Как становятся евнухами. Кто такой евнух? Наложницы и евнухи




У нас на работе, не давно спор возник, вернее не спор даже, а так разговор с элементами дискуссии.
Чем отличается евнух от кастрата?
Я вот например, как думал: кастрат- значит удалены тестикулы (яички), евнух - значит удален половой член.
Мне объясняют: и то и это, одно и тоже. Удалить яички и мужчина потеряет всю свою мужскую силу. Гормонам то не откуда, будет появляться. Следовательно, и вставать не будет. Я решил почитать в инете. В википедии пишется, что одно и тоже, что евнух, что кастрат. потом читаю:

Следует отличать кастрацию от вазэктомии — перевязки семявыводящих протоков, в результате которой теряется способность давать потомство, но не изменяется гормональный фон, и пенэктомии — удаления пениса , которое приводит только к невозможности совершить половой акт .

А потом все таки не понятно, евнухам что отрезали? Все вместе или только пенис.?

Евнух (греч.) — кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е. (см. Евтропий). Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. — кизляр-агаси (начальник девушек) — имеет под своим начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость — отличительные их черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Али при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану. Об оскоплении под влиянием религиозного фанатизма см. Кибела и Скопцы; об оскоплении с целью образования певцов см. Кастрат.

Кастрация мула.

фото отсюда
В продолжении темы, интересную статью нашел

С давних времен, как только появились первые могущественные восточные правители, признаком состоятельности настоящего мужчины стало количество женщин, которые ему принадлежат. Так и , часто численность, которых была. В гаремах, как и везде, были свои строгие правила: всегда нужно было поддерживать порядок, соблюдать нравственность, добропорядочность. Кто же следил за порядком в гареме, кому можно было доверить это важное и нелегкое дело?

Женщины были второсортными людьми, считалось, что им вообще ничего нельзя. Пустить в гарем мужчину немыслимо, перед соблазном такого количества прекрасных женщин мало кто устоит.

Как появились евнухи?

Решение было найдено — евнухи (от греческого eunuchos — «блюститель ложа»), кастрированные мужчины, которым можно доверить самое главное, что есть у падишаха -его прекрасных женщин. В гаремы старались брать евнухов с темным цветом кожи (негров), в надежде на то, что если вдруг кто-то из них по какой-то случайности сможет вступить в половой акт с наложницей при рождении ребенка будет понятно, что была измена.

Три вида кастрации.

Прежде чем стать евнухом, мальчик или мужчина подвергались кастрации. Существовало три вида этой болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и полового члена, и яичек. Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья - в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.

Евнухи, которым сделали полную кастрацию еще в юном возрасте, до полового созревания, часто обладали женскими манерами их голос не ломался и оставался на всю жизнь юным.

Страдания и боль евнухов.

О том, какие страдания испытывали при операции евнухи, подробно рассказал в конце XIX века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если это, получается, значит, он вне опасности, если нет - он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Игры в гареме

Между тем, кастрация, особенно частичная, часто не лишала человека мужских гормонов, и порой евнухи испытывали мучение оттого, что находились в обществе прекрасных женщин. Вот как описывал свои терзания один страдалец: «Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние… Всякий раз, как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе… Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле… Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Впрочем, отсутствие полового члена отнюдь не мешало евнухам ласкать красавиц, и, пока правители были заняты своими делами, евнухи отнюдь не скучали в обществе их жен.

Тем более что среди кастратов ходила легенда — в результате постоянных сексуальных контактов половые органы вырастут снова. И евнухи ласкали чужих наложниц, впрочем, при этом страшно боясь мести правителя. Китайский евнух Ли Го был неосторожен, и на теле наложниц оставались укусы и синяки. Его хозяин обнаружил эти следы, и поскольку вход в гарем был запрещен всем, кроме императора и евнуха, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к разрезанию на мелкие куски.

Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуна. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха — Вэя…

Карьера кастрата и кто мог стать евнухом?

Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно — евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили — часто евнухи делали себе карьеру и становились чиновниками, военачальниками или советниками хозяина.

К примеру, евнух Тайцзиян планировал всю систему орошения земель в Китае. Кастрат Гуо Шоуцзин построил для великого хана Хубилая большой канал близ Пекина. Евнух Лю Чин даже правил всей Срединной империей — с 1505 по 1510 год — при малолетнем императоре Ви-Цу.

Самым знаменитым китайским евнухом был адмирал Чэнг Хэ. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри-Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки. Был близок к открытию Европы. Он командовал огромным флотом, насчитывавшим триста кораблей и тридцать тысяч матросов. В Китае евнухи представляли собой уважаемую и авторитетную часть общества. Они объединялись в особые кланы, порой очень могущественные, и правители были вынуждены с ними считаться.

