Царь ирод убивает пророка яхию. Cocтояние иудеев при последних царях персидских




Сегодня легче понять тайну Израиля, нежели сто лет назад, потому что для ее понимания надо представить себе мир, в котором живут только язычники. Надо вообразить мир, в котором Евангелие еще не проповедано, а вокруг кишьмя кишат маги, колдуны, шаманы, духи и боги. Сегодня это сделать проще. Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по «привороту» и «отвороту». Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные «планы», «эоны» и «энергии». Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: «Господи!».

И сколь редко на книжных развалах, заставляющих городские перекрестки и подземные переходы, сегодня можно встретить книгу о православии, столь же редко три тысячи лет назад можно было на земле услышать слово о Едином Боге.

Израиль появился на арене мировой истории поздно и на очень ограниченном участке земли. Уже не одно тысячелетие культурной истории человечества было за спиной. Уже были построены египетские пирамиды. Уже были сложены шумерские сказания. Уже финикийские корабля бороздили Средиземное море… На Крите уже был построен лабиринт…

Уже много раз в самых разных странах и племенах были рассказаны странные мифы о том, что Бог был свергнут или убит. А на Его место воссели нынешние небесные «владыки» – ваалы. Так верили родственники евреев – жители Ханаана. Они были убеждены, что высший Бог был свергнут своим правнуком по имении Ваал. Этот миф из ближневосточных, скорее всего, хеттских, преданий перешел к грекам (с переменой имен он теперь рассказывался о Зевсе и Кроносе). В Шумере верили, что нынешний их владыка – Мардук – пришел к власти, убив первичную богиню по имени Тиамат…

Люди кланялись духам, о которых и сами знали, что те не являются Богом, т. е. Изначальным творческим Бытием. Религия была неотрывна от магии и колдовства. И не только слабость человеческого духа была причиной забвения о Боге в религиях народов Земли. Те духи, к которым они разноименно взывали, были достаточно реальны. Они могли оказывать некоторую помощь – но при условии, что человеческое почитание будет замыкаться на них и не искать Бога. (Диакон Андрей Кураев. «Как делают антисемитом»)

Когда евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога – Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам – первый царь Израильский.

Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: “Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской” (3Цар.12:28).

Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма.

Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: “Так говорит Господь Бог Израилев: …и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста” (3Цар.14:7;10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали “ходить путями” его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав.

Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами.

Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия.

Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля – Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33).

Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь добр, милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

С использоваием материалов:

Вениамин (Пушкарь), еп. Священная Библейская история Ветхого Завета pstbi.pagez.ru/item.php?id=874&cid=7

Пророками называются такие святые люди, которые, по внушению Духа Святого, прорекали (предсказывали) о событиях, раскрывали их истинный смысл, особенно о грядущем пришествии Спасителя мира; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию и творили разные знамения и чудеса. Они обличали евреев в идолопоклонстве, призывая их к покаянию. Одни из них проповедовали только устно, а другие, кроме того, оставили после себя священные книги, написанные ими по внушению Духа Святого.

Из пророков, живших в Израильском царстве, особенно замечательны: Илия, Елисей и Иона, а из пророков, живших в иудейском царстве – Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль, Иезекииль и Даниил.

Пророк Исаия

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Был он потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые серафимы и взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Один из серафимов взял клещами горящий уголь с Небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: «Вот, грехи твои очищены». После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев. Пророк Исаия предсказал, что Иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество.

Особенно ясно Исаия предсказал о Христе Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7, 14), что значит «с нами Бог». Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи людские: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригушим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Исаия пророчествовал также, что Спаситель, распятый со злодеями, будет погребен не с ними, а в гробе богатого человека: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». Через веру во Христа Спасителя люди спасутся от вечной погибели: «Через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

За ясность предсказаний о Христе Спасителе пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. 4Цар. 16, 18-23; 2Пар. 28-35; Ис.

Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия

Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие и идолослужение народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет.

Сначала вавилонский царь Навуходоносор подчинил себе иудейского царя, но Иерусалим сохранил и не разрушил всего Иудейского царства.

Пророк Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Он указывал, что вавилоняне посланы на иудеев Богом в наказание за грехи царей и народа, за отступничество от веры. Он говорил им, что единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Но ни царь, ни народ не послушались пророка и подняли восстание. Тогда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Р.X. взял Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания храм Соломонов. Тогда же погиб и Ковчег Завета.

Весь народ иудейский был отведен в плен. Только самые беднейшие иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей. Пророк Иеремия остался в Иерусалиме. Он плакал о нечестии своего народа на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. 4Цар. 24-25; Иер. 1-52; 2Пар. 36, 5-21.

