативном смысле. В одном из словарей империя определяется даже как «крупное государство, обладающее обширными колониями». Но ничего неправильнее, ничего ошибочнее такой трактовки придумать нельзя, потому что понятие «империя» имеет совершенно иной смысл.

Рассматривая истоки Византийской цивилизации, докладчик выделил три - библейский, эллинистический и римский:

В их сплаве рождалась великая культура и рождалась великая идея. И эта идея была перенесена на три константы, три краеугольных представления о природе и сущности императорской власти. Ими были: учение о Божественной природе этой власти, полученное от библейской эсхатологии; об универсальности и вселенском характере власти, полученное от эллинизма, и о правовом принципе этой власти, отчеканенном римским законом.

Источником власти императора является народ: «то, что угодно принцепсу, имеет силу закона, поскольку народ посредством царского закона, относящегося к его власти, вверил ему всю свою власть и силу». Слово «империум», изначально понимавшееся как «власть, повеление», постепенно обретает значение «державность» и в этом значении принимается другими странами и народами, и прежде всего Русью.

В византийском законодательстве говорится о республике как о деле, которое не противоречит империи. А государь мыслится как поборник общих интересов в противовес интересам частным. Государь является обладателем суверенных прав, но эти суверенные права не права собственника империи, а права попечителя.

Православная традиция внесла новое в языческую мысль. Языческий император обожествлялся. Конечно, византийский император никогда и ни при каких обстоятельствах богом быть не мог. Такая кощунственная мысль никогда не могла прийти ему в голову. Но была идея обо жения через мимесис, через подражание Богу в образе и деяниях государя. Государь изображался с нимбом как святой и к нему обращались как к святому государю. Но этот святой государь в один из дней омывал ноги последнему нищему в подражание Христу, в знак своего смирения. Если Бог почитался как Пантократор - Вседержитель, то император почитался как космократор - повелитель обитаемого мира. Теократическая концепция государственной власти подразумевала, что государь - исполнитель Божиего Промысла.

Византийская система власти - это, прежде всего, универсализм. Универсализм есть понимание космических масштабов этой власти. Только одна империя, империя ромеев - единственная законная ойкуменическая власть. Другой быть не может. Потери же территории - это потери временные либо данные за грехи. И поэтому идея власти не сопрягалась с границами государства, потому что фактически власть государя - это власть вселенского масштаба.

Еще один из важных постулатов - неразрывная связь империи и Церкви. Патриарх и государь обладают одним общим и важнейшим. Этим общим и важнейшим является симфония, созвучность этой власти.

Империя всегда связана с миссионерством. Но миссионерство - это не только когда государь или патриарх посылают проповедника в чужие земли, миссионерство - это когда само государство истины веры, истины самого своего существования, своего строя передает другим через систему «таксиса» - систему порядка.

Византия всегда была правовым государством. Идея того, что самодержавное государство неправовое, неверна.

Консервативная по своей природе и медленно меняющаяся политическая идеология в идеале стремилась к гармонии горнего и дольнего, признавая несовершенство существующего миропорядка и стремясь следовать определенной Богом иерархии бытия, в которой высшая власть - излучение и отражение образа Божиего.

Ее связь с законом, с моралью и нравственностью недвусмысленна. И именно передачей этой связи закона-морали-нравственности-миссионерства от Византии к Руси и характеризуется замена той разрозненной системы, которая существовала на Руси до Ивана III, на систему, укрепляющую разные народы под единым скипетром.

Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований , напомнил, что сегодня необходимо говорить не о государстве, а о цивилизации, что и Византийская империя была не просто империей, а цивилизацией, альтернативой той западной цивилизации, которая сложилась к тому времени.

И наша Российская империя также была альтернативной восточно-православной цивилизацией. Не просто государство большое и сильное вызывало и сейчас вызывает раздражение и чувство опасности на Западе, но ощущение того, что мы инакие, что мы особая цивилизация, - подчеркнул докладчик.

