Индивидуальный учебный план школьника пример. Теоретическое обоснование введения индивидуального учебного плана в процессе обучения




Что такое ИУП?

ИУП является рабочим документом студента, который содержит информацию о перечне и сроках изучения учебных дисциплин, выбранных для освоения из утвержденных РУПов университета, объеме учебной нагрузки студента и системе оценивания по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту на основании его личного заявления ежегодно перед началом обучения. Типовой ИУП студента рассчитан на один учебный год. В него включаются элементы учебного плана, определенные для текущего курса студента на текущий учебный год в , с теми сроками проведения экзаменов, которые также отражены в РУП (). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки, как правило, используя специальные модули в .

Типовой ИУП оформляется учебным офисом образовательной программы. Может использоваться бумажная технология (в двух экземплярах ИУП подписывается, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле), либо фиксация типового ИУП в личном кабинете в .

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение учебного года.

Студент может включить в типовой ИУП сверх стандартных 60 кредитов дисциплин из учебных планов своей или других образовательных программ не более чем на 6 зачетных единиц (кредитов).


Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины более чем на 6 кредитов?

Вы можете заключить договор на платные образовательные услуги, перечислив в нем список дисциплин, которые вы планируете изучать. Стоимость обучения по таким дисциплинам рассчитывается пропорционально числу кредитов и стоимости года обучения на той образовательной программе, в которую включена эта дисциплина.

Например, в вашем типовом ИУПе уже значатся элементов учебного плана на 66 кредитов. Но вы планируете изучить еще одну дисциплину из другой образовательной программы, которая весит 5 кредитов. Для того, чтобы желание было реализовано, вам необходимо получить согласие своего академического руководителя, преподавателя интересующей вас дисциплины, в виде виз на заявлении на имя вашего академического руководителя с просьбой разрешить изучать дополнительную дисциплину сверх разрешенной нормы по числу кредитов. При положительном решении - менеджер той программы, к которой принадлежит интерсующая вас дисциплина, заключит с вами договор на освоение части образовательной программы. Стоимость обучения по такой дополнительной дисциплине составит 5/60 * стоимость года обучения на соответствующем курсе этой образовательной программы.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при ;
  • при , отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при ;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе .
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на коммерческой основе. Если бюджетный студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП студента составляется до конца текущего учебного года, затем составляется следующий на новый учебный год. При этом общее количество кредитов по ИУП в учебном году не может превышать 75. (Форма ).

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Каким документом регламентируется в НИУ ВШЭ предоставление специального ИУП с повтором в случае академической задолженности?

«Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» (Приложение 5 к )

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Дисциплине в сроки, определенные в рабочем учебном плане у студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; либо прослушивание учебной Дисциплины на другом направлении подготовки, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины.

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с , оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов.

Как рассчитывается стоимость обучения в случае ИУП с повтором?

При расчете цены договора стоимость обучения умножается на коэффициент кредитных единиц.

Например:

  • ИУП студента, которому предоставляется возможность повторного изучения дисциплин, предусматривает 65 кредитных единиц.
  • РУП курса, на котором студент обучается/будет обучаться в следующем году, предусматривает 60 кредитных единиц.
  • Коэффициент равен 65/60
  • Стоимость обучения равна 300 тысяч рублей в год
  • Цена договора будет равна: 65/60*300 тысяч = 325 тысяч рублей

Если студент, перешедший на ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будет ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за непредоставленные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении количества образовательных услуг) равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, перешедший на ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).
Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором.

В каких случаях ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в п.162 возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случая, если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля).

Что влечёт за собой отказ от перехода на ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за академическую неуспеваемость. Порядок восстановления описан .

В каких случаях ИУП не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно и в указанный срок пройдены все формы контроля, в нем запланированные.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с академическим руководителем образовательной программы.

Сколько за время обучения у студента может быть ИУП?

В зависимости от уровня и формы обучения – типовых ИУП от 2 (у магистров очной формы обучения) до 6-7 (у специалистов очно-заочной формы обучения), по одному на каждый учебный год. Количество специальных ИУП зависит от образовательной траектории студента. При этом совокупность всех ИУП студента должна в сумме давать количество дисциплин (как обязательных, так и по выбору), количество кредитов и форм контроля, практик, проектов и курсовых работ, а также мероприятий ГИА, не меньшее аналогичных показателей в учебном плане соответствующего года набора. При этом суммарное время, затраченное на выполнение всех ИУП студента, может отличаться от запланированного в стандартного срока освоения образовательной программы. Образовательная программа считается выполненной, если выполнены все ИУПы студента.

