Какие символы использовали древние шумеры. Шумеры: самый загадочный народ мировой истории
Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.
Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?
До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.
Возвышающий обман?
После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!
Шумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день
Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.
Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить - сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры - то есть более пятидесяти веков назад!
Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.
Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.
Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди - для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.
И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени - ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей - от колеса до двухпалатного парламента - и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?
Уникальная письменность - клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики
Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять - как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?
Низкие истины
Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно - сами они называли себя черноголовыми (почему - тоже неясно). Однако то, что их родина - не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!
Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии - недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.
Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина - остров Дильмун (нынешнее название - Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.
Гильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск - символ ассирийского бога Ашшура
Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?
Существует версия и о том, что шумеры - это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.
Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.
Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами - это сравнить их языки. Связь может быть близкой - тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.
Но шумеры - единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.
Британский след
Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в... кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.
Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств - профессиональные разведчики).
Бехистунская надпись
Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись - трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).
Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.
Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак - еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и - что вы думаете? - достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность - и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.
Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.
Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.
Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!
Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах - белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере - великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.
Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, - утверждают конспирологи. - Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством - Ур, Лагаш, Ниневия».
Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.
Игорь РОДИОНОВ
Каменный век, четвертое тысячелетие до нашей эры, люди орудуют каменными орудиями, имеют самые примитивные навыки, практически нулевые умения и самые варварские знания об окружающем мире. Живут либо прямо под открытым небом, либо в жилищах наподобие землянок. Ни луков, ни мечей, ни судов, ни ювелирных украшений, ни пирамид, ни королей, ни мебели, - ничего из этого сумбурного набора в то время не было, да и не могло возникнуть, учитывая этап человеческой эволюции.
Так казалось ученым долгое время, пока не была открыта цивилизация шумеров, которая своим существованием произвела настоящий фурор среди ученых умов. Масштабный шок был столько велик, что мало кто хотел верить в реальность шумеров, пока фактов не стало слишком много. Что же настолько поразило и продолжает поражать самые просвещенные умы человечества?
Судя по находкам, обнаруженным в городах шумеров, они были изобретателями чуть ли ни всего, чем мы пользуемся по сей день. В принципе историкам и литературным издательствам давно пора переписывать историю, потому что многое, что приписывалось другим народам, было изобретено именно таинственными шумерами. Шумеры пришли, и из ниоткуда возникли целые города с огромными пирамидами, зиккуратами, настоящими ровными дорогами, покрытыми веществом, схожим по составу с современным асфальтом.
Итак, шесть тысяч лет назад непонятная цивилизация то ли сама изобрела, то, что в то время еще не могло быть, либо воспользовалась более древними изобретениями, а, значит, все наши представления об этом этапе развития нашей планеты в корне не верны. Вот то немногое, что умели и чем пользовались шумеры:
В те времена на улицах уже можно было встретить рынки, люди открывали подобие кулинарий, где можно было перекусить с дороги. По улицам гуляли шумеры в красивых нарядах, украшенных разнообразными драгоценностями. И это не единственное, что повергает исследователей в шок. Более всего никто не понимает, почему нация, которая должна была развиваться, достигнув всего в первые столетия своего существования, затем резко начала деградировать! Предположения строились и строятся. И самое страшное при этом, что именно ученые и романтичные писатели последних поколений могут стать теми, благодаря кому цивилизация шумеров обрастет несуразными легендами, которые впоследствии будут мешать нашим же потомкам продолжить изучение этого интереснейшего загадочного народа.
МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.
В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.
В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.
Возникновение письменности
Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала
К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.
Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.
От сложного пиктографического письма, не позволяющего передать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначения ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.
Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму - слева направо. Так пиктография, известная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, расшифровка и прочтение которых потребовали от учёных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.
В доме табличек надсмотрщик сделал
мне замечание: «Почему ты опоздал?»
Я испугался, сердце мое бешено
заколотилось,
Подойдя к учителю, я поклонился
до земли.
Отец дома табличек выпросил
мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.
Потом я усердствовал с уроком,
мучился с уроком...
Классный надсмотрщик приказал нам:
«Перепишите!»
Я взял свою табличку в руки,
Писал на ней,
Но было на табличке и то, чего я
не понимал,
Чего не мог прочесть...
Судьба писца мне опостылела,
судьбу писца я возненавидел...
Перевод Л. Шаргиной
Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыванию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.
В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая собой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили её продолжением и хранились в специальном ящике.
Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь отправлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были отобрать самые интересные и значительные «книги», а затем переписать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколотыми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропотливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.
Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астрономии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.
В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учёным удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.
Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.
Архитектура
Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.
В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.
Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.
Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , который частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.
Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин
Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выполнения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!
Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружённых телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.
"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстрирующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые колесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обезоруженных пленников.
Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон
Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.
Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж
Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о каменных плитах с округлой поверхностью, на которых символически запечатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарамсина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - символы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сразиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глубокую пропасть.
Интересна композиция стелы. На сравнительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасающихся бегством врагов: их копья сломаны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искривлённые ветром деревья, которые лепятся по крутым тропам горного ущелья.
Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж
Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, оставляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов - знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.
Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из самых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»). У них благоговейно сложены руки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое желание божества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в
Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж
храме. Вот управляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжённый выжидающий взгляд? Обращает на себя внимание утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.
Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар, предвосхитившее многие античные образцы. Пустые глазницы богини когда-то были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Волосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.
Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад
Музыкальное искусство
Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высоком уровне развития музыки можно судить по произведениям литературы и изобразительного искусства. Так, например, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узнаём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. Именами музыкантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были рангом выше.
Во время траурных церемоний храмовые музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасными звуками. Сохранилось такое приказание царя музыкантам:
«Царь повелел певцу предстать и петь перед властелином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, умиротворилась его душа, осушились его слёзы, прекратились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».
Таким образом, музыка должна была доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые давали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемоний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.
Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и лиры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящённых культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения.
Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги
Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.
Иракский музей, Багдад
ня Иштар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозовую тучу, которые должны были погубить Гильгамеша.
Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и способом исполнения, особой популярностью пользовались ассирийские горизонтальные арфы. На них играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только пальцами.
Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Междуречье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также развивали музыкальную теорию.
Вопросы и задания
1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события?
2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?
3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.
4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобытного человека?
5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?
Творческая мастерская
· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?
Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моём едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоён,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде небольшого сочинения.
· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.
Похожая информация.
Самым древним памятником шумерской письменности является табличка из Киша, которую датировали примерно 3500 годом до нашей эры. Из глины шумеры изготавливали таблички, пока материал окончательно не затвердел, деревянной палочкой наносили на них штрихи. Впоследствии этот способ письма назвали клинописью.
Инструкция
При раскопках города Урук были найдены глиняные таблички примерно 3300 года до нашей эры. Это позволило ученым сделать вывод о том, что письменность способствовала стремительному развитию городов и полной перестройке общества. На востоке находилось царство Элам, а между реками Тигр и Евфрат – Шумерское царство. Эти два государства вели торговлю, а потому в письменности была крайняя необходимость. В Эламе использовались пиктограммы, которые шумеры адаптировали.
В Эламе и Шумере использовались токены – глиняные фишки различной формы, которые обозначали единичные объекты (одну козу или одного барана). Несколько позже на токены стали наносить обозначения: засечки, отпечатки, треугольники, круги и другие фигуры. Токены складывали в контейнеры с печатью. Чтобы узнать о содержимом, необходимо было разбить емкость, подсчитать количество фишек и определить их форму. Впоследствии на самом контейнере стали обозначать, какие токены в нем лежат. Вскоре эти фишки потеряли свое значение. Шумеры довольствовались лишь их отпечатком на контейнере, который превратился из шара в плоскую табличку. При помощи уголков и кругов на таких табличках указывали тип и количество предметов или объектов. По определению все знаки были пиктограммами.
С течением времени сочетания пиктограмм стали устойчивыми. Смысл их складывался из совокупности изображений. Если на табличке была нарисована птица с яйцом, то речь шла о плодовитости и продолжении рода как абстрактного понятия. Пиктограммы стали идеограммами (символическими изображениями идеи).
Через 2-3 века стиль шумерского письма кардинального изменился. Чтобы упростить чтение, символы разложили на клинья – небольшие отрезки. Кроме того, все используемые символы стали изображать перевернутыми на 90 градусов против часовой стрелки.
Начертания многих слов и понятий со временем стандартизируется. Теперь на таблички можно наносить не только письма административного назначения, но и литературные трактаты. Во II до нашей эры шумерской клинописью пользовались уже и на Ближнем Востоке.
Первую попытку расшифровки шумерской письменности предпринял Гротефенд в середине XIX века. Позднее его работу продолжил Роулинсон. Предметом его изучения стала Бехистунская рукопись. Ученый установил, что попавшие к нему в руки таблички написаны на трех языках и представляют собой эламскую и аккадскую письменности – прямых потомков шумерской письменности. К концу XIX века поздние формы клинописи были окончательно расшифрованы благодаря найденным в Ниневии и Вавилоне словарям и архивам. Сегодня ученые пытаются понять принцип протошумерского письма – прототипов клинописи шумеров.
На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.
Загадочный язык
Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.
На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.
Прародина шумеров
Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.
Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.
Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.
Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.
Пережившие потоп
Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.
Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.
Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.
Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.
Цари-жрецы, цари-строители
Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.
В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.
Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.
На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.
Шумерские боги
В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.
Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.
Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.
Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.
Клинопись
Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.
Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.
Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.