Юрий Петров, директор Института российской истории РАН , вспомнив о тех геополитических сдвигах, которые стали основанием теории «Москва - Третий Рим» (правление Ивана III стало решающим этапом в формировании русского государства во главе с Москвой; присоединение Тверского княжества, Новгородской республики, ряда Верховских княжеств окончательно решило вопрос о лидерстве Москвы как центра национального объединения), заметил:

На Западе весьма распространено толкование концепции «Москва - Третий Рим» как якобы обоснования геополитических претензий России на мировое господство. Одним из распространенных суждений является акцент на внешнеполитических моментах, соотнесение этой концепции с политикой России на Балканах, перекидывание моста от концепции Филофея к «греческому проекту» Екатерины II. Бытует также и отождествление этой концепции с самыми разными доктринами вплоть до формулы «Самодержавие, Православие, народность». Однако документально доказано, что концепция «Константинопольской вотчины» русский царей была нерусского происхождения. В 1518 году ее изложил в Москве прусский дипломат Дитрих Шонберг от имени легата папы Льва X. А еще ранее эта идея высказывалась венецианским сенатом. Концепция же «Москва - Третий Рим» в XVI веке играла противоположную роль, а именно: она входила составной частью в идеологическое обоснование отказа от вступления в антитурецкую коалицию, поскольку это не соответствовало тогда внешнеполитическим планам Московских князей. Авторы, сближающие более поздние идеи с концепцией «Москва - Третий Рим», искусственно используют этот символ для наполнения его содержанием, в нем не заключающимся, для модернизации и неправомерной экстраполяции на другие исторические эпохи.

Доклад Дмитрия Володихина, профессора исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, был посвящен московскому монашеству:

В XVI веке Русское царство выработало три крупные идеи: Москва как Третий Рим, Москва как второй Иерусалим и Москва как Удел Пречистой. Все эти концепты были творчеством одной интеллектуальной среды - московского иночества, то есть иноков-книжников, которые либо жили в крупных обителях Восточной Руси - и в первую очередь я имею в виду Иосифо-Волоцкий монастырь, либо принадлежали к Московскому митрополичьему двору.

Общеизвестный факт: идея Москвы как Третьего Рима была высказана иноком псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем. Однако слова, высказанные иноком Филофеем, не имели широкого политического значения, это были, прежде всего, опасения, ведь Руси, Москве досталась роль столпа восточного христианства, роль той силы, которая должна сберечь Православие от полного разрушения и гибели. И Филофей ужасается: какое же нужно иметь благочестие, чтобы выполнить столь значительную роль, чтобы соответствовать ей!

Однако впоследствии, не во времена Василия III, когда писал инок Филофей, а через много десятилетий, именно московское иночество сумело придать этой идее иное звучание - политическое. Это произошло уже при государе Федоре Иоанновиче и связано с утверждением Московской патриаршей кафедры. Именно тогда идея «Москва - Третий Рим» впервые зазвучала как нечто принадлежащее если не политике, то идеологии. И совершенно ясно, что это работа московского монашества.

Но когда на Руси появился этот замечательный по своей интеллектуальной силе слой - иноки-книжники? Южная Русь - Киевщина выработала иноческую традицию в XI-XII веках, вскоре появилась своя мощная монашеская традиция на Новгородской земле, а следовательно - и на Псковской земле. К ней принадлежал и сам инок Филофей. Владимиро-Суздальская земля приобрела эту традицию несколько позднее - в XII-XIII веках. Московская же Русь ни в XII, ни в XIII, ни в XIV веках не была средоточием сколь-нибудь значительных иноческих традиций. Здесь было лишь несколько незначимых монастырей. И надо было создать мощный слой иночества, чтобы он постепенно, в течение многих поколений вырос в эту интеллектуальную силу, чтобы поднять громаду столь значительных и до сих пор живущих в русском сознании историософских идей. Когда же это произошло? В середине - второй половине XIV века. И рождение московской иноческой традиции связано с деятельностью двух светочей нашего монашества - святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского. Именно при святом Алексии появился Чудов монастырь, который стал интеллектуальным средоточием московского монашества. А от обители Сергия Радонежского, по образному выражению одного из наших классиков, словно лучи, разошлись его ученики и соратники, основывая новые обители по Московской Руси и за ее пределами - на Севере. Тогда Москва украсилась многими монастырями, которые станут впоследствии чрезвычайно влиятельными в духовной жизни.