Падение Израильского царства

Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари, ни народ не слушались их.

Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от царства Израильского, и оно погибло. Ассирийский царь Салманассар завоевал и разрушил царство Израильское. Он отвел большую часть израильского народа в свою страну. На их место переселил язычников из своего царства. Эти язычники смешались с оставшимися израильтянами и образовали народ, который стал называться самарянами, по имени Самарии, главного города погибшего Израильского царства.

Самаряне говорили не чистым еврейским языком. Они приняли веру в истинного Бога, но не вполне, потому что не оставляли и своих прежних языческих обычаев и из пророков почитали только одного Моисея. Иудеи презирали самарян, не садились с ними вместе за стол и старались даже не говорить с ними.

Израильское царство просуществовало 257 лет.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. 4Цар. 17.

Пророк Илия

Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве, который поклонялся идолу Ваалу (солнцу) и принуждал к тому же и народ. Илия пришел к Ахаву и от имени Бога объявил ему: «За твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моей молитве». Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илия по Божиему повелению поселился в пустыне у ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья.

Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове и жить у нее. Три с половиной года продолжалась засуха. Илия, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав собрал народ, Илия сказал: «Довольно вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Давайте принесем жертву: вы – Ваалу, а я – Господу Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву, Тот и есть истинный Бог». Все согласились.

Первыми стали приносить жертву жрецы Вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день около него скакали и кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой так, что ей наполнился ров. Потом Илия обратился с молитвой к Господу. И тотчас сошел с неба огонь Господень, и попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный Бог!»

Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобой, проси меня, о чем хочешь». Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь, но, если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на Небо. Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его». Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство Израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское – колесницы и конница его. В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда Илии. Елисей поднял ее и с ней получил двойной дар пророческий.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. 3Цар. 16-19; 4Цар. 1; 2, 1-15.

Пророк Елисей

Святой пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафат. Бог прославил пророка многими чудесами. После взятия Илии на Небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и он перешел по сухому дну.

Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: «У нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна». Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусной и здоровой.

Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказой (заразными гнойными ранами). Никто не мог вылечить его от этой болезни. У жены Неемана была служанкой пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она сказала: «Вот, если бы господин мой побывал у пророка в Самарии, то он снял бы с него проказу». Нееман поехал в землю израильскую к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас стал здоровым. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него.

Когда Нееман отправился домой, слуга Елисея, Гиезий, догнал его и взял у него, от имени пророка, серебро и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею. «Откуда ты, Гиезий?» – спросил его Елисей. «Раб твой никуда не ходил», – ответил Гиезий. Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: «Вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его». И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказой.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он при падении своем коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. 4Цар. 2-10; 13, 1-21.

Пророк Иона

Пророк Иона жил после пророка Елисея. Однажды Господь повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу Ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, что Господь погубит их, если они не покаются. Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла. По изволению Божию, пророка проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Жители поверили его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И Господь помиловал их. Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткой, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение, и оно засохло. Иона очень сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Ион. 1-4.

Пророк Даниил

Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. За строгое исполнение Закона – за воздержание (пост) и благочестие – Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу.

Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: «Нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов.

Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его.

Даниил пришел к царю и сказал: «Царь, когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собой, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собой всю землю. Вот, царь, твой сон!»

«Этот сон, – продолжал Даниил, – означает следующее: ты царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое – это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».

Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: «Воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!».

Он поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской.

Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства, следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство – святую Церковь. Гора, от которой оторвался камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное царство.

Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин, то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за ней последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Дан. 9, 23-27).

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Дан. 1-14.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в .

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению пророки Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" () и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Кроме великого Исаии, Бог воздвиг других пророков, возвещавших Его волю, запечатленную в книгах Ветхого Завета.

Первым из них был Михей , пророчествовавший во времена Иоафама, Ахаза и Езекии (736–700 до Р.Х.). Он возвещал наступление Божьего гнева на Самарию и Иудею. Самария станет грудой развалин (так и произошло). Все это произошло в наказание за захваты полей бедных, неправый суд и лжепророчество.

Но в последние дни гора дома Господа будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами - Церковь Бога одолеет все ложные религии, и все народы придут к Творцу. Он научит их Своим законам, ибо слава Господа выйдет из Иерусалима. С наступлением царства Божия прекратяться все войны. Народы перекуют мечи на плуги и копья - на серпы. Но самое важное пророчество Михея - что в Вифлееме, на родине Давида родится Христос, Владыка Израиля, Которого происхождение из начала, от дней вечных. Он будет пасти Свой народ, и возвратятся к Израилю оставшиеся братья (язычники), и тогда будет вечная безопасность по всей земле. Завершает Михей свое пророчество возвещанием вечной милости Бога: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7,18–19).

