Храмы московской областипушкинский район. Иоанно-Богословский храм: из прошлого – в будущее




На праздник Обрезания Господня я встретился с отцом Николаем. Он служит ключарем в Иоанно-Богословском соборе. Эта церковь – современница Саранска, была заложена еще в начале 17 века. Ее стены помнят пугачевский бунт, многочисленные войны, на которые отправлялись жители города с молитвами и надеждами. Просто чудо какое-то, что храм сохранился. Но, как говорится, у Бога нет случайностей. Значит, нужно было так. Все здесь намолено: и стены, и иконы, и даже воздух особенный – благодатный. А список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери помогает людям в тяжелые минуты жизни, очищает их души, вселяя веру.Народ к ней идет и идет нескончаемым потоком. Многие жертвуют Милосердной Заступнице свои крестики. В правом приделе находится икона Божией Матери «Благовещение». Все мы помним, что сказал архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой» вестью для грешного человека, но не все готовы жить по-христиански. У кого-то поднялась рука на святыню – икона получила заметные повреждения в годы гонения на Церковь.


В Иоанно-Богословском соборе сводчатые стены основательно защищаютот городской суеты словно находишься под святым омофором, перед глазами появляется образ былой Руси с ее великими подвижниками благочестия. Поэтому я с трепетом в душе входил в церковь. Батюшка был занят – он беседовал с молодым человеком, который, по-видимому, пришел испросить духовного совета.

Взгляд отца Николая проникает глубоко в сердце, как бы выворачивая его наизнанку. Всем своим обликом он мне напомнил православного мыслителя Владимира Соловьева. И вот мы начинаем разговор. С первых же секунд батюшка расположил к себе своей простотой.

– Понятно, что мы живемв миру, но в то же время обращаем взор к Небу. По возможности следует спасать и других, чтобы хоть как-то изменить мир в лучшую сторону. Насколько хочет этого человек – главный вопрос. Если говорить о благотворительной помощи нуждающимся, то я вспоминаю недавнюю встречу с одним бизнесменом. Он с умилительной улыбкой мне рассказывал, как помогает детям в интернате. Я ему говорю: «Да, радостно становится от добрых дел, но надо прочувствовать. А это произойдет тогда, когда будем строить свою жизнь постоянно, изо дня в день, на Божиих Заповедях. Конечно, требуется много времени. Совсем недавно мы были лишены возможности заниматься и миссионерской деятельностью, и социальной. Кто мог подумать, что атеистический режим рухнет!

– Так почему же люди не меняются? – спрашиваю я отца Николая.


– Знаете, ответ прост. Не хотят меняться, потому что жизнь во грехе их устраивает. Для примера возьмем старое купечество. Сегодняшние бизнесмены с гордостью заявляют: «Я сам заработал деньги». Раньше купцы говорили: «Нам Господь дал». Однажды один делец решил заняться пивным промыслом и тогда батюшка ему резко ответил, что на такое не богоугодное дело он не даст благословение. Потом купец прогорел и занялся производством тканей. «А вот за это дело буду молиться», – сказал батюшка, потому что одежда нужна людям. Видите, какие взгляды существовали в дореволюционной России и меня часто спрашивают: «Отец Николай, хватит ли нам лет десять на то, чтобы вернуть православную Россию?» Я отвечаю:

– Дай Бог, чтобы наши внуки, в лучшем случае, жили бы в такой стране. На все требуется время.

Церковь всегда была неразрывно связана с социальным устроением жизни вокруг себя. Прихожане Иоанно-Богословского собора тоже принимали активное участие в сборе денежных средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, окормляют многодетные семьи, устраивают праздничные концерты для сирот. При храме открыта Воскресная школа, где как раз и воспитывают христианские добродетели в детях. Они с большим желанием посещают занятия.

– Уметь прощать и понимать каждого – вот одна из основных задач, – говорит батюшка. – Ненавидеть грех и следовать за Господом в непрестанной молитве, зажигая в себе Его благодатный свет,нужно стараться с детства, чтобы потом испытания, которые выпадут человеческую долю, не заточили окончательно душу в темницу пороков и страстей. В воскресной школе не палочная система, это место, куда тянутся и взрослые, и дети. Нить жизни не прерывается, а вот когдавозмущаются поведением нашей молодежи, я отвечаю:

– Нужно не только носить крестик,но и жить по крестику.

