Катон старший о сельском хозяйстве. Марк Катон Старший: жизнь и деятельность




(обыкновенно называемый Младшим, также Утическим - Cato Uticensis) - правнук К.-цензора, род. в 95 г. до Р. Хр., рано потерял отца и дядю, взявшего его в дом свой, и уже мальчиком выказал твердость характера перед диктатором Суллою. В 72 г. К. отличился в войне против восставших рабов, в 67 г. был военным трибуном в Македонии, где беседы с философом Афинодором Кордилионом значительно расширили его образование. В сопровождении Афинодора К. вернулся в Рим, занимался философиею и судебными речами и старался приобрести практические знания; за 5 талантов он купил книгу о заведовании казною и в 65 г., когда получил квестуру, оказался хорошо к ней подготовленным. Как квестор, К. проявил величайшую добросовестность в связи с необыкновенною деятельностью. В следующем году К. снова посетил Восток. В 62 г., будучи народным трибуном, К. обвинил консула Мурену в подкупе, стоял за казнь приверженцев Катилины, чем навлек на себя ненависть Цезаря; старался парализовать расточительность демагогов раздачею громадных запасов хлеба сенатом; противился оказанию чрезмерных почестей Помпею, но безуспешно, так как он имел против себя соединенную силу Цезаря и Помпея, а на своей стороне - лишь обремененную долгами и робкую знать (nobilitas). Все его старания привели лишь к тому, что Помпей теснее примкнул к Цезарю: составился первый триумвират, и сенат, бывший выразителем убеждений и желаний К., оказался одиноким и бессильным. В 58 г. К. по интригам приверженцев Цезаря был послан на о-в Кипр, чтобы прогнать оттуда царя Птолемея, что он и исполнил, вернувшись с богатою добычею и получив от сената благодарность. Последующие годы пошли на тщетные усилия К. добиться должностей для людей своей партии: также неудачны были все его попытки противодействия триумвирам; он предлагал даже выдать Цезаря вероломно обманутым им германцам. В 54 г. К. сделался претором, строго наблюдал за правильностью выборов, противодействовал монархическим притязанием Помпея, но в 52 г. подал голос за избрание его единым консулом. В процессе Анния Милона (см.) К. был за оправдание убийцы Клодия. Когда началась гражданская война, К. был против уступок Цезарю и вместе с Помпеем бежал из Рима, надев с этого дня "траур по погибели отечества". Он должен был защищать Сицилию, но, не желая напрасного кровопролития, оставил ее и с одним легионом отправился к Помпею. Честный и неподкупный республиканец, К. оказался в войске Помпее неудобным; он оставил его и переправился на Родос, заявив Помпею, что победа любой партии одинаково огорчила бы его. Помпей отнял у него начальство над флотом. В битве при Фарсале К. не участвовал. Узнав о смерти Помпея в Египте, К. переправился в Африку, где войско хотело его выбрать главнокомандующим, но он отказался в пользу Сципиона. Сам он остановился в Утике, чтобы защищать ее от врагов внутренних и внешних. 8 апреля 46 года он узнал о битве при Фапсе; он собрал бывших в городе римлян, и они заявили о своем желании продолжать борьбу, но вскоре в городе пошли волнения и заговорили о выдаче сенаторов. За К. хотели просить милости у Цезаря, но он это отклонил, говоря, что он не побежден и не преступник. Он помог всем желавшим спастись бегством; при нем остались лишь сын его и два философа. Их он поручил проквестору Луцию Цезарю, рассуждал о стоических правилах и стал читать Платонова "Федона", после чего заснул. Проснувшись около полуночи, он послал вольноотпущенника посмотреть, все ли корабли вышли из гавани; получив утвердительный ответ, он пронзил себя мечом. Рана была не смертельна; домашние сбежались при шуме от падения, и врач наложил ему повязку, но он сорвал ее и истек кровью. К. похоронили на берегу моря и позже поставили ему здесь памятник. И друзья, и недруги его отдают справедливость его твердости и постоянству; Цицерон хвалит его красноречие. Республике он пожертвовал всем, даже совестью (ограбив по поручению сената Кипр), и когда он понял, что ей пришел конец, он не хотел пережить ее. Из написанного им сохранилось лишь письмо к Цицерону (Cic. ad. Fam. XV, 5). Плутарх написал его биографию. От первой жены, Атилии, у него было двое детей: знаменитая Порция, супруга М. Брута, схожая с отцом по привязанности к республике и чистоте нравственной, убившая себя после смерти мужа, и сын, М. Порций К., помилованный Цезарем, но принявший потом сторону Брута и погибший при Филиппах. Ср. Wartmann, "Leben des Cato von Utica" (Цюрих, 1859); Gerlach, "Marcus Portius Cato der Jüngere" (Базель, 1866).

  • - 1. Марк Порций Младший - политич. деятель Др. Рима, активный и наиболее последоват. защитник респ. порядков, Правнук Порция Катона Старшего. К. - участник подавления восстания Спартака...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1. Марк Порций К. Старший - римский политический деятель и писатель, выходец из всадников. Был первым римским историком, который писал на латинском языке...
  • - Наследовал Феликсу в должности прокуратора Иудеи и позволил евреям возобновить дело против св. Павла. Он нашел Павла невиновным, но принял его апелляцию к Цезарю и соответственно отправил его в Рим...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Cato, см. Porcii, Порции,...

    Реальный словарь классических древностей

  • - в первом случае имелся в виду Младший, римский политический деятель, судебный оратор, философ, известный своей справедливостью и неподкупностью, республиканец, противник Цезаря, сторонник Гнея Помпея...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - наименование рим. рода, из к-ро-го происходил прокуратор Иудеи П. см. Фест...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - римский правитель Иудеи, преемник Феликса. Едва Ф. явился в Иерусалим, как враги апост. Павла явились к нему с жалобами на апостола, и Ф. по прибытии в Кесарию немедленно потребовал к себе на суд Павла...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ветвь древнеримского рода Порциев. Наиболее известные представители: К. Старший Марк Порций, римский писатель, основоположник римской литературной прозы и государственный деятель...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Като́н Младший Марк Порций, в Древнем Риме республиканец, противник Цезаря, сторонник Гнея Помпея. После победы Цезаря в 46 при Тапсе над приверженцами Помпея покончил с собой...
  • - Като́н Старший Марк Порций, римский писатель, государственный деятель. Консул в 195. Непримиримый враг Карфагена, ему принадлежит фраза: «Карфаген должен быть разрушен», постоянно повторяемая им в сенате...

