Грех по немощи или самооправдание? Самооправдание, или ложное состояние Одна из защитных реакций самооправдания.




Геронда (старец, отче – прим. ред), что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания?

То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания.

- А я, Геронда, когда оправдываюсь, то уже задним числом понимаю, что монаху самооправдание не приличествует.

Оно ему не просто не приличествует - самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии.

С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал, как бы [духовный] каучук. Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной Благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь

Геронда, Вы часто говорите: “Будем стараться, по крайней мере, не оказаться ниже духовного проходного балла?” Что это за духовный проходной балл?

Духовный проходной балл - это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, - это уже пятерка с плюсом. Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя. Бог не будет казнить нас за какую-то совершенную нами ошибку, однако и нам самим не следует оправдывать себя в этой ошибке и считать ее чем-то естественным.

А если мне делают замечание за какую-то оплошность, но я не могу понять, насколько велика моя вина, следует ли спросить об этом, чтобы в другой раз быть повнимательней? Или все же лучше промолчать?

Если, будучи виновата на пять процентов, ты обвиняешь себя на двадцать пять, то разве ты не остаешься с барышом? Обвиняй себя с запасом, чтобы не прогадать. Это и есть то духовное делание, которое ты должна совершать: отыскивать свою погрешность и ловить себя на месте преступления. В противном случае ты боишься расстаться со своим “я”, оправдываешь его, но внутреннего покоя не имеешь.

Геронда, а получает ли пользу человек, который, оправдываясь по привычке, впоследствии осознает свою ошибку и окаивает себя?

По крайней мере, у такого человека накапливается опыт. Если он использует этот опыт должным образом, то это пойдет ему на пользу. А если Бог скажет: “Ну, поскольку он понял свою ошибку и покаялся, надо ему что-нибудь дать”, то этот человек получит и какую-то “субсидию”, но уже из другого [духовного] фонда - из Фонда Покаяния.

Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм

- Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце?

Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания. Если человек поведет себя злобно, то его сердце может в одно мгновение стать жестким, как камень. А если он поведет себя с любовью, сердце может в одно мгновение стать очень нежным. Стяжи материнское сердце! Как ведет себя мать: она все прощает [своим детям] и иной раз делает вид, что не замечает [их шалостей].

Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда - даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются.

К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. “Бог мне помог, - говорит такой человек, - однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым”. Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то - большой или малый - недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет недостатков, которые заметны другим. Ведь если копаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдывание ближнего станет очень легким делом. Сколько же мы дров наломали! “Гре́х ю́ности моея́ и неве́дения моего́ не помяни́, Го́споди ” [ 1 ].

Геронда, бывает, когда меня просят о помощи, я с готовностью ее оказываю, но в спешке что-то немножко порчу, а потом, когда мне делают замечание, стараюсь оправдаться…

Если, желая сделать доброе дело, ты что-то немножко испортила, то тебе нужно [смиренно] принять замечание за совершенную оплошность - чтобы получить награду сполна. Диавол очень лукав. Свое ремесло он знает просто бесподобно. Так что же - разве он не использует свой столь многолетний опыт? Это он подстрекает тебя оправдываться, чтобы ты потеряла пользу от сделанного тобой добра. Если ты видишь, как человек, обливаясь потом, взваливает на плечи какую-то ношу, и хочешь переложить ее на свои плечи, чтобы ему стало легче, то это, можно сказать, естественно. Увидела, как он нес на себе эту тяжесть, и, движимая любочестием, поспешила ему помочь. Однако понести на себе тяжесть нанесенной кем-то несправедливой обиды - имеет гораздо большую цену. Если нам делают замечание и мы тут же начинаем оправдываться, это свидетельствует о том, что в нас еще в полной мере живо мирское мудрование.

- Геронда, так в чем же причина самооправдания?