Сидели мы долго и беседовали в тихой молитвенной обстановке. Лампадки светились кротко с какой-то надеждой, согревая душу. Они продолжают светиться с глубокой старины пока жива святая Русь и от этого тепло на душе.

Сам отец Николай пришел к Богу, по его словам, «опытно». Сначала крестное знамение оказало на него свое решающее значение, а дальше пономарство. На жизненном пути в 1977 году, еще до поступления в семинарию, он повстречал отца Иоанна Верендякина, который впоследствии принял постриг. Вообще говоря, монашеский подвиг – это уникальное явление православной России. Достаточно вспомнить жизнеописание одного из молитвенников земли Русской Сергия Радонежского. Существовал духовный союз между народом и святыми подвижниками. Может быть, поэтому наше Отечество, опаленное войнами и эпохой советского безбожия, выстояло?

– А были такие случаи, когда в собор на Светлую Пасху не пускали хор, чтобы не состоялся крестный ход. Но люди шли в церковь, понимая, что у них будут неприятности на работе. Кстати, на Рождество Христово стала ходить молодежь и не ради красивого богослужения, – отмечает отец Николай. – Девушки и юноши осознанно готовятся к исповеди и Причастию святых Христовых Таин. В народе обычно говорят: «Каков поп, таков и приход». Поэтому батюшка должен сам меняться на своем духовном поприще и тогда будет результат на годы вперед.

Зашел у нас разговор и о старчестве. Всматриваясь в старинный Иоанно-Богословский собор,я вспомнил свою паломническую поездку в Оптину Пустынь. Тогда я хотел еще раз получить благословение от старца Илия. До этого я встречался с ним в одном из московских храмов. Осенний холодный вечер, рваные тучи плыли над крестами церкви и вдруг появляется старец – маленький, щупленький. Он очень быстро подошел помолиться к Иверской иконе Божией матери. А в самом храме практически не было людей. Мне матушка сказала: «Это старец Илий, иди попроси у него благословение». Мне было, конечно, боязно. К нему шли с разными вопросами и проблемами, лично ему в руки пытались передать записочки. А тут такое чудо – батюшка сам пришел в храм и я с ним встретился. Слава Богу!

Наверное, это стало одним из важнейших событий в моей жизни. Я впервые увидел старца. Вот поэтомуи решил съездить в Оптину Пустынь, еще раз встретиться с ним. Именно эти встречи определили мое дальнейшее укрепление в вере.


– Наверное, в жизни каждого человека существует такой момент, когда нужно выбирать – либо тратить время на то, чтобы пополнять копилку своих грехов, либо духовным мечом отсекать все нехорошее, вымаливать каждый прожитый день. Ведь воздаяние будет зависеть от нас самих. С утра до вечера суетимся, а в городах и ночью не останавливается поток жизни, –
сказал отец Николай.

У преподобного Ефрема Сирина есть такое образное сравнение:

«Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно прерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя».

Рождественские праздничные дни продолжаются, а вместе с ними Господь наполняет сердца людей радостью великой. Отец Николай Чадин служит в Иоанно-Богословском храме почти тридцатьлет.За это время было совершено много добрых дел. Ведь не зря говорят: «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце».




Село Могильцы

История. Богословскоена-Могильцах известно с XVI в. и объединяло два небольших сельца - Фомкино и Могильцы. В 1670 г. в с. Фомкино была построена деревянная церковь во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Позже церковь перенесли в Могильцы и село получило новое название - Богословское. С 1762 г. половиной села владел П. М. Щербачев, который устроил в Могильцах великолепную усадьбу. В начале XIX в. усадьбой владели князья Гагарины - при них она достигла наивысшего расцвета. У Гагариных останавливался император Павел I, когда возвращался с богомолья из Троице-Сериевой лавры. В 1767 г. в усадьбе возвели домовой каменный храм во имя ап. Иоанна Богослова. Храм представлял собой уникальное здание: в центре постройки располагалась стройная колокольня, а с востока и запада - одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле второго яруса колокольни находились обзорные площадки с балюстрадой. Над ярусом звона помещались куранты. После перехода усадьбы в государственное ведомство храм стал приходским.

