Игорь эммануилович грабарь. Игорь грабарь картины Художник игорь грабарь биография





Несмотря на свое сложное детство и постоянную разлуку с родителями, характер художника сформировался как многогранная личность по размаху активной творческой деятельности. Разнообразие его таланта поистине уникально: художник, историк русского искусства, критик, музейный деятель, создатель универсального научного труда о личном творчестве, непознанного в истории искусства - книги «Моя жизнь. Автомонография». Обаятельный, одухотворенный, он всегда и со всеми умел находить общий язык.

Грабарь родился в Будапеште в 1871 г., в семье с общественно – политическими взглядами и интересами. Но настоящей Родиной для него оставалась Россия. Жизнь семьи, полная гонений, мало способствовала занятиям искусством, но с раннего детства Игорь Эммануилович ощущал огромную тягу к живописи. Одно из запоминающихся ярко – волшебных потрясений детства он пережил, попав однажды к художнику в мастерскую. Незабываемые свежевыдавленные ярко горевшие краски, ящик, лежащий на табурете с серебряными тюбиками масленых красок, сладостный завораживающий запах свежей краски, - все это придавало маленькому мальчику невероятные ощущения счастья, все больше и больше разжигало в нем интерес к живописи. Мечтая о масляных красках, Грабарь неуклонно продвигался к своему предназначению.

По традиции семьи, еще в царской России, Игорь Эммануилович Грабарь получает блестящее образование. Первоначально, как и многие признанные мастера художественного искусства той поры, Игорь Грабарь начал с юридического факультета в университете Санкт – Петербурга. Затем, в 1894 году, в том же городе, он поступает в художественную академию и попадает под начало Репина . Недолгое время художник трудится в мастерской Ильи Ефимовича. Работая в тесном общении с ним, Грабарь впитал высокие принципы искусства. Илья Ефимович пламенно делится личным огнем художника – гражданина, демонстрирует собственные примеры живописи.

Всеохватывающая смена учителей Академии и новый подход к обучению привели к положению, когда большинство преподавателей обратились к педагогике впервые. Из Академии выгоняют профессора исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова (брата Виктора Михайловича Васнецова) и профессора Леонида Осиповича Пастернака. Считают, что такие художники молодых студентов не смогут ничему путному научить, и обвиняют в фотографизме. Каждый из новых педагогов четко представлял, каким бы он хотел видеть молодого ученика, и весьма сложным - в каком направлении идти к поставленной цели. Кисти и краски отныне не для всех. Грабаря постигает разочарование, и он покидает Академию. В поисках школы художник едет в Париж и в Мюнхен, где изучает импрессионистов и старых мастеров. Здесь он находит учителя - исследователя, о котором мечтал, - Антона Ашбе. Тогда школа Антона Ашбе - это была одна из самых знаменитых и престижных частных школ юных художников в Мюнхене. В возрасте двадцати пяти лет, летом 1896 года, Игорь Грабарь впервые увидит Ашбе.

В подходе к рисованию Ашбе учил наиболее интереснейшему и сложнейшему методу в творческой работе, который он назвал «принципом шара». Все, что находилось дальше от художника, следовало изображать темнее, все, что ближе – рисовать светлее. После овладения «принципа шара» обученные художники начинали писать красками. Сначала лица, потом ничем не прикрытое тело. Ашбе и сам рисовал работы широкими мазками, и настаивал на такой же смелости для своих учеников. Ашбэ был первым, кто открыл Грабарю возможности живописи импрессионистов. Накладывать краски на холсте раздельно, а не смешивать их на палитре, что дает краскам смешиваться у зрителя в газу. Из мастерской Антона Ашбе выходят как приверженцы реализма, так и художники, впоследствии перевернувшие взгляд на всю традиционную школу живописи.

Юный экспериментатор целиком окунулся в «алхимию» живописи, в тайны приготовления красок старых мастеров, что чуть не написал целый манускрипт на эту тему. Все это очень пригодится ему впоследствии и как реставратору, и как художнику - практику. С полным рвением и отдачей молодой художник так увлекся процессом обучения, что выразил собой не частый пример в истории, когда, еще не став художником, сделался преподавателем в школе Ашбе: два года спустя, когда Грабарь был готов уйти из школы Ашбе, ему была предложена возможность открыть свою собственную, конкурирующую школу. Ашбе сделал встречное предложение, делая Грабаря его равноправным партнером. Партнерство просуществовало менее года, с июня 1899 года до весны 1900 года, когда Грабарь принял выгодное предложение от князя Щербатова и покинули Мюнхен.