В эгоизме. Самооправдание - это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: “Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?”, Адам не сказал: “Да, Боже мой, согреших”, но стал оправдываться: “Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел”. Тем самым он все равно сказал Богу: “Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты”. Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: “Змей прельстил меня” . Если бы Адам сказал: “Согрешил, ошибся, Боже мой”, если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.

- Геронда, а если человек не понимает, насколько большим злом является самооправдание, что тому виной?

Что тому виной? То, что виноват он сам. Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он - невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает владеть собой. И подумать только: совершив иногда несправедливость и провинившись перед другими, такой человек говорит: “Я бы, конечно, стерпел эту несправедливость, но не хочу вводить в грех других”! То есть он стремится оправдать себя якобы из побуждений любви, чтобы тот, кто, как ему кажется, его обидел, пришел в чувство и не впал в грех! Или же он начинает приводить целую кучу объяснений, чтобы его “обидчик” не впал в грех из-за того, что случайно поймет его превратно. Видите, какой тонкой работой занимается диавол?
Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи

Я заметил, что сегодня все - от мала до велика - оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и таким образом, эти люди выпадают из реальности. Сатанинское толкование - вот что такое самооправдание.

- Геронда, а отчего у некоторых людей находится возражение на любое сказанное им слово?

О, беседовать с человеком, который привык оправдываться, - это страшное дело! Это все равно что разговаривать с бесноватым. Да простит меня Бог, но те, кто себя оправдывают, имеют “старцем” самого диавола. Это страшно измученные люди, они не имеют в себе мира. Они сделали самооправдание своей наукой. То есть, подобно тому как вор всю ночь не смыкает глаз и придумывает способ что-то украсть, эти люди постоянно придумывают способы оправдания своих погрешностей.

Иной человек обдумывает, как ему смириться или сделать какое-то доброе дело, а они придумывают прямо противоположное - способ оправдать то, чему не может быть оправдания. Эти люди становятся настоящими адвокатами! Их невозможно переубедить - это все равно что пытаться переубедить самого диавола.

Знаете, как я намучился с одним таким человеком! “То, что ты делаешь, не лезет ни в какие ворота, - увещевал я его. - Тебе необходимо обратить внимание на некоторые вещи, ты совсем отбился от рук, тебе следует поступить так-то и так-то…” Однако он находил себе оправдание в ответ на каждое мое слово, а в конце разговора еще и заявил: “Ты так и не сказал, что мне нужно сделать!” - “Золотой ты мой, - опешил я, - о чем же мы тогда толкуем столько времени? Мы говорим о твоих ошибках, о том, что ты зашел не туда, куда нужно, но ведь ты без остановки оправдываешься. За те три часа, пока мы беседуем, ты меня всего вымотал! Довел до белого каления! Ну разве я не сказал, что тебе нужно сделать?”

Вот так: ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, - это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, - а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать! Нет, правда, разве тут не выйдешь из себя? Если человеку на все наплевать, то он в таких случаях не расстраивается. Что бы ни произошло, все для него мелочи жизни. Однако если у тебя нет равнодушия, то в подобных ситуациях просто взрываешься. Нет, все-таки счастливые они - люди, которым нет дела ни до чего.

- Однако, Геронда, сами-то Вы ни при каких обстоятельствах не хотите оставаться равнодушными…

Брат ты мой, да равнодушный, по крайней мере, не растрачивает себя понапрасну… Страдать есть смысл ради того человека, которому больно. Но здесь-то: выматываешься ради него, говоришь ему столько всего, а он в конце концов заявляет: “Ты не сказал, что мне делать” - и оправдывает то, чему не может быть оправдания. Так из человека он превращается в демона! Как это страшно! Если бы он подумал хотя бы о том, какой ты подъял труд, чтобы ему помочь, то изменился бы хоть немножко. Я уже не говорю о том, чтобы он почувствовал, как тебе за него больно. Но где там: он видит, как ты страдаешь, видит, как ты бьешься, мучаешься, и на все это закрывает глаза!