Униженное самолюбие и неспособность заниматься сексом делало евнухов порой чрезвычайно воинственными и жестокими, что умело, использовали их хозяева. Император Сюань Цзун, владелец гарема с пятьюстами наложницами, назначил евнуха Гао Лиши своим телохранителем и советником по безопасности. Однажды император приказал Гао Лиши предпринять карательную операцию против буддийских монахов. Евнух, захватив монахов, изощренно расправился с ними. Он велел кастрировать монахов, сварить их гениталии и накормить ими монахинь. У монахинь, в свою очередь, отрезали груди, сварили и скормили монахам.

Палач-евнух придумал и другие пытки. На глаза несчастных положили мешочки, наполненные негашеной известью, раздавили пальцы, а напоследок обнаженные тела обернули мягкими металлическими трубами в виде змей и в распахнутые их «пасти» залили крутой кипяток.

Еще одним евнухом Сюань Цзуна был некий Ван Фейен, воздвигший «Дворец желанных чудовищ». В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем… И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью. Именно эта затея с «дворцом» и способствовала возвышению Вана…






Гарем — (с арабского — «запретное место») — место обитания или, попросту говоря, жилище женщин, рабынь и детей султана. Его назвали Дар-ус-саадет — «Дом счастья». Наиболее известны гаремы оттоманских султанов, но «Дома счастья» имели еще Аббасиды и Сельджукиды.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь, потому что в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II (1481−1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь

Безусловно, главными гостями гарема были сами султаны. После них — мать султана (валиде). Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде, наконец, шли жены султана — кадын-эфенди. Без сомнения, наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). Ответственными за безопасность гарема были: главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), начальник безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы), и, конечно же, особенно заслуживающий внимания, особый класс служителей гарема — евнухи (гарем-агалары).

Рабыни

Откуда брались рабыни в султанском гареме? Очень просто — восточные князья сами отправляли своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Рабынь покупали в 5−6 летнем возрасте и воспитывали до полного физического развития. Девушек обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Уже в подростковом возрасте девочку предварительно показывали великому визирю. Если у нее обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала, а ее отец, соответственно, получал меньше денег, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы, свидетельствующие о том, что они больше не имеют на нее никаких прав.

Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось очень тщательно учиться. Первым пунктом было обязательное принятие ислама, если конечно девушка была иной веры. Затем рабынь учили читать Коран, совершать молитвы вместе или по отдельности. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как-то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их образованности.

Кроме того, рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им дарили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, и так и не была избрана в жены, она имела право покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека.


Фаворитки

Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Фаворитки, обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он посылал ей подарок. Затем избранницу султана отправляли в баню. После бани ее одевали в свободную и чистую одежду и провожали в покои султана. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с султаном. Утро султан принимал ванну, переодевался и посылал наложнице подарки, если ночь, проведенная с ней ему понравилась. Эта наложница могла затем стать его фавориткой.

Если фаворитка беременела, она моментально переводилась в разряд «счастливых» (икбал), если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.

У каждой икбал была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.


Жены султанов

Новая жена султана (кадын-эфенди) после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали новыми тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее поселяли в специально выделенную для нее отдельную комнату на верхних этажах. Главная хранительница и ее помощницы учили ее имперским традициям. В XVI—XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали именоваться хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.

Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье (кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.

Ночь с пятницы на субботу султаны проводили только с одной из своих жен

Кадын-эфенди обязательно называли своих сыновей «ваше высочество»; когда те приходили навестить их, они должны были встать и произнести: «Мой отважный юноша!» Независимо от возраста, принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди. Женщины гарема, дабы продемонстрировать свое почтение, целовали подол юбки кадын-эфенди. В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие. Едущую в паланкине жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.


Евнухи

Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Считалось, что белые мальчики тяжелее переносят операцию и после кастрации нередко умирают, черных же выживало значительно больше. Поэтому работорговцы-арабы стали похищать детей из Африки и отвозить их для кастрации в известные им места.

Так как евнухов становилось все больше и больше, они организовали своеобразную гильдию. Мальчики, принятые в эту гильдию, воспитывались взрослыми евнухами. Молодым евнухам в качестве имен давали названия цветов. Обученные евнухи обычно служили валиде, женам султана и принцессам. Евнухи охраняли вход в гарем.

Главный евнух гарема информировал султана об обстановкев гареме

Уже после 1852 г. все управление гаремом полностью перешло к евнухам. Главный евнух гарема покупал рабынь для своего султана и информировал его об обстановке — поведении его жен и наложниц, давал советы о наказаниях и продвижениях по гаремной иерархии. При этом круг обязанностей главного евнуха был весьма обширен — он даже имел право готовить султана на свадебной церемонии. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, обычно назначал другого главного евнуха, но так бывало не всегда. Несмотря на то, что некоторые главные евнухи были совершенно неграмотными, они активно принимали участие в государственной политике, поскольку всегда получали поддержку самого султана и его жен.