Следующим пророком был Аввакум (VII до Р.Х.). Он спрашивал Бога, почему Тот допускает насилие злодеев. На это Бог ответил ему, что те будут наказаны нашествием халдеев. Но халдеи не меньшие злодеи, чем евреи, - удивился Аввакум. И стоя на сторожевой башне, он получил одно из важнейших откровений Ветхого Завета: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2,4). Так Господь показал новый путь спасения не через добрые дела, а через веру в Спасителя. В своей молитве Аввакум предсказал великое шествие Бога для спасения людей и последнего Суда.

Последним пророком Иудеи был Софония (640–609 г. до Р.Х.). Он также возвещал наступление судного дня. Это будет день гнева, скорби и мрака. Ничто не спасет человека от наказания Господа. Чтобы спастись, необходимо искренно покаяться. Нечестивые города и народы будут уничтожены. Вместо мятежников Бог призовет к Себе народы, которым будут даны чистые уста, чтобы те прославляли Его. Господь придет как Царь в Израиль и простит все грехи и прогонит врагов.

Память пророка Михея совершается 14/27 августа; Аввакума - 2/15 декабря; Софонии - 3/16 декабря.

Кондак пророка Аввакума, глас 8:

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания от светоносна ангела Христово воскресение возвестил еси миру, сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.

Кондак пророка Софонии, глас 4:

Явился еси светозарен Божественным Духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь: се Царь твой грядет, спасаяй.

ЦАРЬ МАНАССИЯ (4Цар.21,1–18; 2Пар.33,1–9)

Благочестивейшему царю Езекии наследовал его сын, Манассия. Удивительно, насколько сын поступал вопреки отцу. Он восстановил все высоты (жертвенники на холмах), поклонялся Ваалу и Астарте. Он осквернил Храм Господа, устроив там идольские капища и создав блудилище. Манассия гадал и колдовал, принес своего сына в жертву. На каждом углу в Иерусалиме устраивали жертвенники злым духам.

Пророки обличали царя, а он в отместку убивал их. Величайший пророк Иудеи, Исаия был перепилен деревянной пилой. Манассия пролил столько невинной крови, что наполнил Иерусалим кровью от края и до края.

Господь в гневе Своем сказал:

За то, что сделал Манассия, Я наведу такое бедствие, что у всякого, кто услышит, зазвенит в обоих ушах. Я протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и вытру его, как вытирают чашу, - вытрут и опрокинут ее, и отдам остаток в руки врагов.

Манассия поднял восстание против Ассирии. Бог послал в наказание за его грехи военачальников царя Ассирийского, и те взяли его в плен. Когда он был брошен в страшное заключение - его голова была прикована к ногам, - тогда он признал свою вину. Манассия помолился Богу, и Он простил такого страшного злодея и освободил его из плена. Так Господь показал поразительный пример Своего милосердия. Он готов простить даже столь великого грешника, как Манассия, лишь бы тот покаялся.

Царь Иудейский возвратился в Иерусалим и постарался исправить то, что он наделал. Его молитва вошла в состав нашего покаянного богослужения - великого повечерия.

Но то страшное дело, которое сделал Манассия, повлияло на всю судьбу Иудеи. Многие евреи были обольщены им. И его сын Аммон возвратился к язычеству отца. - Многие евреи хотели быть как все народы и кланяться не Творцу, а истуканам. И наказание Божие не заставило долго себя ждать.

ЦАРЬ ИОСИЯ (4Цар.22-23; 2Пар.34-35)

Но перед самым концом Иудейского царства Бог дал народу вразумление: на престол Давида взошел один из самых благочестивых царей - Иосия. Он сокрушил истуканов, водруженных Манассией и его сыном Аммоном. Но этим царь не ограничился - Иосия предпринял поход на земли бывшего Израильского царства. В Вефиле царь уничтожил золотого тельца и сжег на нем кости жрецов. Так исполнилось пророчество, изреченное еще при Иеровоаме.

По приказу Иосии начался ремонт в Храме Иерусалимском, оскверненном идолопоклонством. И во время ремонта был найден свиток Пятикнижия, собственноручно написанный Моисеем. В царском дворце давно уже не слышали слова Божия. Когда Иосия прочитал слова Закона, он был в ужасе, потому что увидел бездну, в которую катится Иудея. По его просьбе первосвященник пошел за советом к пророчице Олдаме.