В 1892 г. на пожертвования церковного старосты В. П. Ангина к зимнему храму пристроили два придела: северный - в честь Василия Херсонского и мц. Татианы , южный - в честь Поклонения веригам ап. Петра и во имя Анны пророчицы. Внутренне убранство храма обновили: своды и стены расписали под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнил мастер Гаврилов, резные иконостасы изготовили в мастерской Фролова.

В советское время храм долгое время находился в запущенном состоянии, от полного разрушения его спасла реставрация, которую провели в 1970-х гг. С начала 1980-х гг. помещение летнего храма при доме творчества использовали под концертный и выставочный зал. В 1994 г. храм передали в ведение Московской епархии. Ныне возобновлены богослужения. При храме организованы: воскресная школа, православный клуб «Ковчег», театральная студия «Ларец». Ведется большая миссионерская и благотворительная деятельность.

Историческое ядро города Бежецка, его древний кремль - это небольшое пространство на мысу, на впадении речки Похвалы в Мологу. В его северной части располагался княжеский двор. В XVIII веке на месте древнего княжеского двора остался пустырь с двумя храмами - Троицким (1781, не сохранился) и Иоанно-Богословским (1837-1841 на месте разобранного каменного храма 1692-1705 гг.). Оба храма составляли один приход. В конце XIX века территория древнего княжеского двора, примыкавшая к Троицко-Богословскому приходу стала местом, где был разбит маленький, но изящный городской сад с двумя аллеями, павильонами, летним рестораном; в 1912-1915 гг. в саду был построен кинотеатр "Доброволец". В 1949 году в саду установлен памятник Вячеславу Шишкову. Сильно запущенный городской сад был в конце 1990-начале 2000-х гг. реконструирован и облагорожен, став редким украшением города. В 1991 году был разработан проект восстановления единственной уцелевшей в советское время Иоанно-Богословской церкви, к сожалению, не осуществленный.

В настоящее время эта территория является местом активного вмешательства современной безразличной к историческому прошлому города застройки.

Для более удобного ориентира привлечем план города Бежецка 1901 года ("Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Т. 2. М., 2006. С. 178), на котором зеленым отмечена территория кремля, красным - городского сада, а оранжевая звездочка отмечает церковь Иоанна Богослова. На современной гугл-карте речь пойдет о выделенном желтым квартале, где стрелка отмечает храм Иоанна-Богослова.


Храмовый ансамбль со стороны Мологи, фрагмент фото студии П.М. Дружинина нач. XX века. Богословская церковь еще без притвора:

Чуть другой ракурс - притвор уже выстроен. Рощица за церквями - городской сад

Советское время (фото из архива Амона Сулейманова):

Отметим, что для провинции проект Иоанно-Богословской церкви, близкий к новейшей тогда моде - петербургским проектам К.А. Тона - чрезвычайная редкость и исключение. Освящен храм лишь в 1868 году.


На небольшом пятачке здесь находились два храма, составлявшие богатый и эффектный ансамбль. К сожелению, Троицкая церковь разрушена полностью (ее место):

К Богословской церкви сделаны пристройки:

При деятельном и талантливом священнике Иоанне Постникове в 1905-1906 гг. был пристроен новый западный притвор.

В настоящее время, несмотря на то, что сам храм представляет собой лишенное купола сооружение

расположенная в его стенах школа старается поддерживать его в нормальном техническом состоянии. Иногда проходят частные богослужения в нижнем приделе (собственно, Иоанна Богослова, в верхнем этаже придел посвящен Казанской иконе Богоматери. На фото - алтарь Иоанно-Богословского придела:


Росписи притвора храма (только они частично сейчас раскрыты) очень любопытны своей местной патриотической программой. Сама конструкция придела с широкой лестницей затрудняет создание здесь цельного пространства. Лестница первоначальная.