Матери султанов

Комнаты матери султана (валиде) были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.

Валиде, несмотря на свой статус, имели огромную власть. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.

Закат гаремов

Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи. Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция потерпела поражение, как союзница Германии, и была оккупирована союзными государствами.
источник

От себя добавлю, что на территории гарема, а именно, возле комнат матери султана - валиде, традиционно хранилась казна Османской империи - некий аналог Оружейной палаты Московского Кремля.

Слово «евнух» происходит от греческого eunuhos - скопец. «Библейская энциклопедия» выводит смысл слова «евнух» от соединения слов, означающих «брачное ложе» и «сохранение», то есть «хранитель ложа». «Хотя кастрация положительно запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Втор. XXIII:1), - сообщается в энциклопедии, - но цари иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных - обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах. …На древних памятниках евнухов можно распознать по отсутствию бороды и опухшим лицам».

Евнухи существовали еще в глубокой древности. В книге Джорджа Фрезера «Золотая ветвь» о евнухах говорится:

«Галлы, кастрированные жрецы Аттиса, были известны римлянам еще во времена Республики. Эти скопцы в восточных одеждах, со статуэтками на груди, видимо, являли собой привычное зрелище на улицах Рима. Неся изображения богини, они под музыку кимвалов, барабанов, флейт и рогов процессией проходили по Риму, и пораженные фантастическим зрелищем, тронутые необузданными мелодиями люди в изобилии подавали им милостыню и забрасывали розами изображение богини и несущих его людей.

…В Кровавый день оскоплялись новопосвященные. Доведя себя до наивысшей степени религиозного возбуждения, жрецы оскопляли себя и бросали отрезанные части тела в статую жестокой богини. Затем отрезанные детородные органы осторожно завертывали и погребали в земле или в подземных покоях Кибелы, где их наряду с принесенной в жертву кровью использовали для того, чтобы вызывать к жизни Аттиса и ускорять воскресение природы, которая под лучами теплого весеннего солнца одевается нарядом из листьев и цветов.

…Если принять нашу гипотезу, то нетрудно догадаться, почему к культу других азиатских богинь плодородия тоже были приставлены евнухи. Богини эти требовали, чтобы жрецы, персонифицировавшие их возлюбленных, приносили им в жертву свои детородные органы: прежде чем передать всему миру жизнеродную энергию, богини сами нуждались в оплодотворении. Евнухами были и жрецы великой Артемиды Эфесской, и жрецы великой сирийской богини Астарты из города Иераполиса. Святилище Астарты, посещаемое толпами паломников, разбогатевшее на подарках, притекавших из Ассирии, Вавилонии, Аравии и Финикии, во время наивысшего расцвета было самым популярным на Востоке. Оскопленные же жрецы сирийской богини были так похожи на жрецов Кибелы, что некоторые их путали. Аналогичной была и церемония их посвящения в жреческий сан.

Величайший праздник года в Иераполисе приходился на начало весны, когда к святилищу из Сирии и окрестных районов стягивались огромные толпы людей. Под звуки флейт, барабанный бой и крики евнухов-жрецов, наносивших себе раны ножами, религиозный экстаз, как океанский вал, перекидывался на толпу зрителей, и многие из них совершали такие поступки, каких и не предполагали, когда отправлялись на праздник. Один за другим они сбрасывали с себя одежды и с сердцем, бешено бьющимся от музыки, с блуждающим от зрелища льющейся крови взором выпрыгивали из толпы, хватали приготовленные специально для этой цели мечи и при всех оскопляли себя. Новопосвященный пробегал через весь город, держа в руке окровавленный кусок мяса, а потом запускал им в один из домов. Жители дома, удостоившегося такой чести, должны были дать евнуху женское платье и украшения, которые тот носил до конца жизни. После того как религиозный экстаз спадал и человек приходил в себя, он, должно быть, всю жизнь глубоко раскаивался в своем поступке и горько оплакивал невозвратимую утрату».

Избавленные от плотских желаний, евнухи употребляли все свои силы на то, чтобы доказать, что физические преимущества ничто перед силой ума. И многие евнухи достигали вершин власти.

В Византии евнухи имели огромное влияние, были жрецами и доверенными слугами правителей, занимали высокие дипломатические и военные посты. Византийский полководец Нарсес, который изгнал франков из Италии, был всего лишь дворцовым евнухом.