    Большой энциклопедический словарь

  • - человек строгих правил Катона корчить - изображать, Катоном хотеть слыть Ср. Ну, теперь-то припрут молодцов! Лезут на стену, корчат Катонов... Некрасов. Недавнее время. 4. Ср. Porcius Cato Major - Censor . См. корчить...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - под этим именем сохранился сборник латинских изречений, сложившийся не позднее IV в. н.э. Тех, кого любит супруг, жена никогда не полюбит. День, что истек без потерь, ты должен записывать в прибыль...
  • - политик, полководец, оратор, правовед, знаток сельского хозяйства, писатель Карфаген должен быть разрушен. Фраза, которой Катон заканчивал свои выступления в сенате Антиох ведет войну письмами, сражается пером и...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Древнеримский полководец, оратор, писатель и государственный деятель Марк Порций Старший, по сообщениям древнегреческого историка Плутарха, отличался непреклонностью и честностью, из-за чего...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ъ человѣкъ строгихъ правилъ. Поясн. а корчить - изображать, омъ хотѣть слыть. Ср. Ну, теперь-то припрутъ молодцовъ! Лѣзутъ на стѣну, корчатъ овъ... Некрасовъ. Недавнее время. 4. Ср. Porcius Cato Major - Censor . См. Корчить...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Общее имя прямого, честного, хотя и строгого человека, от имени знаменитого римского гражданина...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Катон Марк Порций" в книгах

Марк Порций Катон (Старший)

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Марк Порций Катон (Старший) (234–139 гг. до н. э.) политик и полководец... Душа влюбленного живет в чужом теле. ... Если ты скрываешь правду, то тебя считают обманщиком, а если сочиняешь неправду – вруном. ... Ученость есть сладкий плод горького корня. ... Одно дело успевать, другое

Марк Порций Катон (Старший)

автора Маринина А. В.

Марк Порций Катон (Старший) 234–149 гг. до н. э.Крупный государственный деятель и писатель-прозаик. Говоря с мудрым, употребляй немного слов.* * *Если кто-либо похвалил тебя, проверь сам, верно ли это.* * *Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно

Марк Порций Катон (Младший)

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Марк Порций Катон (Младший) 95–46 гг. до н. э.Древнеримский политический деятель, представитель сенатской аристократии, сторонник сенатской республики. Враг Юлия Цезаря. Когда есть причина сетовать на друга, то следует отдаляться от него постепенно, и скорее развязать,

АРИСТИД И МАРК КАТОН

автора Плутарх

АРИСТИД И МАРК КАТОН [Перевод С.П. Маркиша]

Марк Катон

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Марк Катон 1. Марк Катон, как сообщают, был родом из Тускула, а воспитывался в земле сабинян, в отцовских поместьях, где он провел молодые годы, до того как поступил на военную службу и начал принимать участие в государственных делах. Его предки, по-видимому, ничем себя не

25. Марк Порций Катон Старший

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Марк Порций Катон Старший Марк Порций Катон, в отличие от его правнука того же имени, Катона Утического, называемый Старшим (Major Prisous), – также Censorius, от его строгой цензуры, Sapiens, Orator, – родился в 234 г. и прожил 85 лет Время его юношества совпадает, следовательно, с

Марк Катон. Эмилий Павел. Сулла. Красс и Помпей

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Марк Катон. Эмилий Павел. Сулла. Красс и Помпей Надо ли платить союзникамМарк Катон (234–149 гг. до н. э.) был не только видным политиком Римской республики, оратором и писателем, но и военным деятелем. В частности, в качестве консула он сражался с карфагенянами на юге Италии.

XLVII Марк Порций Катон Цензор

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XLVII Марк Порций Катон Цензор Марк Порций Катон, по происхождению тускуланец, был призван в Рим Валерием Флакком и был военным трибуном в Сицилии, весьма мужественным квестором под начальством Сципиона, справедливейшим претором; в свое преторство он покорил Сардинию,

XXIV. М. Порций Катон

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

XXIV. М. Порций Катон 1. М. Катон родился в муниципии Тускуле. Юношей, не начавшим еще добиваться должностей, он подвизался в Сабинской области, где у него было именьице, доставшееся ему от отца. Позже, по совету Л. Валерия Флакка, будущего своего товарища по консульству и

Марк Порций Катон Старший

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Марк Порций Катон Старший 234–149 гг. до н. э. Римский писатель и видный политический деятель. Гнев от безумия отличается лишь непродолжительностью.Говоря с мудрым, употребляй немного слов.Добавь радость к заботам.Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это.Жизнь

Марк Порций Катон (старший)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Марк Порций Катон (старший) (234-149 гг. до н.э.) политик, полководец, оратор, правовед, знаток сельского хозяйства, писатель Карфаген должен быть разрушен.Фраза, которой Катон заканчивалсвои выступления в сенатеАнтиох ведет войну письмами, сражается пером и

Катон Младший (Марк Порций Катон (младший))

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Катон Младший (Марк Порций Катон (младший)) (95-46 до н.э.) государственный деятель, противник Цезаря Время (…) истощает силу всякой тирании.Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.Некоторые предлагали верховный надзор за выборами поручить

Марк Порций КАТОН (СТАРШИЙ)

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Марк Порций КАТОН (СТАРШИЙ) (Marcus Porcius Cato Major, 234–149 до н. э.), римский политик, полководец, оратор, правовед 118 Война сама себя кормит. С этими словами Катон во время войны с Испанией (195 до н. э.) отослал в Рим подрядчиков, закупавших хлеб для войска (Тит Ливий, ХХХIV, 9, 12). ? Ливий,

Марк Порций КАТОН (МЛАДШИЙ)

автора Душенко Константин Васильевич

Марк Порций КАТОН (МЛАДШИЙ) (Marcus Porcius Cato Minor, 95–46 до н. э.),римский государственный деятель, противник Цезаря73Не законам нужно искать защиты у Помпея, а Помпею у законов.В ответ на предложение поручить Помпею верховный надзор за выборами консулов (ок. 53 г. до н. э.) (Плутарх,

Марк Порций КАТОН (СТАРШИЙ)

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Марк Порций КАТОН (СТАРШИЙ) (Marcus Porcius Cato Major, 234–149 до н. э.),римский политик, полководец, оратор, правовед76Война сама себя кормит.С этими словами Катон во время войны с Испанией (195 до н. э.) отослал в Рим подрядчиков, закупавших хлеб для войска (Тит Ливий, ХХХIV, 9, 12). ? Ливий,

Marcus Porcius Cato ), обыкновенно называемый в отличие от правнука , современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур и как государственный деятель, и как писатель.

Краткая биография

Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к , разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Карфаген должен быть разрушен»)), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует , он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в

Культурное наследие

В римской литературе он имеет значение еще большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором , находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с . В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - в золоте и пурпуре».

Как образец искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом. Отрывки эти приведены в переводе в «Лекциях по истории римской литературы» профессора Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).

Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора ее в собрании материалов. Написана она была Катоном в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. от основания Рима), а название свое, «Начала», получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон». Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием (см.) и носившая заглавие «Carmen de moribus». Дошло до нас - хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде - лишь сочинение «О сельском хозяйстве» (De agri cultura ). В сочинении этом перемешаны без систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причем сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. Сочинение «De agri cultura», называемое некоторыми «De re rustica», обыкновенно печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей («Scriptores rei rusticae») и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в 1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное сочинение Зедергольма: «О жизни и сочинениях Катона Старшего» (М., 1857).

