Эхнатон — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. История Реформы аменхотепа iv эхнатона




И великим реформатором. Его жена - самой красивой женщиной в царстве. Правление этой пары пришлось на Амарнский период. Чем прославились Эхнатон и Нефертити за короткий период своего царствования? Среди всех великих цариц Египта на слуху осталось только имя самой красивой и почитаемой правительницы. Нечасто фараоны допускали к властвованию своих жен, но Нефертити была не просто жена - она при жизни стала царицей, на которую молились, чьи умственные способности превозносились так высоко. «Совершенная» - так называли ее современники, превозносили ее заслуги и красоту.

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Эхнатон не должен был править Египтом, так как у него был старший брат. Но Тутнос умер еще во время правления отца, поэтому законным наследником стал Аменхотеп. В последние годы жизни фараон тяжело болел, и мнение историков сводится к тому, что младший сын был соправителем в это время. Однако в течение какого срока длилось такое совместное правление установить не удалось.

После смерти отца Аменхотеп становится фараоном и начинает править страной, которая к этому моменту достигла большого могущества и влияния. Царица Тейе, славившаяся своим благоразумием и мудростью, помогала сыну в первые годы. Она умело направляла его мысли в нужное русло и давала мудрые советы.

Новая религия

Во времена правления фараона культ Солнца достиг небывалых высот. Ранее не столь популярный Атон (бог солнца) становится центром религии. По новым технологиям строится грандиозный храм для высшего божества. Сам Атон изображается как человек с головой сокола. Богу придали статус фараона, граница между Аменхотепом и солнцем стерлась. В довершение он меняет свое имя на Эхнатон, что означает «полезный для Атона». Переименованы были и все члены семьи, а также наиболее важные сановники.

Для того чтобы утвердить новое божество, строится новый город. В первую очередь был возведен огромный дворец для фараона. Он не стал дожидаться окончания строительства и переехал вместе со всем двором из Фив. Храм для Атона был возведен сразу после дворца. Жилые кварталы и иные сооружения для жителей строились из недорогих материалов, в то время как дворец и храм были из белого камня.

Жены фараона. Нефертити

Первой супругой Эхнатона стала Нефертити. Они поженились еще до его восхождения на престол. К вопросу о том, с какого возраста девочек брали в жены фараоны: невестами становились с 12-15 лет. Будущий муж Нефертити был старше ее на несколько лет. Девушка была необычайно хороша собой, ее имя дословно переводится как «красавица пришла». Это может свидетельствовать о том, что первая жена фараона не была египтянкой. Найти подтверждение ее иноземного происхождения до сих пор не удалось. Супруга во всем поддерживала Эхнатона, она внесла свою лепту в возведении Атона в ранг высшего божества. На стенах храма ее изображений гораздо больше, чем самого фараона. Жена не смогла ему подарить сына: за время их брака она родила шесть дочерей.

Нефертити воспитывала сына сестры Эхнатона. Позже он станет мужем одной из ее дочерей Анхесенпаатон и будет править Египтом под именем Тутанхамон. Девушка сменит имя на Анхесенамон. Одна из дочерей царственной солнечной четы умрет еще в детстве, другую выдадут замуж за брата. Судьба остальных истории неизвестна.

Нефертити и Эхнатон везде появлялись вместе. О ее величии и значимости можно судить по тому, что ей дозволялось сопровождать мужа во время жертвоприношений. Ей молились в храмах Атона, а все действа проводились исключительно в ее присутствии. При жизни она стала символом процветания всего Египта. Существует множество фресок и статуй этой красивейшей женщины. На стенах Ахенатонского дворца присутствует много совместных изображений фараона и его жены. Они запечатлены в момент поцелуя, с детьми на коленях, есть отдельные изображения дочерей. Ни одна из жен фараонов Египта не удостаивалась таких почестей, как эта особа.

Закат популярности царицы Нефертити

Сейчас никто не может сказать, что послужило причиной ее исчезновения с политической арены и семейной жизни фараона. Вероятно, после смерти дочери отношения супругов друг к другу изменились. Или Эхнатон не смог простить красавице отсутствие наследника. Доказательством ее жизни после царствования служит статуя, изображающая Нефертити в пожилом возрасте. Все еще красивая, но уже сломленная годами и невзгодами женщина, навсегда застыла в облегающем платье и легких сандалиях. Несомненно, отторжение супруга надломило ее, оставило свой отпечаток на царственном лике. Гробницу Нефертити не удалось обнаружить до сих пор, что может подтвердить предположение о ее немилости. Возможно, она пережила своего супруга, а хоронить ее с почестями не стали.