Так говорит Господь, - сказала она. - Я наведу бедствие на место это и на жителей его все проклятия, написанные к книге, которую вы прочитали (см. Лев.26; Втор.28). И гнев Мой возгорелся над этим местом и не погаснет. А царю скажите, что за его покаяние Я не наведу бедствия в его дни.

Тогда Иосия приказал собрать старейшин и весь народ в Храм. И там, от лица всех иудеев, царь заключил Завет с Богом и пообещал исполнять все его заповеди. Иудеи торжественно отпраздновали пасху.

До конца своей жизни царь Иосия был верен Богу, но народ не захотел отстать от язычества, потому и гнев Божий не был отложен. В то время фараон Нехао пошел войной против Ассирии, и на равнине Мегиддо убил благочестивого царя. Пророк Иеремия оплакал последнего праведного царя Иудеи. После этого началась агония Южного царства.

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ И ГИБЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА

(4Цар.23,31-24,30; 2Пар.36; Иер.; Плач)

После смерти св. Иосии на престол восходили цари-нечестивцы, правившие очень мало.

Иоахаз был арестован фараоном Нехао и убит в Египте. Его преемник - Иоаким был покорен Навуходоносором Вавилонским, который увел в плен первую партию иудеев. В это время на страну непрерывно нападали и соседи, и великие армии Египта и Вавилона - в наказание за невинную кровь, пролитую Манассией, и народное идолопоклонство. Сын Иоакима Иехония был взят в плен и отведен в Вавилон вместе с многими вельможами и ремесленниками. Тогда же Навуходоносор взял с собой сосуды Храма, а на место царя был поставлен Матфания, дядя Иехонии, переименованный Навуходоносором в Седекию. Это был последний царь Иудеи.

Бог послал Своему народу великого пророка Иеремию, призывавшего к покаянию, но народ не желал слушать. Евреи говорили:

Здесь храм Господень! А поэтому беды с нами не будет.

На эти слова Бог отвечал через Иеремию:

Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете, и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите в след иных богов, а потом приходите в Храм и думаете, что спасены, чтобы дальше делать то же? Не сделался ли Дом этот для вас как пещера разбойников? Я отвергну это место и город. И ты не проси за этот народ, ибо Я не услышу.

Услышав проповеди пророка, народ не только не раскаялся, но стал составлять против него заговоры, желая его убить. Тогда Бог повелел показать ему несколько знаков грядущего бедствия. Иеремии было велено не вступать в брак, чтобы не лишиться детей. Затем Бог привел пророка к горшечнику. И вот, в руках у горшечника развалился сосуд, и он из глины сделал новый. Так Бог показал, что если Израиль раскается, то Он отменит Свой приговор. Но они отвечали: «не надейся; мы будем поступать по упорству своего злого сердца».

Тогда Бог повелел перед воротами города разбить кувшин и сказать слово Его:

Я наведу бедствие на это место, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах, и наполню это место трупами за то, что они отступили от Меня. Как разбит этот кувшин, так превратится в развалины Иерусалим.

Когда Иеремия, стоя у ворот Храма, сделал то, что сказал ему Бог, то священник Пасхор ударил его и посадил пророка в колодки. Тогда святой объявил, что в наказание Пасхор умрет в изгнании.

Когда царь хотел узнать у пророка, не поможет ли евреям Бог, то пророк сказал ему слова божии:

Я обращу ваше оружие назад, и Сам буду воевать против города, и он будет сожжен.

Затем Бог приказал сказать во дворе Храма слово Господа, чтобы народ раскаялся. Но Иеремию схватили и бросили в тюрьму и даже хотели убить, но благочестивые сановники защитили его.

В другой раз Бог приказал писцу Иеремии, Варуху, записать его слова и прочитать их перед всеми в храме. Свиток был прочитан царю Иоакиму, но тот сжег его на огне, тем самым отказавшись выполнять прямое повеление Творца.

Многие лжепророки обманывали людей, будто бы Господь защитит евреев, но святой Иеремия показывал их лживость. Так, по его пророчеству погиб лжепророк Анания.

Иеремия предсказал, что вавилонский плен будет длиться семьдесят лет. Но, самое главное, наступают дни, когда Бог заключит Новый Завет с домом Израиля. Он вложит закон в сердце людей и будет им Богом, и они будут Его людьми. Все они познают Господа, и Он простит их беззакония. Все это сбылось, когда Господь Иисус Христос заключил с нами Новый Завет в Своей Крови и вложил в нас Духа Святого.