Марк Порций Катон Цензор (234-149 гг. до н.э.), римский политический деятель, полководец, знаменитый оратор и юрист. Родился в городе Тускул в Лации, принадлежал к всадническому сословию. В начале II Пунической войны по совету Луция Валерия Флакка поселился в Риме. В 217 г. Катон поступил на службу рядовым легионером, боевое испытание прошел в битве при Каннах . Осенью 214 г. в качестве военного трибуна Катон отправился на Сицилию вместе с консулом Марком Клавдием Марцеллом для борьбы с отпавшими от Рима Сиракузами. Позже принимал участие в осаде Капуи и Тарента. В 207 г. Катон служил под началом консула Гая Клавдия Нерона и отличился в битве при Метавре, в которой была разбита армия карфагенского полководца Гасдрубала, шедшего на соединение с Ганнибалом.

В 204 г. Катон в должности квестора отправился в Африку вместе с Публием Корнелием Сципионом , но не ужился с ним и был отослан в Рим незадолго до битвы при Заме. После окончания II Пунической войны, в 199 г., Катон стал плебейским эдилом, а в 198 г. был избран претором и получил в управление Сардинию. Там он прославился как справедливый и деятельный наместник, освободивший население острова от засилья ростовщиков. При поддержке Марцелла-младшего Катон был избран консулом на 195 г. По жребию ему досталась Испания. В течение года Катон подавил крупное восстание кельтиберов, уничтожил стены многих испанских городов и обложил высоким налогом в пользу римской казны железные и серебряные рудники Испании. По возвращении в Рим его удостоили триумфом.

В течение десяти лет после своего консулата Катон оставался в центре политической жизни Рима. Ему удалось сплотить вокруг себя большинство сенаторов. Примечательно, что с начала 80-х гг. сенат не принимал никаких важных решений в отсутствие Катона. В 187 г. ему удалось нанести ощутимый удар Сципионам: по его инициативе были привлечены к судебному разбирательству Публий Сципион Африканский, победитель Ганнибала, и Луций Сципион Азиатский, победитель Антиоха III.

В 184 г. Катон был избран цензором вместе с Луцием Валерием Флакком. Находясь в этой должности, они провели строгую ревизию нравов, вывели из состава сената семерых сенаторов, в том числе и знатного консуляра Луция Квинкция Фламинина, обложили высокими налогами предметы роскоши, вели непримиримую борьбу с расхитителями государственного имущества. В год своей цензуры Катон построил в Риме так называемую Порцие-ву базилику на деньги, взысканные в виде штрафов с нарушителей закона. Цензура Катона принесла ему неувядаемую славу, за ним прочно закрепилось прозвище "Цензор".

На протяжении всей жизни Катон занимался самообразованием. В зрелом возрасте он выучил греческий язык, чтобы познакомиться с лучшими образцами греческой литературы. Историка Фукидида и оратора Демосфена он считал своими учителями. Перу Катона принадлежит несколько трактатов по военному делу, праву и сельскому хозяйству. Первым из римских ораторов Катон начал публиковать свои речи. Главным произведением Катона считаются "Начала", в которых автор описал историю Рима от основания города до 150 г.

На склоне лет, когда назревала III Пуническая война, Катон зарекомендовал себя непримиримым противником Карфагена, любое свое выступление в сенате он начинал или заканчивал словами: "Карфаген должен быть разрушен".

Тит Ливии о Катоне Цензоре:

"Он принадлежал к числу тех людей, которые силой ума и энергией пробивают себе дорогу в жизни, даже не имея знатных предков. Он умел одинаково безупречно вести и свои личные, и государственные дела, зная толк и в политике, и в сельском хозяйстве. Вершины почестей одни достигают знанием права, другие - красноречием, третьи - славой военных подвигов; Катон же с равным успехом подвизался на каждом из перечисленных поприщ. Что бы он ни делал, можно было подумать, что именно для этого он и рожден. Как рядовой солдат, он во многих боях проявил выдающуюся храбрость, а позднее, уже в качестве командующего, обнаружил незаурядный талант полководца. Он был известен как крупный законовед, искушенный в любых юридических тонкостях, и как блестящий оратор, чье красноречие живет, увековеченное в произведениях самых разных жанров. Сохранилось много его речей, как обвинительных, так и защитительных: он умел своих противников доводить до изнеможения, не только обвиняя, но и защищаясь. Многочисленные враги преследовали его, но и он неутомимо отвечал им тем же, так что знать причиняла ему много неприятностей, но и он ей доставил хлопот не меньше. Надо признать, он отличался тяжелым нравом, был слишком откровенен и резок в речах, но зато недоступен для подкупа и лести, нелицеприятен и исключительно честен. Закаленный в постоянных трудах и опасностях, он обладал поистине железным здоровьем, сломить которое не смогла даже старость".

Корнелий Непот о Катоне Цензоре:

"Во всяком деле он проявлял исключительное рвение, так что был и умелым земледельцем, и опытным правоведом, и великим полководцем, и отменным оратором, и усерднейшим писателем. Страсть к чтению проявилась у него в позднем возрасте, однако он настолько преуспел в занятиях, что трудно было сыскать какие-нибудь события из греческой или италийской истории, которые бы он не знал. С молодых лет он сочинял речи, в старости начал писать исторический труд, насчитывающий семь книг".

25. Марк Порций Катон Старший

Марк Порций Катон, в отличие от его правнука того же имени, Катона Утического, называемый Старшим (Major Prisous), – также Censorius, от его строгой цензуры, Sapiens, Orator, – родился в 234 г. и прожил 85 лет Время его юношества совпадает, следовательно, с Ганнибаловой войной, а год его смерти – с первым годом третьей Пунической войны, 149-м до P. X. Катон играл влиятельную роль не столько на военном поприще, хотя он к молодые годы показал себя хорошим солдатом, сколько на государственном и боролся со все более и более распространявшимся новым направлением римской жизни.

Такого значительного положения Катон достиг благодаря только собственным силам. Он был выскочка, homo novus, его предки не занимали в Риме высших почетных должностей. Местом его рождения была муниципия Тускулум; он имел имение в Сабинской земле, которое в молодости сам обрабатывал. В соседстве с ним было имение Курия Дентата, победителя Пирра, который предпочел заниматься выращиванием репы, отказавшись от сомнительного золота. Молодой Катон часто ходил туда, чтобы видом этого маленького имения и скромного дома воодушевиться к подражанию простой жизни этого великого человека. Простая, скромная жизнь и сельские занятия еще более укрепили его и без того сильное и здоровое тело, так что он мог переносить самые трудные условия войны. Уже на семнадцатом году от роду он участвовал в первом походе против Ганнибала (217), и еще прежде, чем он достиг зрелого возраста, грудь его была покрыта многими ранами. В битвах он стоял твердо и непоколебимо на своем месте и с выражением гордости в глазах часто наводил страх на врагов своим сильным, суровым криком еще больше, чем мечом. В походах он ходил пешком и сам носил свое оружие; слуга следовал за ним для того, чтобы носить необходимые припасы. Говорят, он никогда не сердился на своего слугу, когда тот подавал ему обед или ужин, а, напротив, часто помогал ему в приготовлении пищи, когда был свободен от военных занятий, В поле он пил обычно воду, иногда, при сильной жажде, прибавлял уксусу и только в случае истощения сил принимал немного вина. В 214 г. он сражался в Кампании под начальством Фабия Кунктатора, которому очень понравился молодой человек, страстно привязанный к неиспорченным нравам доброго старого времени. В 209 г. он также находился при Фабии, при взятии Тарента, может быть, как военный трибун. Спустя два года он сражался в битве при Метавре против Газдрубала.

