Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В. Пантилеев




Цель: исследование особенностей самоотношения.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3)уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение - внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Тест самоактуализации (САТ)

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация результятов.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) - самая большая шкала теста (91 пункт) - измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

1. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Цель: исследование особенностей самоотношения.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

2. Тест самоактуализации (САТ)

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация результятов.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.


И в экспериментальной психологии. Методы изучения мотивации успеха достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. 15. Теории личности как основа психодиагностики Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / ...

Транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение. 1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных...

Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...

Есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального развития, это их сегодняшний день. Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные...

Исходя из уровневой концепции самосознания, Столиным определяется уровневое его строение, то есть каждый уровень имеет сложную структуру, отражающую разнообразные процессы, модальности "Я", механизмы самосознания.

На органическом уровне самосознание отражает физическое "Я" человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Самочувствие можно рассматривать как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности. Следовательно, самочувствие – биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет поступки человека, но в то же время образ "Я" может влиять на выбор того или иного поступка и на форму поведения.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. "Я"-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид "смотрит" на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте – сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то ради более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требовательным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профессиональным долгом и личными симпатиями). Человек вынужден отказаться от важного ради более важного для него. Тогда одно и то же действие приобретает для личности противоречивый смысл. Шаг, сделанный в сторону одного мотива, тем самым отдаляет от другого мотива и в силу этого обладает для личности конфликтным смыслом, и называется поступком.



Пока поступок не совершен, конфликтный смысл реально не возникает, хотя потенциально он существует (личность должна сделать выбор). Конфликтный смысл может восприниматься личностью сознательно как необходимость выбора либо переживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения внутреннего дискомфорта. Осознание и переживание личностью конфликтного смысла начинается после совершения поступка. Выбор личности приводит к тому или иному поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл "Я", запускающий работу самосознания. После совершения поступка личность сознательно оценивает сделанный выбор либо переживает его. Если личность воспринимает поступок как выбор, она может по-разному относиться к нему. Так, она может отвергнуть реальный выбор, осмыслить его как ошибочный, потому что выбор часто зависит от эмоционального состояния, дефицита времени (зачастую на обдумывание поступка просто нет времени, кроме того, человек не всегда чувствует ситуацию выбора и потому не взвешивает все "за" и "против", поступая импульсивно). В результате возрастает вероятность ошибочного решения. Личность может сделать выбор, неадекватный самой себе, принятым ей ценностям.

Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная В. В. Сталиным . Рас­сматривая самосознание как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок, он определяет в рамках своей концепции са­моотношение как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла Я для самого субъекта. Самоотношение обладает

собственной структурой, в соответствии с представлениями о которой были разработаны два опросника - Опросник самоотношения (ОСО) и Методика исследования самоотношения (МИС) .

Опросник самоотношения (ОСО), авторами которого являются В. В. Сто-лин и С. Р. Пантилеев (1989), состоит из 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Анализ результатов проводится по 5 обоб­щенным шкалам и 7 дополнительным. Дополнительные направлены на измерение выраженности установки на те или иные внутренние дей­ствия в адрес Я испытуемого. К обобщенным шкалам относятся следу­ющие: шкала S, измеряющая интегральное чувство «за» или «против» собственного Я; шкала I, оценивающая самоуважение, представляющее собой оценочный аспект самоотношения; шкала II - аутосимпатия, от­ражающая те или иные чувства в собственный адрес; шкала III, отра­жающая ожидания положительного или негативного отношения к себе окружающих; шкала IV - самоинтерес, - отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам.

Глобальное самоотношение – внутренне-недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Шкала 1 – самоуверенность;

Шкала 2 – отношение других;

Шкала 3 – самопринятие;

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

Шкала 5 – самообвинение;

Шкала 6 – самоинтерес;

Шкала 7 – самопонимание.

Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С. Р. Пантилеевым, состоит из 110 утверждений, с которыми нужно со­гласиться или нет. Наряду с выделением двух из пяти рассмотренных выше общих факторов (аспектов) самоотношения - Самоуважения и Аутосимпатии - в ней представлен еще один фактор - Самоуничиже­ние, отражающий самообвинения и внутреннюю конфликтность. Поми­мо общих факторов, обработка ведется и по дополнительным (частным). Их девять.

Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) – включает 11 пунктов с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Шкала 2 «самоуверенность» – содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, ко юром у есть за что себя уважать.

Шкала 3 «саморуководство» – отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) – включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Шкала 5 «самоценность» – отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

Шкала 6 «самопринятие».

Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Шкала 7 «самопривязанность».

Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.

Шкала 8 «внутренняя конфликтность».

Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины.

Умеренное повышение значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 «самообвинение».

Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. Является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.

При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора:

Аутосимпатия, самоуважение и самоуничижение (отражение внутренней конфликтности человека. Несогласие с собой.

14. Опросники и психосемантические методики измерения самосознания, разработанные зарубежом.

Психосемантическая диагностика направлена на оценку категори­альных структур индивидуального сознания, на реконструкцию систе­мы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление ин­дивидуальных различий в процессах категоризации.

Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения лич­ностных черт. Диагностика с их помощью представляет собой самоописание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Психосемантиче­ские методы диагностики личности позволяют раскрыть индивиду­альные системы значений, несущих так называемое личностное зна­ние.

Информация, получаемая с помощью психосемантических методов опирается на субъективные оцени. То есть, это отчасти феменологические методики, так как они показывают, как события воспринимаются человеком.

Как психосемантические методы, так и традиционные опросники в действительности измеряют представления человека о себе.

"Я-концепции" шкала Теннесси (Tennessee Self Concept Scale) - опросник личностный. Разработан У. Фиттсом в 1965 г. Предназначен для исследования самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрослых.

Методика состоит из 90 утверждений, характеризующих "Я-концепцию" и десяти утверждений, образующих шкалу лжи. Испытуемый отвечает на задания опросника по пятибалльной шкале: от "полностью согласен" до "абсолютно не согласен". Утверждения отбирались с помощью экспертов - клинических психологов. Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строкам (1. - Самокритичность. 2. - Самоудовлетворенность. 3. - Поведение.) и пяти показателей, представленных по столбцам (1. - "Физическое Я". 2. - "Моральное Я". 3. - "Личностное Я". 4. - "Семейное Я". 5. - "Социальное Я"). Дополнительно вычисляются два показателя: 1) "вариабельность" - мера согласованности восприятия себя в различных областях; 2) "распределение" - мера распределения субъектами своих ответов по 5-балльной шкале. Выбор преимущественно средних значений (низкий показатель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных механизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией.

Пирса – Харриса детской Я-концепции шкала (Piers – Harris Children"s Self-Consept Scale) – опросник личностный. Направлен на измерение самосознания. Предложен Е. Пирсом и Д. Харрисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет.

Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, с которыми требуется либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет»)

Самоуважение розенберга

Всего 10 вопросов

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.

Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Инструкция к тесту

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями по используя для этого следующую шкалу:

a) – полностью согласен;

b) – согласен;

c) – не согласен;

d) – абсолютно не согласен.

Кун и Макпартленд- 20 утверждений кто я?

Тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности.

Направления интерпретации: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания. При проведении психологической консультации может проводиться дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории.

Проективные методики

Выявляют малоосознаваемые аспекты в описание себя и самооцценивание.

Методика рисования человека Карен Маховер

Несущестующее животное.

Тат – по показателям комментарием и оценочных суждений

Пятна Роршаха- содержание ответов. Показатель «люди»- в норме должны встречаться в 15% случаев. Если чаще- завышенная самооценка. Меньше- самооценка мало задействована. Если положительные эмоции- удовлетворённость собок, отрицательная окраска- неудовлетворённость собой. Если сказочные персонажи- человек не сопосбен осознать или оценить себя.

15. Проективные методы диагностики самосознания.

Они основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности. Франк автор термина «проекция». Их особенности:

Относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов

Неоднозначные, расплывчатые стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана»

Глобальность подход к оценке личности, и прежде всего к выявлению её скрытых. Неосознаваемых сторон.