Геронда, если ты говоришь человеку, который оправдывает какую-то свою бесчинную выходку, что это самооправдание, а он, желая доказать, что это не самооправдание, продолжает себя оправдывать, то есть ли у него возможность исправиться?

Да где же ему исправиться? Он понимает, что совершил ошибку, потому что испытывает мучение, но от эгоизма не хочет ее признать. Это очень страшно!

Да, но при этом он заявляет: “Ты отказываешься мне помочь. Я прошу тебя о помощи, а ты не хочешь даже пригласить меня для беседы. Ты относишься ко мне с презрением”.

Ну так что же - такое состояние тоже начинается с эгоизма. Тем самым он как бы говорит тебе: “Это не я, а ты виноват в том, что у меня все так плохо!” Да-да, такой человек доходит и до этого. Оставь его в покое: не нужно тратить на него время, поскольку ты ему не поможешь. За такого человека не несет ответственности ни его духовник, ни - если он живет в монастыре - игумен или игуменья. Это не человеческий, а сатанинский эгоизм.

Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать “прости”, все же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего “я”, то будет совершать все больше и больше просчетов и его безо всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм. Если человек не ведает, каким злом является самооправдание, у него есть смягчающие вину обстоятельства. Однако если он узнал это - сам или со слов других, - то смягчающих вину обстоятельств у него нет.

Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил неправильно, а он, оберегая свою “безупречность” и доказывая [что неправ именно ты], начинает прибавлять вранье ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается еще большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковать, но молись, чтобы Бог его просветил.

Самооправдание - постоянное стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих негативных поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих обстоятельствах, в поведении близких ему людей. Такой человек часто утверждает, что все совершаемые им недолжные поступки обусловлены своей общепринятостью, не зависящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». Он утверждает: что, заботясь о людях, не хочет раздражать и огорчать их непривычным поведением, поэтому ведет себя, как другие (сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.) или же по своей «скромности» не хочет привлекать к себе внимания необычным поведением и высказываниями; что у него «по немощи человеческой» нет сил противостоять роковым внешним обстоятельствам.

При этом страдающий самооправданием упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственные греховные желания и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он и оправдывает, старательно скрывая от себя и других истинные греховные мотивы своего поведения. Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться. Каждый чувствует, что, оправдав собственно зло, он, разумеется, оправдывает и свою причастность к этому злу. Приверженность людей тем учениям или вероучениям, которые объясняют (оправдывают) свойственные им грехи обуславливается именно самооправданием.

Так, например, люди гордые считают правильным учение - фашизма; имеющие целью своей жизни материальные блага -иудаизм (коммунизм); желающие оправдать распущенность плотских влечений - будут утверждать, что жизнь человека определяется законами биологии, через которые переступить невозможно; сребролюбивый человек -заявит, что отношения между людьми регулируются экономическими причинами и тому подобное.

Таким образом, следуя выбранному учению и отстаивая его правильность, человек как бы заявляет, что его личной вины в выбранной линии поведения нет, что он просто последовательный сторонник материализма, фрейдизма, утопизма и живет, проводя в жизнь постулаты этой теории. Именно оправданию порочной жизненной позиции своих создателей и служат, как правило, многочисленные философские системы. Как говорят святые отцы, «самооправдание - вершина греха». И именно к этой вершине приходят желающие оправдать себя люди, которые часто удивленно и недоуменно вопрошают «что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи». В конечном счете, вся их жизнь направлена на служение плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и. прочим грехам.

«Ничто человеческое нам не чуждо», - заявляют такие лицемеры, хотя правильнее было бы сказать: «Ничто скотское нам не чуждо». Оправдывая сам грех и содействуя доступными средствами, в том числе личным примером, его популяризации, такие люди соблазняют неискушенные души и служат причиной их соблазна, забывая, что «Горе человеку, которым приходят соблазны». Поскольку всякий, занимающийся самооправданием, знает о своей виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества и заключаются в невинных на первый взгляд фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: «А что плохого я делаю? Живу, как все. Это среда сделала меня таким.