Кийа

На смену царице Нефертити пришла не столь красивая и величественная Кийа. Предположительно, она вступила в брак с фараоном на пятом году его правления. О ее происхождении тоже нет достоверных сведений. Одна из версий гласит, что девушка была женой отца Эхнатона и после смерти перешла к юному фараону. Не существует исторических упоминаний о ее высоком положении при дворе и каком-либо участии в правлении фараона. Известно, что Кийа родила дочь. На этом история жены фараона обрывается. Судя по тому, что ее имя было удалено со стен храма, женщина была опозорена. Захоронения этой жены фараона не было обнаружено. О судьбе ее дочери тоже нет никаких догадок и фактов.

Тадухепа

Эта жена фараона тоже досталась ему по наследству. Девушка приехала в Египет из Митанни по желанию Аменхотепа III. Он выбрал ее в невесты, но скончался вскоре после ее прибытия. Эхнатон сделал Тадухепу своей женой. Некоторые ученые и исследователи полагают, что это имя до царствования носила Нефертити или Кийа, но подтверждений этой теории не обнаружено. Сохранилось послание ее отца Тушратты будущему супругу, в котором он ведет переговоры о скором замужестве дочери. Но это не подтверждает факт того, что принцесса существовала как отдельная личность. Упоминаний о совместных детях историки тоже не нашли.

Смерть фараона

Как погиб Эхнатон, до сих пор не удалось установить. Существуют росписи, на которых изображено покушение на фараона с помощью отравления. Однако для установки причины смерти требуется его мумия. В семейном склепе была обнаружена только гробница. Тела внутри не было, а сама она была практически разрушена. Ученые до сих пор спорят, является ли мумия мужчины из гробницы KV55 Эхнатоном.

Кто-то постарался сохранить это в тайне, сбив имя на саркофаге и оторвав маску. Экспертиза ДНК установила, что тело принадлежит к числу близких родственников Тутанхамона. Но это может быть Сменхкара, который тоже был одной крови с фараонами. Пока нет возможности установить точное происхождение мумии, но археологи не теряют надежды найти новые гробницы и царственные тела.

Курс на укрепление царской власти путём возвышения незнатных чиновников и усиления религиозной роли монарха, начатый фараоном Аменхотепом III , продолжил его сын от брака с неродовитой Тэйе, Аменхотеп IV(правил в 1365–1349 гг. до н. э.; по другой датировке – в 1351–1334 до н. э.). Уже в первые годы его царствования стал ещё больше выдвигаться реформированный культ бога Ра – Ра-Харахте. С 1361 г. до н. э. его начали отождествлять с богом солнечного диска – Атоном . Верховным жрецом этого нового культа сделался сам фараон.

Эхнатон - фараон-мятежнки. Видеофильм

Вначале Атон чтился на юге Египта, в Фивах , где ему близ Карнака был возведен особый храм. Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV решил покинуть эту старую столицу XVIII династии и построил себе новую – в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое ранее «не принадлежало ни богу, ни богине», вне какого-либо египетского округа (нома) с его традиционными культами. Религиозно-политические преобразования Аменхотепа IV получили поэтому название «амарнской реформы» , и весь этот период египетской истории именуется «амарнским».

Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) — фараон Древнего Египта (1375 — 1325 г. до н.э.), правивший приблизительно в 1351 — 1334 годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе.

Обстановка в начале правления Аменхотепа

Ещё в молодые годы Аменхотеп 4 стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать, умная и энергичная царица Тейе.

В начале правления Аменхотепа, с царями Митанни и Вавилонии существовали дружественные отношения. Царь Митанни Тушратта, прося нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами, советовал ему справляться о международных делах у матери, и сам просил вдовствующую царицу оказывать влияние в благоприятном ему смысле на сына. Также вавилонский царь Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в котором он заверял фараона в своей дальнейшей дружбе. Хеттский царь Суппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловался, что не получил ответа на своё первое письмо и требовал, чтобы Аменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполнял «братские» обязательства. Однако Аменхотеп с самого начала правления был недоволен Суппилулиумой I и не ответил даже на его первое письмо, в котором хеттский царь, видимо, поздравлял египетского царя с восшествием на престол. Видимо, между Хеттским царством и Египтом наметились серьёзные разногласия, о которых умалчивал в своём письме Суппилулиума.