Турки в своих владениях, к примеру на Балканах, отнимали в деревнях мальчиков и после кастрации помещали их в особые училища, где из них делали свирепых воинов - янычар. Янычары («новое войско»), не имевшие потомства и ни к чему не привязанные, были опорой трона, но со временем образовали особый класс, с которым приходилось считаться не только врагам султана, но и самому повелителю. Янычары жили в особых кварталах, часто восставали, устраивали бунты и пожары, свергали и даже убивали султанов. Их влияние приобрело столь опасные масштабы, что в 1826 году султан Махмуд II разгромил и полностью уничтожил янычар.

Евнухи не существуют в исламской традиции, их, похоже, не существовало и в арабских странах во времена Пророка. Однако этот варварский обычай был удобен, и использование «безопасных» мужчин как хранителей гаремов прижилось во многих странах.

Бывали случаи, когда природа брала верх над противоестественными манипуляциями «лекарей». У евнуха начинала расти борода, ему приходилось бриться, чтобы сохранить свое положение при дворе. Но это «недоразумение» скоро раскрывалось, и евнух, в лучшем случае, изгонялся из сераля. Однако более сообразительные евнухи находили способы скрывать и в то же время утверждать свое природное естество.

Связь гарема с внешним миром также поддерживали евнухи.

«Евнухи являются первыми агентами такого рода по самому своему среднему положению между двумя великими фракциями человеческого рода, - писал Осман-бей. - Каждый из дворов, или даирэ, имеет от десяти до пятнадцати евнухов, которые расхаживают по гарему, чтобы получать и исполнять приказания, даваемые им дамами. Приказания эти исполняются ими по очереди, и только старший из евнухов может являться и получать непосредственные приказания от своей госпожи.

Каждая султанша и каждая кадина имеет своего первого евнуха (первого камергера), который пользуется значительной властью над персоналом ее двора.

Восходя по ступеням этой иерархии евнухов, мы найдем во главе ее первого евнуха императорского дворца, лицо, являющееся как бы маршалом империи, вторым вельможей после великого визиря. Титул его „Главный привратник дверей счастья“. Ему поручается охрана дверей гарема.

„Готский альманах“ и „Оттоманский календарь“ помещают на своих страницах имя этой важной особы; впрочем, с некоторого времени его имя не фигурирует уже на своем месте, то есть тотчас после имени великого визиря. Это - перемена довольно странная и трудно объяснимая, потому что нужно бы было, для того чтобы она была понятна, чтобы первый евнух был разжалован и сброшен с вершины служебной лестницы. А так как этого на самом деле нет, то единственная мораль, которую отсюда можно вывести, та, что оттоманское правительство сочло нужным искусно скрыть от глаз цивилизованных народов такую возмутительную черту своей иерархической системы, нисколько не изменяя сущности вещей на деле.

Первый евнух в полном смысле слова могущественнейший паша… У него свой дворец, свои придворные, лакеи, экипажи, лошади и, само собою разумеется, громадное жалованье.

Первые евнухи кадин помещаются в серале около дам, при дворе которых они состоят, разумеется, не в одном с ними здании, а… недалеко от гарема.

Эти господа тоже ведут роскошную жизнь и ни в чем себе не отказывают; комнаты их прекрасно меблированы, и каждый из них имеет несколько лакеев к своим услугам и несколько дорогих лошадей на конюшне. Они по большей части люди, любящие хорошо жить и проводить время за игрой в трик-трак и другие еще более ребяческие забавы. Вообще же евнухи большие любители хорошего оружия и хороших лошадей; это казалось бы странным, а между тем это так.

…Подчиненные евнухи живут по казарменному порядку: спят они вместе в дортуарах, где каждый имеет свою кровать, свой комод и свои вещи. Эти комнаты, а также и те, кто их занимает, показались мне довольно скучными и меланхолическими; бедность, или, скорее, недостаток денег делает грустными людей вообще, а евнухов в особенности.

Чтобы дать читателям верное понятие о службе, которую исполняют евнухи, а также и о тех безобразиях, которые совершаются в гареме, я расскажу здесь то, что видел собственными глазами.

Мы как-то стояли отрядом у киоска (загородная резиденция. - Ш.К .) Чамлиджа, в котором на несколько дней остановилась часть императорского гарема. После обеда дамы обыкновенно гуляли по полям, окружающим киоск. За час до выхода дам войска запирались в казармы и человек тридцать евнухов с оружием и хлыстами бегали по полям, испуская дикие пронзительные крики: „Гальвет вар! Гальвет вар!“ „Берегитесь! Убирайтесь!“

При этих криках все должны были удалиться и очистить пространство в круге, образованном этими ревнивыми стражами. Круг этот расширялся так, чтобы никто не мог видеть красавиц, гуляющих по полям. Я уверен, что эти ревностные охранители стесняли их больше, чем могли бы стеснить любые направленные на них лорнетки».

В разное время при дворах правителей насчитывалось от нескольких тысяч до нескольких сотен евнухов. Это в основном были эфиопы (абиссинцы), вывезенные из Африки.