1903. Холст, масло. 79х89

Картины Грабаря уникальны по чистоте и яркости звучания красок, а также по своей сохранности. Вообще в эти годы его повышенная требовательность к себе подавляет в нем творческую свободу, необходимую художнику. Большинство работ периода обучения он уничтожил.

Вдали от России вдохновение к нему не приходит, самые прекрасные виды природы кажутся «раскрашенными олеографиями». И вот долгожданное возвращение, первая встреча с любимой природой средней полосы под Наро - Фоминском. И художник с упоением начинает творить. С 1901 по 1907 г. он создает свои шедевры: «Белая зима » («Грачиные гнезда »), «Февральская лазурь », «Мартовский снег », «».

. 1908. Холст, масло.

Сложно было в эти годы на фоне массового повторения Левитана сотворить что-то исключительное в пейзаже. Но у живописца это получилось. Своеобразный его взгляд на пейзаж заключался в умении сконцентрировать свое внимание на каком-либо предмете: дереве, золоте осенней листвы, луче солнца и передать всю яркость и значительность этих природных явлений. Любимым мотивом художника была береза, причем ее плакучая разновидность. Он не переставал восторгаться ею, ее прекрасным, ослепительно белым стволом. Сравнивая это дерево с другими, он всегда находил фантастические, сверхъестественные и сказочные мотивы для написания своих шедевров. Он страстно любил это русское дерево и очень долго отдавал предпочтение только ей одной творя свои картины, где на своеобразном березовом экране, отражающий радужные блики, вместо черных крапинок, он рисует контрасты чистых красок.

Живописные открытия Грабаря вскоре получили признание. Первыми оценили яркость и значительность его дарования деятели группировки «Мир искусства » А. Бенуа и С. Дягилев. С первым из них Грабаря всю жизнь связывали самая искренняя дружба и совместная работа над «Историей русского искусства». Но в то же время Грабарь не мог «любить только прошлое, любить без веры в настоящее и будущее» как «мирискусники». По духу своего творчества он ближе московскому Союзу русских художников. Картины Грабаря в Третьяковской галерее подлинное украшение зала Союза.

В вышедшей в свет огромной «Автомонографии» Грабарь не нашел места для романтических историй о своей личной жизни и во вступлении подчеркнул, что человек, равнодушный к искусству, вряд ли найдет для себя что - либо интересное в его жизнеописании.

Всю жизнь проводя в кипучей деятельности и переездах, он никак не мог обрести своего гнезда. Но в 1907 г. этому неуемному очарованному страннику все же суждено было обрести семью. Спутница жизни художника Валентина Михайловна, подарившая ему сына и дочь, стала близким критиком и ценителем его творчества, и добрым другом. На одном из автопортретов 20-х годов художник изобразил себя с палитрой в руках вместе с женой за увлекательной беседой о только что созданной картине.

. 1923. Холст, масло.

С первыми счастливыми днями семейной жизни связаны самые жизнерадостные натюрморты, среди которых признанным шедевром является «Неприбранный стол ». Вообще натюрморты Грабаря отличаются особым великолепием. Вспомним известные «Хризантемы ».

Своеобразие этих натюрмортов в том, что они написаны в пейзажных интерьерах на свежем ветерке в голубоватой тени или в ярком свете. Все предметы кажутся «мохнатыми». Вблизи рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. При отдалении картина наполняется нежными перламутровыми переливами. Ярко - желтые хризантемы в падающих на них голубоватых рефлексах изменяют свой цвет, кажутся зеленоватыми. Можно смело утверждать, что натюрморты Грабаря открывают новую страницу в понимании этого жанра. В этих импрессионистических работах торжествует свет.

В середине 1900-х годов Грабарь все более увлекается воплощением идеи многотомной «Истории русского искусства». С характерным для него энтузиазмом погружается в работу, и на время живопись отходит на второй план.

Собственное лицо для автопортретов и неподвижные, послушные предметы натюрморта - это та удобная натура, которая всегда под рукой. Но порой накал бурной деятельности Грабаря бывал так велик, что тщательно подобранные для натюрморта фрукты портились, потому что их «режиссер» писал неотложную статью и одновременно вникал в многочисленные проблемы окружающей культурной жизни.