Может, что и не так, но таковы времена, обстоятельства и окружающие меня люди». Поскольку всякий человек совершает только то, на что он сам считает себя имеющим право, и всякий, намеревающийся совершить недолжный поступок или совершивший его, обсуждает этот поступок с теми, кем он (по его мнению) заведомо будет оправдан. Такой человек не в своей совести, а в чужих мнениях пытается найти обоснование своему поведению. Внутренне неудовлетворенное самооправдание проистекает от гордости, сребролюбия, самолюбия и сопровождается ощущением беспокойства, поиска, тревоги.

Оправдание грехов любовью к людям, всепрощением, желанием не осуждать, терпимостью и прочими качествами, в которых христианское начало может быть перемешано с греховными чувствами и желаниями для православного сознания неприемлемо. Христианам заповедано не судить, то есть не присваивать себе права как осуждать, так и оправдывать, а прощение не имеет никакого отношения к оправданию, ибо нет ничего общего между светом и тьмою. Оборотной стороной самооправдания можно считать осуждение. Зачастую для самооправдания используются объективно правильные поступки, не служащие греху явным образом. Такие поступки укрепляют мнение человека о величии собственных заслуг и в качестве награды за эти заслуги таковой считает себя вправе делать то, что ему лично приятно.

К этим «заслугам» относят выполнение своего долга перед детьми, перед родителями, перед сослуживцами; сюда же относятся тяжелое детство, трудная юность, отсутствие родителей или малая забота с их стороны и вообще перенесение человеком любых лишений. В этом случае самооправдание как бы приводит к «самонаграждению». Высказывание человека о том, что его недолжное отношение к людям, обязанностям, окружающему продиктованы тем, что все перечисленное не заслуживает хорошего отношения, также бывает объяснено самооправданием: «Люди не стоят того, чтобы к ним хорошо относиться, и работа приносит копейки».

Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является пусть примитивной, но все же формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех, фактически укрывая его в себе от обличения и пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится сохранить за собой правду, оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: «Я не чревоугодник. Я просто люблю вкусно и сытно поесть. А устроен я так, что лично мне еды нужно больше, чем другим. Я не сребролюбив. Я не жаден, просто мне нужно денег на жизнь больше, чем другим. Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч».

Другим вариантом самооправдания, является оправдание себя должностью, постом, которые занимает человек. Традиционно со всякой должностью связывается представление о качествах, которые необходимы начальствующему для выполнения своих обязанностей. Поэтому всякий, стремящийся к самооправданию человек, заняв какую-либо должность, начинает делать вид перед окружающими и считать сам, что он обладает нравственными качествами, необходимыми для соответствия данной работе.

Чаще всего это связано с теми постами, которые предоставляют человеку какую-либо власть над другими людьми. Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам (правда, только до тех пор, пока они не направлены против него самого). При этом оправдание, направленное на других людей, естественно, распространяется и на свое собственное поведение. Прощение и разрешение от грехов невозможны без сердечного покаяния, которое в свою очередь невозможно без признания своей греховности и конкретных страстей.

Таким образом, очевидно, что самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Противостоять этой страсти нужно исповеданием своей греховности вообще и конкретных грехов, в частности самоукорением и всепрощением.

Никто не может оправдываться тем,

что он будто бы хотел, но не мог,

ибо, бесспорно, не мог потому, что не хотел.

Святитель Иоанн Златоуст.

Самооправдание - помеха на пути ко спасению

Нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. «Сказываю вам, - говорит Господь, - что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15. 7). «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»(Откр 3. 19-20).

При самооправдании не может быть покаяния; а без покаяния не может быть спасения. Истинное покаяние несовместимо с самооправданием.

Когда Бог спросил Адама: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?», то Адам не сказал: «Да, Боже мой, согрешил», но тут же стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Таким образом, Адам считает, что если бы не было Евы, сотворённой Богом, то и сам Адам не согрешил бы.

Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей обольстил меня» (см. Быт 3. 11-13) (1).