И конечно же, нашему монашеству нужно было пройти путь восприятия интеллектуальных традиций поздней Византии. Московское монашество активно вбирало в себя всё, чему его могли научить византийские книжники. А у Руси XIV-XV веков был постоянный богословский диалог с поздней Византией. Необходимо понимать, что византийская культура - это не просто один из корней культуры древнерусской. Это один из корней культуры собственно старомосковской.

Именно Русская Православная Церковь и в особенности московское иночество дали Русской державе возможность мыслить себя в столь высоких богословски обоснованных, исторически фондированных категориях, как Третий Рим, Второй Иерусалим, Удел Пречистой.

Александр Дугин, философ, политолог, социолог , в докладе «Третий Рим как национальная идея» обратил внимание на религиозное значение смысла империи, связав его с учением о судьбе земной Церкви:

Император - фигура эсхатологическая с самого начала, препятствующая приходу антихриста. Есть империя - нет антихриста, нет империи - есть антихрист. Империя - это не просто земная организация жизни, это - священная миссия, это часть фундаментального экклезиологического периода.

А. Дугин подчеркнул:

Полноценными наследниками империи мы стали как раз при кульминации династии Рюриковичей, при Иване Грозном. В этом мы видим исполнение судьбы русского народа и русской государственности. Мы сподобились в XVI веке стать империей. Помазание Ивана IV на царство и проведение Стоглавого собора в 1551 году - это, конечно, было вступлением в права империи.

Империя - это наш религиозный православный русский дом. Как мы можем двигаться в этом направлении для восстановления полноты христианского бытия? Нам дана только одна линия. Только одна линия действительно соединяет нас с изначальным христианством - это аскетическая традиция, традиция старчества, традиция монашества. И неслучайно именно монашество было той средой, которая напомнила о необходимости трансляции идеи, переноса империи на Москву - Третий Рим.

Христиане многие века могут жить и в неправильном политическом государстве, как первые христиане жили в языческом Риме. Но живя в неправильной политической системе, противной христианскому принципу, христиане никогда не должны говорить этому «да». Они не должны признавать глубинную религиозную легитимность любого политического устройства, кроме имперского. Не империалистического, не националистического, а именно духовно-имперского. Только империя - политическая родина христианина. И сегодня очень важно отозвать легитимность от либеральных, демократических, светских и даже националистических политических моделей. Они могут быть, они есть сейчас. Мы можем быть и оставаться христианами внутри этих систем, но они - аномалия. К чему они ведут, показывает нам Богом проклятый Запад, который, отпав от этой имперской онтологии много веков назад, дошел до абсолютных извращений, до Кончиты Вурст, до легализации всех пороков. И это путь всех тех, кто вступил на тернистую дорогу отрицания империи. Это кара за потерю империи, за ее искажение. Поэтому, если мы хотим отстаивать наши русские православные ценности, мы должны отозвать доверие легитимности тому, что не является имперской политикой. Да, может быть, мы ее не заслуживаем, может быть, мы должны вымолить царя, может быть, заслужить его, но это наша цель. Одно дело, когда мы говорим демократии «да» и на самом деле признаем ее легитимность, как и либерализма, западничества, а другое дело, даже не будучи в силах изменить это и не будучи в силах построить империю, мы должны сказать этому «нет». И настаивать на своем собственном политическом, религиозном, духовном, историческом идеале, которым является в первую очередь наша идея Москвы - Третьего Рима.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) , выступивший в завершение конференции, сказал:

Мы должны не упускать из вида причины, по которым старец Филофей написал свое послание. Во-первых, надо помнить, что старец Филофей был духовником. В те времена необязательно было быть священником для того, чтобы исповедовать. Главная задача старца была одна - приведение людей к Богу и борьба с грехом.