Время, свободное от военных действий, Катон тратил на обработку своей земли и на управление своим хозяйством, не изменяя ничего в своем простом и строгом образе жизни; при этом он развивал свои ораторские способности и свои познания права, являясь в ближних селах и городах безвозмездным защитником всякого, кто обращался к нему за помощью. Вероятно, уже тогда обращал он свои взоры к Риму и стремился к высшему кругу деятельности; сознание силы гнало его вперед. Но толчок к правлению в Рим, как говорят, дал ему знатный римский патриций Л. Валерий Флакк, имения которого лежали поблизости от имения Катона. В. Флакк узнал от своих рабов о трудолюбии и образе жизни Катона, слушал с удивлением рассказы, как он рано утром отправляется на базар, чтобы оказать помощь нуждающимся в защите перед судом, как он зимой в безрукавке и летом голый работал вместе со своими людьми, ел с ними вместе тот же хлеб, пил то же вино; он слышал и про другие черты его скромного характера и некоторые разумные изречения, приписанные ему, а потому пригласил его к себе в гости, чтобы узнать его поближе. Так как Флакк сам был человек в высшей степени простой, ненавидевший нововведения в государственной жизни и нравах, то ему понравился простой молодой человек, обнаруживший необыкновенные умственные способности, и он посоветовал ему отправиться в Рим и посвятить себя государственному управлению, обещая ему содействие своего дома.

Таким образом, Катон отправился в Рим, где приобрел себе много друзей благодаря рекомендациям Флакка, а также своей собственной личности и своей адвокатской деятельности. В тридцать лет он получил квестуру (204), первую ступень высших государственных должностей, и отправился квестором

Корнелия Сципиона в Сицилию, чтобы сопровождать его в Африку на войну против Карфагена Роскошь и слабая дисциплина в войске Сципиона казались единомышленнику и другу Фабия и Флакка опасным нововведением и он, вероятно, открыто порицал своего проконсула, но он не отправился обратно в Рим, как утверждает Плутарх, чтобы в союзе с Фабием обжаловать своего начальника, а вместе с Лелием повел транспортный флот Сципиона в Африку. На обратном пути из Африки корабль его прибило к Сардинии. В 199 г, Катон сделался эдиллом, а в 198 претором. В должности претора он получил Сардинию, как провинцию и приобрел там доверие и благосклонность жителей своим бескорыстием, справедливостью и особенно строгостью, с которой он преследовал римских ростовщиков.

Несмотря на эту строгость, которую в Риме не любили он через три года (195) был избран там консулом, одновременно с его другом и покровителем Валерием Флакком. В это время один из народных трибунов сделал было предложение об отмене Оппиева закона (Lex Oppia) против роскоши женщин, вызванного нуждой Ганнибаловой войны. Как приверженец простоты старых нравов, Катон выступил решительно против предложения; но женщины в такой степени осаждали граждан и магистраты, что закон был отменен, и они в тот же день, упоенные радостью, ходили по площади и по улицам в заранее приготовленных нарядах.

В следующем году Катон, как проконсул, получил провинцию Близкую Испанию, готовившуюся к восстанию. Ему пришлось вновь завоевать эту провинцию многими сражениями, и чтобы в будущем сделать невозможными новые восстания, он отдал распоряжение об уничтожении городских стен. В один и тот же день магистраты городов получили его письменное приказание немедленно уничтожить свои городские стены, и так как каждый город думал, что он только один получил такое повеление, то они и послушались, за исключением немногих, которые подчинились потом, когда Катон явился с войском. Он потом хвастался, что завоевал в Испании больше городов, чем было дней, прожитых там. Сенат решил устроить в честь его трехдневной праздник и, при возвращении его, устроил ему триумф, причем Катон выставил большую массу благородных металлов, приобретенных разработкой лучших испанских рудников.

В 190 г. он в качестве легата вместе с Валерием Флакком и Л. Сципионом сопровождал М. Ацилия Глабриона в войне против Антиоха. Когда последний занял Фермопильский проход своим лагерем, укрепленным двойным валом, рвом и стенами, и Глабрион, приближавшийся с севера через Фесалию, не мог пройти, то Катон, как некогда персы, пробрался с отрядом через горную тропинку Калидрома и, прогнав стоявших там 2 тыс. этолийцев, очутился в тылу неприятеля. Антиох в испуге бежал с небольшой частью своего войска в Элатею, в Фокид, и оттуда через Евбею в Азию; большая же часть его войска была уничтожена при Фермопилах или взята в плен. Катон, не скупившийся на самовосхваления, превознес свой геройский поступок до небес и говорил, что кто видел, как он тогда преследовал и истреблял врага, тот должен был признать, что Катон не столько обязан народу, сколько народ ему; консул же Глабрион обнял его после победы и долго держал в своих объятиях, восклицая, что ни он сам, ни весь народ не в состоянии достойно вознаградить заслуги Катона. После битвы Катон и Д. Сципион получили поручение доставить в Рим известие о победе, но по дороге они должны были упрочить верность Риму в греческих государствах на юге. Катон, между прочим, отправился в Афины и держал перед народом речь на латинском языке, предоставив переводчику передать ее по-гречески. Он сделал это не по незнанию греческого языка, а чтобы не отступить от отечественного обычая.

В 190 г. окончилась военная карьера Катона. После того он еще сорок лет непрерывно работал и боролся в Риме, в| суде, в сенате и в народном собрании, будучи долгое время первым в государстве, влиятельнейшим адвокатом и| государственным оратором. В течение этого времени сильнее всего выступает особенность его характера в постоянной борьбе против упадка древнеримских нравов и всюду проникавших чужеземных элементов, против злоупотреблений и нововведений в государственном управлении, против роскоши и безнравственности аристократии, против бесправия и насилия всякого рода. Сам он имел настоящий древнеримский характер, здоровое телосложение, закаленное умеренностью, военной службой и сельскими занятиями (красив он, правда, не был, враги говорили нем, что у него красные волосы и зеленые глаза); он одевался и жил просто и умеренно, был честен и справедлив строг к самому себе, но еще строже и жесточе к другим. Его проницательный ум, его знание римского права и всех отношений, его смелая и бойкая речь, резкое остроумие колкая насмешка сделали его человеком, которого больше всего боялись в Риме, тем более что он часто направлял свои нападки не столько против поступков, сколько против личностей и всегда выступал с беспощадной жестокостью и всей силой и твердостью характера. Он был в полном смысле враг своих врагов, и месть он считал обязанностью. По отношению к массе народа он держал себя благодушно, и она охотно сближалась с ним из-за простой его внешности; она питала к нему уважение и доверие за его бескорыстие и неподкупность и за его бесстрашное выступление против знатных; последние презирали и ненавидели смелого и дерзкого выскочку, и он беспощадно нападал на них, как только представлялся случай. Он преследовал их в многочисленных процессах, в его речах перед народом и в сенате и, конечно, должен был также переносить частые нападения с их стороны; его обвиняли около пятидесяти раз, но всегда оправдывали.