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Индивидуальный учебный план

Профильный уровень стандарта среднего (полного) общего образования может быть реализован различными путями. Выбор пути зависит от ресурсов общеобразовательного учреждения и особенностей каждого конкретного обучающегося. Одной из моделей реализации профильного обучения является индивидуальный учебный план (ИУП). Тенденция использования ИУПа в общеобразовательных учреждениях города Калуги ещё не стала устойчивой и требует методического руководства, чтобы стать сильной и действующей традицией. В целях оказания методической помощи учреждениям в понимании назначения, специфики содержания, механизма разработки и реализации ИУПа написаны настоящие рекомендации.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются :

Закон РФ «Об образовании», который указывает, что «обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Минобразования РФ;

Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России;


Устав общеобразовательного учреждения, реализующего практику индивидуальных учебных планов.

Что такое индивидуальный учебный план? «Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального учебного плана возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций)»*.

На основе данного определения можно сделать вывод о том, что одна из функций ИУПа состоит для старшеклассника в прогнозировании : «Я выбираю предметы для изучения». Однако «голая» сетка часов не позволит никому из участников образовательного процесса увидеть последовательность и сроки изучения курсов, средства реализации учебных задач, ведущие способы деятельности обучающегося при освоении содержания, виды контроля и самоконтроля, адекватные заявленной старшеклассником цели, и саму цель, достижению которой служит составленный ИУП. Это значит, что учебный план в виде сетки часов недостаточен. Для того чтобы быть полезным стратегическим документом, прежде всего, самому учащемуся, он требует «Пояснительной записки», позволяющей старшекласснику при разработке ИУПа осознать

Цели и результаты (в т. ч. промежуточные) образовательной деятельности ;

Виды образовательной деятельности (исследования, проекты, практики), контроля и аттестации;

Критерии успешности образовательного маршрута.

___________________________________________________________________________

В этом случае ИУП «вырастает» до индивидуальной образовательной программы , решающей, кроме функции прогнозирования, ещё и нормативную, мотивационную, организационную и др. функции (см. рис.).

Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить в ИУП все предметы базового, профильного уровней и элективные курсы. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки (максимальной – 36 ч., минимальной – 30 ч). Однако заказ от потребителей образовательных услуг на обучение в профильной школе на основе ИУПа требует от школы разумного подхода к решению задач «от заказчика». В последнее время необходимость работы общеобразовательных учреждений на удовлетворение потребности обучающихся, их семей, учреждений профессионального образования , местного рынка труда и т. п. породила у школ мнимую готовность к любому «заказу», в том числе - на профильные образовательные услуги, оказываемые на основе ИУПов. Обращаем внимание на опасность недооценки основного критерия реальной привлекательности общеобразовательного учреждения. Он состоит не в готовности взяться за любой заказ, а в результатах образования, качестве исполнения «заказа». В связи с этим подчёркиваем значимость принципов и условий, соблюдение которых необходимо при организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов:


1. Адекватная оценка ресурсов учреждения , позволяющих качественно реализовать государственный стандарт профильного образования по выбранному(ым) направлению(ям) и организационным вариантам, предлагающимся учащимся. Количество организационных вариантов освоения содержания профильного образования, в том числе ИУП, зависит от ряда факторов:

От учебно-материальной базы школы (наличия необходимого количества оборудованных кабинетов, учебной литературы , обеспечения образовательного процесса материалами, инструментами, реактивами и др.);

От соответствия числа обучающихся в школе ее проектным возможностям (т. е. наличия или отсутствия второй смены);

От возможности школы изыскать пути финансирования данного учебного плана;

От умения заместителя директора составить расписание, исходя из базисного учебного плана, но с учетом образовательных маршрутов сформированных групп учащихся и т. п.

2. Чёткое понимание всеми участниками образовательного процесса закономерности: выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

3. Чёткое понимание учреждением того, что организация образовательного процесса на основе ИУПов предполагает организацию многопрофильного обучения.

4. Многоэтапная организация подготовительной работы педагогического коллектива обеспечению профилизации старшей школы на основе ИУПов:

4.1. каталог востребованных курсов по каждому учебному предмету;

4.3. разъяснение учащимся и родителям особенностей организации учебного процесса на основе ИУПов;

4.4. освоение педагогами-кураторами новых принципов организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку;

4.5. освоение технологии составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности параллельное ведение «классного журнала» с «журналом учителя».