Преобразования Эхнатона

Причины реформ

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

Введение культа Атона

Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесно связанной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния. Сначала Аменхотеп, по-видимому терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону. Затем Аменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стен нового храма. Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой — к старым богам. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной, природной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Но, несмотря это, фараон, видимо, ещё не порвал со старым жречеством. В конце того же 4-го года, уже после «воцарения» Атона, верховному жрецу Амона Маи царь поручал добычу камня для его (фараона) изваяния в каменоломнях Восточной пустыни.

Основание новой столицы

По-видимому, на 6-ом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона», ныне городище Тель эль-Амарна). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м. Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме главного дворца в Ахет-Атоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено особняками царских сановников и обширными садами.

Преследование Амона и других старых богов

К 9 — 10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы — Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Сам Эхнатон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого больше всего ненавидел фараон, а также имена Мут и Хонсу — составляющие вместе с Амоном, так называемую фиванскую триаду. Даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть — имя Амона, или заменял его личное имя «Аменхотеп» царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избежать правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут. В гробницах было запрещено делать какие-либо изображения, кроме изображений царя. В противном случае гробница сжигалась, а люди, готовившие ее, казнились. Вероятно, снаряжались специальные ревизии для этой цели. Страдали, хотя и меньше, и другие боги; избегалось и само множественное число «боги».

Зато Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов - служителей нового культа фараона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати. Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности.

Внешняя политика Эхнатона (Аменхотепа 4-го)

Ухудшение отношений с крупными державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно ему самому, как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам. Вавилонский царь Бурна-Буриаш II жаловался на то, что его египетский «брат» неоднократно отпускал вавилонских послов без ответных подарков, а когда прислал золото, то оно оказалось неполновесным. Вместо золотых изображений, обещанных Аменхотепом III царю Митанни Тушратте и даже показанных его послам, Эхнатон отправил позолоченные деревянные. Не чувствуя твердой руки фараона, распоясавшиеся представители египетской власти в Сирии и Палестине, и тамошние властители нападали на вавилонских купцов и грабили их караваны. Дочь вавилонского царя, отданную в жены фараону, Эхнатон оскорбительным образом послал сопровождать всегонавсего 5 колесниц, тогда как при Аменхотепе III вавилонскую царевну, его будущую жену, сопровождали 3 тысячи колесниц. К тому же, Эхнатон заключил дипломатические отношения с Ассирией, что также вызвало недовольство Вавилонии, которая сохраняла свои притязания на верховную власть в Ассирии, хотя давно её уже не осуществляла. Бурна-Буриаш II в одном из своих писем даже заявил протест фараону, но безрезультатно. После этого Бурна-Буриаш II разорвал союз с Египтом и начал ориентироваться на враждебное ему Хеттское царство. А отношения Эхнатона с митаннийским царём испортились настолько, что, как пишет царь Библа Риб-Адди фараону, Тушратта двинул свои войска на Финикию, но отступил вследствие недостатка воды.

Анархия в азиатских владениях Египта

Впрочем, неудивительно, что Эхнатон мало заботился о поддержании добрососедских отношений с большими царствами Ближнего Востока, если его не слишком волновала даже опасность потери значительной части своих сирийских владений. При содействии, изменивших египетскому фараону, царя Амурру сына Абди-Аширты, Азиру и князя Кадеша Айтакамы, хетты овладели равниной Амки (в долине Оронта, южнее Кадеша). Три верных вассальных князя из соседних областей выступили против них, чтобы вернуть фараону утраченные земли, но были встречены Аитакамой во главе войска хеттов и отброшены назад. Все трое немедленно написали фараону о смуте и жаловались на Аитакаму. А сам Айтакама в свою очередь обвинял Бириавазу, правителя Дамаска, который окружил себя отрядами хапиру, отнял у него землю и опустошил города.