В 190-187 гг. Катон выступил против трех полководцев, добивавшихся триумфа, обвиняя их в разных проступках, а именно против Минуция Терма, Ацилия Глабриона и Фульвия Нобилиора, победивших лигурийцев, Антиоха и этолийцев. Но больше всего досталось его врагам и аристократии во время его цензорства 184 и 183 гг. Соискателями этой должности, кроме него и друга его Валерия Флакка, были также враги его П. и Л. Сципионы и Фульвий Нобилиор. Партия знатных делала все, чтобы устранить опасного и презираемого ею человека с этой важной и почетной должности и предоставить оную людям из своей среды. Но и Катон не остался бездеятельным; он помешал избранию Сципионов тем, что возбудил против них уже описанный нами процесс за сокрытие денег из азиатской войны и добился того, что расположенный к нему народ избрал его и друга-единомышленника Флакка.

Во время своего цензорства Катон с неумолимой строгостью расчистил сенат и рыцарское сословие. Семерых сенаторов он изгнал из курии, среди них Л. Фламинина, брата враждебного ему освободителя греков, за то, что он и Цисальпийской Галлии, на пиру, разгоряченный вином, велел обезглавить одного осужденного на гибель пленника, чтобы вознаградить любимого им пажа за пропущенные им гладиаторские бои в Риме, точно так же он изгнал из курии бывшего претора Манилия за то, что он днем в присутствии своей дочери поцеловал свою жену, между тем как он сам обнимал свою жену только во время сильной грозы. Люция Сципиона он лишил коня, т. е. изгнал из рыцарства и, кроме того, подверг его строгому выговору, несмотря на то, что обвинение его в утайке денег никак не могло быть доказано. Рыцаря Л. Ветурия он также лишил лошади, потому что он был слишком толст для военной службы. «Какую пользу может принести государству такое тело, – сказал он, – которое от шеи и до ног представляется только животом?» Когда он спросил Л. Порция: «Имеешь ли жену по твоему сердцу?», – и тот в насмешку ответил ему: «Не по твоему сердцу», – то он переместил его в эрарии. Кроме того, он строго противодействовал сильно развивавшейся роскоши. Он наложил большой налог на женские наряды, восставал против нового обычая украшать дома и виллы картинами и статуями, выставлять на общественных площадях изображения своих предков и родственников. Он наложил также большой налог на рабов моложе двадцати лет, за которых платили по 10 тыс. асс и более. Отстаивая общественные интересы против частных лиц, он уничтожил все трубы, через которые частные люди противозаконно проводили воду из водопроводов в свои жилища или на свои поля, и велел снести частные постройки, стоявшие на государственной земле или выступавшие на улицы. Государственные доходы он отдавал рыцарям в аренду за высокую цену, а возведение общественных построек он отдавал на подряд с большой расчетливостью, хотя, впрочем, не совсем к выгоде государства. Под своим именем построил он из государственных средств на рынке, рядом с гостилиевской курией, первую базилику в Риме.

Строгий образ действий его, задевавший преимущественно богатых и знатных, очень нравился народу, который поставил ему памятник в храме Салии, богини общественного благосостояния, с надписью на пьедестале, что Катон, как цензор, прекрасными средствами и мудрым руководством восстановил римское государство, склонявшееся к дурному и пришедшее в упадок. Напротив, Т. Фламинин со своими приверженцами по истечении срока его цензорства добился от сената уничтожения его строительных контрактов и аренд, как невыгодных для государства, и некоторые трибуны обвинили его в злоупотреблении цензорской властью, за что он был приговорен к штрафу в два таланта. Но Катон не побоялся этого и продолжал действовать по тем же принципам. Он до конца своей жизни бичевал и преследовал деятельность честолюбивой и корыстной аристократии, ее жадность к наслаждениям, ее насилие и вымогательства в провинциях, сокрытие ее добычи и пр. Кто ворует частное имущество, говорил он, того заковывают в цепи; те же, которые грабят государство, щеголяют в пурпуре и золоте. Так же смело порицал он нечестную политику сената. Но время шло своим чередом, и чем дальше, тем больше становился он одиноким и более враждебным по отношению к новым поколениям. Подобно Нестору, он жил уже с третьим поколением и, стоя на 81-м году жизни перед судом, он жаловался на то, как трудно защищаться перед людьми, с которыми он не жил.

Борьба Катона против духа времени осталась бесплодной. Он не постиг своего времени до основания, оставил нетронутым корень зла, а боролся против отдельных явлений, выступавших на поверхности. Он не хотел развивать свое время улучшениями, а втолкнул его в строгие формы прошедшего. «Катон укорял свой народ как обвинитель и судья, но не облагораживал его воспитанием и законами; подобно известному древнему царю, он наказывал море, потому что не знал другого способа для усмирения бури, Его заслуга состоит в том, что он показал больные места общества; но он не излечил его; он был только факелом, осветившим бездну» (Друман).

Мнение, будто Катон только на старости лет научился греческому, неверно. Он научился греческому языку довольно рано; но не любил греческого образования, потому что считал его причиной политического и нравственного падения греческого народа. Поэтому он старался по возможности противодействовать распространению греческого элемента в Риме. Когда в 155 г. афиняне, чтобы испросить у сената прощения денежного штрафа, послали в Рим трех философов, академика Карнеада, стоика Диогена и перипатетика Критолая, и эти последние во время своего довольно продолжительного пребывания в Риме привлекали к себе знатную римскую молодежь своими блестящими лекциями, то Катон настаивал в сенате, чтобы дело афинян было решено как можно скорее и чтобы убрали из города их послов, которые портили-де римскую молодежь своими греческими искусствами. В последние годы своей жизни Катон отказался от предубеждения, будто греки своей высшей умственной жизнью дали опасное направление государству и нравственности; он прилежно изучал сочинения Фукидида, Демосфена и других знаменитых греков, которых прежде отдалял от себя в односторонней ревности к отечественной нравственности.