Но судьба готовила художнику тяжелый и во многом невосполнимый удар. В 1908 году он отправляется навестить своих родных, живших в Адлере. Там он подвергся нападению, и результате которого были повреждены череп и центры, связанные со зрением. Благодаря своему недюжинному здоровью и силе воли Грабарь преодолел болезнь, но зрение полностью не восстановилось. Прежнее уникальное чувство света и тонкость восприятия малейших опенков он во многом утратил. В работах 1910-х годов, например, «», обращает на себя внимание яркость цветовых сочетаний, но и некоторая монотонность, чисто декоративная цветовая условность.

. Этюд. 1915. Холст, масло.

Вообще Грабарь - искусствовед и культурный деятель в это десятилетие вытесняет Грабаря - художника. И на этом поприще его ждали значительные свершения.

В 1913 г. Грабарь становится попечителем и директором Третьяковской галереи, проводит важнейшую музейную реформу, не потерявшую актуальность и по сей день, когда из частной коллекции живописи передвижников Третьякова галерея стала превращаться в музей национальной истории Русского искусства. Художник имел свойственность как магнит притягивать внимание к себе.

Известно, что Павел Михайлович в своем завещании указывал на нежелательность расширения коллекции. Поэтому Грабарю потребовалось много энергии, чтобы доказать необходимость своей реформы. Благодаря его деятельности появились новые значительные разделы: XVIII века, пушкинской поры, древнерусского искусства из собрания Остроухова и искусства современного. Помимо принципа построения экспозиции по эпохам, крупнейшие художники получили монографические залы (этот принцип был развит и во время недавней реконструкции Третьяковской галереи).

В годы революционных потрясений Грабарю не изменило присутствие духа. И если сначала друзья восприняли его «службу у красных» как предательство, то вскоре смогли оценить умение служить делу русской культуры в любых обстоятельствах.

Грабарь активно включается в дело охраны памятников культуры на фоне всеобщей разрухи и вандализма.

В страшную эпоху идеологического давления в 30-е годы Грабарю не удалось избежать всеобщего ослепления и компромиссов, но значительность его свершений все - таки преобладает над заблуждениями времени.

Будучи директором Третьяковской галереи (до 1925 г.), он закладывает основы музейной научной деятельности, реформирует реставрационное дело. Большая роль принадлежит Грабарю в создании научно - исследовательских институтов искусствознания. А главное, что все эти годы он активно работал как художник. Хоть ему и не удалось превзойти свои лучшие работы 1900-х годов, но был создан ряд значительных портретов, пейзажей, натюрмортов.

Грабарю была суждена долгая жизнь в искусстве. В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Ушел он из жизни в 1960 г. как истинный художник: на мольберте остался недописанным этюд любимой им русской природы.

Игорь Грабарь (13 (25) марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия - 16 мая 1960, Москва, СССР) - русский советский художник-живописец.

Биография Игоря Грабаря

Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью - Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю.

С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в про гимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева.

С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве - в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника.

Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене.

Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Творчество Грабаря

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все — в Третьяковской галерее).

Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).

Писал и официальные полотна («В.И. Ленин у прямого провода», 1933; «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина и И.В. Сталина», 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» «Моя жизнь» (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969).

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт.

В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года.

По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.

Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).

Работы художника

Пейзажи и натюрморты

«Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
«Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
«Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
«Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
«Мартовский снег» (1904, ГТГ),
«Хризантемы» (1905, ГТГ),
«Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
«Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
«Разъяснивает» (1928)
«Последний снег» (1931),
«Берёзовая аллея» (1940),
«Зимний пейзаж» (1954)

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

Художник Грабарь оканчивает лицей по высшему разряду, то есть, с золотой медалью и соответственно поступает на дальнейшую учебу в университет, и одновременно обучается в историко-филологическом и на юридическом и факультетах.
После окончании обучения в данном заведении в 23 года отроду он был зачислен в Академию художеств, огромную мечту всей его юности. Но молодой человек и после академии продолжает учебу, теперь уже в Европе в Германии и во Франции. После получения познаний европейских ценностей в 1903 году художник возвращается в Россию в Москву, где принимает активное участие в различных выставках. На его картины обращают внимание современники, как в России, так и в Европе, соответственно Грабарь получает множество положительных отзывов.

Паралельно с творческой деятельностью живописец занимается и просветительской и иследовательской дятельностью. Я вляясь редактором издания "Истории русского искусства" пишет различные статьи по искусству и о самых заметных художниках России.

Относительно заслуг Грабаря, его избирают на должность попечителя в в Третьяковскую галерею, где он принимает участие с 1913 по 1925 годы. В это же время он возглавляет мастерские по реставрации картин из наследия русских художников.