Т.е. оба попытались оправдаться и были в результате изгнаны из Рая.

Оправдываясь, человек лукавит

У человека существуют два источника греха: плоть и гордыня. А из них произрастают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин 2. 16).

Преподобный Силуан Афонский высказывает суждение: «Всякий человек во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя, хотя бы частично, виновником зла в мире; оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобной свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться - рабское дело, а не богосыновнее» (2). Самое же парадоксальное в самооправдании то, что человек, оправдываясь, не приобретает того, что хочет, а теряет, хотя именно этого стремится избежать.

Самооправдание - это страсть, которая проявляется по-разному. Иногда излишним многословием человек пытается защитить себя от каких-нибудь нападок или обвинений. Но с духовных позиций это не даёт никаких результатов.

Отчасти, человек выискивает оправдания для самого себя, для успокоения своей совести. Он может оправдываться и для того, чтобы не уронить своего достоинства в глазах других. Причем, он может это делать, даже не задумываясь, не осознавая, а стало быть, и без какого-либо логического объяснения.

Легко смирить себя перед Богом, намного труднее смириться перед людьми.

Действительно, именно эта способность или неспособность смирить себя перед нашими ближними показывает, насколько правильного пути мы придерживаемся в нашей духовной жизни. В повседневной жизни нужно понуждать себя быть внимательным к тому, как мы себя ведем, какова наша реакция, когда нам выговаривают, когда нам делают что-то неприятное и особенно когда кто-то нечаянно (или умышленно) глубоко ранит наше самолюбие.

«Лукавство совести у страстного человека велико и тонко. В религиозной жизни человек, одержимый страстью, часто выставляет её как искание правды и пользы, и нередко как борьбу за славу Божию. Во имя Христа, предавшего Себя на смерть за врагов, люди иногда готовы стоять даже до крови, только крови не своей, а «брата-врага» (3).

Самооправдание и смирение

Самооправдание и смирение просто несовместимы. Смирение связано с покаянием. Так можем ли мы по-настоящему каяться, не имея смирения?

Если человек смиряет себя, исполняя разнообразные послушания, пытаясь от всего сердца служить и быть ниже своего ближнего, тогда Господь помогает ему.

Владыка Варнава (Беляев) наказывал: «Я ничего не требую от вас: ни воздержания от пищи, ни сна на голом полу, ни многих и долгих молитв, только попрекайте себя за все и всегда. Вот мой вам совет и мое сердечное пожелание... Нужно всегда и во всем считать себя виноватыми, даже если тебя обвинили несправедливо. Ты должен осознать, что Господь наслал это на тебя за какой-то грех, сотворенный, может быть, много лет назад. Необходимо всегда упрекать себя, смирять себя до такой степени, чтобы вне зависимости от нанесенной тебе обиды, ты всегда мог бы произнести: «Прости меня!» Это - кратчайший путь для стяжания благодати, тогда как все другие - очень длинны. И если для этого пути водительство не требуется, то для других оно просто необходимо» (4).

Помимо всего, нам нужно терпение. Настоящее (духовное) терпение дает душе настойчивость в стремлении к молитве, упорство в борьбе со страстями и в стремлении стяжать Евангельские добродетели.

Далее, если кто действительно старается быть терпеливым и обретает, с Божией помощью, упорство, следующий важный шаг, о котором говорят святые отцы, - это мужество. Мужество - это решительность вести духовную жизнь и вести духовную брань, невидимую брань, совершенно особого рода.

Мужество означает решительность следовать за Христом и бороться со всеми помехами на этом пути. Это значит преодолевать все преграды, которые наши страсти и дьявол ставят между нами и Господом. И тогда терпение становится не пассивным чувством (иногда слово «терпение» ассоциируется с «сиди и жди»), но активным действием.

Очень важно не дать раздражению проникнуть в наше сердце, так как человек может воздержаться от слов, но при этом сердце его может быть не в мире.