Механизм разработки индивидуального учебного плана (индивидуальной образовательной программы) представлен в этапах подготовительной работы (см. выше, п. 4). Следует учесть, что начинается он с определения границ предложения и спроса, составляется на два учебных года третьей ступени образования. А по итогам разработки проектов индивидуальных учебных планов необходим этап согласования и коррекции представленных учащимися проектов в целях разработки сводного учебного плана многопрофильной школы.

Отметим организационные особенности образовательного процесса, построенного на основе ИУПов, не характерные для традиционной практики:

Самоопределению учащегося способствуют

Систематическое проведение занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета;

Организация кратковременных курсов по выбору;

Профориентационная работа;

Организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей и др.

2. Этап непосредственного выбора профиля и составления ИУПа

Предполагает в нашем случае составление старшеклассником проекта собственного индивидуального плана (программы).

действия педколлектива учреждения

Шаги,

сроки

действия обучающегося

Заявить

о 1) потребности в изучении предметов и курсов в течение двух лет обучения, 2) уровне (глубине) изучения, 3) сроках, заполнив бланк индивидуального учебного плана (приложение)

Составить

перечень востребованных предметов с указанием уровня их изучения, курсов по выбору;

Уточнить

Согласовать

в ходе собеседования с заместителем директора (куратором) перечень выбранных предметов и курсов, уровень их изучения, норматив нагрузки

Разъяснить

учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса на основе ИУП (зарезервировать время на значительный объём индивидуальной работы);

в течение II полугодия учебного года

(до конца апреля)

Составить

Пояснительную записку к учебному плану, зафиксировав в ней

Цели и результаты (в т. ч. промежуточные) образовательной деятельности;

Норматив нагрузки и причину(ы) выбора именно такого количества часов на два года обучения на старшей ступени;

Последовательность, сроки и средства реализации учебного плана;

виды образовательной деятельности (исследования, проекты, практики), контроля и аттестации;

Критерии успешности образовательного маршрута

Освоить

новые принципы организации учащихся в группы переменного состава

в течение года

Распределить

нагрузку учителей в соответствии с количеством сформированных учебных групп

(апрель – проект, август – утверждение)

Освоить

технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации

(до начала учебного года)

Разработать

систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся

(июнь – август)

Согласовать

представленные учащимися проекты ИУПов с возможностями учреждения, скорректировать проекты, разработать сводный учебный план учреждения

Подписать

ИУП (программу) родителями (законными представителями)

3. Этап контроля и коррекции ИУПа, самоанализа в ходе реализации учебного плана. Следует помнить, что индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации намеченного с учетом конкретных условий образовательного процесса. Поскольку эти условия изменяются, индивидуальная образовательная программа не может быть некой раз и навсегда заданной константой. За учащимся сохраняется право на коррекцию временной последовательности изучения тем, разделов, курсов; форм и видов организации учебной деятельности, а также взаимодействия педагогов и обучающихся; номенклатуры видов работ и т. п.

В заключение обращаем ваше внимание на следующий немаловажный факт: ИУП, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению обучающимся образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Желаем успехов!

Приложение

Индивидуальный учебный план

(бланк для заполнения учащимся)

Фамилия, имя, отчество учащегося

№ п/п

Учебные предметы,

элективные курсы

Уровень изучения и кол-во часов в неделю

(базовый)

(профильный)

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Подпись родителей

Дата

Примечание: учащемуся предлагается отметить (галочкой, подчёркиванием) запрашиваемое количество часов.

Учебный план старшей ступени обучения предназначен для обеспечения профилизации и специализации учащихся. Учебный план предусматривает глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям.

В основе подхода, принятого при разработке учебного плана старшей ступени, лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов:

  • курсы базового уровня;
  • профильные курсы;
  • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения).

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов .

Фиксация перечня, объема и основного содержания профильных учебных курсов на основе стандартов профильного обучения позволяет создать равные стартовые условия для всех учащихся, обеспечить единство требований ко всем выпускникам старшей ступени обучения, обеспечить преемственность и согласованность образовательных программ общего и профессионального образования.

Наиболее перспективным является подход к организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Каждый ученик самостоятельно строит свой учебный план, выбирая предметы из числа предлагаемых школой.

Общеобразовательное учреждение вводит в свой учебный план выбранные учащимися предметы (при условии, что их выбрали не менее 25 учащихся по базовым курсам, и не менее 13 учащихся по профильным и элективным курсам). Обучение ведется в группах переменного состава.