По ней можно подняться во второй этаж храма, сейчас полностью перепланированный. Сохранилось лишь пространство подкупольного барабана со сводами (концертный зал):

Таким образом, сейчас наиболее ценной частью этого здания является именно поздний притвор. Иконографическая программа его росписей разработана лично И. Постниковым, краеведом, талантливым писателем и популяризатором бежецких святынь. Она логична и интересна. В люнетах расположены образа, соответствующие престолам храма. В западной - Иоанна Богослова:

В восточной - Казанская икона Божией Матери:

На своде над лестницей размещена фигура Богоматери в иконографии Покрова:

В связи с тем, что поперек всего притвора приходит лестница, композиции не симметричны. На своде лестничной клетке помещены фигуры святых, имевших то или иное отношение к Бежецку (Иона Новгородский, Александр Невский, Мстислав Новгородский, Антоний Краснохолмский), левее (вне кадра) - Александр Свирский.

На западной стене - князья Дмитрий Красный и Георгий Всеволодович

Фрагмент: князь Мстислав Новгородский и Антоний Краснохолмский:

Евфимий Новгородский (на северной стене) и Димитрий Угличский (на южной, ниже святых в медальонах)

В виде исключения из тверских святых (вообще их нет) присутствует Анна Кашинская, канонизация которой тогда только-только произошла, и - отдельно от прочих.

А по стенам помещены несколько значимых церковных событий бежецкой церковной истории. В частности, на восточной стене на лестничной площадке у входа в Казанский храм - моление преподобного Нектария Бежецкого, святого, которого сам Иоанн Постников очень почитал и которого, можно сказать, открыл для всеобщего почитания:

На северной стене "Чудесное пробуждении князя Дмитрия Красного в гробу":


И особенно интересна оставленная большей частью под побелкой "Встреча в Бежецке крестного хода с иконой святителя Николая из Николо-Теребенского монастыря" на южной стене:

Ее детали. Бежечане с хорягвями (крестный ход):

И сама лодка со святыней:

А над ними всеми - сам святой Николай, благословляющий это народное торжество:

По инициативе и усердием того же священника Иоанна Постникова, кроме всего прочего, талантливого педагога и проповедника, в 1911 году было построено здание церковно-приходской ремесленной школы, расположенное по соседству с храмом с северной стороны. В настоящее время в силу разросшейся зелени оно почти не заметно. Вид со стороны городского сада, за ним виден силуэт Иоанно-Богословской церкви:

Фото Дружинина (около 1911 года):

Современный вид (март 2017 года):

Здание неплохо сохранилось внутри. Уцелели металлические (чугунные) лестницы с переделанными в 1930-х (?) годах перилами:


Вход в полуподвал:

В вестибюле - комнатка дежурного под лестницей и зеркало рядом с лестницей


Оба коридора в двух этажах (с бетонными перекрытиями):


Печи и двери:

Городской сад Бежецка никогда не был большим. Но в согласии с принципом устройства таких городских парков в начале XX века, он предлагал для публики как аллеи с деревянными павильонами, так и летние рестораны и кинематограф. Хорошо выбранное место, облагороженный и ухоженный рельеф (в деле благоустройства сада также немалую роль сыграл приход о. Иоанна) позволили создать один из лучших общественных садов губернии.

Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Иоанно-Богословская церковь.
Действует.
Престолы: Иоанна Богослова, Владимира равноапостольного, Макария, митрополита Алтайского
Год постройки: Между 2000 и 2008.

Http://sobory.ru/article/?object=09836

Иоанно-Богословский храм г. Барнаула Барнаульско-Алтайской епархии. Строительство начато по благословению преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского в 2003 году. Над проектом работали Ирина Тимофеева, Кирилл Храбрых и иерей Георгий Крейдун. Работы осуществляются на пожертвования прихожан и меценатов. Храм каменный двухэтажный. 20 октября 2007 года епископ Максим освятил придел равноапостольного князя Владимира расположенный в нижнем храме. 31 мая 2008 года иерейским чином освящен второй нижний придел в честь и память преподобного. Макария (Глухарева) Алтайского. В настоящее время в верхнем основном приделе храма Иоанна Богослова ведутся отделочные работы.

