«Чтобы оставаться на первом месте, нужно с дикой скоростью бежать вперед»: интервью с новым ректором РЭШ. Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях Интервью ректор техническое образование проблемы перспективы




Вопросы для интервью для инженеров варьируются в зависимости от того, претендуете ли вы на должность инженера по электрическим, механическим, компьютерным, гражданским или другим типам.

Тем не менее, почти любое интервью с инженером должно включать вопросы, которые оценивают ваши технологические знания, ваши инженерные навыки и вашу способность общаться с членами команды и клиентами. Ниже приведен список часто задаваемых вопросов инженерного интервью.

Вопросы интервью с инженером

  • Расскажите мне о самом сложном инженерном проекте, с которым вы участвовали в прошлом году.
  • Опишите наиболее сложный письменный технический отчет или презентацию, которую вы должны были выполнить.
  • Опишите опыт работы с трудным клиентом. Как вы справились с ситуацией? Что бы вы сделали по-другому?
  • Расскажите о своем наибольшем успехе в использовании логики для решения инженерной проблемы.
  • Приведите пример времени, когда вы применили свою способность использовать аналитические методы для определения проблем или дизайнерских решений.
  • Какие сдержки и противовесы вы используете, чтобы убедиться, что вы не ошибаетесь?
  • Есть ли у вас какие-либо патенты? Если да, расскажите мне о них. Если нет, это то, что вы видите в будущем? Почему или почему нет?
  • Какие инженерные навыки вы разработали или улучшили в течение прошлого года?
  • С какими программными пакетами вы знакомы? Что самое интересное, что вы знаете, как сделать с одним из этих пакетов?
  • Что вы делаете, чтобы оставаться в курсе новейших технологий?

Вопросы интервью с инженером-строителем

  • Что вам нравится в нашей компании?
  • Почему вы подали заявку на эту конкретную работу?
  • Почему вы выбрали гражданское строительство как свое поле или майор?
  • Опишите время, когда вы поставили под сомнение ваш выбор техники как карьера или майор.
  • Опишите случай, когда вы работали над командой, и что-то не так хорошо. Как вы ответили?
  • Поделитесь ситуацией, когда проект или ваше предложение встретили сопротивление или не были приняты своевременно. Как вы справились с этой дилеммой?

Вопросы о ваших личных атрибутах

  • Какие сильные стороны делают вас хорошим инженером-строителем?
  • Каков был план вашего профессионального развития на протяжении последних двух лет?
  • Опишите время, когда вы получили критику от научного руководителя или профессора. Как вы ответили?
  • Опишите своего идеального босса.
  • Что является примером проблемы, когда вам приходилось думать на ногах?
  • Какая самая большая проблема для вас с этой позицией?

Вопросы о вашем резюме

  • Почему вы в настоящее время не работаете?
  • Что вы сделали за пределами школы и работы, которыми вы гордитесь?
  • Каковы ваши ожидания в отношении зарплаты?
  • Где бы вы хотели быть со своей карьерой через пять лет?
  • Опишите то, что вы опустили в своем резюме и как это сделает вас подходящим для позиции.

Вопросы решения проблем

  • Опишите любые ситуации, в которых вы проявили инициативу или проявили предпринимательский подход.
  • Дайте мне пример того, как вы применили свои навыки решения проблем к проблеме дизайна.
  • Поделитесь примером того, как вы применили свои навыки к работе на месте.
  • Опишите свой самый успешный инженерный проект. Что позволило вам добиться этого успеха?
  • Как насчет работы на вашем месте является для вас наиболее сложной задачей?

Технические вопросы

  • Какова необходимая информация для ремонта промежуточного элемента в здании?
  • Опишите любые проекты или курсовые работы, которые помогут вам работать над проблемами проектирования систем водоснабжения.
  • Сколько нефти необходимо для загрязнения океана?
  • У вас есть разрешение на безопасность для работы с секретными проектами? Если вы работали над проектом DOD, опишите проблему, с которой вы столкнулись.
  • Каковы способы фильтрации загрязняющих веществ в питьевой воде?
  • Каковы источники загрязнений в воде?
  • Опишите различия между моделями Corsim и Vissim.
  • Как вы лучше всего использовали компьютерные технологии для своей работы в течение прошлого года?
  • Какое программное обеспечение вы научились использовать или освоить более полно в течение прошлого года?

Другие вопросы интервью с инженерами

  • Вопросы для интервью с инженером-программистом

Общие вопросы интервью с собеседниками
Помимо вопросов, связанных с заданием конкретных вопросов, вам также будут заданы более общие вопросы о вашей истории занятости, образовании, сильных и слабых сторонах, достижения, цели и планы. Вот список наиболее распространенных вопросов для интервью и примеров ответов.

Подробнее: Как подготовиться к интервью | Что надеть на собеседование | Лучшие 10 советов по собеседованию | Ошибки общего собеседования, которых следует избегать

В этом году исполнилось всего два года с момента образования Псковского государственного университета. Но назвать университет молодым нельзя - вуз имеет огромный багаж традиций учреждений, которые вошли в его состав.

О том, как развивается университет, какими успехами он гордится, а также о тенденциях в высшем профессиональном образовании и его задачах на сегодня рассказал ректор ПсковГУ Юрий Демьяненко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Юрий Анатольевич, каковы особенности системы высшего профессионального образования сегодня? На какие «вызовы» необходимо отвечать вузам?

Особенности высшего образования Псковской области мало отличаются от тех особенностей, которые сегодня присутствуют в высшем образовании всей России. Это диктуется, прежде всего, мировыми тенденциями в экономике, в общественной жизни, в политике. Уже набившее оскомину слово глобализация - состоявшийся факт. И уже никуда не денешься от этого слова и от системы глобализации всего мирового пространства. Но есть еще и некоторые, на мой взгляд, объективные обстоятельства, которые диктуются временем. В этом плане мне очень близки слова нашего замечательного ученого Владимира Ивановича Вернадского о том, что будущее человечества связано с развитием науки и образования не по отраслям, а по проблемам. Он сказал об этом еще в начале XX века, и сейчас сбываются слова великого человека. Сегодня уже падает спрос на узкопрофильных специалистов.

Кстати, во всем мире еще раньше пришли к этому выводу. Поэтому и оперативно перестроилась система высшего образования. Поэтому в 80-е годы начались, а в 90-е шли очень активно болонский процесс, реформирование высшей школы, к которому на рубеже XX-XXI века подключилась и Россия. Смысл этого процесса в том, чтобы система подготовки специалистов удовлетворяла потребности общества в экономике, в социальной сфере, в политике, в бизнесе в соответствии с теми тенденциями, о которых я сказал.

Большинство родителей наших потенциальных абитуриентов (а я с ними общаюсь, особенно в весенний период, когда начинается активная работа по профориентации выпускников) не понимают, что такое бакалавриат. Это один из вызовов профессионального образования, который сегодня существует: система российского высшего профессионального образования перестраивается на многоуровневую систему. Я не могу сказать, что сегодня мы полностью перестроились. Наверное, на бумаге это так выглядит, но надо перестроить умы не только населения, выпускников школ, но и самих работников высшей школы. Могу массу примеров привести. Мы, став государственным классическим университетом, приняли традиции двух вузов и трех средних профессиональных учреждений образования, которые также вошли в состав университета с их программами, с их образовательными направлениями, с факультетами. Чтобы перестроиться на рельсы классического университета, многое сделано: адаптированы программы, введены новые образовательные направления, расширен спектр образовательных услуг, который необходим Псковской области.