Почему-то, когда кто-то чувствует себя обиженным, чувствует внутреннюю боль, то падает духом.

Почему?

Потому что внутри рана. Но что именно ранено?

Наша гордость, наше самолюбие, те самые вещи, против которых мы и ведем борьбу.

На самом же деле, мы должны желать этих ран, так как без них нам невозможно получить исцеление. Эти раны - как лекарство, они лечат нас.

Самое главное качество для христианина - это смирение перед Богом и перед ближним как носителем образа Божия. Научиться смиряться перед Богом, перед Его всеблагим Промыслом, который действует в отношении нас, нашей семьи, общества и всего мира, смиряться перед ближним, который есть образ Божий, - это самое главное, к чему должен стремиться человек. Потому что Писание говорит: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет 5. 5). Смирение - путь к Богу. Если мы не возвеличиваемся, а смиряемся перед ближним, то тем самым чтим в нем образ Божий.

О понуждении и ответственности

Известно старческое изречение: «Достигший отсечения своей воли достиг места покоя». Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (5).

Близость к нам Царствия Божия, Царства Небесного не означает, что мы не должны каяться, не должны понуждать себя, чтобы обрести его.

Спаситель сказал нам: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф 11. 12) (6).

Если мы откажемся от этого понуждения, то может случиться так, что мы не познаем и не приобретем то, что, казалось бы, уже наше и что в действительности уже внутри нас. И мы по собственной ленивости или унынию останемся вне этого Царствия и будем плакать и скрежетать зубами, но вернуть его уже будет нельзя.

Кто не приобрел, не вкусил хотя бы отчасти блага Царства Небесного на земле, внутри себя, тот едва ли познает и приобретет его в будущей жизни. Тот, кто спасается, - приближается к нему, приобретает его уже сейчас, ощущает его внутри себя. А если этого нет, то из чего же можно понять, что в будущей жизни человек будет иметь эти блага? Ведь он в сей жизни не исполнил того, что сказал Спаситель, и не ощутил того, что должен был ощутить.

Если он не каялся, не понуждал себя, если он не почувствовал, что Царство Небесное приблизилось, значит, он ничего не сделал для приобретения его в вечности.

Покаяться необходимо всем: и тем, у кого тяжкие, великие, очевидные грехи, и тем, которые думают о себе, что у них нет особенных грехов, но которые на самом деле всем своим существом, всеми мыслями, бесчисленными движениями души многократно уклоняются от заповедей евангельских, от велений собственной совести.

Всем необходимо покаяние, всем нужно через изменение своего существа, души, ума, сердца и даже самой плоти приближать к себе Царство Небесное.

Да, в Евангелии сказано, что Царство Небесное уже приблизилось. Но оно может, образно говоря, пройти мимо нас. Оно близко, но мы можем его не ощутить и не познать. Спаситель сказал еще: «…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17. 21).

Царство Небесное не нужно искать в каких-то внешних проявлениях, в обстоятельствах, благоприятствующих, как нам по наивности кажется, нашему спасению.

Если же человек видит свою вину и осознает, что один лишь он виноват, а не кто-то другой, в том, что он живет не по-евангельски, не приносит такого покаяния, какое приносили угодники Божии, то такой человек, самоукоряя себя, уже способен к искреннему покаянию, исправлению себя и несению полного послушания Господу, где нет места сомнению, нет места совету с «плотью и кровью» или с кем-либо из людей, себе подобных. Есть только самоотвержение, служение Спасителю Господу Иисусу Христу.

О том, что мы будем нести ответственность за свои поступки, учит не только Евангелие, но и сам наш здравый смысл.

Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душою, и телом.

И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела.

У людей святых тело самым явным, откровенным образом будет сиять благодатью. Оно станет прекрасно и своим сиянием уподобится солнцу, или луне, или звездам. Сейчас мы говорим в переносном смысле, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то радостное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться, в самом буквальном смысле слова. И наоборот, лица и тела грешников будут всегда темными и издающими из себя смрад.

