Конспект урока по русскому языку на тему "Виды предложений по интонации" (3 класс). Типы предложений по цели высказывания Текст
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Ответы к стр. 6 — 7
1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.
2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.
1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб
.
4) Кто на своей голове лес носит? Лось
.
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.
Повествовательные: 1
, 6
.
Вопросительные: 3
, 4
.
Побудительные: 2
, 5
.
3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.
- Батюшки, на кого ты похож?!
Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…
(Э. Шим)
повествовательные √
вопросительные
побудительные √
восклицательные
невосклицательные
Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.
Почему лапы в болотной тине?
4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(И. Демьянов)
Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.
Одноклассники
Классификация по цели высказывания
Предложения бывают:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.
Примеры:
- До праздника осталось совсем мало времени.
- Хорошая работа достойна уважения.
- Зима. Снег. Солнечно и морозно.
- Набегались, нагулялись, устали.
Повествовательные предложения содержат:
Вопросительные предложения
- Пример. Когда мы завтра идём в гости?
- Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
- Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.
Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.
Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.
Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»
Побудительные предложения
Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.
Примеры:
- Запишите домашнее задание.
- Сбегай-ка за водой.
- Давай побежим наперегонки.
- Не смей мне перечить.
Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.
По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.
Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:
- Заканчивается учебный год.
- Перед дождём низко летают ласточки.
- Люблю Отчизну я.
В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.
Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.
Примеры:
- Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
- Подожди! Не уходи!
В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»
Сильные эмоции передаются:
- интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
- междометиями: ух, ах, ой, эх;
- частицами: да, пускай, о, ну.
Примеры:
- Какая красота вокруг!
- Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
- Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
- Да здравствует наш союз!
В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:
Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.
В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).
Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.
Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:
- Мальчик изучает азбуку.
- Зима.
- Вечереет.
Три группы предложений по цели высказывания
Языковеды определили три группы языковых единиц по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.
Повествование
К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.
Вопрос
Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.
Когда вы пойдёте в музей?
Неужели вы пойдёте в музей?
Вы пойдёте в музей?
Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:
Побуждение к действию
К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.
Ребята, давайте жить дружно!
Пассажиры, зайдите в вагон.
Немедленно уберись в комнате.
С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:
- запрещать;
- просить;
- приказывать;
- инструктировать;
- запрещать;
- советовать.
Эмоционально окрашенные предложения
Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.
Какой вкусный торт!
Сколько ягод в лесу!
Люди! Здоровье дороже всего!
Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.
Я ел вкусный торт.
В лесу много ягод.
Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.
Характеристика предложений
После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.
Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)
Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)
Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)
А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:
Осенью падают разноцветные листья.
У моря дует холодный ветер.
Давай поиграем в футбол.
У тебя всё получится!
Какие тёплые деньки наступили!
Неужели эти все подарки для меня?!
Как красиво в лесу весной!
Пруд покрылся льдом.
Птички радуются тёплому ясному утру.
Какие чудесные грибы под деревьями!
Защищайте младших и слабых!
Мальчик, что у тебя случилось?
Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:
Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.
Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.