Нам сегодня необходимо понимание того, что нужно региону. Это очень важно. Потому что миссия университета заключается в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, обладающих разными компетенциями, в том числе и культурными, выпускников, необходимых для Псковской области, как области, входящей в систему стран Балтийского региона.

Вы сказали, что ПсковГУ молодой университет и в то же время богатый традициями вошедших в его состав образовательных учреждений. Какими достижениями и успехами вуза Вы гордитесь?

Я горжусь тем, что мне довелось работать в профессиональном компетентном коллективе, который смог за исключительно короткое время понять, на какие рельсы поставить университет. Самая главная моя гордость - я оказался в этом коллективе, среди этих людей.

В конце 90-х годов в Москве проходила конференция, посвященная парадигме развития классических университетов. На ней было заявлено, что классическим университетом можно считать вуз, который в течение 20 лет работает по программам классического образования, в том научном направлении, которое необходимо классическому университету. Для этого нужно как минимум 20 лет. Вот почему я говорю, что мы сегодня на начальном этапе своего развития. Тот университет, каким он должен стать в окончательном варианте - это будущее. Но мы сегодня закладываем фундамент. Я горжусь тем, что мы смогли буквально в первый год работы всем коллективом составить программу своего развития, и срок в 20 лет нам удалось сократить в два раза.

Мы перед собой поставили цель: за первый год объединиться и понять то, что мы хотим, еще два года мы себе дали на то, чтобы сделать фундамент академической и управленческой структуры. Еще 6 -7 лет нам нужно, чтобы проанализировать то, что мы делаем, заявить о себе как о классическом университете. Хотя в принципе мы позиционируем себя именно так: классический государственный псковский университет. В классическом университете процент кандидатов и докторов наук должен быть 50%. У нас из почти 600 преподавателей 70% - доктора и кандидаты наук. Это очень серьезная научная составляющая, и мы смогли уже в течение первого года сделать заявку в министерство образования, чтобы нам дали средства на развитие программы Стратегического развития. В Министерстве образования сегодня 55 вузов получают средства на эту программу, в том числе и Псковский государственный университет.

Уже к концу первого года работы коллектив смог заявить себя не только как образовательное и научное сообщество, но и как сообщество, которое заботится о воспитательной работе. Я знаю, что достаточно большое количество вузов в России считает, что воспитательной работой заниматься не надо. У нас иные подходы, и когда министерство образования объявило конкурс на лучшую постановку воспитательной работы, мы приняли в нем участие и стали одними из победителей. Нам дали еще 28 млн. руб. на два года. В конце прошлого года был подведен итог работы по развитию студенческого самоуправления, и мы опять вошли в число вузов, признанных победителями в этой работе. Нам выделены еще 20 млн. руб. на развитие студенческого самоуправления.

Какие кадры необходимы сегодня нашему региону? Каким отраслям особенно нужны квалифицированные специалисты?

Это тема, которой вплотную занимается наш университет. Мы поставили перед собой задачу провести мониторинг профессионального образования в Псковской области. Какое образование сегодня дает наше учреждение, каких специалистов мы выпускаем, будут ли они необходимы нашей области, России или мы работаем «на корзину»? Этим мы занимаемся: создан центр кадрового потенциала и образовательной логистики. Мы исходим из того, что администрация области разработала программу развития экономики на 10 лет. Одним из фундаментальных ее составляющих является развитие промышленных производств. Без этого благосостояние Псковской области, на мой взгляд, если и будет улучшаться, то косметически. Капитально изменить благосостояние псковича сегодня могут только производства. Такая программа сегодня существует. Только слепой может не видеть те успехи, которые сегодня есть в сельском хозяйстве (животноводческие комплексы, агрогородки) или в социальной сфере (центры сердечно-сосудистой хирургии, которых уже три в Псковской области). Но все-таки самое главное - создание производств. Поэтому в рамках программы запланировано создание высокотехнологических производств в электронике, в машиностроении, в фармацевтике, логистике. Все это объединено в особую экономическую зону Моглино.

Экономическая зона - это не есть государственные предприятия. В экономическую зону должны прийти инвесторы, для которых нужны: привлекательность, налоговые льготы, площадки для создания производств с инфраструктурой и кадры. Проблему кадров можно решить тремя способами. Первый способ: если мы очень богатые, мы строим жилье, создаем инфраструктуру: школы, больницы и т.д. и завозим сюда высококлассных специалистов как из России, так и из-за рубежа. Это возможно, если область богатая. Другой путь - завезти сюда талантливую молодежь, дать им образование и подготовить для работы в экономической зоне «Моглино». Это более экономичный путь. И третье - заинтересовать выпускников школ, чтобы они не уезжали из Псковской области, получали здесь образование и оставались работать в Моглинской зоне. Это как раз одно из направлений, над которым работает университет.

Но ведь есть в Псковской области и традиционные промышленные производства, и сейчас они встают на ноги. Это и кабельный завод, и завод электросварочного оборудования, и другие предприятия. Кто-то должен готовить специалистов для них?

Я приехал с семьей в Псковскую область в начале 70-х годов, потому что моя жена по распределению была направлена работать на Псковский домостроительный комбинат. Она закончила факультет промышленного и гражданского строительства, и тогда было всесоюзное распределение. Поэтому даже приветствовалось, что выпускники Псковской области едут поступать в столичные вузы, так как все равно было распределение. Сегодня совершенно иная ситуация, которую можно определить такой фразой: спасение утопающего - дело рук самого утопающего. И если он не будет громко звать на помощь, пытаться не уйти под воду, никому он будет не нужен.

За последние годы произошло значительное развитие материально-технической базы университета. В университете было построено более 40 тыс. кв. м площадей. Сейчас серьезное внимание уделяется информационно-техническому обеспечению учебного процесса. Обеспечен Wi-Fi доступ в Интернет на всей территории университета. Имеется полный компьютерный сервис в залах библиотеки. Сегодня мы занимаемся так называемой электронной библиотекой и при этом довольно много усилий тратим на создание серьезной виртуальной среды, где есть возможность доступа к различным российским и иностранным ресурсам. В завершающей стадии находится подготовка сетей автоматизации деканатов.

Как и прежде большое внимание уделяется гуманитарной составляющей подготовки выпускников, что особенно важно для менеджеров, которым предстоит работать с людьми. Мы стремимся предоставить нашим студентам возможностьживого общения, учим приобретать навыки деловой культуры, понимать важность решения социальных программ в организации.

В ГУУ очень дорожат своим преподавательским составом. Мы стремимся сохранить опытные кадры, и молодым сотрудникам университета есть у кого перенять опыт научной и педагогической работы.

Алексей Михайлович, ГУУ принимал участие в разработке проекта федеральных образовательных стандартов по направлению «Менеджмент». Что принципиально нового в стандартах третьего поколения?