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2000.

2. Софроний, иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. - Ессекс: Патриарший ставропигиальный монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990. - С. 52.

3. Там же. - С. 86.

4. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. - К.1. - Тверь: «Булат», 1992. - С. 47-85.

5. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. - Москва: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2000.

7. Там же.

Александр А. Соколовский

Самооправдание. Противоположное отчаянию и более часто испытываемое людьми настроение – беспечность и окамененное нечувствие – тоже не легко поддается врачеванию. Конечно, оно близко граничит с маловерием, менее решительным, чем сознательное сомнение философа или резонера, но не менее, если не более, упорное. Лев Толстой в своей «Исповеди» пишет, что только в этот 50-й год своей жизни он начал задумываться над вопросами совести и вечности, а раньше ему было не до того: он жил «запоем жизни», переходя от одного увлечения к другому и глубоко не вникал ни во что вечное.

Так и на исповеди люди признаются в совершении блуда, в причинении обид жене и родителям, в обмане, в полном удалении своей жизни от храма Божия, но с таким легким сердцем, что ясно видишь, как это все им нипочем, и что они и не думают начать борьбу с этими грехами. Так им и сказать должно: «Хотя грехи ваши сами по себе тяжкие и требовали бы лишения вас Святого Причастия на столько-то лет, но еще страшнее то усыпление вашей совести, в силу которого вы, видимо, не испытываете покаянной скорби о грехах.

Знайте, что Святое Причастие может быть вам преподано лишь по обещании вашем эти грехи возненавидеть и начать против них борьбу. Иначе не только не будете достойны Святого Причащения, о чем, может быть, вы, в настоящем своем настроении, не очень бы и печалились, но на теперешних грехах своих вы не остановитесь.

Ведь все мировые злодеи, все уголовные преступники не родились убийцами и грабителями, а до первого своего преступления отличались от обыкновенных грешников только тем, что нисколько не принимали к сердцу своих ошибок и грехов, не раскаивались в нанесенных ближним обидах и при всех обращаемых к ним укорах от старших и товарищей обвиняли кого-либо другого в происшедшем, как Адам и Ева по своем грехопадении.

Так и ты, пока был невинным, то презирал блудников, а когда пал, то начал себя оправдывать, а затем, привыкнув к этой мерзости, даже хвалиться ею, а еще дальше – осмеивать тех, кто блюдет целомудрие. Подобным же образом усыпляется светским рассеянием и порочным товариществом совесть, врастает и в прочие грехи, пороки, страсти все глубже и глубже и уже близко становится к тому, чтобы спокойно дерзать на преступления уголовные.»

Увещевая так людей беспечных, священник должен, как в этом случае, так и вообще при исповеди, да и при общих назиданиях пастве, особенно настойчиво предостерегать ее от духа самооправдания, который является одним из главнейших врагов нашего спасения. – Проповедь Спасителя и Его апостолов одни люди принимали, другие отвергали. Среди тех и других были и тяжкие грешники, и люди праведной жизни. Какими же свойствами душ их определялось принятие или отвержение спасительного Евангелия? – А почти всегда именно этим: кто имел дух самооправдания, почитал себя достаточно порядочным человеком, тот отвергал проповедь покаяния, проповедь Евангелия; а кто почитал себя виновным пред Богом и людьми грешником, тот принимал ее и спасался, как Закхей , как Благоразумный Разбойник .

И среди христиан уверовавших спасающиеся и погибающие, или далекие от спасения, различаются не числом грехов, а склонностью или несклонностью признавать себя виновными и грешными. Ты чувствуешь горькую обиду на ближнего, ты убежден, и, может быть, справедливо, в том, что ты неправильно лишен должности или повышения, что ты оклеветан, что твои заслуги не признаны. Допустим, что это так. Требовать от тебя полной нечувствительности ко всему этому пока невозможно. Но, принимая к сердцу полученные обиды, еще более крепко помни и оплакивай в душе те стороны этих событий, в коих ты сам погрешил леностью, злобой, ложью, неуступчивостью и пр. Обидами, нанесенными тебе от других, ты не оправдаешься перед Богом, а за собственные провинности ответишь, и особенно в том случае, если не пожелаешь в них признаться с покаянием.