При этом учащиеся обязаны освоить профилированные курсы по двум-трем выбранным образовательным областям, а также курсы базового уровня по остальным областям. Выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Организация многопрофильного обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы подготовка учащихся к осознанному выбору профиля велась в процессе всего обучения в основной школе . Правильному выбору ребенка способствуют проведение всех занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, организация кратковременных (объемом 34 часа) факультативных курсов, реализация широкой программы внешкольной деятельности (кружки, олимпиады, системы дополнительного образования и т. п.), а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного вы бора , составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана.

Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы педагогического коллектива школы, который должен решить следующие задачи:

  • составить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету;
  • уточнить содержание курсов, основываясь на потребностях детей и имеющемся учебно-методическом обеспечении;
  • разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, подготовить памятку для выпускника основной школы, бланки с перечнем предметов и уровнем их изучения, которые будут заполняться учащимися;
  • разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;
  • освоить новые принципы организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету;
  • освоить технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработать вопрос о замене «классного журнала» на «журнал учителя».

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

Отметим, что для реализации модели многопрофильного обучения должно быть набрано не менее трех условных «класс-комплектов». При этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для выбора предметов.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам начинается с определения границ предложения и спроса.

На основе Базисного учебного плана составляется бланк индивидуального учебного плана учащегося (табл. 1), который целесообразно предлагать для заполнения будущим десятиклассникам, начиная с середины 9 класса.

Индивидуальный учебный план может составлять от 30 до 36 часов в неделю. В соответствии с действующим федеральным учебным планом (2004 год) в индивидуальном плане в обязательном порядке должны присутствовать русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, алгебра и геометрия, интегрированный курс естествознания или три отдельных предмета (физика, химия и биология), физкультура и ОБЖ, а также хотя бы один из следующих предметов: информатика и ИКТ, география, экономика, МХК, технология, элективный курс.

Следующий этап связан с ориентацией в общем количестве групп, которые предстоит организовать на старшей ступени. После заполнения каждым учащимся своего индивидуального плана составляется сводная таблица «Предметы по выбору» (табл. 2).

Заполнение таблицы «Предметы по выбору» позволяет выявить проблемы, возникающие при комплектовании групп (в нашем примере это численность трех групп по истории и обществоведению), и определить предмет дальнейших собеседований с учащимися 9 классов и их родителями.

После того как выбор учащихся в основном сформирован, целесообразно зафиксировать в единой таблице индивидуальные учебные планы всех учащихся (табл. 3).

Затем можно приступать к распределению нагрузки учителей по учебным группам. Один учитель может вести несколько групп параллели. В идеале, если учитель ведет уроки в 10 классах, то в этот год он не должен работать в параллели 11 классов. Конечно, это возможно только при наличии достаточного количества педагогов. Но чем больше педагогов будет разведено по параллелям, тем легче составлять расписание.

Следующий этап работы связан с составлением и заполнением так называемых учебных комплексов , под которыми понимают совокупность учебных групп.

Учебный комплекс будет пол ным , если входящими в его состав группами охватываются все учащиеся параллели. Составить полный учебный комплекс - это занять на данном уроке теми или иными предметами всех детей в параллели.

В приводимом примере таблицы «Предметы по выбору» (табл. 2) для изучения русского языка и литературы достаточно открыть пять групп, и если в школе есть пять учителей русского языка и литературы, то учебный комплекс, составленный из всех пяти групп по русскому языку и литературе будет полным (все дети заняты на данном уроке изучением русского языка).

Неполным учебным комплексом будет являться такой, в состав которого входят группы, списочный состав которых не охватывает всех учащихся. Это значит, что при использовании неполного учебного комплекса не все учащиеся заняты на данном уроке.

Использование полных и неполных учебных комплексов при составлении расписания означает, что часть детей приходит к 1-му уроку, еще часть добавляется ко 2-му уроку, а к 3-му уроку приходят все учащиеся параллели. Окончание учебного дня тоже происходит не одновременно. Время начала занятий зависит от того, сколько полных учебных комплексов удастся составить. Чем их будет больше, тем больше будет возможностей начинать учебный день с 1-го урока для всей параллели.

Идея составления учебных комплексов может быть проиллюстрирована с помощью таблицы 4. Каждая ячейка таблицы отражает один из уроков в данный день недели. Поскольку аудиторная учебная нагрузка учащихся может колебаться в пределах от 30 до 36 часов в неделю, 30 уроков должно быть занято всеми учащимися. Соответствующие этим ячейкам уроки должны быть заполнены полными комплексами. В таблице эти ячейки показаны светло - серым цветом . Заполнение расписания следует начинать именно с этих ячеек. Еще 6 уроков (темно - серые ячейки ) могут быть заполнены неполными учебными комплексами, охватывающими детей, чья нагруз­ка составляет от 31 до 36 часов в неделю. Синим цветом показаны резервные уроки. Они нужны в случае, если из-за нетрадиционных выборов детей не удастся составить нужное количество полных учебных комплексов.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В учебный комплекс каждый данный учитель может входить только один раз.