Захват земель царём Амурру Азиру

Азиру, тем временем, продолжал расширять свои владения в Амурру. Довольно продолжительный период ему удавалось выдавать себя за защитника интересов фараона. Он захватил Тунип, который к тому времени уже попал под влияние Митанни, и подобная акция, возможно, была одобрена наместником Эхнатона в провинции Амурру. Затем Азиру захватил финикийские и северо-сирийские прибрежные города вплоть до Угарита, причём убил их царей и присвоил себе их имущество. Когда хетты продвинулись в Нухашше, Азиру в союзе с ними взял Нийа и убил его царя. Осознав свою силу и чувствуя за своей спиной поддержку хеттского царя Суппилулиумы I, Азиру двинул свои отряды против резиденции египетского наместника в Амурру, города Симиры, осадил её, в союзе с флотом города Арвада, и быстро довёл до отчаянного положения. Царь Сидона Зимрида тоже отпал от Египта, заключил союз с Азиру и двинулся на Тир, царь которого Абимилки немедленно пишет Эхнатону, умоляя о поддержке. Царь Библа Риб-Адди также слал письмо за письмом к фараону с просьбами о помощи. Эхнатон, в конце концов, поручил нескольким египетским уполномоченным ознакомиться с положением Симиры, но им ничего не удалось сделать и город пал. Азиру убил местного египетского наместника и, разрушив город, получил полную возможность двинуться на Библ. Риб-Адди, приведенный в ужас случившимся, пишет фараону, сообщая, в частности, что египетский резидент в Кумеди, в Северной Палестине, находится в опасности. Но Азиру, который имел влиятельных друзей при дворе Эхнатона, сумел оправдаться перед фараоном. Последнего успокоили обещания Азиру платить ему такую же дань, которую вносили захваченные им города, и он не принимает мер.

Падение Библа

Планы мятежных царьков были столь искусно замаскированы, что египетские резиденты, по-видимому, не знали, кто верные вассалы, а кто скрытые мятежники. Так, Бихуру, египетский наместник в Галилеи, не понимая отношения Библа, посылает туда своих наёмников-бедуинов, которые избивают всех его защитников. Риб-Адди, положение которого ещё более усложнилось восстанием горожан, вызванным своевольным поступком египетского резидента, едет в Берит, искать поддержки у местного правителя Аммуниры. Но, вернувшись в Библ, находит там ворота запертыми, так как его брат захватил во время его отсутствия власть в свои руки, и выдал его детей Азиру. Аммунира, царь Берита, какое-то время ещё притворялся другом Египта, но, в конце концов, вместе с правителем Тира Абимилки примкнул к Азиру. А сам Азиру порвал всякие отношения с Эхнатоном и уже открыто перешёл на сторону хеттского царя Суппилулиумы I. Риб-Адди всё же удалось захватить Библ, и он ещё некоторое время удерживал его. Но город, в конце концов, пал, а Риб-Адди, видимо, был убит.

Междоусобица в Палестине

В Палестине, как писал Эхнатону правитель Иерусалима Арад-Хепа, правители Сихема, Гезера, Лахиша, Аскалона заключили союз с хапиру и стали враждебны Египту. Особую опасность он отмечал в действиях правителя Сихема Лабайи, который, вступив в согласие с людьми «са-газ» (хапиру), стремился расширить свои владения. При их поддержке Лабайа захватил несколько городов в Йизреэльской долине. Для оказания противодействия Лабайе правители ряда городов-государств Палестины объединились, в результате чего Лабайа не смог взять Мегиддо и попал в плен к правителю последнего Биридийа. Последний передал его правителю города Акки, чтобы тот отправил его морем в Египет. Однако за выкуп Лабайа был освобожден, но вскоре погиб в сражении в долине Йизреэля. Милкики, правитель Гезера, продолжил политику Лабайи, в союзе с сыновьями последнего. Союзники на севере боролись против Мегиддо, а на юге выступали против Арад-Хепы.

Отношение Эхнатона к событиям в азиатских провинциях

Эхнатон, занятый своей утопической реформой, не хотел, или не мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владения Египта. Он ограничивался угрозами и полумерами, а то и вовсе оставался глух к мольбам своих сиро-палестинских верноподданных, даже, о посылке хотя бы небольшого числа воинов из Египта. Несмотря на бездействие фараоновских властей, большинство царьков, видимо, сильно скомпрометировавших себя сотрудничеством с египтянами, сохранили верность Эхнатону, но власть их была непрочной, и они гибли в борьбе с вражескими властителями и, отчасти, с собственными подданными. Египет терял не только международный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку все эти неурядицы сильно сократили поступление материальных ценностей из провинций.

Конец реформ Эхнатона

Росло недовольство и в Египте. Теперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с их помощью со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро — в течение нескольких лет — от религии предков. За ним закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Впервые в истории Египта, дабы удержаться на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Эгейских островов.

Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тэйе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го ода правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.