В них нет достаточной объективной проективной техники. Иногда отсутствует объективность в определение показателей. Часто не удовлетворяются коэффициенты гомогенности и ретестовой надёжности.

Их сложнее фальсифицировать испытуемому

Они эффективны при установке контакта с маленькими детьми.

Проективные методики структурирования. Методика чернильных пятен роршаха. Десять карточек. Пять-чёрно-белых, два с красными штрихми, три- сочетание пастельных тонов. Рассматривается локализация, детерминанты 9форма, цвет и движение), содержание.

Проективные методики интерпретации. ТАТ Морган и Мюрей. Диагностируют неврозы. 30 таблиц с изображениями. Каждому испытуемому даётся 20 таблиц. Возраст- от 14 лет. Мюрей выделил 20 человеческих потребностей. Детский ТАТ Беллак- от 3 до 10 лет. Животные изображены.

Проективные методики экспрессии- Маховер Нарисуй человека. Нарисовать человека, потом человека противоположного пола.

Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник включает следующие основные шкалы:
Шкала S . Измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого.
Шкала I . Самоуважение.
Шкала II . Аутосимпатия.
Шкала III . Ожидание положительного отношения от других.
Шкала IV . Самоинтерес.

Опросник содержит также семь дополнительных шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого:
Шкала 1 . Самоуверенность.
Шкала 2 . Отношение других.
Шкала 3 . Самопринятие.
Шкала 4 . Саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 . Самообвинение.
Шкала 6 . Самоинтерес.
Шкала 7 . Самопонимание.

Ключ для обработки

Данный ключ содержит номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная)
+ (положительные ответы): 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
- (отрицательные ответы): 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I)
+ (положительные ответы): 2, 23, 53, 57.
- (отрицательные ответы): 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II)
+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
- (отрицательные ответы): 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III)
+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 15, 42, 55.
- (отрицательные ответы): 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV)
+ (положительные ответы): 7, 17, 20, 33, 34, 52.
- (отрицательные ответы): 14, 51.

Шкала самоуверенности (1)
+ (положительные ответы): 2, 23, 37, 42, 46.
- (отрицательные ответы): 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2)
+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 52, 55.
- (отрицательные ответы): 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3)
+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 47, 48, 54.
- (отрицательные ответы): 21.

Шкала самопоследовательности, саморуководства (4)
+ (положительные ответы): 50, 57.
- (отрицательные ответы): 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5)
+ (положительные ответы): 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
- (отрицательные ответы): нет.

Шкала самоинтереса (6)
+ (положительные ответы): 17, 20, 33.
- (отрицательные ответы): 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7)
+ (положительные ответы): 53.
- (отрицательные ответы): 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. За каждое совпадение начисляется один балл.

Перевод сырых баллов в проценты

Фактор S Фактор I
"сырой балл" Накопленные частоты (в %) "сырой балл" Накопленные частоты (в %) "сырой балл" Накопленные частоты (в %) "сырой балл" Накопленные частоты (в %)
0

Фактор III

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)


При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;

50-74 - признак выражен;

Больше 74 - признак ярко выражен.

Текст опросника Столина

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Когда понадобится: для выявления одного из трех уровней отношения сотрудника к себе

Тест-опросник Столина и Пантелеева

Инструкция

Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением, ставьте знак «+», если не согласны, то знак «–».