Сначала стараемся собрать в комплекс предметы с большим количеством часов в неделю (табл. 5). Этот комплекс охватывает 112 человек (13 + 25 + 25+10+12 + 27 = 112).

Если теперь в этот комплекс добавить еще одну какую-либо группу из 13 оставшихся детей, то нам удастся составить полный учебный комплекс, в котором заняты все 125 учащихся параллели. Предмет может быть любым, главное, чтобы учитель, который его ведет, еще не был задействован в данном комплексе. Лучше всего если это будет предмет, рассчитанный на 3 и более часа в неделю, например, иностранный язык. Тогда этот комплекс можно использовать 3 раза (заполнить им три светлосерые ячейки таблицы), так как наименьшее количество часов в задействованных предметах составляет 3 часа. Назовем составленный так комплекс учебным комплексом №1 и заполним им таблицу пока в произвольном порядке (табл. 6).

Полным может оказаться комплекс № 2, охватывающий следующие предметы и группы:

  • 6-часовой курс русского языка и литературы - 25 чел., группа РЯЛ61;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА62;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА63;
  • 5-часовой курс иностранного языка - 12 чел., группа ИЯ51;
  • 5-часовой курс физики - 25 чел., группа Ф51;
  • 5-часовой курс иностранно­го языка-13 чел., группа ИЯ52.

Этим полным учебным комп­лексом № 2 можно заполнить еще 5 ячеек таблицы.

Аналогично заполняются и другие ячейки таблицы. Необходимо только тщательно следить за тем, чтобы в состав групп, образующих комплекс, не входили учителя и дети, уже задействованные в нем на том или ином предмете. Целесообразно выполнять эту работу на компьютере в редакторе Excel. Чем больше полных учебных комплексов удастся составить, тем лучше. Обычно на параллель из 100 учащихся можно получить от 13 до 18 полных учебных комплексов.

Неполные учебные комплексы необходимо составлять последовательно с учетом контингента учащихся предшествующего неполного комплекса (табл. 7).

К 3-му уроку приходят все учащиеся параллели, поэтому дальше пойдут полные учебные комплексы.

В конце учебного дня порядок учебных комплексов следующий:

  • 5-й урок - полный учебный комплекс;
  • 6-й урок - неполный учебный комплекс (часть детей уходит домой);
  • 7-й урок - неполный учебный комплекс (большинство детей уходит домой).

После того как будет выполнена самая трудоемкая часть работы - составление учебных комплексов, можно приступать к составлению на их основе учительского расписания, а затем и индивидуального расписания для каждого ученика.

Сетку расписания учителей удобнее заполнять сначала полными учебными комплексами.

Последовательно заполнив все ячейки расписания составленными учебными комплексами, получим обычное учительское расписание, где в ячейках таблицы будут указаны шифры групп. Поскольку известен состав ученических групп, учительское расписание легко трансформируется в ученическое.

Для тарификации на утверждение подается сводный учебный план школы, составленный на основе индивидуальных учебных планов детей.

Более подробные рекомендации по составлению расписания учебных занятий и тарификации при индивидуальном обучении представлены на сайте www.prosv.ru в разделе «Методическая помощь».

Задать вопросы и получить консультацию вы можете по электронному адресу [email protected]

Ольга ЛОГИНОВА ,
кандидат педагогических наук ,
заместитель руководителя
научно - образовательного центра
издательства «Просвещение»
Елена ЗУБАРЕВА ,
заместитель директора СОШ 1131,
Москва



для составления индивидуального учебного плана

Введение профильного обучения коренным образом изменяет деятельность школы, так как позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Организация личностно ориентированного образовательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования, – именно эту мысль школа № 91 Санкт-Петербурга считает основной, вот уже
10 лет занимаясь опытно-экспериментальной работой по реализации профильного обучения…

Индивидуальный учебный план школьника это совокупность предметов (т.е. предметов, изучаемых на общеобразовательном и профильном уровнях, а также элективных курсов), выбранных ребенком для изучения из плана своей школы, а возможно, и из учебного плана учреждения-партнера (другой школы, учреждения дополнительного образования и т.п.). Такой план может иметь каждый ученик старших классов. Комбинация числа уроков (часов), отводимых на изучение того или иного предмета в индивидуальном учебном плане, у разных учащихся может быть различной.