От своей жены Нефертити, новым именем которой, связанным с Атоном было Нефер-нефру-Атон (Наф-нафра-Йати, букв. «Прекрасна красота Атона») Эхнатон имел шесть дочерей. Старшая дочь Меритатон на 15 году правления отца была выдана замуж за царевича Семнехкара. Вторая - умерла в детстве, а третья дочь Анхесенпаатон стала впоследствии женой Тутанхатона.

Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления - 17-ый. Обстоятельства его смерти неизвестны. В уединенной долине, в нескольких километрах на восток от своей новой столицы, он был погребён в гробнице, высеченной им в скалах для себя самого и для всего семейства, и где уже покоилась его вторая дочь Макетатон.

Амарнское искусство

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца - женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелуя нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Форма черепа Эхнатона передалась по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог - это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь - соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

Последствия атонистской революции

Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийи. Спустя два года престол перешёл к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества юный царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

Семья

Супруги Эхнатона — Нефертити и Кийа, дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Сыновья ми Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.

Значение Эхнатона

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

В целом, переворот Эхнатона крайне отрицательно сказался на Египте. Точное количество человек, казненных и подвергшихся гонениям, неизвестно, однако, скорее всего, оно было весьма велико. Авторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к ее постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению Египта в теократическое государство. В итоге кочевники ливийцы захватили большую часть Египта, и Новое Царство пало.

Современные оценки Эхнатона

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

Другие же ученые (Ю.Я. Перепелкин, А.Б.Зубов) считают, что реформа Эхнатона в принципе не имеет никакого отношения к монотеизму, а является первой в истории человечества попыткой установления тотальной власти, подобием тоталитарных режимов ХХ века, а обожествление царя - не более чем культ личности, не терпящий рядом с собой никаких иных культов.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

«Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие — „сыны дьявола“. Эхнатон в своем правлении пришёл к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).

Из оды Аменхотепа IV:

«Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят». (пер. И. Яковлева)

Эхнатон (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. э. Сын Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, сестры жреца бога Ра из г. Гелиополя. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа (IV) (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя - Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож - Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.

В самом начале своего царствования принимает титул верховного - «величайшего среди видящих» - жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска - Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol - солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики.

На 6 году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» - даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши.

В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона - он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования.

Прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени - «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и др. государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Преобразования Эхнатона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами - отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» - символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на ), старшая - Меритатон - супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.

При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

Фараон Эхнатон считается знаковой фигурой в истории Древнего Египта. Он не только муж самой , называемой воплощением красоты на Земле, но и революционер своего времени, вознамерившийся заменить пантеон одним-единственным Атоном. За время правления Эхнатона Древний Египет не развязал ни одной войны, а в искусстве наступил расцвет натурализма.

Детство и юность

В жилах фараона, названного при рождении Аменхотеп IV, течет поистине голубая кровь. Отец Аменхотеп III происходил из великой династии Тутмосидов, из которой вышли все правители по имени Тутмос и третья женщина-фараон Хатшепсут. Мать Тия, хотя и была дочерью жреца, но считалась потомком царицы Яхмос-Нефертари, жены Яхмоса I, который и основал род Тутмосидов.

У Эхнатона был старший брат Тутмос, умерший маленьким, и сестры Небеттах, Сатамон, Хенуттанеб и Исиду. О наличии прочих близких родственников говорят многочисленные веpсии.

Сведений о первых годах биографии фараона сохранилось немного, да и те слишком обобщенные. Известно, что царский сын жил во дворце, небольшом по размеру, но богато украшенном мозаикой и росписью. Однако находился дворец не в Фивах, а возможно, и вовсе за пределами Египта. Упоминается, что жизнь юного Эхнатона подвергалась опасности, и некую неоценимую помощь в этой ситуации оказал слуга Пареннефер, которого фараон впоследствии возвысил.

Правление

Когда точно десятый фараон 18 династии взошел на престол Египта, неизвестно. Предполагается, что пару лет Аменхотеп IV правил вместе с отцом, который к тому времени уже тяжело болел. В наследство Эхнатон получил богатое и могущественное государство. В первые годы развернул обширное строительство, одними из объектов стали храмовые комплексы в Гемпаатоне и Хутбенбене.


Эхнатон, помимо верховенства культа Солнечного бога, ввел новую должность, верховного жреца бога Атона, и без ложной скромности первым занял её. Ритуалы велено справлять не в потаенном святилище, а на открытом воздухе. Причем поклоняться Атону имели право только Эхнатон и его жена Нефертити, а, следовательно, остальные должны были поклоняться им.