Известно, что Катон в последние годы своей жизни был страстным врагом Карфагена и не успокоился до тех пор, пока Рим не решился уничтожить его. Сомнительно, чтобы он считал новое процветание карфагенского могущества опасным для Рима; во всяком случае, главной побудительной причиной его ревности против Карфагена была личная ненависть и чувство мести, потому что он считал себя обиженным Карфагеном во время его посольства. Возвратившись из этого посольства, он в преувеличенном виде представил сенату богатство и военные средства деятельного торгового города и объявил, что оба государства долго существовать рядом не могут, что или Карфаген, или Рим должен погибнуть. И действительно, несмотря на то, что П, Сципион Назика, зять Сципиона Старшего Африканского, всегда возражал высказываниям Катона и каждый раз говорил: «Я думаю, что Карфаген должен остаться», – истребительная война против Карфагена была наконец решена в 149 г. Но Катон не дожил до радости видеть поражение ненавистного врага: он умер в том же году.

Он был добрый любящий муж и отец. Я считаю большей похвалой, говорил он, быть хорошим мужем, чем великим сенатором. От первого брака своего с Лицинией он имел сына, М. Порция Катона Лициниана. В преклонных годах он женился во второй раз на дочери своего клиента, Салонии, с которой также имел сына, М. Порция Катона Салониана. Старшего сына он сам обучал и воспитал с большой заботливостью, хотя раб его, Хидон, был такой опытный учитель, что под его руководством Катон содержал школу, но он не думал, чтобы раб мог хорошо воспитать свободнорожденного мальчика. Для обучения своего сына он написал несколько книг. Лициниан действительно сделался образованным и ученым мужем и оказался храбрым на поле битвы. Он храбро сражался при Пидне, под предводительством Эмилия Павла, на дочери которого, Терции, он впоследствии женился. Он был, однако, слабого здоровья и умер раньше своего отца. Брат его, Салониан, был дедом Катона Утического.

Катон не был беден: он имел земли в Сабинской земле и с течением времени собрал большое состояние. Уменьшать свое имущество, говаривал он, недозволительно мужу, а разве овдовевшей женщине; напротив, честь и слава тому, кто в своих счетах оставил по себе больше благоприобретенного, чем наследственного. Сначала он искал выгоды только в земледелии, но впоследствии, чтобы быстрее увеличить свой капитал, занимался и другими доходными отраслями; он вел скотоводство в больших размерах, покупал рыбные озера, леса, теплые ванны и другие статьи, приносившие хороший доход. Часть своих денег он употребил на торговлю. Он занимался даже торговлей людьми, только под чужим именем. Он покупал молодых рабов, обучал их и давал им известную выправку в течение года и продавал затем по высокой цене. Он обращался с рабами жестоко и по принципам древнего мира, которыми, однако, не строго пользовались люди более благодушные, считал их существами бесправными, как скот. Он никогда не платил за раба более 1,5 тыс. динаров; он дрессировал их, как лошадей и собак, и затем продавал в другие руки; тех же, которых оставлял за собой для работы, он кормил хорошо и заставлял их спать, когда они только не работали; когда же они становились неспособными к работе по старости лет, то немилосердно выгонял их из дому, чтобы не кормить, или продавал. Он старался всегда поддерживать несогласие и раздор между своими рабами, потому что единомыслие их он считал опасным для себя; за незначительные проступки и небрежность он подвергал их палочным ударам, более важные преступления наказывал смертью. Один из его рабов, попавшийся в проступке, повесился из страха, прежде чем увидел хозяина.

Катон был человек замечательно деятельный. Хотя общественная деятельность и управление своим домом и имуществом отнимали у него много времени, тем не менее он находил время для обширных занятий и накопления сведений, которые он потом излагал в разных сочинениях. До нас дошло только одно его сочинение, «De ге rustica», где он изложил свою многостороннюю опытность и познание в земледелии. Кроме того, Катон написал одно историческое сочинение «Origines», охватывавшее историю Рима от самого основания его и историю некоторых других италийских городов до его времени, а также написал для своего сына руководство или несколько руководств о предметах, которые римлянин должен знать.

Если Катон в чем-то и был лучше многих своих современников, однако истинно добродетельным человеком, каким впоследствии его представляли, он не был. В своих понятиях о честности и справедливости он не стоял выше точки зрения римлянина; он восставал против своего времени, а между тем сам во многом был сыном его. Таким образом, он впадал в противоречие с самим собой. Он проповедовал простоту нравов и помогал государству обогащаться; даже сам для обогащения занимался ростовщичеством, а между тем называл ростовщика и разбойника одинаково преступным; он нападал на отдельных личностей, эксплуатировавших провинции, а между тем одобрял учреждение провинциального управления, дававшее повод к таким злоупотреблениям. Главным недостатком его характера, отчасти обусловливавшим все его слабости и ошибки, было самолюбие. Отсюда, между прочим, объясняется его неприятное самовосхваление. Он чванился своей добродетелью, превозносил до небес свои военные подвиги и свою бдительность. Когда нападали на людей за какую-либо ошибку, он часто оправдывал их словами, что на них напрасно нападают: ведь они не Катоны; не ловких подражателей своим поступкам он называл неудавшимися Катонами. Такой человек не был, конечно, настоящим врачом своего времени, хотя он считал себя таковым.

автора Плутарх

АРИСТИД И МАРК КАТОН [Перевод С.П. Маркиша]

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Марк Катон 1. Марк Катон, как сообщают, был родом из Тускула, а воспитывался в земле сабинян, в отцовских поместьях, где он провел молодые годы, до того как поступил на военную службу и начал принимать участие в государственных делах. Его предки, по-видимому, ничем себя не

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Катон 1. Началом своей громкой славы род Катона обязан прадеду Катона Младшего, человеку, чья нравственная высота доставила ему огромную известность среди римлян и высшую власть, как об этом рассказывается в его жизнеописании. После смерти родителей Катон с братом

автора Гаспаров Михаил Леонович

КАТОН СТАРШИЙ Перед нами прошли три полководца, три политика нового склада, которые с суровостью соединяли мягкость, с римской мощью - греческую образованность, с заботой о государстве - заботу о собственной славе: Сципион, Фламинин, Эмилий Павел. Теперь нас ждет

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

КАТОН-ЦЕНЗОР В нашем представлении это человек, который проверяет издаваемые книги: нет ли в них недозволенного для печати. В Древнем Риме значение этого слова было другим. Цензорами назывались должностные лица, составлявшие списки двух высших сословий Рима -

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов) В начале 1972 года нешуточный скандал случился между двумя известными кинорежиссерами – Марком Донским и Эльдаром Рязановым. А начался он 16 февраля, когда Главным управлением по художественному кинематографу была принята

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Марк Порций Катон Старший Марк Порций Катон, в отличие от его правнука того же имени, Катона Утического, называемый Старшим (Major Prisous), – также Censorius, от его строгой цензуры, Sapiens, Orator, – родился в 234 г. и прожил 85 лет Время его юношества совпадает, следовательно, с

Из книги Римская история в лицах автора Остерман Лев Абрамович

Катон Распространение культа Вакха удалось таким образом пресечь. Но стремление к плотским наслаждениям, тщеславие и вкус к роскоши все пышнее расцветали в «высшем обществе» Вечного Города. Его примеру, но на своем, отнюдь не изысканном уровне следовало и простонародье.