Оскопленные еще в детском возрасте, такие рабы продавались на рынках вдвое дороже обычных, ведь не все выживали после столь противоестественных операций. Способы кастрации были самые разнообразные, каковыми оказывались и результаты. Не все евнухи были одинаковы в физическом смысле. У некоторых из них сохранились детородные органы, хотя и лишенные своего изначального предназначения, но все же способные скрасить томительные будни отзывчивых на ласки одалисок.

Учитывая их деликатные обязанности по управлению беспокойным гаремом, особую осведомленность, умение хранить тайны, посредничать между мужчинами и женщинами и оказывать хозяевам другие важные услуги, хорошие евнухи ценились очень высоко.

В государственной иерархии кызлар-ага (господин девушек) - главный евнух Его Величества следовал сразу за великим визирем.

Свою встречу с главным евнухом сераля описал Жерар де Нерваль:

«Пока мы прохаживались по пристани, показался величественного вида мужчина; он был смуглым, как мулат, в прекрасном турецком костюме, но не в новом, послереформенном, а в таком, какой носили в старину. Увидев господина Б., он остановился; тот приветствовал его с большим почтением. Мой друг сказал, что этот человек - важная персона и что, когда он будет уходить, ему нужно будет сделать церемонный „салам алейкум“: приложить руки сперва к груди, потом - к губам. Я так и сделал; в ответ мулат изящно поклонился.

Я знал, что это не султан, которого я уже видел.

Кто это? - спросил я, когда человек отошел.

Это кызлар-ага, - ответил мне художник с чувством восхищения, к которому примешивался страх.

Я все понял: кызлар-ага - главный евнух сераля, самый влиятельный человек после султана, даже более грозный, чем первый визирь».

Влиятельных евнухов осыпали подарками как их подопечные, так и гости, которым евнухи оказывали тайные услуги.

Евнухи сами готовили себе «смену» из мальчиков-кастратов, которых они покупали на невольничьих рынках.

В старости евнухи выходили в отставку и получали пенсию. Некоторые становились баснословно богатыми и жили как вельможи. Они заводили собственных рабов и одалисок и даже женились, чтобы было кому украсить сытую старость. Зачастую избранницами гаремных ветеранов становились знакомые придворные дамы, с которыми они успели подружиться или к которым испытывали нежные платонические чувства. Женами богатых евнухов становились и молодые дамы, уверенные, что богатство с легкостью восполнит отсутствие семейного счастья.

Количество евнухов, так же как и численность женщин в гареме, в разное время было разным. Во второй половине XIX века в серале насчитывалось около двухсот евнухов.

В музее сераля Теофиль Готье обнаружил манекен, изображавший главного евнуха: «Тот, что заключен в витрину как представитель вида, наряжен в шелковую красную тунику, роскошный, подобающий его званию кафтан из узорной парчи в цветах и широкие шальвары, подпоясанные кашемировым поясом. На голове у него красный муслиновый тюрбан, на ногах - желтые сафьяновые сапоги».

В комментариях к роману «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй» говорится: «…В XV–XVI веках в Китае придворные евнухи нередко прибирали к рукам власть в стране, становились полновластными временщиками и вместе со своими приверженцами, часто также из евнухов, вершили судьбы страны. Передовые ученые того времени подавали императору бесчисленные петиции, призывая его отстранить евнухов от власти. И в 1567 году евнухи были удалены с высших государственных постов, а на их место были назначены конфуцианские ученые. Впоследствии, однако, не раз евнухи вновь оказывались у власти».

В историческом романе Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» евнухи участвуют во всевозможных заговорах, узурпируют власть и представлены как злейшие враги простого люда. Именно придворных евнухов в первую очередь стараются уничтожить борцы за справедливость.

«Во втором месяце четвертого года периода Установления спокойствия в Лояне случилось землетрясение, - пишет Ло Гуаньчжун. - Восемь лет спустя, в первом году периода под девизом Блеск и Согласие куры запели петухами. В день новолуния шестого месяца во дворец влетела огромная черная туча. Осенью в Нефритовом зале засияла радуга. Обрушились скалы в Уюане.

Советник Цай Юн в докладе государю объяснил превращение кур в петухов тем, что власть перешла в руки женщин и евнухов. Тогда евнухи оклеветали Цай Юна, он был сослан в деревню, евнухи же фактически стали управлять страной. Возмущенный их произволом народ помышлял о восстании, роем поднялись, точно осы, разбойники и грабители».

В Евангелии от Матфея сказано: «Есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19:12).

Видимо следуя Новому Завету, в конце XVIII века в России появилась секта скопцов, искавшая спасения души путем умерщвления плоти и избавления от телесных привязанностей. Секта практиковала добровольную кастрацию как женщин, так и мужчин, но затем заменила физическое оскопление духовным, подразумевая под этим особый аскетизм жизни и ревностное служение Богу.