Культ Ра, на протяжении веков сопровождавший египтян, был запрещен, тем самым оказались лишены власти жрецы. Особенно невзлюбил фараон богов Амона, Мут и Хонсу, трех самых почитаемых в Фивах небожителей. В пылу сражений за монотеизм Эхнатон не побоялся стереть имя отца, которое переводилось как «Амон доволен».


В знак начала новой жизни Эхнатон велел построить новую столицу между Фивами и Мемфисом, назвал ее Ахет-Атон – «Горизонт Атона». Королевский дворец из белого камня занимал площадь в 20 гектаров. Единоличная царская власть укрепилась еще сильнее, влияние прежнего государственного аппарата не сказывалось, во всяком случае, внешне на решении вопросов.

Обижал Аменхотеп IV и соседей, перестал посылать подарки, заключал политические союзы с одними государствами, забывая о прежних отношениях с другими. Но по большей части египетский фараон сохранил дипломатические связи с Ассирией, Вавилоном, Миттанией.

Личная жизнь

Родственные связи в Древнем Египте представляют клубок загадок даже для ученых умов, не то что для простых обывателей. Результатом одних таких исследований стал вывод о том, что от связи Эхнатона с собственной сестрой родился будущий фараон . Имя девушки в научных кругах зашифровано и звучит как KV35YL (по месту обнаружения мумии), в некоторых источниках - Бакетатон или Небеттах.


Самой известной женой фараона считается красавица Нефертити. По неподтвержденным данным, и у нее с Эхнатоном был один отец. Супруга родила Эхнатону 6 дочерей. После смерти одной из них, Макетатон, царица сошла с политической арены, а место матери, как ни странно, заняла дочь Меритатон. Правда, до нее царь Египта, опять же предположительно, обзавелся дочерью от второй жены Кийи.

Нефертити обладала невероятным влиянием, сопровождала мужа в поездках и практически была его главным советником. На широко тиражируемых фото скульптура жены фараона запечатлена в синем парике (или царском головном уборе), украшенном изображением богини-кобры.

Сменхкар, рано скончавшийся муж Меритатон, также приписывается в близкие родственники Эхнатону – то ли брат, то ли сын.

Еще четыре сестры, как полагает часть историков, умерли в юности. Третья по счету Анхесенамон стала женой Тутанхамона. После смерти Эхнатона, взойдя на престол, дети отказались от религиозных реформ отца.

История сохранила древние источники, в которых упоминается имя Тадухепы, несостоявшейся невесты отца Эхнатона и доставшейся ему «по наследству».

Смерть

Упоминаний о том, как завершилась эра Эхнатона, не сохранилось. Предположительно, фараона отравили. Преемники сделали все, чтобы имя «Угодного Атону» исчезло из памяти народа и материальных носителей.


Гробницу в Амарне Эхнатон повелел соорудить, как это было принято, еще при жизни. После того как столицу Египта вновь перенесли в Фивы, мумию фараона перезахоронили в Долине Царей. Египтологи считают, что это могила под кодом KV55.

В 1907 году американский исследователь Теодор Дэвис вскрыл захоронение и решил, что там погребен Тутанхамон. По другой версии, мумия - это Сменхкар.


Жизнь и смерть фараона-реформатора, причины, побудившие Эхнатона на одно из самых заметных преобразований древности, становятся предметом литературных изысканий. Особенный интерес вызывают легенды о проклятиях, которые настигают беспринципных искателей сокровищ в древних могилах.

Среди научных и художественных книг читателям известны романы Тома Холланда «Спящий в песках» и Паулины Гейдж «Проклятие любви», монография Юрия Перепелкина «Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте».

Память

  • Рельеф Эхнатона и Нефертити. Бруклинский музей
  • Рельеф «Эхнатон, Нефертити и их дети». Египетский музей в Берлине
  • Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр, Париж
  • Рельеф «Эхнатон в образе сфинкса перед солнечным диском Атоном». Музей Кестнера в Ганновере, Германия
  • Городище Тель эль-Амарна (бывшая столица Ахет-Атон). Каир, Египет
  • 2008 – приключенческий боевик «Джек Хантер. Проклятие гробницы Эхнатона». Режиссер Терри Каннингем.
  • Головоломка «Сокровище Эхнатона». Часть мультиплатформенной компьютерной игры Assassin’s Creed Origins