Что же говорил старец Василию III? «Ты - государь Третьего Рима, а что вокруг тебя творится? Что творится при твоем дворе?» А творилось то же самое, выражением чего является сегодня Кончита Вурст. И это отражено в названии послания: «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде».

Надо помнить и о ереси жидовствующих, распространившейся в это время. Эта ересь характеризовалась отказом от веры во Христа и от веры в Церковь, но и распространением порока, тогда занесенного на Русь тоже с Запада, как и сейчас. Это был страшный нравственный бич. И именно это подвигло старца Филофея. Какие слова он находит! «Пишу с плачем и горько говорю, чтобы искоренил ты в своем православном царстве сей горький плевел, о котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях содомских…»

Надо вспомнить, что это XV век - время особое для западной Европы, когда падение нравов было ужасающим. Именно тогда не сбылись суеверные чаяния о кончине мира по истечении седьмого тысячелетия от сотворения мира. И люди сказали: «Всё позволено». Эта зараза стала перетекать в больших количествах на Русь. Эта проблема стала огромной в средах элиты.

В это же время были стяжатели и нестяжатели. Но никакого конфликта между ними не было. Это всё придумано в XIX веке и в последующей советской историографии. В чем же тогда был смысл дискуссии между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким? Они думали, что делать с еретиками. Нил Сорский, который еретиков особенно и не видел в своем далеком скиту, настаивал на том, что к ним нужно относиться достаточно снисходительно. А Иосиф Волоцкий, который видел всё зло, что распространяли вокруг себя еретики, призывал либо увещевать тех, у кого ересь выражалась только в ереси ума, либо казнить тех еретиков, которые вокруг себя распространяют нравственную заразу. Это была главная проблема, на тему которой велась дискуссия.

Икона “Москва – Третий Рим”



Описание Иконы.

Данная икона представляет собой символическое изображение града Москвы, самого Русского Царства как Третьего Рима, наследника Византии – Второго Рима. Так как содержание иконописного изображения строго ограничено сугубо духовными образами и темами, то эта икона отражает только события, связанные с духовной миссией Третьего Рима: сохранением Православия и Престола Удерживающего – Православного Императора, Царя.

Первый Рим, «вечный» город- столица самой могущественной империи в мировой истории, в образовании и возвышении которой усматривается особый Божий Промысел.

Византия стала её не только политической, но и духовной преемницей. Равноапостольный Константин, перенесший столицу Империи в г. Византий, первым из Римских Императоров показал пример её служения Православию и личного участия Царя в Церковных делах.

История Первого Рима особым образом отмечена чудесным явлением на небе перед Ним, еще не уверовавшим во Христа, и Его войском Креста (на иконе это явление показано внизу слева над самим Римом).

Церковный историк Евсевий описывает это чудесное явление следующим образом: «Усердно вознося свои молитвы и прошения (к Богу о том, чтобы Он вразумил его о Себе и обратил от заблуждения к свету истины), Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Однажды в полуденные часы дня, когда Солнце начало склонятся к западу, говорил Царь, Я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на Солнце знамение Креста, с надписью: «Сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как Его самого, так и все войско, которое само, не зная куда, следовало за Ним и продолжало созерцать явившееся чудо».

Однажды, уже основывая Царьград, Новый Рим, равноапостольный Константин ясно выразил согласованность своих планов с Божией волей. Произошло это так. Император решил показать границы будущего Царственного града, очертив их своим копьем. Это он делал, сидя верхом на коне, и находившимся рядом с Ним его приближенным показались эти границы слишком продолжительными. На их недоумение Император ответил: «Буду идти, пока не остановится Идущий впереди Меня» (на иконе показан равноапостольный Константин на коне с копьем, опущенном до земли и оставляющем за собой след на земле; внизу- крепостные стены будущего Царьграда).