Типы евнухов

Белые евнухи служили на «мужской половине», черные - на «женской». Такие предпочтения объяснялись опасениями, что в случае рождения у рабыни белого ребенка могли возникнуть сомнения по поводу отцовства, а рождение черного ребенка уже прямо указывало на преступника.

Осман-бей, которому по долгу службы приходилось много общаться с евнухами, разделил их на категории: добрые и злые. «Евнухи или погружаются в глубокую и мрачную ипохондрию, или ведут себя весело и игриво. Соответственно, евнух бывает добр и кроток или зол и демоничен, как фурия. …Евнух или скуп до крайности, или само воплощение щедрости».

Но и веселые евнухи порой бывали печальны, тяжело вздыхали о своей несчастной судьбе и пели грустные песни.

«Между евнухами я нашла друзей, - писала Мелек-ханум, - общество которых тем более было для меня приятно, что многие из них были совершенными поэтами и музыкантами. Фергад-ага, например, соединял в себе оба эти качества. Он был очень милым трубадуром, рыцарские чувства которого, а также и веселость заставляли забывать всякую скуку. Но, к сожалению, он имел слабость к ракии (водке), хотя это было и естественно, так как Вакх и музы издавна жили между собой в дружбе».

Добрые евнухи зачастую умирали в нищете, отвратясь от даже доступных им радостей жизни. А злые евнухи представлялись воплощением пороков, вероломства и мстительности. Некоторые из них даже становились официальными палачами.

Все эти различия не так заметны были во дворце, где порядки были весьма суровыми: евнухи там подчинялись военной дисциплине и не могли являть особенности своего нрава так, как в частных владениях.

Пример вероломства евнухов приводит та же Мелек-ханум. Ибрагим-паша был ужасно ревнив. Этим и решил воспользоваться черный евнух, влюбленный в прекрасную одалиску, которая отвергла его домогательства. Чтобы отомстить наложнице, он подбросил к двери ее комнаты мужской плащ, а затем устроил так, чтобы его обнаружил паша. И когда разгневанный паша спросил, что это такое, коварный евнух сказал, что этот плащ, без сомнения, принадлежит тому, кто был с одалиской и бежал, когда услышал шаги паши. Ослепленный ревностью паша выхватил кинжал и убил несчастную красавицу.

Болезненная ревность была характерна для большинства евнухов. Не имея шансов рассчитывать на женскую взаимность, евнухи всегда были готовы наказать, а то и вовсе убить любого, кто взглянет на охраняемых ими женщин. Во времена султана Абдул-Меджида евнухи убили несколько человек, пытавшихся вступить в интимные отношения с одной из жен повелителя.

Кроткие евнухи отличались философским складом ума. Их не смущали ни капризы хозяек, ни другие превратности судьбы. Они могли даже посредничать в обмене любовными письмами и подарками между служанками гарема и их воздыхателями. В целом же евнухи составляли особый класс, отличавшийся от остальных рабов своим привилегированным положением.

«Угрюмый сторож ханских жен» - так называет евнухов Александр Сергеевич Пушкин в «Бахчисарайском фонтане»:

Ему известен женский нрав;
Он испытал, сколь он лукав
И на свободе и в неволе:
Взор нежный, слез упрек немой
Не властны над его душой;
Он им уже не верит боле.
…Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит;
В заботе вечной, ханских жен
Роскошный наблюдает сон,
Ночной подслушивает лепет;
Дыханье, вздох, малейший трепет -
Всё жадно примечает он;
И горе той, чей шепот сонный
Чужое имя призывал
Или подруге благосклонной
Порочны мысли доверял!

«За султаном шли кызлар-агасы и капы-агасы, начальники черных и белых евнухов… - пишет Теофиль Готье. - Евнухи больше не носят высоких белых колпаков, какие на них напяливают в комической опере: они ходят в феске и сюртуке, но характерная внешность позволяет узнать их без труда. Кызлар-агасы довольно уродлив, его пористая, лишенная растительности кожа отливает сероватым оттенком, но капы-агасы еще безобразнее, ибо лишен защитной негритянской маски. Его бледное, заплывшее нездоровым жиром лицо испещрено мелкими морщинками, под дряблыми веками щурятся безжизненные глаза, брюзгливо отвисшая нижняя губа придает ему сходство с капризной старухой. Эти чудища очень могущественны и фантастически богаты… Они безраздельно властвуют над стаями таинственных гурий и, как вы догадываетесь, оказываются в центре массы интриг.