Прежде всего, расширяются полномочия ученых советов университетов. Зарубежные университеты активно вводят новые учебные дисциплины, а наши университеты не могут, так как рискуют потерять лицензию. Согласно старом у стандарту университеты могли определять самостоятельно до четверти дисциплин. В новом предусматривается, что ученые советы университетов смогут определять 50% дисциплин учебного плана. И это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности и, в конечном счете, эффективности их деятельности как менеджеров в условиях реальной экономики.

Как скажется на эффективности работы выпускников университета переход на подготовку бакалавров и магистров?

Многие считают, что магистр, который обучался 6 лет, имеет больший потенциал, чем бакалавр. Возможно, конкретизация учебных планов и разработка новых тарифно-квалификационных справочников поможет внести ясность. Самое главное сегодня – привести в соответствие представления двух сторон «университет-работодатель» относительно подготовки выпускников различных уровней для работы. К сожалению, стандарты второго поколения не предоставляли возможности образовательному учреждению учитывать запросы компаний. Сейчас картина, видимо, изменится. Тем не менее, наш университет имеет устойчивые связи с работодателями.

Более 60% наших выпускников ориентированы на конкретный объект. До 30% наших абитуриентов нашего университета до последнего времени составлял так называемый целевой прием. Эти студенты приходят к нам по направлению предприятий и организаций, им гарантировано рабочее место после пяти лет обучения, а соответственно и база прохождения практики. Вуз имеет крепкие связи с такими крупными компаниями как «Аэрофлот», «Мострансавто», «Мосэнерго», Рао ЕЭС, «Главмосстрой» и т.д. Совсем недавно мы получили свидетельство о сотрудничестве с бизнесом от Торгово-промышленной Палаты и стремимся установить прочные отношения с бизнес-сообществом через Российский союз промышленников и предпринимателей.

Какие инновационные формы обучения используются в университете или, возможно, появятся в ГУУ в ближайшее время?

Есть намерение в качестве эксперимента начать подготовку команды специалистов. Предположим, мы по запросу организации подготовим команду, состоящую из специалистов в области социологии, финансового менеджмента, юриспруденции и т.д. Такая группа, состоящая, например, из десяти – одинналцати человек, обучается по определенному учебному плану, имеет взаимодополняющие знания и психологическую совместимость, приходит в компанию и образует необходимое ядро для открытия нового направления бизнеса.

Студентам университета предоставлена возможность, обучаясь по определенной специализации, дополнительно прослушать курсы по информационным технологиям. Это курсы по выбору. Они могут быть включены как дополнение к учебному плану студента. Впоследствии, при получении государственного диплома, в документе будет записано, что иыпускник дополнительно освоил ряд дтсциплин и положительно аттестован по ним. Конечно, это дает нашему выпускнику преимущества на рынке труда.

Многие абитуриенты и их родители считают, что престижный диплом – необходимое условие успешной карьеры. Вы разделяете эту точку зрения?

Да, пожалуй, это так. Диплом об окончании соответствующего вуза – это та визитная карточка, с которойначинается карьера выпускника. Работодатель знает все ведущие университеты страны и отдает предпочтение выпускникам этих вузов. Однако, самое главное, чтобы выпускник был заинтересован в получении как базовых, так и дополнительных знаний. Активная, целеустремленная позиция человека – основа развития карьеры. Диплом – это необходимое, но недостаточное условие успешной карьеры.

Полный текст интервью см. в журнале «Бизнес-образование», №1, 2010.

Ректора национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова нередко называют реальным автором реформ российского высшего образования. Вуз Кузьминова, в составе которого работает Институт образования, активно изучает эту сферу. Сам ректор регулярно выступает с разнообразными смелыми инициативами - например, недавно он предложил заставить победителей олимпиад сдавать при поступлении в университет ЕГЭ по профильному предмету. «Лента.ру» поговорила с ректором «Вышки» о том, какие изменения произошли в 2013 году в вузе и в отечественном высшем образовании в целом.

По мнению Кузьминова, главная цель высшего образования - подготовить человека, успешного в карьере. Начатые реформы к 2020 году - при удачной реализации - должны свести к минимуму сферу «псевдообразования», повысить финансирование учебного процесса, изменить структуру вузов (в частности, должны появиться вузы общего высшего образования для «неопределившихся» студентов), сократить число обязательных курсов, увеличить долю преподавателей-исследователей и перевести заочное образование в онлайн. Рассуждая в беседе с «Лентой.ру» об идущих и грядущих преобразованиях, Кузьминов заявил, что не считает себя «серым кардиналом» в российском образовании.

«Лента.ру»: В этом году вступил в силу новый закон об образовании. Что он изменил в жизни Высшей школы экономики?

Ярослав Кузьминов : Закон позволил иметь в составе вуза подразделения, реализующие программу общей (средней) школы. В «Вышке» появился лицей. Это профильные 10-11-е классы, в которых предпрофессиональные курсы читают ученые разных факультетов: школа для старшеклассников, где мы пытаемся создать предпрофильную подготовку. Новый стандарт старшей школы позволяет иметь до 10-12 часов «профиля» в неделю, это необычно много для довузовской подготовки. Зачем все это? Цель двоякая: со стороны государства и города - повысить качество старшей школы (преподаватели вуза в среднем сильнее и интереснее для школьников), а со стороны университета - создать ядро профессионально ориентированных студентов, которым интересна именно философия, именно психология, именно электроника. Я надеюсь, что в ближайшем будущем все приличные вузы будут создавать лицеи, тогда у нас будет гораздо лучшая старшая школа.

Вторая новелла - закон исключил обеспечение общежитиями из состава образовательных услуг. Последствия этой меры, по моему мнению, могут серьезно ограничить главный позитивный эффект ЕГЭ - возросшую образовательную мобильность студентов. Доля иногородних студентов в «Вышке» увеличилась почти до половины, и мы не хотим от этого отказываться. По крайней мере в этом году мы отказались от повышения платы за общежитие, и мы будем стремиться, чтобы для лучших студентов, за обучение которых платит государство, не было бы финансовых препятствий к обучению в Москве и Питере.

Третья - можно засчитывать «чужие» курсы и «чужие» дипломы. Будет облегчено наше взаимодействие с западными университетами.

Liberal Arts, «свободные искусства», - модель бакалавриата, в которой студент осуществляет свой выбор последовательно и при поступлении на первый курс не обязан выбирать узкую специализацию. Подробно о ней «Ленте.ру» Николай Гринцер, директор Школы актуальных гуманитарных исследований при Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Сейчас модель Liberal Arts реализуется в РАНХиГС и в Санкт-Петербургском государственном университете, планирует ее ввести и Московский педагогический государственный университет.

Как вы относитесь к идее бакалавриата по Liberal Arts?

С сочувствием. Liberal Arts - это то, что сейчас называется общее высшее образование, нормальное высшее образование для человека, который профессионально не определился. Оно, безусловно, нужно. Более того, я думаю, что для значительной части студентов сейчас нужно именно это. Но я сомневаюсь, что оно нужно в «Вышке» или в других исследовательских университетах. В чистом виде вводить у себя Liberal Arts мы не собираемся. Образно говоря, это будет слишком дорогое для государства «свободное образование». А вот модель свободного выбора трети или даже половины курсов - вводим. Но профессиональное ядро программы сохраняется.