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Марк Катон. Эмилий Павел. Сулла. Красс и Помпей Надо ли платить союзникамМарк Катон (234–149 гг. до н. э.) был не только видным политиком Римской республики, оратором и писателем, но и военным деятелем. В частности, в качестве консула он сражался с карфагенянами на юге Италии.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Катон Первая римская история, написанная прозой и на латинском языке, принадлежит Марку Порцию Катону Старшему, или Цензору (234- 149). Катон был уроженцем г. Тускула. Богатый землевладелец, сенатор, прошедший всю лестницу магистратур от квестора до цензора, он сла­вился

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XLVII Марк Порций Катон Цензор Марк Порций Катон, по происхождению тускуланец, был призван в Рим Валерием Флакком и был военным трибуном в Сицилии, весьма мужественным квестором под начальством Сципиона, справедливейшим претором; в свое преторство он покорил Сардинию,

автора Непот. Корнелий

XXIV. М. Порций Катон 1. М. Катон родился в муниципии Тускуле. Юношей, не начавшим еще добиваться должностей, он подвизался в Сабинской области, где у него было именьице, доставшееся ему от отца. Позже, по совету Л. Валерия Флакка, будущего своего товарища по консульству и

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

Катон Старший 1. Катон Старший, обличая народ в роскоши и мотовстве, сказал: «Трудно говорить с желудком, у которого нет ушей!»2. И еще: «Удивительно, как еще стоит город, где за рыбу платят дороже, чем за быка!»3. Недовольный, что женщины забирают все большие власти, он

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Катон Старший и его эпоха Если Фалеса Милетского мы считаем основоположником греческой науки и философии, то в Риме, четырьмя столетиями позже, аналогичную роль сыграл Марк Порции Катон Старший (234–149 гг. до н. э.). Катон Старший был настолько яркой и притом типично

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Марк Порций Катон Старший. Политика и идеология в Римской республике в первой половине II в. до н.э.


Введение

Марк Порций Катон Старший или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор является одной из самых интересных фигур в Римской истории. Катон Старший был незаурядным политиком и полководцем, оратором и писателем. Катона можно по праву назвать первым римским энциклопедистом, предшественником Цицерона, Варрона, Плиния Старшего. Среди его трудов древними авторами упоминаются трактаты о праве, о военном деле, о сельском хозяйстве (единственное произведение Катона дошедшее до нас целиком). Катон являлся автором одной из первых историй Рима, причем интересна концепция самого этого труда. Катон в отличие от своих предшественников писал не только историю Рима – «Начала», но и историю всей Италии. В его труде главными действующими лицами были не полководцы и политики, а народы Италии. Такая позиция вполне согласуется с тем, что Катон – один из первых провинциалов (родом он был из города Тускула), достигших столь высокого положения в Римском государстве. Среди его трудов упоминается и своеобразный учебник по истории Рима, написанный Катоном специально для своего сына. Одним из первых Катон переносит политическую борьбу на арену судебного поединка, что в дальнейшем стало обычным явлением в римской политической практике. В деле судебного поединка и ораторского искусства Катон достиг совершенства, – он не проиграл не одного своего дела. Однако в отношении политической деятельности и политической идеологии Катона Старшего среди многих исследователей и интересующихся политической историей Рима сложилось давнее предубеждение, что Катон был самым злостным римским «пуританином», гонителем всего нового, лицемером и невеждой. Однако этот взгляд односторонен и несет в себе следы предвзятости. Другие исследователи видят в Катоне и приверженца «старой сенатской республики» , и «идола италийских пахарей» . Часть историков вообще отвергает существование какой-либо программы в политике Катона и его противников. Другие усматривают в политической борьбе первой половины II в. до н.э. только борьбу «эллинофобов» и «эллинофилов». Все эти мнения и выводы, иногда противоречащие показаниям античных историков, настраивают на критический лад, и требует более тщательного изучения политической жизни Рима того времени и политической биографии самого Катона Цензора. Именно через призму жизни и политической деятельности Катона Старшего можно изучить особенности политической жизни Рима и становления политической идеологии в Риме.