…На эспланаде, перед казармой артиллеристов, щеголи похваляются лошадьми. Чернокожие евнухи с одутловатыми, лишенными растительности лицами и длиннющими ногами пускают великолепных скакунов в галоп. Они скачут наперегонки и испускают короткие, визгливые крики, нимало не заботясь о рыжих псах-фаталистах, спящих в пыли с философским спокойствием».

Самыми необычными евнухами при дворах были карлики. Один из них прославился тем, что был отпущен и женился на молодой одалиске. Об этих миниатюрных евнухах мы расскажем позже.

Не может, хотя и полон сексуального желания. Не может, потому что лишен известного, сугубо мужского, предмета...

Этот человек - евнух (от греческого еunuсhоs, что означает «блюститель ложа»). Другими словами - кастрат, наблюдающий за гаремом. Как только возникли гаремы, понадобились слуги, обеспечивающие там определенный порядок. Считалось, что его лучше всего могут обеспечить бесполые существа, утратившие мужские признаки, но продолжающие пребывать в мужском обличье.

Как становились евнухами

Евнухами становились добровольно и по принуждению. Многие отцы семейств, пребывающие в нищете, желая добра своим сыновьям, отдавали их на эту весьма специфическую службу. Такой шаг сразу же хорошо вознаграждался, впоследствии же, достигнув высоких должностей (а «блюстители ложа» могли стать и чиновниками высокого ранга и военачальниками, и финансовыми советниками, и даже налоговыми инспекторами), сыновья должны были помогать своим близким.

Кастрация существовала в древнем Китае и как наказание, однако каста евнухов пополнялась не только за счет преступников - оскоплению подвергали и вражеских солдат, взятых в плен.

Существовало три разновидности этой весьма болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и пениса, и яичек. Вторая состояла в удалении только пениса. Третья - в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Такое приспособление, впрочем, было необходимо и при сохранении яичек - кастрированные нередко испытывали сексуальные желания и через трубочку происходил элементарный отток семенной жидкости. Позже придумали специальную вещицу из каучука - искусственный член.

Из истории

Институт евнухов возник в глубокой древности у ассирийцев, персов, византийцев, получил распространение в Китае. Но если на Востоке к большинству этих «дворцовых крыс» относились с презрением, в Китае их положение было иным, поскольку тут евнухи образовывали, как правило, весьма могущественную и жестокую клику, готовую дать отпор любому, кто посягнет на их привилегии. Правители использовали их и на иных должностях. Так, император Сюань Цзун назначил некоего Гао Лиши, «евнуха-дракона», начальником службы безопасности, умело направляя болезненное чувство мужской неполноценности в нужное ему - чаще всего воинственное - русло.

Однажды, к примеру, император приказал Гао Лиши предпринять карательную операцию против павших в немилость буддийских монахов. Так вот, этот Гао велел кастрировать служителей неба, потом сварить гениталии провинившихся и накормить подобным «лакомством» монахинь. Изощренная фантазия евнуха-палача настолько разыгралась, что у монахинь, имевших большие груди, эти самые груди отсекли, опять-таки сварили и скормили кастрированным. Экзекуция продолжалась тремя жесточайшими пытками. Сначала «Ясными глазами», когда на глаза клали мешочки, наполненные негашеной известью. Затем пришла очередь «Раздавливания пальцев», напоследок показали «Змею с горячей водой» - обнаженные тела обернули мягкими металлическими трубами в виде змей и в распахнутые их «пасти» залили крутой кипяток.

Очевидно, подобная жестокость была вызвана не только нравами эпохи, но и ущербностью исполнителя казни. Кстати, после смерти (естественной) этого евнуха в охраняемом им гареме осталось свыше 500 наложниц и уникальная (даже по тем временам) коллекция самых разнообразных, поразивших умы современников, сексуальных приспособлений.

«Евнух - дракон»

Еще одним «Евнухом-драконом» в правлении Сюань Цзуна был некий Ван Фейшэн, воздвигший «Дворец желанных чудовищ». В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем... И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью. Именно эта затея с «дворцом» и способствовала возвышению Вана.

Операция кастрирования

О том, какие страдания испытывал при операции тот, кто решил «пойти в евнухи», довольно подробно рассказал в конце ХIХ века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет - он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Евнух - семьянин

Трудно поверить, однако многие евнухи не только вступали в брак, но и вели некое подобие половой жизни. Происходило это тогда, когда придумали специальные сексуальные приспособления из каучука: семя выводилось через искусственный орган. Записаны, например, воспоминания жены евнуха о жесточайшей опасности, исходящей от мужа, исступленно пытавшегося достичь оргазма. Несчастной женщине приходилось держать перед беднягой подушку, которую он кусал и разрывал в клочья, стремясь к своей цели: в противном случае ее плечи и грудь были бы разодраны до крови.