Вы неоднократно говорили, что школа в России - более короткая по продолжительности, нежели в других странах. Соответственно, высшее образование должно как-то это восполнять.

Оно не только должно, оно и восполняет. У нас в стране две трети студентов учатся в основном первый-второй курс, пока идут общеразвивающие предметы, а не инструментальные. Потом устраиваются работать. Это и есть Liberal Arts, просто это Liberal Arts в одеждах пятилетнего производства инженера-технолога. Это на самом деле и смешно, и грустно. Нам надо все-таки чаще читать сказки, например, про голого короля.

Вас часто называют главным идеологом реформ, которые происходят в российском образовании. Насколько вообще лично вы и Высшая школа экономики в целом способны влиять на политику Минобрнауки, на то, что происходит в стране с образованием?

Я думаю, мы способны влиять так же, как и всякие активные люди. У нас некоторые товарищи так привыкли сидеть и ничего не делать (или «выживать», поругивая начальство), что отвыкли от нормальных проявлений активности и воспринимают их как карьеризм или роль серого кардинала. «Вышка» - пионер новых решений в образовании и коллективный исследователь образования и науки. Вот это реально наша роль, наши амбиции.

Мы ни за кем не стояли и не стоим, ни за [бывшим министром образования Владимиром] Филипповым, ни за [бывшим министром образования и науки Андреем] Фурсенко, ни за [министром образования и науки Дмитрием] Ливановым. Это самостоятельные политики и эксперты. У них есть свои идеи, они нередко близки с нашими, но и не только с нашими, кстати говоря. Но министры всегда слушают значительно более широкий круг мнений, чем мнение «Вышки». Я не готов нести ответственность ни за чужие лавры, ни за чужие ошибки.

Если у нас при этом возникает предложение, как скорректировать политику, мы чаще всего делаем его публично, а не в кулуарах. Мы используем разные площадки, Общественную палату или Ассоциацию ведущих вузов, например.

Я в последние годы стараюсь наши инициативы, если это серьезные, крупные инициативы, сначала заявлять публично, а уже потом обсуждать с начальниками. Мне кажется, что наша образовательная жизнь вполне дозрела для того, чтобы ее «драйвером» была образованная часть населения. Это далеко не так в целом ряде других отраслей (например, в здравоохранении), но в образовании это так, и это наше огромное преимущество.

А в чем, по-вашему, конечная цель высшего образования?

Высшее образование должно обеспечивать успешную карьеру человека. Есть такое понятие - человеческий капитал. Это оценка капитализированного дохода человека, то есть сколько ты будешь зарабатывать. И высшее образование как раз связано с понятиями карьеры и человеческого капитала.

Насколько сейчас высшее образование способствует карьере?

Оно способствует карьере, без всякого сомнения. В городской экономике ты обязан иметь высшее образование, иначе у тебя не будет никакой карьеры. Исключения можно буквально по пальцам пересчитать.

К чему должны привести реформы (если все получится)? Ради чего работают реформаторы?

Реформа высшего образования при удачном воплощении могла бы принести к 2020 году несколько важных результатов. Первый - высшее образование получают все, кто хочет и способен учиться, потому что сейчас высшее образование получают все, кто хочет получить бумажку. Второй - базовое бюджетное обеспечение в расчете на студента должно быть увеличено раза в два. Где-то минимум до 160-200 тысяч рублей в год, с учетом инфляции (это, кстати, достаточно реалистичное предположение, учитывая демографию и указ о повышении зарплат преподавателей). На такие деньги уже можно нормально учить.

Третье, вытекающее из второго, - сфера псевдообразования должна сжаться до минимума. Оно должно уйти с уровня целых институтов на уровень отдельных случаев, когда плохой преподаватель и плохой студент находят друг друга. Такое в любой стране есть, но это не система. Четвертое - выделится группа университетов, которые будут конкурентоспособны на мировом уровне. Их должно быть примерно 50 - это минимум для такой большой страны, как Россия. И они должны охватывать почти все отрасли знаний. Сегодня в составе отобранных «для вхождения в рейтинги» университетов - ни одного медицинского, ни одного аграрного, ни одного транспортного.

Пятое - должна быть новая структура вузов, предполагающая в том числе вузы общего высшего образования, которые в значительной степени финансируются за счет тех, кто учится. Они есть и сейчас, но они должны перестать мимикрировать. Должны появиться - как в других странах - «университеты прикладных наук», готовящие людей культурных, с высокой самооценкой - для работы руками, для работы квалифицированными исполнителями. Вузы прикладного бакалавриата. И должны быть классические и технические университеты, которые не всегда являются исследовательскими «в целом» (например, в регионах, где недостаточно финансирования), но где происходит какая-то движуха, где появляются новые идеи, возникают молодые команды. Часть уезжает, часть там карьеру делает. Такой подлесок.

Следующее, - шестое, да? - должна быть новая структура образовательных программ, соответствующая мировой. У нас сегодня перегруженные учебные планы - 25-28 аудиторных часов в неделю, шесть-восемь предметов одновременно. Студенты могут освоить это чисто формально, зато времени для самостоятельной работы, для глубокого изучения ключевых вещей не хватает.

Затем - преподаватель должен быть исследователем. Это самое сложное. Я даже аккуратно скажу: хотя бы половина преподавателей вузов к 2020 году должна стать исследователями. Сейчас меньше 20 процентов ведут исследования. А преподаватель должен быть включен в глобальное сообщество, владеть языками - и зарабатывать как менеджер.

И наконец, это массовое распространение онлайн-курсов. Я думаю, что к 2020 году в России половина всех курсов будут MOOC (массовые открытые онлайн-курсы, Massive Open Online Courses). Они должны вытеснить старые конспекты, и это должно полностью заместить, в идеале, нынешнее заочное образование. У нас в России половина студентов - заочники.

Высшая школа экономики стала одним из первых российских вузов, свои курсы на Coursera - крупнейшей (изначально американской) платформе для MOOC. В поддержку онлайн-образования в последнее время высказываются в том числе представители Министерства образования и науки: в октябре замглавы ведомства Александр Климов , что как минимум 20 процентов курсов в вузах должны перейти в онлайн.

Как очное образование должно соотноситься с онлайн-курсами?

Они должны вытеснить от трети до половины общих курсов, которые читаются в университетах, даже в хороших. «Вышка» будет ежегодно обновлять список открытых курсов западных университетов, которые, если ты их сдал, засчитываются как курс, прослушанный у нас. Года через два-три будет следующий этап эволюции, когда университеты поймут, что это вообще колоссальный ресурсный источник: объявляешь, что у тебя есть матанализ или линейная алгебра, экономическая теория и философия, и указываешь онлайн-курсы, которые нужно одолеть, подкрепляешь их обобщающими семинарами с обсуждением квалификационных работ, индивидуальными консультациями. Тогда ты можешь уволить часть тех преподавателей, которые научно непроизводительны, и сэкономить бюджет - инвестировать его в исследования, в привлечение действительно крупных ученых. Это перенесет фокус университета на научную работу и на работу со старшекурсниками.