Как и предсказывал пророк, Иерусалим был осажден войсками халдеев. Тогда Иеремию посадили в тюрьму. Ожесточившиеся военачальники потребовали для него сурового наказания - как антипатриота и «пораженца». Тогда Седекия, царь Иудейский, по малодушию отдал пророка в их руки. Они бросили его в колодец с грязью. Но затем по просьбе оставшихся верных Богу вельмож Иеремию вытащили и держали в подвале до дня взятия города.

Между тем Иерусалим был в осаде, которая длилась три года. Жителей охватил страшный голод, так что началось людоедство. Кроме этого, Бог наслал на защитников мор. И вот 16 марта 597 года до Р.Х. город был взят. Царь Седекия бежал, но был пойман и приведен к царю Навуходоносору. Ему выкололи глаза, но сохранили жизнь, как и предсказывал пророк Иеремия. А его детей, а также военачальников, первосвященника и некоторых других казнили. Народ же переселили в Вавилон. Город и Храм были сожжены. Сидя на дымящихся развалинах, пророк оплакал свой город, увидев шакала, терзавшего труп на развалинах святилища.

Оставшиеся же бедняки после убийства вавилонского губернатора бежали в Египет, взяв с собой и Иеремию. Там он выступал против продолжавшегося идолопоклонство иудеев, и за это был ими убит. Мощи прор. Иеремии Александр Македонский положил в основание Александрии.

Кондак, глас 3:

Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славне Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси и возопил еси велегласно во странах: се Бог наш, и не приложится ин к Нему, Иже, воплощься, на земли явился есть.

ПРОРОК ДАНИИЛ ОТКРЫВАЕТ СОН НАВУХОДОНОСОРА (Дан.1-2)

Когда Навуходоносор увел из Иерусалима в плен первую партию евреев, то он приказал своему вельможе выбрать из царского рода детей, которых должно было воспитывать как будущих вавилонских чиновников. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и велел обучать их мудрости халдейской. Среди них были четыре отрока - Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они решили не оскверняться царскими яствами (которые могли быть посвящены идолам) и просили давать им овощи и воду вместо царской пищи. Начальник сначала боялся за их здоровье, но после десяти дней поста друзья оказались здоровее тех, кто ел с царского стола. Тогда наставник стал забирать себе царские угощения и кормил их овощами и поил водой. Бог наградил друзей за их подвиг поста даром знания и мудрости, а Даниилу дал еще дар понимать видения и сны. Когда царь испытал отроков, то они оказались разумнее всех своих сверстников и всех придворных мудрецов.

Однажды царь Навуходоносор увидел сон, который встревожил его дух, но, проснувшись, он забыл его содержание. Тогда он велел толкователям снов и различным знатокам тайных искусств (магам, чародеям и гадателям) рассказать ему сон и значение его. Те сказали, что никто, кроме богов, не может сделать это. Навуходоносор разгневался и велел казнить всех мудрецов вавилонских. Тогда Даниил обратился к начальнику телохранителей и просил ввести его к царю, потому что Бог, по молитвам друзей, открыл ему сон царя.

Когда Даниила ввели к Навуходоносору, он сказал:

Тайну, которую желает знать царь, не могут открыть гадатели и маги. Но есть на свете Бог, открывающий тайны. Он открыл царю то, что будет после него. Ты видел огромного истукана, стоявшего в чрезвычайном блеске, и вид его был страшен: голова его - из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - из меди, ноги - частью железные, частью глиняные. Внезапно от горы откололся камень без участия рук и ударил в железные и глиняные ноги истукана, так что все раздробилось. И ветер унес их, так что от истукана не осталось и следа, а камень стал великой горой, которая наполнила землю. Вот сон! Толкование же его таково. Ты, царь (и все Вавилонское царство), - золотая голова. После тебя восстанет царство, которое будет ниже твоего (Мидо-Персидское - 539–333 гг. до Р.Х.), - это серебряные грудь и руки. Третье царство - медное (Греческое - 333–64 гг. до Р.Х.). Четвертое царство будет железным, потому что раздробит и покорит себе другие царства (Римская империя - 64 г. до Р.Х. – 1453 г. по Р.Х.). Затем оно разделится да два (395 г. по Р.Х.), которые раздробятся на несколько царств, часть из них будут крепкими как железо, другие - слабыми как глина. Они будут пытаться соединиться через союз людей, но не смогут, как железо не смешивается с глиной. Во времена этих царств Бог воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и само разрушит все царства земли.

в том, что камень отделился от горы без рук, Церковь видит пророчество о том, что вечный Царь родится без участия мужа от Девы. Его царство будет вечным.