Рассказ евнуха

Люди, которых лишали мужского достоинства, уже успевшие вкусить плотских утех, мучились из-за невозможности жить половой жизнью. Известный французский писатель Шарль Монтескье в своих «Персидских письмах» приводит психологически достоверный рассказ евнуха:

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате, - делился своими переживаниями несчастный. - Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние... Всякий раз как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе... Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле... Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако, мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Возможно ли вернуть утраченное?

В среде евнухов существовала вера, что в результате постоянных сексуальных контактов возможно восстановление утраченных признаков пола. Кто был женат занимался, если это можно так назвать, любовью с женами, остальные резвились в гаремах. Правда, и тайные эти действия были связаны с риском навлечь гнев императора. Потому-то многие евнухи стремились упрочить свое положение при дворе и захватить власть. Нет, они не претендовали на трон, но вот занять министерские должности пытались, не пренебрегая ни хитростью, ни ложью, плетя интриги и заговоры. Беспредельными влияние оскопленных и их вес в решении государственных вопросов стали при правлении Цяньлуня (1736-1796 гг.) и продолжались вплоть до падения монархии. Император этот был эстет, занимался исключительно литературой и изящными искусствами. Государственные дела постепенно отошли к евнухам, которые сразу же переняли образ жизни развратных вельмож - тех самых, которым прислуживали раньше. Кастраты, ставшие в буквальном смысле хозяевами жизни, получили власть и богатство.

Оставалось только вернуть утраченное. Роли переменились: теперь не евнухи обслуживали гаремы, а гаремы - евнухов, где последние исступленно предавались сексуальным забавам, в глубине души надеясь, что это возвратит им детородные органы. Обнаженные наложницы должны были садиться на то место евнуха, где зияла зловещая рана, и «скакать» до тех пор, пока не сваливались в оргазме. Дело в том, что в области рубцов кастраты испытывали сводящие их с ума сильны эротические ощущения. Кроме того, кастрированные верили, что длительное возбуждение, вызванное сексуальным контактами с женщинами, приведет к тому, что в известном месте вырастут удаленные органы.

Хотя подобные попытки и были тщетны, несчастные употребляли к тому же все мыслимые и немыслимые способы и снадобья. К примеру, применяли менструальную кровь девственниц - причем тех, у кого ожидалось так называемое «первое истечение». Из нее приготовлялась мазь, тщательно втираемая в зарубцевавшуюся рану. В ход шли не менее экзотические, на европейский взгляд, компоненты: человеческая печень (ей приписывалось очень сильное воздействие), плацента и сперма. Древние медики полагали, что именно они хороши для восстановления мужского естества. Некоторые евнухи в качестве восстановительного средства требовали человеческий мозг в самом что ни на есть натуральном виде. Старшие евнухи, наделенные правом отдавать распоряжения о казни императорских врагов, приказывали палачам немедленно после отсечения головы расколоть ее и доставить свежие мозги. А евнух Ли Го, живший во II веке нашей эры, не брезговал и человеческой кровью, поскольку, по слухам, человек, употребляющий ее регулярно, делается ночью невидимым. Для чего Ли Го это было нужно, можно только догадываться, но в результате его обвинили, что он, будучи невидимым, разгуливает среди императорских наложниц в неподобающее время суток. К тому же на теле женщин, месяцами не участвовавших в царственном соитии (чему велся надлежайший учет), обнаружили укусы, синяки и другие следы чрезвычайной мужской страсти. Поскольку, кроме императора и евнуха, всем остальным вход в гарем был строжайше запрещен, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к «разрезанию на мелкие куски».

Дворцовые страсти

Суеверия были распространены и на самом верху. Многие императоры искренне верили, что чудо возможно: евнухи перестают быть евнухами. И владыки довольно часто принимали меры предосторожности: например, приказывали придворным лекарям произвести вторичную обработку своих слуг. Примечательна в этом отношении история с неким Вэйем, занимавшим должность главного евнуха при императоре Цяньлуне. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. Но тот тоже был не промах, придумал весьма изощренный и самый болезненный для кастратов вид мести. Цяньлунь, весьма терпимый правитель, смотрел сквозь пальцы на шалости своих «блюстителей ложа». Но всему был свой предел. Играя на слабых струнах правителя, главный министр в конфиденциальном порядке сообщил императору, что его евнухи столь рьяно усердствуют в гаремах, что пенисы у них начали отрастать, и теперь, не довольствуясь собственными наложницами, «блюстители» посягают на святая святых - наложниц самого Сына Неба. Каким бы гуманистом ни был Цяньлунь (естественно, в рамках ХVIII столетия), это настолько его встревожило, что он поручил доносчику осуществить тщательнейшее расследование. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, чем оно закончилось: императору доложили, что у евнухов действительно кое-что растет. Министр предложил немедленно подвергнуть «счастливчиков» повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха - Вэя.