На самом деле эффект, очень похожий на то, что было в момент появления печатной книги. Раньше образованные люди чем занимались? Они все сидели переписывали. А тут, поскольку вместо длинного ряда монахов-писцов появился один ремесленник с типографской машиной, то бывшие монахи-писцы начали что-то новое сочинять, началась церковная революция, как вы знаете, и вообще, Возрождение началось.

А какое место в образовании должны занимать открытые лекции?

Это место не в образовании, а в культуре, я считаю. В культуре мы расширяем свой кругозор, не ставим перед собой необходимости изменяться. В культуре вы можете расслабиться, в образовании вы должны сосредотачиваться. И эти открытые городу лекции, которые проводит «Вышка», - это попытка науки въехать в мозги наших с вами сограждан через дверцу, которую они приоткрывали совершенно не для этого. Такое образование как часть культурного потребления.

В этом году мониторинг эффективности вузов был изменен и дополнен. В частности, добавился критерий трудоустройства. Но вы неоднократно говорили, что важнее всего измерять зарплату выпускников. Почему?

Потому что это объективный показатель того, что делает вуз. У нас нет измерения качества выпускников, их человеческого капитала. Мы договорились с Федеральной налоговой службой о пилотном проекте по нескольким десяткам вузов, а через год, может быть, сделаем общенациональную систему измерения.

Мы - это Высшая школа экономики?

Нет, там несколько участников: «Вышка», РАНХиГС, Союз ректоров и другие - все разом заинтересовались этим делом и объединили свои усилия. Я договорился с [главой ФНС Михаилом] Мишустиным. Мы им передаем данные по выпускникам, по каждой специальности каждого вуза - у них всех же есть ИНН. В ФНС ищут их, обрабатывают и в обезличенном виде передают данные для анализа в Рособрнадзор или Минобрнауки.

В свое время вы говорили о некоем условном вузовском ЕГЭ. Что произошло с этой идеей?

Она сейчас впрямую не реализуется. Я могу догадаться, почему. Дело в том, что у нас доля выпускников, которые не знают даже основ своих наук, еще слишком высока. И как только дело доходит до реализации - люди боятся политической ответственности. Если мы проведем ЕГЭ для выпускников экономических факультетов и увидим, что они не владеют основами статистики, не владеют эконометрикой - в лучшем случае, они знают начало бухгалтерского учета и начальный курс экономической теории («на картинках»)? А если их будет 90 процентов? А если будет пусть даже 60 процентов? Это политическая проблема, государство не готово с ней сталкиваться.

По всей видимости, будет более мягкий путь - добровольная аккредитация образовательных программ, которая будет включать измерение остаточных знаний выпускников. Ее будут проводить профильные ассоциации ведущих вузов.

Аккредитация в том виде, в каком она существует сейчас? Или дополнительная?

Дополнительная, конечно. Я думаю, что сначала она будет совершенно добровольная. Потом она тоже будет совершенно добровольная, но министерство, например, объявит, что без этого бюджетных мест не дадут. А потом аккредитацию не дадут без этого. Смысл в том, чтобы сделать это постепенно. Это можно сделать лет за семь, а потом вводить ЕГЭ для выпускников. Поэтому получается вот такое постепенное, усиливающееся давление. Большинство граждан не должно почувствовать, что на них рухнуло небо.

Другая важнейшая тема 2013 года - международные рейтинги вузов. Собственно, Высшая школа экономики получила грант как раз на повышение конкурентоспособности. Насколько объективно эти рейтинги могут оценивать качество образования в вузе?

Я бы сказал, что качество образования прямого отношения к глобальным рейтингам не имеет. Шанхайский рейтинг жесткий, там проверяемые показатели (например, нобелевские лауреаты, которые окончили твой вуз). Timеs - более мягкий рейтинг, там есть оценки, а не факты. QS - еще более мягкий, он включает в себя оценки востребованности выпускников, признание этого вуза в сообществе. Но какого рода у них есть негативные стороны? Дело в том, что это во многом рейтинг мнений (рейтинг известности). С одной стороны, это, наверно, возможно. А с другой стороны - это мнение участников англоязычного образовательного сообщества.

Нет речи о каком-то заговоре. Мы в этом сообществе будем отставать просто потому, что в России гораздо меньшая доля хороших ученых вовлечена в глобальное сообщество, печатает результаты в англоязычных журналах. Можно к этому относиться как к несправедливости. А можно к этому относиться как к задаче, которую мы должны решить. Я предпочитаю второй вариант: совершенно очевидно, что включенность в глобальное сообщество есть плюс, а не минус. Профанация может быть везде, нельзя абсолютизировать рейтинги, но они полезны. И неприятные для нас рейтинги нам вдвойне полезны.

В чем же тогда их главная польза? В стимулировании вузов?

В стимулировании, в насильственной глобализации.

Как вам сказать? Мы этим давно занимаемся. До всяких рейтингов. Поэтому мы в рейтинги попали. Мы в 1990-е годы формировались на основе синтеза европейской и советской академической традиции, поэтому изначально «Вышка» чувствовала себя частью не только российского, но и глобального сообщества. А вузу, который целиком вышел из советской шинели, довольно сложно перестроиться. И если не требовать глобализации, как Петр резал бороды и выворачивал кафтаны, то будут воспроизводиться и плохие черты отечественной системы. Во-первых, это провинциализм, когда люди не читают ничего на нерусском языке или не читают ничего, кроме статей, где на них конкретно ссылаются. По большому счету, это псевдонаука, хотя люди об этом могут искренне не догадываться. Во-вторых, это инбридинг - когда вузы в основном нанимают собственных выпускников. В-третьих, чрезмерная специализация, ограничивающая кругозор и профессиональную мобильность. В-четвертых, отсутствие выбора, «колея» предписанных сверху предметов - в итоге закончившие вуз люди тоже не умеют выбирать.

А опасности глобализации есть? Будут утрачены хорошие стороны отечественной традиции, если таковые есть?

Есть. Я считаю, что хорошая сторона отечественной традиции - неприятная, но полезная - это очень жесткая система обучения. Вот когда сюда приезжают западные коллеги, они все ахают знаете над чем? «Какой же у вас дикий дропаут [число отчисленных студентов]! Так же нельзя жить! Это же негуманно!»

При этом из гуманитарных вузов, даже с гуманитарных факультетов МГУ, вылететь почти невозможно. В том числе потому, что финансируется каждый студент. Вузу невыгодно выгонять студентов.

Ливанов пытается изменить эту ситуацию. Он пытается сейчас оторвать финансирование вуза от количества студентов: ты получил деньги, и тебе будет достаточно этих денег на год, два. Тебе не будут их срезать. Пока в это дело не поверили. И, наверное, правильно, что не поверили. Мало ли что министр там говорит. Есть его финансисты, которые действуют по-другому, но я думаю, что если он будет достаточно настойчив, то это будет хорошим сигналом в системе.