Пусть Господь тебя оправдает за твое покаяние, а сам не оправдывай себя перед Ним, а обвиняй. – Когда святителя Тихона один совопросник ударил по лицу, не находя словесных возражений против его доводов о вере, то святой сам пал к его ногам и просил прощения в том, что не предостерег его от такого греха, как ударить в лицо архиерея Божия. Готовность винить себя, а не других – это великая добродетель, не только в очах Божиих возносящая человека, но и привлекающая к нему сердца людей. Убеждай, духовник, твоих духовных чад более всего бороться с духом самооправдания и обвинения других и поясняй им, что если кто с таким же духом приходит на исповедь, то никакой пользы не получит от Святого Таинства. Польза последнего зависит от степени сокрушения сердечного.

Пусть никто не успокаивает себя своею честностью, верностью жене, или даже девством; пусть он свободен от тяжких падений, но каков бы он был, если бы подвергался таким искушениям, как его падшие братья, если бы не получал в жизни тех добрых влияний от людей и книг и тех даров Божиих, которых были лишены другие? Быть может, последние в твоих условиях проявили бы несравненно более собственной благой воли к духовному совершенствованию и процвели бы различными добродетелями и подвигами. Взирай не на тех, которые тебе кажутся худшими тебя, а взирай на тех, которые бодрее тебя подвизаются для спасения души, и все-таки проливают постоянно покаянные слезы.

Если их проливал и великий Ефрем Сирин , сподобившийся видений от Бога, то как же нам, грешным, быть чуждыми духа постоянного покаяния и самоукорения? Такими словами увещевай и всю твою паству, но особенно тех, которые без покаянного сокрушения предстанут пред тебя на святой исповеди. Без многих добродетелей можно спастись, говорит святой Симеон Новый Богослов, но никто не спасся, не стяжав дух умиления, т.е. умиленного покаяния о своих грехах и радости о Божием милосердии.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Наименование параметра Значение
Тема статьи: САМООПРАВДАНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Одна слабость, которая так обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни делали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить других людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это - самое главное. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно считать автоматической реакцией. Это часть той механической и автоматической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный - самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя - что бы он ни сделал, сказал или подумал, непременно правильно, хотя многие люди могут быть и несогласны с ним. Но они также самооправдываются без устали, и это бесконечный процесс, в который мы все вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были неправы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за ᴇᴦο работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить ᴇᴦο коварную деятельность. Очевидная цель самооправдания - поддержать нашу гордость и веру в себя, которая очень важна для нашей морали, т.е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление* находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда - слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что должна быть назван почти бессознательным.

/* Речь идет о системе самопредставления и самопонимания, которая почти всегда определяется привязанностями (отождествлениями) человека к тем или иным предметам, занятиям и мнениям. (прим. сост.)/

Самооправдание не является частью инстинктивной природы человека, т.к. если бы мы жили в подлинной части нас самих, мы никогда не занимались бы самооправданием. В этом не было бы нужды. Самооправдание присуще только нереальной части нас, нашей личности. В очень раннем возрасте дети старательно обучаются самооправданию, поскольку они перенимают эти стереотипы поведения у своих родителей, которые постоянно этим самым занимаются у них на глазах. Самооправдание не является чем-то изначально присущим психическому и эмоциональному механизму человека. Это чисто искусственная вещь, привнесенная извне в наш ментальный аппарат, поскольку личность, благодаря своей врожденной лживости*, всегда нуждается в защите. Если бы самооправдание подвергалось искоренению среди взрослого населения, дети, приходящие в мир, не занимались бы самооправданием сразу же после овладения речью. Это было бы попросту нечто совершенно чуждое их естественной натуре.