Отбор профилей обучения для конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:

– развитие интеллектуальных способностей учащихся;

– психические способности (мышление, память, восприятие);

– свойства, отражающие приобретенный индивидуальный опыт, необходимый для выбора данного профиля;

– личный выбор ученика.

Предварительный этап выбора профиля обучения предполагает:

    разработку и уточнение перечня востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету;

    согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

    разработку рекомендаций по составлению индивидуального плана, адресованного учащимся; подготовку памятки для выпускника основной школы; чистых бланков с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и других необходимых материалов;

    разъяснение учащимся и их родителям особенностей организации учебного процесса; специальное выделение ограничительных факторов (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 часов в неделю, часть предметов выбрана для углубленного изучения и т.п.); проведение индивидуальной работы с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

    разработку новых принципов организации учащихся в группы, поскольку обычная классно-урочная система не соответствует используемой технологии (за основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя группы переменного, «плавающего» состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету);

    разработку технологии составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработку вопроса о замене «классного» журнала на «журнал учителя».

Большим и трудоемким этапом организации профильного обучения является согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

При всей успешности работы школы № 91 по реализации профильных образовательных программ было очевидно, что существующая профилизация осуществляется за счет перегрузки учащихся (школа вынуждена была учить «всех всему» за счет свободного времени учащихся и учителей). Кроме того, школа пришла к выводу, что малоперспективно заниматься профилизацией, основываясь только на «внутришкольных» или «личностных» мотивах повышения степени выбора, вариативности и индивидуализации образования безотносительно к концепции единых экзаменов и государственных образовательных стандартов.

Новый учебный план позволяет школе при выборе профилей обучения определять только набор предметов, которые могут изучаться на профильном, углубленном и базовом уровнях. Естественно, если в школе имеются кадровые возможности и соответствующая квалификация преподавателей. Формирование профилей может быть предоставлено самим учащимся. Такой вариант возможен, если учащиеся школы имеют опыт выбора образовательного маршрута в основной школе и если школа разработала соответствующий пакет документов. Данная школа предлагает своим ученикам, выбирающим профиль:

    49 вариантов курсов (для 81 десятиклассника) на разных уровнях изучения предметов (базовый, профильный или углубленный) (см. Приложение 2) ;

    примерные учебные планы пяти возможных профилей;

    два пустых бланка для создания своего собственного варианта индивидуального учебного плана (см. Приложение 3 ).

Вы являетесь участником эксперимента «Профильное обучение в старшей школе», который будет продолжаться два года. Первой задачей для вас является выбор учебного профиля и составление индивидуального учебного плана на два года. Чтобы успешно выполнить эту задачу, вам необходимо знать следующее:

    Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель.

    Минимальная средняя обязательная учебная нагрузка учащегося – 30 часов в неделю, максимальная – 36 часов в неделю.

    За два года минимальная обязательная учебная нагрузка составит 2100 часов, максимальная – 2520 часов.

    Средняя учебная нагрузка по профильным предметам (профильные учебные курсы и спецкурсы) должна составлять не менее 14 часов в неделю, то есть не менее 980 часов за два года.

1. Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов.

2. Ознакомиться с их уровнями (углубленный, профильный, базовый).

3. Ознакомиться со списком предлагаемых спецкурсов.

4. Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым школой учебным профилям.

5. Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителями и координатором.

6. Составить предварительный ИУП (карандашом на бланке) по предлагаемому образцу в двух экземплярах. Один экземпляр сдать координатору, второй обсудить с родителями.

7. Окончательный вариант вашего учебного плана должен быть составлен не позднее 7 сентября и сдан координатору.

Изменения индивидуального учебного плана допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы в следующие сроки:

    после окончания первого полугодия 10 класса;

    после окончания 10 класса.

8. Выполнение выбранной вами обязательной учебной нагрузки и результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в зачетной книжке учащегося.

Приложение 2

Спецкурсы для разных профилей:

№ Название

Число часов

1. Зарубежная литература

2. Санкт-Петербург в русской литературе

3. Духовная литература

4. Курс индивидуальной практической грамотности

5. Словесность

6. Туризм и путешествия (англ. яз.)

7. Разговорный английский язык (американский вариант)

8. Второй иностранный язык (немецкий яз.)

9. «Добро пожаловать в Петербург!» (англ. яз.)

