Что дает обучение финансовой грамотности детей. Как обучать финансовой грамотности детей и подростков: игры, квесты, книги, мультфильмы




Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей . Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать , что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать , как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить , что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию .

Читайте также Сайты про финансы Украины В этой статье мы собрали самые важные сайты про финансы в Украине. Это не есть каталог ссылок, в котором собрано все подряд; на этой странице приведен...

К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах : только в 2012-2013 учебном году началось экспериментальное преподавание у старшеклассников украинских школ. Как сообщает 1kr.ua , «пилотный курс «Финансовая грамотность» будет преподаваться в 68 общеобразовательных учебных заведениях, в том числе в колледжах, в 14 областях Украины для учащихся 10-х классов в течение 2012-13 учебного года ». Но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей и подростков, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах » или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить? ». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах , и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или на спортивном кружке кто-то может сболтнуть, что только удачливые станут успешными. Представьте, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ваш ребенок всерьез поверит своим «друзьям». Поэтому важно именно ваше участие , чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И - повторюсь - вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним , чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла? »
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно? »
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? »

Читайте также Полезные сайты по финансам В первом собрании ссылок про финансы я предоставил список сайтов про финансы Украины. В этой подборке сайтов я привожу список сайтов, посвященных фина...

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги , которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите , что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне? » или «как собрать сумму в 64 рубля? ». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните , что дережный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все-равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Зароботок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги .

Читайте также Чтоб стать миллионером, думайте как миллионер Автор хочет донести, что у читателей есть все шансы стать миллионером. Для этого понадобится время и усилия, но это действительно возможно. Для того...

Расскажите детям, что людям надо работать , чтоб зарабатывать деньги . Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите , что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело , и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы . К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем. »

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать , он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас . И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.). Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка , открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте , какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать » или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем:

  • какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
  • почему именно эти предметы, а не другие?
  • какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
  • какие любимые хобби?
  • есть ли варианты обратить хобби в занятость?

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности . Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны : если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности vs желания

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания

Желание - то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить .

Примеры потребностей :

  • дом (в широком смысле)
  • здравоохранение
  • одежда

Примеры желаний :

  • технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
  • ювелирные украшения, бижутерия
  • кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае? » Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи - куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника? », «может пристанем платить за воду? », «что важнее купить: еду или игрушку? »

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое - на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Прямая ссылка на диаграмму ; после перехода жмите «печать» в броузере, чтоб распечатать; вы также можете подстроить диаграмму под себя, изменяя цифры, идущие после «&chd=t:» в адресной строке картинки.)

Правильный выбор: куда тратить деньги

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный , и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности. Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор . Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уровнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 гривен, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 гривен », и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать , какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные : причины за и причины против . Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах

Причины против покупки:

  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», котрые потянуться ко мне из-за последнего айфона

И когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Попросите ребенка сузить список до 1 товара , и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор », потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь , которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельствно - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления .

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать . И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

  • сколько уже есть у вашего малыша
  • сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
  • сколько денег ребенок может накопить в неделю
  • сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните , что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей . Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.

Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день материальные блага в жизни человека имеют весомое значение, поэтому многие не понаслышке знакомы с понятием финансовой грамотности. Часто ли родители стараются объяснить своему чаду насколько важно правильно обращаться с деньгами?

К сожалению, в нашей стране не принято прививать финансовую грамотность детям, однако, каждый взрослый человек должен понимать, что знания о том, как достаются деньги или умение распоряжаться карманными расходами могут значительно облегчит их жизнь, а также жизнь их ребенка в будущем.

Если вы не знаете, как правильно начать разговор с ребенком о деньгах, в какой форме донести нужную информацию или, как привлечь его внимание к этому вопросу, то на помощь придет детская специализированная литература, о которой и пойдет речь в этой статье.

Итак, вашему вниманию, представляется ТОП 10 лучших книг по финансовой грамотности для наших юных читателей.

  1. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги»

    Именно такое многообещающее название дал своему детищу Джеффри Бейли, и не прогадал, потому что за броским заголовком скрывается замечательная энциклопедия для детей о деньгах и всем, что может быть связно с ними. Книга имеет яркие иллюстрации и представляется к изучению детям от 6 лет. Она научит ваше чадо не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.

  2. «Как в 12 лет Кира разбогатела»

    Бодо Шефер известен всему миру, как консультант в финансовой сфере, однако, не малую популярность ему принесли комиксы о собаке Мани, обучающей обращению с деньгами двенадцатилетнюю Киру, которая, в свою очередь, делает большие успехи и становится финансовым специалистом.

    Этот сборник будет интересен детям постарше, скорее даже подростковому возрасту. Книга наполнена захватывающими приключениями, интересным развитием событий, а также ведает о настоящей и крепкой дружбе, не забывая при этом подтягивать знания в финансовой сфере.

    В России этот сборник больше известен, как повесть «Пёс по имени Money».

  3. "Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем"

    Анна Воронина, Татьяна Воронина и Татьяна Попова доносят до детей младшего школьного возраста математическое применение финансов, знакомят с деньгами разного достоинства и учат их делению на более мелкие составляющие, например, монеты.

    Немаловажно, что в стихотворной форме эта книга учит детей к осмотрительному отношению к деньгам, а также указывает на опасности, которые подстерегают людей в мире финансов.

  4. «Удивительные приключения в стране Экономика»

    Сказка, написал которую доктор экономических наук Игорь Липсиц, немного немало, два десятка лет назад, не так давно была вновь выпущена для современного поколения.

    Отличие этой книги от всех остальных в том, что в ней рассказывается не только о деньгах и об обращении с ними, но еще и о том, как экономическая сфера влияет на события мирового масштаба. Книга рекомендуется к прочтению детям и подросткам.

  5. «Финансы для тинейджеров»

    Пожалуй, это одна из самых популярных книг, которая с легкостью привлечет внимание ребенка к финансовому вопросу. Наталья Попова, она же автор данной книги, интересно и на понятном языке рассказывает детям и их родителям о таких серьёзных понятиях, как банки, кредит, инвестиции. В книге прекрасно раскрыты основные понятия финансовых знаний, а также имеются задачки для детей и их родителей, вопросы для самопроверки, множество советов по накоплению и управлению заработанными деньгами. Издание рекомендуется к прочтению подросткам, но красочные картинки, а также легкость восприятия, привлекут интерес детей и более младших возрастов.

  6. «Начинающий инвестор»

    Ещё одна занимательная книга для подростков, написанная Гейлом Карлицем и Дебби Хонигом. Серьезность данной темы не помеха для отличного восприятия текста, который притягивает своим «простым» языком.

    Книга наполнена различными фактами о деньгах, инвестициях, ценных бумагах и ещё многим, сопутствующим в мире денег, операциям. Отзывы гласят, что книга будет интересна к прочтению не только детям, но и их родителям.

  7. «Финансовая грамотность для детей и подростков»

    Автор книги Наталья Смирнова со всей серьезностью подошла к данной теме, тем не менее, не забыла, что книга рассчитана на ребенка. Одной из преимуществ данного издания является то, что писатель разделила её на 2 части, одна из которых посвящена деньгам и всему сопутствующему, а вторая, важности накоплений и роли банков в этом деле.

    Приятно порадуют читателей и творческие задачки, которые тут заготовлены и небольшие рассказы, освещающие разные жизненные происшествия и способы их избегания.

  8. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»

    Сергей Бондаренко и Ирина Золотаревич не скупились на советы. Книга в полной мере направлена на развитие в ребенке предпринимательской жилки, дает советы о преуспевании в бизнесе, а главное, повествует о том, как обращаться с заработанными деньгами.

    Название книги выдает её главное достоинство: авторы рассказывают о вполне реализуемых идеях для своего дела, что является весьма привлекательным для молодых читателей.

  9. «Финансовые истории для подростков»

    Еще одна книга, уже знакомых, Сергея Бондаренко и Ирины Золотаревич, которая в форме рассказа повествует о сложности планирования расходов подростком и теплых отношениях с близкими, которые всегда готовы прийти на помощь.

    Возможно, она менее информативная, но дети подросткового возраста выделяют её среди остальных, наверняка, и вашему ребенку издание придется по вкусу.

  10. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»

    Занимательная книга, имеющая игровую форму, где родитель и ребенок отгадывают загадки, тренируют смекалку и открывают для себя много нового. Татьяна Попова, в написании данной книги преследовала идею создания интересного сюжета и у нее это получилось!

    Обучение финансовой грамотности здесь не так яко выражено, но, безусловно, присутствует. Книга рекомендована детям от 5 лет.

Вы можете записать ребенка на эффективные

Виктория Персинцева
Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги»

«Дети и деньги »

Цель : сформировать культуру обращения с деньгами , как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

2. Незаконченное предложение «Чего нельзя купить за деньги » .

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги »

4. Подведение итогов

1. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки :

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)

б) На них я подарок подруге куплю,

Поэтому их каждый день я коплю . (Деньги )

с) Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги )

Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним , что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Я хочу вас попросить дать мне определение такому понятию как «деньги » . Деньги - это такие бумажки , или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны , и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги , по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно : почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

В них скрыта таинственная сила?

Как к ним относиться?

Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

Зачем нужны деньги ?

Обобщение : Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать : богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами , постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги ?

Из чего они сделаны?

Как называют бумажные деньги ? (банкноты)

Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

Как называют иностранные деньги ?

Как называют международную валюту?

Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами ?

Что заменяло деньги в старые времена ?

И сейчас есть полноценные деньги и их заменители . Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные ? (Не путайте с фальшивыми) .

Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.

Но и эти деньги надо использовать грамотно , чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

2. Практическое задание

Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги »

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь . Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги . Например, я говорю : «За деньги можно купить кровать» , а вы замечаете : «Но не сон» . Понятно? Продолжим.

Прочтение начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)

Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги » .

-Дети тоже учатся культуре обращения с деньгами . Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но… Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги . Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но… Саша хотел заработать, с помощью аферы. Скорей всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет

Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но… парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок : своим же пацанам и под проценты? А вдруг они деньги у него занимают на наркоту?

4. Итоговая часть :

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами . Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера : «Богатству иных людей не следует завидовать : они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Публикации по теме:

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть.

Конспект НОД по развитию речи и по финансовой грамотности «Петушок и бобовое зернышко» в старшей группе Цель: учить детей связано,последовательно и выразительно пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;раскрыть цепочку связей в.

Конспект НОД по экономике в старшей группе на тему: «Путешествие золотой монетки» Выполнила: воспитатель старшей группы «Радужная» Донец.

25 апреля 2018 года в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоится бесплатная лекция «Как разговаривать с детьми о деньгах».

Ксения Падерина и Евгения Блискавка научат прививать чадам финансовую грамотность. По просьбе Лайфхакера спикеры кратко рассказали, почему нужно говорить с детьми о деньгах и с какого возраста начинать.


Ксения Падерина

Популярный финансовый блогер. Мама двоих детей.

Евгения Блискавка

Руководитель проекта «Финансовое здоровье». Автор книги «Дети и деньги».

Дети знакомятся с деньгами в 2–3 года. Обычно их просто привлекает яркая банкнота. Малыши пересчитывают количество купюр, а не номинал.

В 5–6 лет у детей появляются первые собственные деньги: бабушка прислала 1 000 на день рождения, мама дала 100 рублей на мороженое, крёстный поощрил за хорошую учёбу. С каждым годом количество карманных денег и свобода в распоряжении ими возрастают.

Общая сумма, которой располагают школьники в мегаполисах, составляет 3,5 миллиарда рублей в месяц.

Данные исследования компании Synovate Comcon