Мы говорили о хороших сторонах отечественного образования, которые могут быть утрачены с глобализацией...

Первое я вам назвал. Второе - фундаментальность. Мы даем больше курсов, которые показывают детали. Западная, англо-саксонская традиция очень инструментальна. Она исключает вещи, которые непосредственно не нужны. А вот в российской традиции есть большой объем необязательного знания, назовем его так. Это то, что тоже формирует бесплодного российского интеллигента. А я к нему отношусь трепетно. Хочу, чтобы он сохранился.

Выходит, англо-саксонская традиция как раз лучше соответствует тому, чтобы готовить человека, успешного в карьере?

Да, вы правы. Но просто он скучный, и девушки его не будут любить.

Как зарабатывает «Вышка»?

У нас есть три основных сектора. Платные студенты, дополнительное образование, прикладные НИОКРы и экспертно-аналитическая работа. Почти нет вузов, которые настолько гармонично были бы представлены на всех трех рынках, как «Вышка». РАНХиГС, наверное. Я хорошо понимаю, что это не ответ для технарей или классиков.

А как вообще должно быть устроено финансирование вуза?

Должно быть так, как сейчас у нас. Процентов 40 денег - зарабатываем сами. Это максимум того, что вуз должен зарабатывать. У нас сейчас плохие перспективы заработка на всех трех рынках, которые я перечислил. Причем не только для «Вышки», но и для всех вузов. Первое - это платные студенты: у нас демография сжимается, а количество бюджетных мест остается, этот рынок почти исчерпан. Прикладные НИОКРы у нас монопольно финансируются или государством, или госмонополиями - из-под палки. Спрос со стороны частного сектора почти равен нулю. И дополнительное образование - тоже плохой рынок. У нас одна из самых больших долей обучающихся на основных программах высшего образования в мире. И у нас одна из самых маленьких долей обучающихся на дополнительных программах. Причина та же самая - экономический застой, отсутствие серьезной конкуренции на рынке продукции и на рынке труда. Конкуренция - это основной двигатель инноваций. Просто так, за здорово живешь, меняться никто не хочет.

Как вы относитесь к инициативе Путина учитывать при поступлении еще и итоговое сочинение в дополнение к ЕГЭ?

Я считаю, что эта инициатива скорее хорошая, чем плохая. Мы до этого предлагали несколько иной вариант. Общественная палата предлагала заменить ЕГЭ по русскому сочинением по литературе или по истории на выбор человека. Да, возвращается субъективность экзамена. Но главное, чтобы эта субъективность не носила направленного характера, чтобы это не была субъективность в чью-то пользу, как часто бывает и в школе, и в вузе.

Вы выступали с инициативой, уже поддержанной Минобрнауки, чтобы победители олимпиад сдавали ЕГЭ по профильному предмету. Как вы относитесь к сложившейся системе олимпиад?

Это очень важное дополнение к ЕГЭ. Мы были среди тех, кто предложил систему олимпиад, и мы исключительно позитивно относимся к ним. А инициатива моя состояла в том, что мы, организаторы олимпиад, должны дать некоторый сигнал обществу, что мы понимаем сомнения людей в том, что в олимпиадном движении нет прорех, что там нет субъективности, что там нет помощи своему человеку. Это вот такая элементарная предохранительная мера.

Олимпиада - одна из возможностей работать с одаренными детьми. Как, по-вашему, должна быть организована работа с талантливыми детьми еще на уровне школы?

Современная школа не рассчитана на работу с талантливыми детьми. Она слишком ориентирована на универсальную программу. Мне кажется, что если мы будем развивать лицеи при ведущих университетах, это и будет системная работа с талантливыми детьми. Вторая часть работы с талантливыми детьми - лидерские и авторские школы, хотя они далеко не всегда фокусированы на этом.

Мне кажется, у нас в стране, в принципе, неплохая система работы с талантливыми детьми. Но у нас плохие гарантии того, что талантливый человек из неприспособленной семьи будет иметь возможность для реализации своего таланта: у проклятых капиталистов давно уже устроено так, что любые элитные платные заведения обязательно имеют 15-20 процентов бесплатных мест для латиноамериканцев, для иммигрантов, для детей с низким уровнем образования родителей. Вот нам надо научиться это делать.

А как бороться с фальсификациями ЕГЭ?

Если говорить о фальсификации ЕГЭ, надо просто вводить более нормальную систему защиты заданий, систему уголовной ответственности за мошенничество, формировать соответствующую судебную практику. Мы потеряли год при прежнем руководстве Рособрнадзора.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Вы же упоминали еще и создание открытой базы данных результатов ЕГЭ.

Мы рассчитываем, что такая база будет создана в ближайшее время. Надо внести изменения в законодательство. Есть положение о защите персональных данных, и сегодня есть абсурдная ситуация, когда человек может видеть количество людей с равными ему баллами на сайте вуза, куда он поступает, но он не может видеть, сколько вообще в России людей с такого рода баллами и куда они отнесли документы. Вот это, мне кажется, должно быть полностью прозрачно для всех. К персоне это не имеет никакого отношения, потому что в базе может не быть фамилии, а может быть идентификационный номер.

То есть, условно говоря, будет создана база, с помощью которой будет видно, сколько людей получили 100 баллов по истории?

Да, потому что пока абитуриент ориентируется не на конкурс, а на проходной балл, ты можешь вычислить по прошлому году - куда тебе имеет смысл поступать. В этом году на четыре балла был выше средний балл, чем год назад, и масса людей в итоге промахнулись и не своей волей оказалась на платных отделениях. Надо открывать базу данных результатов еще до поступления, тогда абитуриентам будет легче понять, в какие вузы отдавать свои документы. Я не знаю того, кто против этого решения. Просто все боятся: вот есть закон [о защите персональных данных], как же мы этот закон будем сейчас преодолевать?

Высшая школа экономики все больше и больше разрастается. Появляются новые факультеты, новые институты. Как удается следить за качеством учебного заведения?

У нас есть несколько инструментов. Во-первых, новые факультеты формируются людьми, встроенными в международное академическое сообщество и предлагающими новые программы. Второе - мы делаем регулярный аудит, формируем международные команды экспертов из ведущих университетов мира, которые приезжают оценивать качество нашего образования, качество научной работы. Третье - у нас есть, наверное, самая развитая в России система опроса студентов. У нас есть внутреннее социологическое агентство, которое регулярно опрашивает студентов о любых деталях. И у нас есть выборы лучшего преподавателя. Мы смотрим, как распределяются голоса студентов. Если на каком-то факультете отмечаются только преподаватель английского языка и философии, то есть своих не отмечают, это тоже некоторая лакмусовая бумажка.

Один важный инструмент мы сейчас только будем формировать. Это система обратной связи от работодателей и выпускников. Мы сейчас будем проводить регулярные семинары, исследования по каждому факультету, по каждому направлению - каких компетенций не хватает студентам и выпускникам. Как надо изменить образовательную программу, какие претензии к нашим выпускникам, что мешает их карьере со стороны тех, кто эту карьеру определяет

Изменится ли что-нибудь в жизни «Вышки», когда в апреле должность ректора перестанет быть выборной и станет назначаемой? Я так понимаю, по закону это касается всех вузов, которые подчиняются правительству.