Тогда царь поклонился Даниилу и воскурил перед ним благовония, и прославил Господа как Бога богов, Владыку царей, открывающего тайны. По просьбе Даниила Навуходоносор назначил его трех друзей над делами страны, а сам пророк остался при дворе царя.

ТРИ ОТРОКА В ПЕЧИ ОГНЕННОЙ (Дан.3)

Царь Навуходоносор сделал огромного золотого истукана высотой в тридцать метров, а шириной - в три метра. По его приказу были собраны все начальники войск, мудрецы, судьи - весь цвет общества, для того чтобы они поклонились идолу, созданному царем Вавилона. Глашатай громко возгласил:

Объявляется вам, народы, племена и языки! В то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, тамбуринов и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого поставил Навуходоносор царь. А кто не поклонится, тотчас будет брошен в печь, раскаленную огнем.

И народы, услышав звуки оркестров, пали ниц перед золотым истуканом. Некоторые же из халдеев донесли на иудеев, что те не захотели почтить идола. Тогда Навуходоносор разгневался. К нему привели трех отроков, и он спросил их:

Правда ли, что вы не желаете поклоняться тому истукану, которого я поставил? Будьте готовы при звуках оркестра поклониться идолу, иначе будете брошены в раскаленную печь. И где тот Бог, который спасет вас от руки моей?

Те отвергли его повеления:

Нет нам нужды отвечать на это. Есть на небесах Бог, Который может спасти нас от огня, но даже если этого и не будет, то знай, что богам твоим мы не служим и истукану твоему не поклонимся.

Царь впал в ярость, изменился в лице и приказал бросить их в пламя. Они были скованы кандалами и во всей одежде они были брошены в печь. По приказу царя печь растопили в семь раз сильнее, чем обычно. Пламя поднималось на 25 метров над ней. Оно было настолько сильно, что даже сожгло палачей. Три отрока стояли в огне, но огонь не прикоснулся к ним. Ангел Господа сошел к ним в печь и выбросил пламя из середины ее. Вместо огня их окружил ветер, полный росы. Тогда три отрока благословили Господа и призвали в общей песне все творение возносить хвалу Создателю.

Навуходоносор вгляделся в пламя и удивленно спросил придворных:

Не трех ли мы бросили в печь, откуда же у там четвертый, чей вид подобен Сыну Божию.

Тогда он подошел к устью печи и позвал их. Они вышли нетронутыми огнем, так что даже одежды их не имели запаха дыма. Царь прославил их и благословил Творца, спасающего Своих верных рабов.

Чудо избавления трех отроков предуказывало спасение всех праведников из адского пламени силой Вечного Посланника Отца - Иисуса Христа. Так Господь обещал спасти нас через веру. Великое чудо - вера отроков! Она оказалась сильнее силы стихий. Так и христиане могут всё силой Христовой через веру в Спасителя.

Кондак, глас 6:

Рукописанного образа не почетше, но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся; среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый! и потщися, яко милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.

НАКАЗАНИЕ НАВУХОДОНОСОРА (Дан.3,98-4,34)

После того, как Навуходоносор возгордился до того, что в честь себя воздвиг истукана, Бог покарал его. Он увидел сон, который никто не мог ему объяснить. Царь видел высокое дерево, на котором росло множество плодов и жили птицы, а под ним селились звери. Вдруг с небес сошел Бодрствующий и Святой и сказал:

Срубите это дерево, обрубите его ветки, пусть улетят птицы и сбегут звери. Но пусть останется лишь главный корень в земле, закованный в узы. Его часть будет с животными. Отнято будет у него сердце человеческое и дано сердце звериное, пока не минуют над ним семь времен. Повелением Бодрствующих так определено и по приговору Святых назначено, чтобы знали люди, что Всевышний владычествует над народами и дает царство, кому захочет.

Тогда царь пригласил пророка Даниила, чтобы тот истолковал ему сон. Даниил с печалью сказал:

Твоим бы врагам этот сон и противникам значение его! Дерево - это ты, царь, которому Бог дал всю власть. А ты возгордился против Него. Поэтому ты сойдешь с ума, будешь отлучен от людей, и травой будут кормить тебя, как вола, пока не пройдет семь времен и ты не узнаешь, что только Бог властвует над царствами и дает их, кому хочет. Но царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Поэтому советую тебе: искупи грехи свои правдой и беззакония - милосердием к бедным: вот чем может продлиться мир твой.

Но царь не послушался. Спустя год он гулял по царскому дворцу и сказал:

Это ли не великий Вавилон, который я построил силой моего могущества и в славу моего величества!

