Древнерусская литература. «подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича
- неторопливость
- торжественность
- эмоциональность
- трагичность
- сострадательность
- Молитва
- Притча
- Житие
- Поучение
- Повесть
- Легенда
- Слово
- Хождение
- Летопись
- Сказание
- Наставление
Возникновение древнерусской литературы
Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .
Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.
Тематика летописей:
- русская история;
- возникновение Руси;
- борьба с внешними врагами;
- борьба князей за престол.
Красная строка
- Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
- Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».
«Откуда есть пошла земля Русская …».
- Так звучат первые строки «Повести временных лет».
- Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
- Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».
Из истории.
- В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…
Словарная работа
- Отрок – юноша;
- воевода –редводитель воинской дружины;
- печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
- Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
- Лыбедь – название реки;
- ладья – лодка;
- муж – зд.: воин, мужчина.
Размышляем над прочитанным…
- О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
- В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
- Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?
Поразмышляем
- Почему поступок отрока назван подвигом?
- Что значит «совершить подвиг»?
Проверим себя!
- Какими словами начинаются древнерусские летописи?
- Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
- Кто ее автор?
- Что означает «временных лет» ?
Д.С. Лихачев
- «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»
(Из книги «Земля родная»).
Домашнее задание
- Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли. Материал с сайта
В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.
Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- читать сказку подвиг юноши кожемяки
- план по литературе подвиг отрока киевлянина
- в чём заключается хитрость воеводы претича
- подвиг молодого киевлянина сочинение
- краткий пересказ повесть о подвиге отрока киевлянина
Из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам»
Уроки внеклассного чтения.
7 класс
- (др.-рус. Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.
- и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции).
- Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год).
- Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»
- Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
- Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания
- В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…
- О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
- В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
- Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?
- Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
- Князь Святослав возвратился из чужой земли и прогнал печенегов в поле.
- Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
«Сказание о кожемяке» - одна из героических страниц "Повести временных лет"
- "Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в далёкие времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар.
- “ В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.”
- Что предложил печенежский князь князю Владимиру? Каковы были условия поединка?
- Почему для поединка Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?
- Чем закончился поединок между печенежским мужем и Кожемякой?
- Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.
- Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.
- который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож.
- Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем.
- Ярослав был одним из образованнейших людей своего времени и покупал книги для библиотеки в Константинополе, а затем отдавал их переводить «с греческаго на славянский и на письмо». В Софийском соборе Киева хранилась княжеская библиотека.
- За глубокие познания, градостроительную деятельность и составление первого письменного свода законов князя прозвали Мудрым.
“ Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…”
- “… Велика ведь бывает польза людям от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы…, ибо от слов книжных обретаем мудрость. Это ведь – реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания”.
- “ Ярослав… к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг…”
- … Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
- Какова польза людям от учения книжного?
- За какие заслуги князя Ярослава прозвали Мудрым?
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь
ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Цели деятельности учителя:
- дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
- ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
- развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
- обучать составлению цитатного плана.
- Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
- Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
- Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Планируемые результаты изучения темы:
необходимость в распространении книг
Князь киевский Владимир Святославович
Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Начало письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827-869) и
Мефодий (ок. 815-885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы:
житие, поучение, слово .
Древняя письменная литература делится на
светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
- Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
- Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
- Летописи
- Хождение Поучение Послание
- Хождение Поучение Послание
- Поучение Послание
- Послание
Летопись
- В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Понятия и термины
- Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
- Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
- Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
- Воевода – предводитель дружины
- Дружина – отряд воинов на службе у князя
- «Я муж его»… я служу князю
- «в сторожах» – с передовым отрядом
- Отчина – земля отцов, родина
- Сокрушался – сильно печалился
- Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
- Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
- В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
- Что помогло отроку справиться с заданием
- воеводы?
- Какие черты характера вы увидели в отроке?
- Какая тема пронизывает это произведение?
Андрей Иванович Иванов
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.
Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.
- Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
- Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
РЕФЛЕКСИЯ
- 1.На уроке я работал активно / пассивно
- 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
- 3.Урок был интересен/скучен
- 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли.
В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.
Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.