В течение целого тысячелетия Второй Рим во главе с Помазанником Божиим занимал ведущее место в деле укрепления и сохранения Православной Веры (на иконе внизу справа показан Первый Вселенский Собор). Однако, не всегда он оставался верен Православию, его духовным и нравственным идеалам, что и привело его к неминуемой гибели.

Падению Царьграда предшествовало много предзнаменований. Самым ярким из них представляется явление огня и света, исходящих из купола Софии (на иконе показан собор Святой Софии, из окон которого вырываются языки пламени, а с верха купола выходит свет).

Византийский историк описывает его так: «В 21 день мая, грехов ради наших, было страшное знамение в граде: ночью осветился весь город… Сбежалось множество людей и увидели: у великой церкви Премудрости Божией, из окон купола, изошел великий пламень огненный, надолго окружил купольную шею, и собрался пламень и соединился в единый, и был как свет неизреченный, и се взят был на небо … Когда же свет достиг неба, отверзлись двери Небесные и, приняв свет, опять затворились».

Патриарх сказал Царю: «Это – тот свет неизреченный, который совокупно действовал в великой церкви Божией Премудрости с прежними светильниками и архиереями вселенскими. Се Ангел Божий, которого утвердил Бог при Юстиниане Царе на сохранение Святыя Великия Церкви и града всего, отошел в ночь сию на небо; и сие знаменует, что милость Божия и щедроты Его отошли от нас …».

Явление Тихвинской иконы Божией Матери в северных землях Руси также рассматривается как одно из таких предзнаменований (на иконе показан Ангел, несущий с Царьграда этот образ и само явление).

После падения Константинополя духовную миссию Второго Рима возложило на себя Православное Московское Государство. Можно сказать, что внешним выражением этого стало изгнание Великим Князем Василием Темным митрополита Исидора, принявшего Флорентийскую унию (в центре на иконе над сиянием, исходящем из купола Софии Константинопольской, показан Великий Князь Василий, повелевающий заточить митрополита Исидора, прибывшего с Флорентийского собора, в келью Чудова монастыря).

Немного позже (1523г.) преподобный Филофей, старец Псковского Елеазарова монастыря, Великому Московскому Князю Василию III написал послание, в котором и было записано: «Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быть» (на иконе эти слова в надписи на свитке, который держат Ангелы под образом Господа Иисуса Христа, именуемом «Царь Царей»).

Исключительное значение в деле сохранения Православия отводится деятельности Русских Государей (в центре иконы показан на троне Святой Царь Иоанн Грозный, ведущий прение о Вере с посланным к нему иезуитом). Милостию Божией никто из наших Великих Князей и Царей никогда не склонился ни к какой-либо ереси или Церковному расколу.

Основными врагами Православной Руси на протяжении многих столетий были жиды, на Востоке – агаряне, на Западе- латиняне. Но самых опасных из них и до ныне представляют собой все те же жиды (на иконе справа показан Святитель Геннадий Новгородский, наказывающий осужденных Московским Собором (1490г.) жидовствующих, которые по его благословению были проведены по всему Новгороду на лошадях (ослах) лицом к хвосту в берестяных остроконечных шлемах и в вывороченных платьях; в руках святителя свиток с надписью «Се воинство сатанино», эта надпись была нанесена на их берестяные шлемы).

Само понятие “жиды” наднационально, так как выражает собой всех христоненавистников, борющихся с Господом нашим Иисусом Христом и с Его Церковью. Например, во времена Святителя Геннадия жид Схария был евреем, а принявшие его лжеучение были славянами, но это не помешало им стать жидами-христоборцами. А их ересь получила свое наименование “ересь жидовствующих”.

Других врагов, нападавших на западные Русские земли, латинян, начал сокрушать еще Святой Благоверный Князь Александр Невский (на иконе слева показано Ледовое побоище), а Святой Царь Иоанн Грозный вел с ними войны, вошедшие в историю под названием «Ливонские» (это отражено на иконе над Ледовым побоищем).