Марк Порций Катон Старший – политик и идеолог

К сожалению, до нас дошло немного сведений античных авторов, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. Из сообщений современников Катона имеются лишь отрывки из «Всемирной истории» Полибия, который находился в Риме во время политической деятельности Катона Старшего (Polyb. XXXI, 24; XXXV, 6; XXXVI, 8,6; XXXVII, 6,4-5; XXXIX, 12,5-9). Лишь в сокращенном варианте до нас дошла биография Катона, составленная Корнелием Непотом (Corn. Nepo, De Latinis historicis, M. Porcius Cato, 3). К этим сведениям о Катоне и его политической деятельности вносит добавление диалог Цицерона «О старости», в котором главным героем выступает Катон. Но надо учитывать то обстоятельство, что во времена Цицерона Катон является идеализированной фигурой, но сведениями Цицерона пренебрегать все же нельзя. К тому же диалог Цицерона показывает отношение к Катону Старшему в римском обществе, особенно среди сенаторского сословия.
Но наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai., 1-33). Плутарх, несомненно, имел в своем распоряжении труд Непота, недостающие книги Полибия, произведения самого Катона, а так же различную автобиографическую литературу. Дополняющим Плутарха источником являются те книги «Истории» Тита Ливия, что рассказывают о политической деятельности Катона.
Марк Порций Катон родился около 234 г. до н.э. в старом латинском муниципии Тускуле, во всаднической семье. Порции Катоны состояли в родстве с Порциями Лицинами и Леками, занимавшие посты преторов и эдилов – низшие, всаднические, магистратуры. Отец Катона Старшего имел высокие знакомства в Риме (Val. Max., VIII,2,1), что было немаловажно для продвижения по службе и политической карьеры. Именно На знакомстве и родстве строилась политическая система Римской республики. Невозможно было попасть в политику без сильной протекции. Другим способом для продвижения по политической лестнице являлась служба в армии. В Римском государстве военная карьера была неразрывно связана с гражданской. Катон вступил на военную службу в 17 лет и прошел через важнейшие события и битвы Ганнибаловой войны. В это время он заводит прочные связи с видными римскими политическими деятелями. Он служит военным трибуном при Марцелле, под началом Фабия Максима отвоевывает Тарент. Просопографические данные указывают на связь Фабия с окружением Марцелла. Позже Катон служит у Гая Клавдия Нерона, который был другом и соратником Марцелла. С политической группировкой Марцелла, Фабия и Клавдия Нерона связано первое самостоятельное политическое выступление Катона. Катон протестовал против «царского» поведения Сципиона Африканского, знаменитого римского полководца. Сципион в Сицилии раздавал войскам богатые дары и по мнению Катона развращал этим армию. После такого обвинения Катон покидает Сицилию и начинается долголетняя борьба двух знаменитых римлян (Plut. Cat. Mai., 3). Причем Плутарх однозначно связывает этот политический демарш Катона с Фабием Максимом и его враждебным отношением к Сципиону (Plut. Cat. Mai., 3). К этому же времени относится и поддержка Катона почтенным аристократом Публием Валерием Флакком, который был не только другом Марцеллов, но и соседом Порциев по имению. Мы не можем точно определить политическую направленность той группировки, в которую вошел Катон в конце. Второй Пунической войны. Определенно можно сказать, что молодой и способный муниципал был привлечен в группу сторонников осторожной войны с Ганнибалом и противниками популистских мер. Главным врагом этой группировки, по-видимому, выступал Сципион Африканский, который действовал дерзко и нестандартно. Для полководцев, которые годами вели «малую» войну против Ганнибала, боясь очередных Канн, смелые и решительные действия и планы Сципиона были безумными и нереальными. Они любой ценой старались отстранить молодого полководца от командования армией. Претило этой группировки и поведение Сципиона, который устраивал непрерывные празднества и увеселения (Plut. Cat. Mai., 3) . Одной из таких попыток была акция Катона в Сицилии. Это неудачное политическое выступление Катона определило внешнюю канву всей политической борьбы в Риме в первой половине II в. до н.э. – как борьбу между Катоном и Сципионом и их группировками.
Здесь необходимо сказать несколько слов о политических группировках и «партиях» в это время. Римские партии представляли собой группы влиятельных граждан, объединенных вокруг одного лидера. Причем у этой группы могло и не быть ярко выраженных интересов и политической программы. Такой и была группировка Сципиона Африканского. Люди, группировавшиеся вокруг него, были собраны не столько по профессионально-управленческому принципу или принципу совпадения взглядов, а по принципу родства, дружбы, совместной воинской службы и т.д. Такой была и та группировка, к которой примкнул Катон Старший. Но вот сам Катон уже выдвигает определенную политическую программу в соответствии, с которой действует и ведет борьбу с группировкой Сципиона.
Разногласия между Катоном и Сципионом были в сфере внутренней и внешней политики. Но, как уже было сказано, Сципион не имел особой политической программы. Власть его и его группировки строилась на авторитете самого Сципиона, который он приобрел у римских граждан в период войны с Ганнибалом. Тит Ливий, когда говорит о уходе по давлением Катона Сципиона и его группировки с римской политической сцены, называет период правления группировки Сципиона «царствованием» (Liv. XXXVIII-XXXIX). За годы «первенства» Сципиона в сенате изменилось политическое лицо римских магистратов. Вокруг Сципиона собирались не только умелые юристы и военные, но и множество авантюристов и людей, откровенно злоупотребляющих своей властью, против них то и выступил Катон. Катон, проводя жесткую политику по отношению к злоупотреблениям сенаторов, стремился таким образом поддержать авторитет сената, как правительственного органа и ограничить влияние популистских лидеров на народное собрание.
Во внутренней политики у Катона было два направления, политико-административное, культурное и экономическое. Первое включало в себя борьбу со злоупотреблениями магистратов, особенно в недавно созданных провинциях, что приводило к восстаниям и недовольствам провинциалов. Катон, осознавая превосходство эллинской культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные научные и художественные произведения на латинском языке, покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию (Corn. Nep., Cat. Mai., 1). В связи с экономической политикой Катона необходимо, подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающимся своеволием высших должностных лиц в провинциях (Plut., Cato Mai., 17-18; Liv., XXXIX,40-44). Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал потребление предметов роскоши (Plut., Cato Mai., 18; Liv., XXXIX,44), причем те, которые поступали в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для развития средних поместий. Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды (Plut., Cato Mai., 18-19), что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ (Cato, De agri cultura, 2,6;14-15;16;144-145). Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до Р.Х., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов(Gell., II.24.1). Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Политика Катона была откровенно протекционистской и направленной на экспорт италийский товаров в Галлию, Илиирик, дунайские и прирейнские регионы.
Во внешней политики Катон имел свою определенную программу, которая была им сформулирована в его речах. Основными пунктами этой программы являлось поддержание правовых норм в отношении союзников, замена клиентелы на провинциальное управление и уничтожение Карфагенской державы.
Первый пункт вытекал из того, что многие римские магистраты совершали злоупотребления по отношению к союзникам, пользуясь авторитарной властью основанной на военном превосходстве. Катон противопоставлял этому доскональное соблюдение договоров, особенно в отношении италийских союзников, так как они являлись основными военными сотрудниками Рима. Однако долгое время в римской политической жизни мнение Катона игнорировалось, и права союзников нередко ущемлялись, что привело к крупной войне с Рима со своими союзниками в 90-х годах I в. до н.э. Катон еще в первой половине II в. до н.э. проводил мысль о единстве Рима и Италиков. Это подтверждается тем, что в своих «Началах» Катон описывает не историю Рима, а историю всех народов Италии.
Второй пункт программы Катона, так же окончательно был реализован окончательно только во времена Империи, когда большая часть покоренных народов была включена в состав провинций. В первой же половине II в. до н.э. шел спор о том, каким образом следует организовывать руководство покоренными провинциями. Одним способом была система клиентелы, когда покоренное племя или царств сохраняло свой суверенитет, но становилось вассалом Римского государство и решало вопросы своей внешней политики в римском сенате. Покровителем (патроном) в Риме такого царства или племени мог быть один из видных римских сенаторов. Такая система имела определенный изъян, так как отношения покоренной области и Рима строились через посредника, который мог злоупотреблять своим положением и требовать за решение вопроса определенную мзду. Такие отношения строились только на основе личностного фактора и умаляли роль государственного влияния на внешнюю политику. Одним из творцов такой системы был Сципион Африканский. Против такой системы и выступал Катон, он предлагал строить отношения с покоренными народами не на основании личностного фактора, но на основе государственного контроля в новых провинциях, когда чиновника, злоупотреблявшего своим положением, можно было заменить и наказать.
Не случайно и вполне связано с экономической политикой Катона его стремление к разрушению Карфагена (война с которым началась незадолго до смерти Катона Старшего в 149 г. до Р.Х.). Не нужно говорить о том, что Катон родился, вырос и сам участвовал в противостоянии Рима и Карфагена. Но Карфаген и после поражения оставался одним из главных политических и торговых соперников Рима. Катон после своего пребывания в Карфагене, в речи перед сенатом акцентирует внимание именно на аграрных достижениях Карфагена(Plut., Cato Mai., 27).
Все мысли по направлению внутренней и внешней политики Римской республики были сформулированы и развиты Катоном в его речах, трактатах и «Началах», куда, кстати, сам Катон поместил все свои речи. Можно предположить, что «Начала» Катона создавались, как своеобразный программный документ, излагавший программу действий самого Катона.
Мысли Катона Старшего и основы его политики были поддержаны последующими поколениями римских политиков. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами (Plut., Cato Mai.,21; Cic., De senectute, I,3). Именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи. Последователем политической идеологии Катона Старшего являлся и Цицерон, который следовал Катоновским заповедям и даже пытался идеализировать образ сурового Цензора. Многие идеи Катона нашли свое воплощение и в императорскую эпоху.