Твое царство отнято у тебя, и ты будешь жить с полевыми зверями, пока не познаешь, что Всевышний владычествует над народами и дает царство, кому хочет.

Тотчас царь сошел с ума, сорвал с себя одежду и убежал в лес. Он ел траву, как вол, тело орошалось небесной росой, так что волосы выросли у него, как у льва, и когти - как у птицы. И прошло над ним семь времен (т.е. семь сезонов - три с половиной года).

После этого к нему вернулся ум, и Навуходоносор поднял глаза к небу и благословил и прославил Вечносущего, Которого владычество вечное. А все живущие на земле ничего не значат. Он делает, что хочет, и на небе, и на земле, и никто не может сказать Ему: «что Ты сделал?» Он силен смирить ходящих гордо.

После этой молитвы нашли его царедворцы, и Навуходоносор вернулся на царский престол. Эта история учит нас, как Бог смиряет гордецов, какую бы власть они не имели.

ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛЯ (Иез.)

В Вавилонском плену Бог не оставлял свой народ и воздвигал ему новых пророков. Одним из великих пророков был Иезекииль. Бог явился ему в страшном облике. Он восседал на небесных живых существах - херувимах, подобных льву, орлу, быку и человеку. Эти духи светились как молнии, и около них шли живые колеса, полные глаз. Над этими высшими духами было нечто, подобное хрустальному своду с сапфировым престолом, над которым, сверкая невыносимо для человеческих глаз, было нечто, подобное Человеку. Так пророк увидел подобие славы Сына Божия до воплощения.

Бог повелел пророку идти и возвестить народу праведные суды Его, показать смысл наказания, обрушившегося на Иерусалим, и призвать всех грешников к покаянию.

Я не хочу смерти грешника, - сказал Бог. - Но обратитесь ко Мне и живите.

Бог описал пророку падение Иерусалима и его будущее восстановление, суд над языческими народами и гибель в конце времен великих народов-отступников - Гога и Магога. Устами Иезекииля было возвещено наступление вечного царства Потомка Давида - Мессии.

Однажды Господь вывел пророка на огромное поле, покрытое сухими костями, и спросил его:

Оживут ли эти кости?

Ты знаешь, Господи! - отвечал Иезекииль.

Тогда Бог повелел ему пророчествовать костям. И как только святой изрек Божье слово, началось страшное землетрясение. Кости стали сползаться вместе, покрылись плотью и кожей, но духа в них не было. Тогда Бог повелел пророку пророчествовать Духу:

От четырех ветров приди, Дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

И так произошло. Великое множество оживших стали перед очами Бога. И Он обещал собрать весь Свой народ в святую землю и вывести умерших из гробов. Это великое пророчество сбудется в день Воскресения.

Наконец Иезекиилю был показан вечный храм Бога - образ Церкви, в которой Мессия будет приносить жертву Своему Отцу. Иезекииль увидел, что восточные врата храма закрыты навсегда, потому что ими вошел Бог. Этим он предузнал тайну вечного девства Богоматери.

Также Иезекииль видел великую оживляющую мир реку, вытекающую из храма - образ Святого Духа, Который обновит вселенную.

Тайны, открытые Иезекиилю, продолжают раскрываться и сейчас. Он видел далекое будущее и обновление отравленной смертью и грехом вселенной.

Кондак, глас 4:

Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, воплощение Господне всем провозвестил еси, Сего Агнца и Зиждителя, Сына Божия, явльшася во веки.

ПИР ВАЛТАСАРА (Дан.5)

После смерти Навуходоносора, после того как сменилось несколько его преемников, к власти пришел Набонид, сделавший своим соправителем и царем Вавилона Валтасара.

Однажды Валтасар сделал пир для множества своих вельмож, и перед лицом их пил вино. Когда он напился, то приказал принести священные сосуды из храма Соломона. И он вместе с женами, наложницами и вельможами своими пил вино из священных сосудов. Пил и славил идолов.

Внезапно перед его глазами появилась кисть руки, которая стала писать странные слова на известковой стене рядом со светящим фонарем. Царь страшно испугался, лицо его побелело, связи чресл его ослабели, и колени затряслись от ужаса. Он закричал, чтобы привели всех мудрецов и магов, чтоб те истолковали ему надпись. Но мудрецы не смогли ничего объяснить, очередной раз показывая бессилие демонов перед откровением Бога.