10. История мировых цивилизаций

11. Религиоведение

12. История и культура Санкт-Петербурга

13. История и культура Санкт-Петербурга

(проекты)

14. Начала философии

15. Экономика

16. Введение в историю искусств

17. Живопись, рисунок, прикладное искусство

18. Эстетическая программа живописи и театра (проекты)

19. Школа гармоничного воспитания для девушек

20. Решение конкурсных задач по математике

21. Математика для абитуриентов (Технологич. ин–т)

22. Организация интеллектуальных игр в школе

23. Решение задач с параметрами

24. Физика для абитуриентов (Технолог. ин–т)

25. Решение задач по физике и дем. эксперимент

26. Элементарная физика

27. Астрономия

28. Космические исследования

29. Ботаника

30. Анатомия человека

31. Экология

32. Биология для поступающих в вузы

33. Космическая биология

34. Дендрология (ЦПКиО)

35. Водные экосистемы (ЦПКиО)

36. Цветоводство

37. Генетика

38. Агротехника (проекты на уч.-опытном участке)

39. География мира (10 кл.)

40. Глобальные проблемы современности (11 кл.)

41. Решение задач по химии

42. Химия для биологов и медиков

43. Химия для абитуриентов

44. Химия в жизни (проекты)

45. Химия: история и искусство

46. Информатика для абитуриентов

(Технолог. ин–т)

47. Информационные технологии в образовании

48. Поисково-спасательные работы

49. Спортивно-оздоровительный туризм

Приложение 3

Бланк для составления индивидуального учебного плана

Фамилия. Имя _____________________________________

Профиль: ______

Профильные предметы: ___________________________

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Номер спецкурса
Число

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

Обществоведение

Информационные технологии

Физкультура

Школа предлагает учащимся целый ряд предметов для изучения на разных уровнях.

Приложение 4

Предметы для изучения на разных уровнях

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

или
Естествознание

Обществоведение

Информационные технологии

Мировая художественная культура

Физкультура

Разработка ИУП сопровождается консультациями для школьников, учительской рекламой своих специальных и основных учебных курсов. Проводится собрание родителей, на котором они получают необходимую информацию, задают вопросы, обсуждают спорные моменты. В течение нескольких дней продолжается согласование и коррекция учебных планов. Результат работы – индивидуальные учебные планы, составленные учащимися и одобренные родителями.

Анализ ИУП, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения. Так, в школе было сформировано четыре профиля: химико-математический (29 человек), биолого-химический (14 человек), гуманитарно-эстетический (21 человек) и «Спасатель» (17 человек). В течение месяца учащиеся могут менять свои планы, менять набор спецкурсов и даже профилей, после чего процесс переходов и переводов на время останавливается.

Так как разработчикам учебных планов для профильной школы важно знать содержательное наполнение разных профилей, приведем варианты учебных планов, разработанные в школе для выбранных профилей.

Приложение 5

Химико-математический профиль
Профильные предметы: химия, математика

Учебный предмет

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Математика для абитуриента

(Технол. ин-т): 140 ч

Биология

Физика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч

Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Физкультура


Общее число обязательных учебных часов: 2385
Резерв обязательных учебных часов: 135

Приложение 6

Биолого-химический профиль
Профильные предметы: биология, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

1) Химия для биологов и медиков: 210 ч
2) Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

Физкультура

Число часов по профильным предметам: 980
Общее число обязательных учебных часов: 2345
Резерв обязательных учебных часов: 175

Приложение 7

Физико-химический профиль
Профильные предметы: физика, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Математика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч
Или: Решение конкурсных задач: 140 ч

Биология

Физика для абитуриента (Технолог. ин-т): 140 ч

1) Химия для абитуриента: 140 ч
2) Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

Физкультура

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2380
Резерв обязательных учебных часов: 140

Приложение 8

Профиль «Спасатель»
Профильные предметы:
физкультура, ОБЖ+профильный курс по вашему выбору

Вид учебного курса,

число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Биология

Химия или

Естествознание

География

Спецкурс: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Поисково-спасательные работы: 350 ч

Физкультура

Спорт.-оздоров. туризм: 140 ч

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2215
Резерв обязательных учебных часов: 305

Приложение 9

Гуманитарно-эстетический профиль
Профильные предметы:
литература, история

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

спецкурсы

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Биология

Естествознание

Обществоведение

Начала философии: 140 ч

Искусство

Спецкурс: 70 ч

Информационные технологии

Физкультура

География

Спецкурс: 70 ч

Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существуют образовательные маршруты учащихся, отличающиеся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых в качестве обязательных для завершения профиля, и спецкурсов свободного выбора реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися – минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как «Начала философии» и «Информационные технологии в образовании».

Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможна только при наличии в школе как минимум трех 10-х классов профильного обучения. Лишь в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.

Сейчас в многопрофильной средней школе № 91 нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых «виртуальных» групп, где занимаются учащиеся разных классов.

Приведем примеры индивидуальных учебных планов учащихся (см. Приложение 10 ).

Индивидуальный учебный план позволяет оптимизировать нагрузку учащихся. Примеры индивидуальных учебных планов показывают, что индивидуальные образовательные маршруты позволяют учитывать разнообразные интересы учащихся и оставляют им время для спорта и отдыха.

Однако и в нем есть свои проблемы. Так, среднее число часов в неделю у некоторых учащихся превышает 36, то есть отдельные спецкурсы они изучают во второй половине своего рабочего дня. Это касается и проектной деятельности учащихся, которая может носить как предметный (например, творческие работы по химии, биологии, литературе, истории и т.д.), так и надпредметный (художественные, театральные проекты и т.п.) характер.

Учащимся предоставляется еще две возможности вернуться к пересмотру своих учебных планов: после первого семестра, по результатам которого они могут изменить профиль своего обучения, а также в конце 10-го класса.

Ответственность за выбор образовательного маршрута и его результаты разделяют все участники процесса, в первую очередь это учащиеся и их родители. Школа, учителя и администрация отвечают за организацию и содержание учебного процесса. Учащиеся и их родители, со своей стороны, подписывают соглашение с администрацией школы.

Приложение 10

Примеры индивидуальных учебных планов

Петров Василий.

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Биология

Обществоведение

Информ. технологии

Физкультура

Итого часов:

Спецкурсы

профильные

по выбору

Итого часов по спецкурсам:

Смирнов Сергей.
Профиль: химико-математический

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Биология

Обществоведение

технологии

Физкультура

Итого часов:

Спецкурсы

профильные

по выбору

Итого часов по спецкурсам:

Общее число профильных часов:

Приложение 11

Соглашение

Учащийся 10 класса _______________ и его/ее родители (мать/отец), с одной стороны, и школа № 91 в лице директора Васильевой Т.В., с другой стороны, заключают настоящее соглашение на участие в Федеральном эксперименте «Профильная старшая школа» в течение двух лет с 1 сентября 20_ г.

Эксперимент предусматривает изменение формы и содержания обучения.

· Организация учебного процесса включает: составление индивидуального учебного плана учащегося; работу в группах переменного состава; наличие систематических и модульных учебных курсов; скользящее расписание; неравномерную учебную нагрузку в пределах рекомендуемых норм.

· Новые формы аттестации учащихся включают промежуточную и итоговую аттестацию в форме централизованного мониторинга, зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты творческих работ и т.д., при отсутствии текущей аттестации в виде ежедневных отметок в журнале.

Школа дает возможность получить полное среднее образование, при этом обеспечивает профильное изучение одного-двух учебных курсов из перечня, предложенного школой.

Учащийся может изменить индивидуальный план трижды в течение 10-го класса. При изменении учебного плана в 11-м классе, по решению администрации, предоставляется возможность составления личного учебного плана, включающего учебную работу вне школы.

Родители участвуют в мониторинге хода эксперимента, проводимого в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д.

200_ г.

Директор школы __________________________

______________________________________

Учащийся _______________________________

______________________________________

Родители _______________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Таким образом, опыт школы № 91 показывает, что начать работу по освоению профильного обучения в старшей школе (в обычной общеобразовательной школе) можно, используя следующий алгоритм действий:

    создание рабочей группы, изучение документов по модернизации образования;

    проведение педагогического совета, выявление учителей, желающих работать в новых условиях, их возможностей, и предложения по основным и специальным учебным курсам;

    проведение собрания с учащимися 10-го класса, составление проектов индивидуальных учебных планов;

    проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов;

    установление сроков возможного изменения планов и профилей;

    анализ индивидуальных учебных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей;

    подписание соглашения с родителями и учащимися.

Набор документов, разработанных и используемых школой при составлении индивидуальных учебных планов, организации профилей и заключении соглашения (в данном случае 11 документов), в каждой школе может быть свой. Кроме того, содержание каждого документа также может отличаться в зависимости от профилирования школы, от профессиональной подготовки кадрового состава, от индивидуальных особенностей школьников и их родителей и других факторов.

Реализация такого плана может быть достигнута благодаря воплощению школой определенной стратегии профильного обучения – создания модели внутришкольной профилизации или модели сетевого взаимодействия. Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализует свои индивидуальные учебные планы в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.