Нет, это касается тех вузов, которые выиграли в конкурсе [на повышение конкурентоспособности] «5-100». Условия участия - это назначение ректора, международный консультативный комитет и переход в автономку. Из вузов правительства в состав таких вузов вошла только «Вышка». Поскольку мы уже автономное учреждение, наши изменения ограничились назначением ректора.

Так повлияет ли это как-то на жизнь вуза?

Думаю, что нет. «Вышка» - это огромная интеллектуальная корпорация, пять тысяч ученых, старых и молодых, ее жизнь уже давно не зависит от какого-то одного человека. Мы хорошо научились самоуправлению на уровне факультетов, институтов.

Этот человек уже шесть месяцев является ректором лучшего педагогического вуза страны. «Его» университет - пока что единственный пример успешного слияния вузов в России. Кутузов Александр Геннадиевич - первое лицо Московского городского педагогического университета - в специальном интервью для студентов, специально для первого номера!

Что послужило причиной объединения МГПИ и МГПУ?

Причиной объединения МГПИ и МГПУ послужила серьезная ситуация, связанная с необходимостью решать силами вуза задачи более сложные, чем были раньше. Что это значит? Это значит, что сегодня университеты, особенно такие крупные, как наш, становятся центрами разработки социальных стратегий. Современный университет занимается не только подготовкой кадров, но и генерированием новых идеи, подходов, взглядов. Небольшому вузу осуществление таких функций не под силу, вне зависимости от того, сколько в нем докторов и кандидатов наук. Задачи столь высокого уровня по плечу только крупному учебному учреждению и притом только тому, который построен по новому проектному принципу - принципу управления по целям. Проще говоря, вуз более близкий к реальности.
Это не значит, что мы отказываемся от академичности, но академичность не должна подавлять собой ту реальность, в которой существуют студенты, преподаватели и функционирует весь университет. Мы объединились, чтобы создать более мощную структуру, которая будет способна решать новые задачи.
Почему именно МГПУ и МГПИ? Еще до объединения вузы были во многом родственны, и оба обладали действительно сильным потенциалом. Сейчас они дополняют друг друга.
Еще одна важная сторона объединения - повышение конкурентоспособности. Любой вуз находится в такой же конкурентной среде, как и бизнес. Любые учебные учреждения должны конкурировать между собой, например, в привлечении студентов. Это означает, что в вузах должны создаваться дополнительные условия для повышения комфорта учащихся. Кроме того, вузы должны конкурировать в научных идеях и разработках, для этого нужны ресурсы и ученые. Также они должны создавать конкуренцию в важнейших государственных и международных программах. Например, у МГПУ практически в каждой области есть национальные целевые проекты: в образовании, по русскому языку и культуре, по подготовке кадров. Отсюда еще одна причина, раскрывающая необходимость объединения: чтобы быть конкурентоспособными, нужно стать большими и сильными.

Что оказалось самым сложным в процессе интеграции вузов?

Самым сложным оказалось то, что на первый взгляд казалось самым простым, а именно отношение людей к этому процессу. Маяковский был, безусловно, прав, сказав: «Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» Прав, потому что каждый человек, будь то студент, преподаватель или руководитель, конечно, думает прежде всего о себе. Тяжелее всего было сделать так, чтобы как можно большее количество участников нашей «корпорации», я имею в виду тех же студентов, преподавателей и обслуживающий персонал, поняли, что объединение им не во зло, а во благо. Это был самый сложный момент, он касался и административных, и личностных взаимоотношений, и психологии. Я знаю, были даже проблемы среди студентов МГПУ и МГПИ: ребята первое время друг друга не понимали. Дело в том, что когда человек болен, он пьет таблетку или микстуру, но лекарства могут быть горькими. Больному неприятно, горько, а потом становится лучше: кашель проходит, горло проходит. Я думаю, этот напряженный, пиковый момент мы уже прошли. Постепенно приходит понимание того, что объединенный вуз обладает новыми потенциальными возможностями, и это во благо нам.

Более того, во благо Москве и системе образования. Полное понимание необходимости объединения, конечно, придет, но не сразу. Тем более наш традиционный менталитет не предполагает некой мобильности, подвижности. Мы привыкаем к определенным условиям, они нас начинают устраивать, и при этом становится очень трудно выходить за рамки. Но те, кто научились выходить за эти пределы, добьются многого, потому что наше время предполагает именно умение, желание и стремление выйти за границы привычного и создать что-то новое. Хорошо, если оно создается. Плохо, если нет.

Есть ли информация о дальнейшем объединении других вузов с МГПУ?

Этот вопрос не ко мне, а к правительству Москвы, к министерству образования, к президенту, который подписывает соответствующие указы. Я могу сказать только одно: в зависимости от тех целей, которые сформулирует правительство Москвы, мы будем принимать соответствующие решения. Важно понимать, что спонтанно решения такого уровня никогда не принимаются. Вузы объединяются не потому, что кому-то захотелось из двух сделать один, а в силу объективных причин. Пока никакой информации на этот счет нет, и я не вижу поводов к ее появлению.

Каким Вы видите МГПУ в будущем? Через 5, через 10 лет?

В идеале я бы хотел, чтобы наш университет собрался в одном большом, хорошо оборудованном с материальной точки зрения кампусе. Чтобы мы имели возможность, я имею в виду преподавателей и студентов, максимально тесно общаться друг с другом. Общаться не на уровне «кофейку попить», а на том уровне, на котором мы могли бы создавать междисциплинарные проекты, чтобы у студентов была действительно очень интересная жизнь, чтобы они не тратили по 2-3 часа на дорогу, а то и больше.
Теперь про внутреннее содержание. Хочу, чтобы студент, придя в университет, был уверен, что обучение в нем, при естественном желании учащегося обучаться, гарантирует серьезные перспективы в будущем. Чтобы он знал, что его университет станет трамплином для личностного и профессионального роста, я подчеркиваю: и личностного, и профессионального, не только одного профессионального.
А для этого надо очень многое сделать, начиная с серьезной работы над внутривузовским компонентом плана, над развитием магистратур, базы. Работы у нас будет, безусловно, много.

Недавно появилась информация о грядущем ребрендинге нашего университета, которая стала резонансной в студенческом сообществе. Расскажите о причинах ребрендинга и о своей позиции по этому вопросу

Вы джинсы как часто меняете? У вас не возникает желания ходить в ваших первых джинсах, которые вам купили в 5 лет, всю жизнь? Нет? Нет! Но вы все равно продолжаете ходить в джинсах, только в новых, другого размера, фасона, цвета. С момента основания, за семнадцать великолепных и успешных лет роста, в университете произошли изменения. Неужели не возникает желания отразить эти перемены к лучшему в корпоративной культуре? Мне кажется, такое желание очень естественно и понятно. Когда какая-то вещь попадает в музей, она не может подвергаться ребрендингу, она сохраняется реставраторами. У нас есть задача превратиться в музей? Нет. Если наша задача не превратиться в музей, а создать востребованную корпорацию, мы не можем не подвергаться ребренингу. Это процесс постоянный, вы посмотрите, как крупные фирмы работают. В конце концов, даже логотипы автопроизводителей меняются.

Вы упомянули, что в педагогическом вузе должны обучаться представители разных профессий. Более того, ранее ходили слухи, что МГПУ будет переименован, потому как будущих педагогов от общего числа студентов едва наберется 50%. Что Вы можете сказать на этот счет?

Насчет слухов: ими, как известно, земля полнится. Думаю, нужно говорить не о слухах, а о реальном положении дел: во всех крупнейших городах есть университеты, которые юридически подчинены им и сущностно выполняют свои основные функции в расчете на город. Федеральные вузы и задачи, которые перед ними ставятся, рассчитаны на всю страну. Вузы мегаполисов решают задачи, ориентируясь на их особенности, потому как мегаполисы - это совершенно особая структура. Видимо, с этим связанна информация, что, возможно, университет когда-нибудь потеряет слово «педагогический». Я не думаю, что это произойдет, по крайней мере, не работаю в этом направлении и не считаю, что это нужно делать. Нужно прикладывать усилия в том направлении, чтобы не только студенты и преподаватели, но и большая часть населения города и его власти поняли, что педагогический вуз - это не только вуз, где готовят учителей для их детей. Что это учебное учреждение, способное обеспечить лучшие условия жизни в мегаполисе за счет: а) качества подготовки; б) разработок, которые он ведет; в) информационно-рекламной деятельности и культурного влияния. Поэтому, насколько я знаю, вопрос о превращении педагогического вуза в непедагогический нигде не рассматривается. Соотношение педагогов и непедагогов у нас действительно 50 на 50, но есть масса специальностей, внешне не педагогических, но способных оказывать влияние на социально-педагогический процесс. Например, те же самые юристы. Они, конечно, не педагоги, но открывают юридические клиники и, оказывая помощь школам, ведут обширную законотворческую работу: много поправок в закон об образовании было подготовлено именно нашими юристами.

Вы, скорее всего, в курсе ситуации, что сегодня работодатели обращают внимание не на цвет диплома и оценки в нем, а на трудовую книжку. В связи с этим у студентов возникает необходимость искать себе работу на этапе обучения, буквально со 2 курса, что отрицательно сказывается на успеваемости и отношениях с преподавателями. Какие Вы можете дать рекомендации студентам, находящимся в данной ситуации?

Должен вас порадовать, вы не одни такие. И до вас возникала та же самая ситуация, когда человек, достигая 18-летнего возраста, начинает хотеть: а) свободу от родителей; б) некие суммы денег в кармане, чтобы реализовать эту свободу. Не только нынешнее поколение находится в положении, когда нужно учиться и работать. Но все, опять же, зависит от целей. Если цель стоит стать профессионалом и потом реализоваться, в том числе с точки зрения заработка, то 1-2 курс - это время, которое нужно в максимальной степени посвятить учебе. В это время закладывается очень важное умение самообразования, умения ориентироваться в том огромном массиве знаний, которым обладает окружающий мир. Эти умения завязаны не только на то и не столько на то, чтобы получить хорошую оценку на экзамене и в диплом, а на то, чтобы дальше быть способным к самообучению. Я бы порекомендовал на 1-2 курсе процесс обучения не нарушать, а искать пути совмещения. У нас в свое время были такие возможности: летние стройотряды или, например, работа по выходным в булочной (это я из своего личного опыта вам говорю).
Теперь что касается 3-5 курсов. Если хорошая база была заложена на 1-2 курсе и если работа хоть в какой-то степени связана с будущей деятельностью и дипломом, то это очень неплохо. Но, опять же, гармония важна во всем. Работа не должна становиться главным, а учеба отходить на второй план. Учиться абы как, только ради получения оценок и диплома - это потерянное время, вы же сами говорите, что диплом не ценится, но зачем-то стремитесь его получить, нелогично! Поэтому здесь надо быть аккуратным и понимать, что цели - это очень важные вещи, следовательно, сиюминутные потребности часто должны быть подчинены вашим крупным целям, а это уже самовоспитание.

Как Вы относитесь к обучению студентов по «индивидуальному графику» (свободное посещение)?

Что касается свободного посещения, индивидуального графика - не вижу в этом ничего плохого при условии, что человек способен к самообучению. Если способен, то и бога ради. Индивидуальный график - это инструмент, которым должен пользоваться умелый человек. Как показывает моя практика, такие люди бывают, но их не очень много.

Есть ли у вас пожелания студенческому самоуправлению, студенческому активу? Может быть, есть какие-либо задачи, которые вы ставите перед студентами?

Слушайте, а вы ленивые. Если я буду давать всем установки и задания, то: а) меня не хватит; б) я буду скушен, а через какое-то время просто непереносим. Для того чтобы добиться цели, стать современным, конкурентным, инновационным университетом, студенчество должно быть максимально активно. Инструментов этой активности может быть огромное множество: начиная от действительно серьезно работающего студенческого самоуправления, которое я всячески буду приветствовать (вплоть до того, что самоуправление будет ставить и нелицеприятные вопросы - это нормальная практика, ребята должны чувствовать, что у них есть свой орган власти) и заканчивая интернет-площадками и студенческими печатными СМИ. Цель у всего этого только одна: сделать так, чтобы студент чувствовал себя в университете комфортно, продуктивно и сохранил воспоминание о студенческих годах, как о самых светлых в его жизни. Любую студенческую активность я буду поощрять. Более того, буду просить, чтобы она была, и, скажем так, «не поощрять» тех, кто эту активность будет гасить.

Как вы считаете, должна ли оплачиваться общественно полезная деятельность студентов?

Конечно, конечно. Количество материальных ресурсов, которые могут быть выделены на оплату такой деятельности, - это отдельный вопрос. Но то, что она должна оплачиваться, это бесспорно! В современных условиях серьезная инициатива требует материального подкрепления. Можно, например, сделать стенгазету бесплатно, нарисовав ее шариковой ручкой и фломастером, что будет, безусловно, очень трогательно и мило, но в современном университете издание должно выпускаться с использованием передовых технических методов и средств.

В заключение мы бы хотели, чтобы Вы дали напутственное слово студентам.

Хотите, чтобы я проповедь прочитал? Никакой проповеди не будет. И так много всего рассказал. Буду краток: меня больше всего беспокоит то, что в СМИ слишком часто мелькают сообщения о том, что молодежь учится здесь, но хочет и старается уехать за границу. Отсюда чувство пессимизма, отсутствие мотивации. Так вот, хочу сказать, что для того, чтобы этого не было, нужно не так много: любить себя, свою Родину и создать общество друзей университета.

Об отношении к книгам.

Я не могу назвать любимой какую-то конкретную книгу. Любимая книга филолога - это та книга, которую ему хочется прочитать, а я хочу прочитать много книг. Литература - единственное, что делает человека человеком.


В трудные моменты…

Если что-то не получается, не складывается, я не перестаю думать, что наша задача - сделать так, чтобы вместе с нами и во многом благодаря нам мир стал лучше. «Мир стал лучше», значит, стало лучше тебе и тем людям, которые тебя окружают.