На территории храмового комплекса на месте разобранного временного богослужебного здания 18 декабря 2008 года епископ Максим (Дмитриев) освятил закладной храм 14000 младенцев от Ирода в Вифлиеме убиенных. (Настоятель иерей Георгий Крейдун)

Община верующих создана в 1996, богослужения во временной церкви проходили с 1997. В 2003–2009 гг. построен обширный каменный храм, освященный 4 октября 2009 года. Шестистолпное пятикупольное трехапсидное здание на высоком цокольном этаже с боковыми многомаршевыми крыльцами, хороший пример стилизации соборного зодчества XVI–XVII вв.

Использована информация проекта «Храмы России» (ttp://temples.ru/card.php?ID=15900).
Фото: Дмитрий Викторович Агеев

В 1862 генерал-лейтенантша Глафира Васильевна Каргопольцева в своем имении на реке Шексне близ деревни Леушино (в 40 верстах южнее Череповца) выстроила храм во имя св. Иоанна Предтечи. Когда спустя десять лет имение перешло к петербургскому купцу Максимову, он разрешил поселиться там одной монахине и шестерым послушницам. Так возникла женская община, которая в 1875 была утверждена Синодом. Через десять лет она стала общежительным монастырем, где проживало 200 монахинь.
Небывалого духовного расцвета обитель, получившая 1 й класс, достигла при энергичной игуменье Таисии (1840-1915, в миру Мария Васильевна Солопова), знавшей наизусть Евангелие и писавшей духовные стихи.
С 1891 она состояла в переписке с о. Иоанном Кронштадтским, ставшим ее духовным отцом, который, возвращаясь из родных мест в Архангельской губернии, всегда останавливался в монастыре (ныне на его месте островок Рыбинского водохранилища).
По совету о. Иоанна и с благословения митрополита Исидора, игуменье удалось, с помощью нескольких петербургских купцов, приобрести на углу Бассейной и Знаменской улиц участок для монастырского подворья. Его заложили в 1893 по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. В трехэтажном доме, выдержанном в декоративном „русском стиле“ и украшенном разноцветной керамикой, на первом этаже находилась часовня, на втором - квартира настоятельницы, кельи насельниц и трапезная, на верхнем - трехпрестольный храм на 1000 человек. Общая стоимость строительства равнялась 87 тыс. руб.
Главный придел освятил 21 ноября 1894 епископ Нарвский Никандр при участии о. Иоанна, ризничего лавры архимандрита Гедеона, протоиерея Казанского собора о. Николая Головина и других священников. Освящение бокового придела в честь вмц. Варвары 11 декабря 1894 произвел архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност. Третий придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Одни иконы написали сестры обители, получившие образование в Академии художеств, другие - были пожертвованы. Трехъярусный иконостас из грушевого дерева вырезали мастера из Переславля Залесского. В 1908 с острова Патмос была привезена храмовая икона, заказанная подворьем.
Храм, где часто служил о. Иоанн, а также велось пение и чтение „на киевский распев“, привлекал множество народа. Много чудесных исцелений совершил о. Иоанн на подворьи. Первым настоятелем был прот. Иоанн Николаевич Орнатский, брат известного проповедника сщмч. Философа и родственник о. Иоанна (он был женат на его племяннице Анне). В 1904 его сменил о. Николай Феодорович Гронский, бывший настоятелем до самого закрытия храма. В 1914 на подворье подвизались шесть монахинь и двадцать шесть послушниц.
В 1919 храм стал приходским, но бывшие насельницы оставались на подворье, занимаясь надомной работой. Летом 1931 храм был закрыт, и здание приспособлено под жилой дом. После войны сюда въехал областной психоневрологический диспансер с лечебно-трудовыми мастерскими.
В 1996 при местном молодежном православном центре „ОКО“ образовалась община во имя св. ап. Иоанна Богослова. Спустя два года администрация диспансера открыла доступ верующим в верхнюю часть храма. 12 сентября 1998 здесь состоялся первый молебен, а 17 апреля 1999 была совершена первая литургия. 9 июля 2000 она зазвучала в историческом алтаре. Начато восстановление интерьера и издание приходской газеты „Леушино“.