В тяжелейший период Смутного времени решающую роль в устранении латинской агрессии сыграли послания Святителя Гермогена, разосланные в разные города. В этих посланиях русские люди призывались встать на защиту Православного Отечества (на иконе изображен момент передачи одного из таких посланий).

На восточных рубежах Руси постоянные нападения со стороны исламистов были устранены взятием Казани (взятие Казани показано на изображениях двух связанных между собой событий: осадой этого города русскими войсками и водружением в нем после их победы Православного Креста Святым Царем Иоанном Грозным).

Этой окончательной победе над остатками Орды предшествовала Куликовская битва. Русское войско под командованием Царя Иоанна Васильевича шло на Казань под стягом, который осенял воинство Благоверного Князя Дмитрия Донского (под Новгородом на иконе показан Троицкий монастырь и благословляющий Святого Князя Дмитрия Донского на этот ратный подвиг преподобный Сергий Радонежский).

В наше время у России два основных врага: Ватикан, навязывающий разными способами Русской Православной Церкви унию (на иконе римский папа показан сидящим на своем престоле, подножие которого утопает в адской бездне, а ноги самого папы как своего верного слуги обнимает нечистый дух; папа отворачивает свое лицо от народа Божия,- православного народа, объединенного властью Православного Царя) и сионисты, строящие на всей планете новый мировой порядок, удобный для воцарения антихриста (в настоящее время их власть сосредоточена в Америке, и на иконе это символически представлено в виде здания с американским флагом)

Издревле православная иконография содержала апокалиптический сюжет под названием «Ангелы, запечатлевающие верных», и на одной книжной миниатюре 16 в. этот сюжет изображен с Православным Царем в центре. Такая иконография прекрасно демонстрирует кульминацию событий конца мировой истории, когда, согласно многим пророчествам, в России будет править последний Царь, который возглавит в непосредственно в предантихристовы и антихристовы дни православный русский народ, этот стан святых и город возлюбленный» (Откр.20, 8), на брань с апокалиптическим зверем-антихристом.

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...

***

456. Здравствуйте Максим Валерьевич. Сегодня прочитал статью на 3rm.info под следующим заголовком: "Патриархи Варфоломей, Кирилл и митр. Илларион, злейшие еретики во Вселенной". Там же приводится масса ссылок, фото и видеоматериалы о нежной любви нашего священноначалия с еретиками и масонами. Хотелось бы узнать Ваше мнение: о сайте "Москва-Третий-Рим", о изложенном там материале, о грядущем Всеправославном соборе (8-ом?!). А также получить от Вас добрый совет, как жить в наше апостасийное время? Как правильно не молчать, чтобы не предать Бога? Чтобы не отпасть от Матери-Церкви? С уважением, Димитрий.

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

  • "Осторожно - искушение псевдоправославием" - раздел, посвященный проблеме псевдоправославных учений, суеверий, расколу и младостарчеству...

08.02.2016.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Дорогие друзья! Очень часто, к сожалению, вижу в ленте то, что многие из моих интернет — друзей делятся ссылками на публикации некоего сайта «Москва — 3 Рим», позиционирующего себя как православный интернет — ресурс.

На страницах этого сайта можно увидеть вот такое сообщение:

Очень интересны такие заявления (говоря современным языком — двойного стандарта) на фоне того, что сами авторы в своих публикациях сеют этот самый раскол, преподают «анализ» информации таким образом, что складывается негатив по отношению к нашему Патриарху и священноначалию:

Если внимательно рассмотреть публикации разделов «Патриарх», «Православие», «Ереси», «Экуменизм», а особенно — раздел «Пророчества» на этом сайте:

то мы увидим, что авторы сайта пропагандируют раскольничьи настроения, неуважение и неповиновение священноначалию, открыто называют Святейшего Патриарха Кирилла экуменистом и еретиком (и не только его одного!), публикуют весьма сомнительные «пророчества», приписываемые многим известным старцам и отцам Церкви (прп. Серафиму Саровскому, святителю Игнатию Брянчанинову и многим другим), а так же активно пропагандируют «пророчества и поучения» некоего афонского монаха отца Рафаила (Берестова) — о котором еще архимандрит Тихон Шевкунов в своей книге «Несвятые святые» четко указал, что у отца Рафаила проблемы с психическим здоровьем (с годами, как видим, выросшие в духовную прелесть и младостарчество (или псевдо — старчество.. что по сути — одно и то же), а так же различные псевдопредсказания сомнительного характера (как по содержанию, так и по приписываемому авторству) от Пелагии Рязанской, Лаврентия Черниговского и многих других..

Так же мы увидим на этом сайте активно ведущуюся работу по распространению таких ложных в нашей Церкви направлений, как уранополитизм, царебожие, анти — ИНН и прочее…

Так же распространяемая по приходам газета «Православный крест».

Как я и думал — это так называемые «истинно — православная катакомбная церковь имени святителя Тихона, патриарха — исповедника».. одним словом — раскольники… царебожники, уранополиты, анти — ИНН и прочая — прочая — прочая… Достаточно только увидеть, как там поливают грязью «экуменисты поганые» все наше священноначалие! Странно даже что прихожане упорно игнорируют сие — как в этой газете льют грязь на Патриарха! Помните: «не все то, что именуется «крест» и «церковь» — есть Православие!» Вам нужно более активно работать именно в направлении разоблачения самозванцев! Сам сайт этой псевдо — православной газетки: www.pkrest.ru .

В таких случаях сразу понятно — если есть хоть слово против официальной линии Церкви — то нужно сразу смотреть исходники! — в исходниках этой газеты (с позволения сказать) — нет ни одного слова о благословении со стороны священноначалия, все сотрудники редакции — миряне… материалы подбираются в основном по самым популярным изданиям о новомучениках и исповедниках российских… более — менее православные статьи, подписанные священниками — надо разбираться — что за священник, с какого прихода и т.д…. есть ли у него благословение его архиерея на сотрудничество с непонятным изданием.. рядом с материалами о посте (я посмотрел только выпуск от 7 апреля 2014 г.. сегодняшний) — тут же материал об «экуменической деятельности митрополита Иллариона и ложности грядущего всеправославного собора».. мне этого было достаточно… самые активные в этом направлении — именно ИПЦ лже-патриарха Рафаила, значит газетка — как минимум — сотрудничает с ними.. как максимум — и есть их печатно-электронный орган, «волк в овечьей шкуре», прикрывающийся православными материалами для того, чтобы прокрасться в Церковь и сеять смуту и раскол через ложь..

Дорогие друзья! Убедительно прошу вас: не посещайте эти, весьма сомнительные сайты, не распространяйте сомнительные газеты! Если мы уже в самом начале видим несоответствие: позиционирование себя, как принадлежащее к РПЦ МП и предупреждающее о недопустимости раскола и ереси, но при этом в публикациях — распространяют совершенно обратное этим заявлениям — то одно это уже ставит авторов сайта и газеты под сомнение в их принадлежности нашей Матери Русской Церкви!

Сайт «Москва — 3 Рим» и газетка «Православный крест»- это НЕПРАВОСЛАВНЫЕ ресурсы, это волки в овечьей шкуре!

Будьте бдительны и осторожны в выборе своих источников информации! Помните слова Священного Писания: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.” (Мф. 7:15). Помните, дорогие мои, что враг Божий — сатана — использует множество путей, дабы прельстить людей и увести от Бога: «Берегитесь, это будет так хитро сделано, что многие прельстятся» (Мф.24:4-5)…

Можно много привести цитат Священного Писания, предостерегающих нас от вот таких вот лжеучителей, лжепророков, волков в овечьей шкуре! Призываю всех быть более внимательными и избирательными в источниках информации (особенно — интернет – источниках), ибо сатана не спит и ищет — как прельстить и как погубить душу человеческую, уведя ее с пути спасительно в дебри раскола и лже-учений!