Тестовое задание

Вопрос Ответ
1 Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией
2 Мои слова не так уж часто расходятся с делом
3 Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой
4 Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки
5 Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других
6 Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности
7 Мое «Я» всегда мне интересно
8 Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя
9 В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок
10 Собственное уважение мне еще надо заслужить
11 Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел
12 Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям
13 Я сам хотел во многом себя переделать
14 Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания
15 Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни
16 Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе
17 Случайному знакомому я, скорее всего, покажусь человеком приятным
18 Чаще всего я одобряю свои планы и поступки
19 Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения
20 Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником
21 Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне
22 Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной
23 У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное
24 Часто я не без издевки подшучиваю над собой
25 Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, – это подчиниться собственной судьбе
26 Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего
27 К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать
28 Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским
29 Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно
30 У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время
31 В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое
32 Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых
33 Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека
34 Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это
35 Иногда мне кажется, что, если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы туг же понял, какое я ничтожество
36 Временами я сам собой восхищаюсь
37 Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко
38 В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек
39 Без посторонней помощи я мало что могу сделать
40 Иногда я сам себя плохо понимаю
41 Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности
42 Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко
43 В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь
44 Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез
45 Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения
46 Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам
47 Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими
48 В целом меня устраивает то, какой я есть
49 Вряд ли меня можно любить по-настоящему
50 Моим мечтам и планам не хватает реалистичности
51 Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению
52 Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком
53 То, что во мне происходит, как правило, мне понятно
54 Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки
55 Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести
56 Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе»
57 Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту самоотношения Столина и Пантелеева

Описание

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  • глобальное самоотношение;
  • самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  • уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из восьми пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Порядок подсчета

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком, и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в процентах).

Ключ к тесту

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная): «+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57. «–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I): «+»: 2, 23, 53, 57. «–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II): «+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. «–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III): «+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55. «–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV): «+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52. «–»: 14, 51.

Шкала самоуверенности (1): «+»: 2, 23, 37, 42, 46. «–»: 38, 39, 41.

Шкала отношения других (2): «+»: 1, 5, 10, 52, 55. «–»: 32, 44.

Шкала самопринятия (3): «+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54. «–»: 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4): +»: 50, 57. «–»: 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5): «+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56. «–»:

Шкала самоинтересса (6): «+»:17, 20, 33. «–»: 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7): «+»: 53. «–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%)

«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0 16 74,33
1 0,67 17 80,00
2 3,00 18 85,00
3 5,33 19 88,00
4 6,33 20 90,67
5 9,00 21 93,33
6 13,00 22 96,00
7 16,00 23 96,67
8 21,33 24 98,00
9 26,67 25 98,33
10 32,33 26 98,67
11 38,33 27 99,67
12 49,00 28 99,67
13 55,33 29 100,00
14 62,67 30 100,00
15 69,33
Фактор I Фактор II
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 1,67 0 0,33
1 4,00 1 3,67
2 6,00 2 9,00
3 9,33 3 16,00
4 16,00 4 21,67
5 25,33 5 28,00
6 44,67 6 37,33
7 34,00 7 47,00
8 58,67 8 58,00
9 71,33 9 69,67
10 80,00 10 77,33
11 86,67 11 86,00
12 91,33 12 90,67
13 96,67 13 96,67
14 99,67 14 98,33
15 100,00 15 99,67
16 100,00
Фактор III
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,00 7 17,67
1 0,00 8 27,33
2 0,67 9 39,67
3 1,00 10 53,00
4 3,33 11 72,33
5 6,00 12 91,33
6 9,00 13 100,00
Фактор IV Фактор 1
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,67 0 3,77
1 2,00 1 7,33
2 5,33 2 16,67
3 16,00 3 29,33
4 29,00 4 47,67
5 49,67 5 65,67
6 71,33 6 81,33
7 92,33 7 92,33
8 100,00 8 100,00
Фактор 2 Фактор 3
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,00 0 2,67
1 0,67 1 7,67
2 3,67 2 16,67
3 7,33 3 34,33
4 15,00 4 50,67
5 32,00 5 70,67
6 51,33 6 89,67
7 80,00 7 100,00
8 100,00
Фактор 4 Фактор 5
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 3,00 0 1,67
1 9,67 1 4,67
2 25,67 2 15,00
3 38,33 3 27,67
4 60,33 4 43,33
5 79,67 5 60,67
6 92,00 6 81,67
7 100,00 7 96,67
8 100,00
Фактор 6 Фактор 7
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,67 0 4,33
1 3,00 1 21,33
2 11,33 2 43,33
3 20,00 3 68,67
4 34,33 4 83,67
5 54,67 5 94,00
6 80,00 6 99,33
7 100,00 7 100,00