Тогда мать царя напомнила ему о Данииле, который был советником его отца Навуходоносора, и пророк пришел в пиршественную палату. Валтасар пообещал дать ему великие почести и сделать своим соправителем, если он разгадает надпись. Но Даниил ответил:

Дары твои оставь себе и награды отдай другому. А значение надписи я скажу тебе. Твой отец Навуходоносор получил от Бога величайшую власть, но когда он возгордился, то лишился рассудка и как зверь питался травой семь времен, пока не познал, что Всевышний властвует народами и дает власть, кому хочет. И ты знал про это, но не смирил своего сердца, но вознесся против Господина небес и осквернил сосуды дома Его. Пил из них вино и славил безгласных идолов, а Бога, у Которого в руке твое дыхание, ты не прославил. За это была послана к тебе кисть руки и начертано это писание. Вот что написано: «мене, мене, текел, упарсин» (Дан.5,25).

Мене - исчислил Бог твое царство и положил ему конец.

Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким.

Перес - разделено царство твое между мидянами и персами.

Тогда Валтасар, желая «задобрить» Бога, надел на Даниила багряницу, возложил золотую цепь и объявил третьим правителем в царстве. Но это не помогло. Бог не подкупается! В эту же ночь Валтасар был убит персами, под руководством Кира взявшими Вавилон.

ДАНИИЛ ВО РВУ ЛЬВИНОМ (Дан.6)

Кир поставил вассальным правителем Вавилона Дария Мидянина, а сам продолжил войну. Дарий решил поставить над страной 120 сатрапов, а над ними - трех князей. Одним из них стал Даниил.

Тогда движимые завистью князья и сатрапы решили погубить Даниила. Но так как он был безупречен, то они сказали:

Не найти нам предлога погубить Даниила, если только не в законе его Бога.

Тогда они подошли к Дарию и предложили ему издать указ о том, что если в течение месяца кто-либо будет молиться кому-то кроме царя, то его бросят в ров ко львам. Он по тщеславию согласился. А между тем законы мидян и персов нельзя было отменять.

Даниил узнал об указе, пошел в свой дом и, открыв в горнице окно, направленное к Иерусалиму, трижды в день на коленях молился Богу и славословил Его, как делал и раньше. (Отсюда пошел христианский обычай молиться в 9, 12 и 15 часов.)

Тогда завистники подсмотрели, что Даниил молиться, и донесли царю Дарию. Он очень огорчился, но ничего не смог сделать, чтобы спасти пророка. Ведь законы были неотменяемы. Тогда Дарий сказал Даниилу:

- Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! (Дан.6,16)

И Даниила бросили в ров со львами, а сверху положили камень, запечатанный царем и вельможами, чтобы никто (ни царь, ни завистники) не могли ничего изменить в решении о Данииле.

Дарий был очень удручен и лег спать без ужина, и всю ночь мучила его бессонница. Рано утром он прибежал ко рву и жалобным голосом крикнул:

Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

Царь, во веки живи! Бог послал Ангела Своего, и он заградил пасти львов, и они ничего не сделали мне, потому что я оказался перед ним чист, да и против тебя, царь, я не сделал никакого преступления.

Тогда царь чрезвычайно обрадовался и приказал вытащить Даниила, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.

Тогда были приведены клеветники и брошены в ров, и не успели они долететь до дна, как львы растерзали их.

Дарий же издал указ, повелевавший благоговеть перед Богом Даниила, потому что Он есть Бог живой и всегда сущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, Он совершает знамения и чудеса на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов.

Это чудесное избавление пророка символизировало смерть и воскресение Христа Спасителя. Как Даниил был наказан за верность Богу, так и Господь пошел на Крест из послушания Своему Отцу. Как пророк сошел в ров к зверям-убийцам, как бы в самое логово смерти, где не было никаких человеческих способов спастись, так и Христос сходит в глубины смерти, в ад, издревле символизируемый каменным рвом. Львы - это древние убийцы - демоны, чей князь диавол именуется львом рыкающим, ищущим, кого поглотить (1Пет.5,8). Камень, лежащий на рве Даниила и запечатанный царем и вельможами, прообразовал тот камень, который лежал на Гробе Христа, запечатанный первосвященниками (Мф.27,43). Ангел сходит в ров к Даниилу, Ангелы сопровождают Христа, сходящего в преисподнюю. Но пасти демонам затыкает Он Сам, Ангел Великого Совета Божия. Как Даниил невредимым вышел из места смерти, так и Господь живым выходит из гробницы. Как враги пророка погибают, так и все, отвергающие Христа, отдаются им на растерзание демонам.

Тропарь, глас 2:

Велия веры исправления: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо, яко настоящая, далече сущая, львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.