Во время войны художник предлагает компенсировать ущерб, нанесенный музейным комплексам СССР, конфисковав ценные произведения искусства в Германии. Он возглавляет Бюро экспертизы, составляющего реестры наиболее известных полотен из европейских музеев, организует так называемые «трофейные бригады», которые отправляются на фронт, лично инспектирует прибывшие произведения.

Игорь Грабарь председательствует в различных комиссиях, по изъятию ценных полотен и икон. Он участвует в реставрации знаменитой иконы иконописца Андрея Рублева его знаменитой «Троицы». Консультирует бригаду реставраторов, работающих в Троице-Сергиевой лавре.

Но при всей загруженности художник не может оставить в стороне кисти, даже на время. Он пишет прекрасные пейзажные зарисовки с небольшими жанровыми сценками, украшающими картины и множество прекрасных натюрмортов. Его городские пейзажи незатейливо объеденены с реалистическим жанром. Он пишет тихие, уютные дворики Замоскворечья. У Грабаря также проявляется большой талант портретиста и архитектора.

Исследовательская деятельность Игоря Грабаря расширяет наши познания о родной русской культуре в средние века (Феофан Грек, Андрей Рублев). Он вносит многие усовершенствования в методы реставрации. Просто неоценимое наследие для русской культуры имеет его двухтомник о Репине.

В ХХ век отечественного русского искусства Игорь Грабарь вошел как человек очень многогранный, который отличился в различных сферах своей деятельности.


В Егорьевской гимназии
В Катковском лицее
Университетские годы
В Академии художств
Мюнхенские годы
"Мир искусства"
Грабарь в Москве
Музейная деятельность
Возвращение к живописи

Биография русского художника Игоря Грабаря

Автор текста - Наталья Мамонтова

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).

Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии, где в гимназии преподавал отец. Но воссоединения семьи не произошло - вскоре отец был переведен в Измаил, а мальчик остался учиться в Егорьевске. Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых, где его любили и опекали. С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, - целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству. Детские увлечения Игоря были весьма серьезны: в восьмилетнем возрасте он строил дом в саду дедовского имения из настоящих материалов и по всем правилам. Судя по его воспоминаниям, он постоянно нагружал себя разнообразной деятельностью, подбираясь постепенно к творчеству. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», - писал позже Грабарь. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала «Нива» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской гимназии И.М.Шевченко, окончивший Московское училище живописи и ваяния. «Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке». И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски». Грезя о масляных красках, он медленно, но неуклонно продвигался к своему предназначению. Однако Егорьевск ничего, кроме рисунков в «Ниве», гравюр в «Живописном обозрении» и «Всемирной иллюстрации», не мог предложить будущему художнику. Но и это было немало - уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.
Трудный этап в его жизни был связан с московским лицеем цесаревича Николая, куда Грабарь поступил в 1882 году. Директором лицея был Михаил Катков, редактор «Московских ведомостей», литератор правого толка. Грабарь был принят «живущим стипендиатом», и это положение сильно отличалось от положения окружавших его богатых мальчиков, не дававших ему забыть о бедности его семьи. «Угнетавшее и унижавшее чувство достоинства окружение», - так характеризовал лицейскую среду Грабарь. Но у него уже был свой мир, позволявший уходить от тяжелых впечатлений.
Москва 1882 года встретила Игоря Грабаря огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, в художественном отделе которой мальчик пережил встречу с лучшими картинами того времени - уже знакомые по гравюрам Репин и Суриков, Флавицкий и Верещагин, Перов и Куинджи, Васильев и Крамской открылись ему теперь во всем своем живописном блеске.
Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых. В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, - иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира. Среди последних он познакомился с Дмитрием Щербиновским, студентом-юристом и художником. Через него произошло знакомство с Абрамом Архиповым, встречи с Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. Щербиновский оказал сильное влияние на Грабаря, который решил по его примеру прежде всего получить университетское образование.
Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью. На уроках в лицее и в классах рисования Московского общества любителей художеств Грабарь осваивал рисунок с натуры и технику письма масляными красками. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В летние месяцы Грабарь пробовал себя в пейзажных этюдах: «После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи»... пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи». В последний свой лицейский год он увидел в своих работах новые, достигнутые упорным трудом живописные качества.
Наряду с основными творческими интересами в лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, пробовал себя в литературе. Лицей он закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет. «Вот она столица, думал я, когда ехал на извозчике с Варшавского вокзала на Выборгскую сторону... В этот первый чудесный осенний день Петербург показался мне сказочно прекрасным с сверкающей вдали адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпицем. Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы».