Научно-исследовательская работа студентов. Научно-исследовательская деятельность: основные понятия и виды, организация НИР студентов в ВУЗе Какие элементы включает научно исследовательская работа студентов




1

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности – выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер.

научно-исследовательская работа

учебный процесс

познавательная активность студента

преподавательская деятельность

1. Гогицаева О.У. , Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 4 (5), 2013. Тольятти. Стр.10-12

2. Гогицаева О.У, Кочисов В. К. Смысл жизни в юношеском возрасте. Материалы Всероссийской научной, юбилейной конференции, посвященной 40-летию ИП РАНа и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (12-14 ноября 2012 г., Москва). Стр. 218- 222.

3. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у студентов в условиях вуза. Материалы V международной конференции молодых ученых «Психология–наука будущего». М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. Стр. 148-150

4. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И.В. –Чебоксары: ЦДИП «INET», 2015. Стр.107-109

5. Калиновская Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 75-78.

6. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 88-90.

7. Торгашина Т. И.. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 1999 209 c.

8. Цоколаева К.К.,Гогицаева О.У. Этнорегиональная компетентность педагога // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4; URL: http://www..12.2014).

Сегодня научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности - выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер .

Знания и опыт профессиональной деятельности накапливаются у студента постепенно. Применять свои творческие возможности студентам необходимо с первых дней обучения в вузе, так как творческий потенциал каждой отдельной личности развивается в зависимости от ее жизнедеятельности, и если его не актуализировать, то творческий потенциал так и останется лишь предпосылками к творческой деятельности. Творческий потенциал не является неизменным, данным изначально. Как отмечает К. Роджерс, «человек - это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» .

При исследовании процесса развития творческого потенциала личности студента надо учитывать, что для личности не безразлично, в условиях какой большой группы осуществляется этот процесс. Та среда, в которой личность осуществляет процесс развития своего творческого потенциала, испытывает воздействие, в частности, через традиции, обычаи, привычки и образ жизни. «От того, какой будет среда, равнодействующая ли она, которая сложится из системы таких воздействий, - пишет Г.М. Андреева, - от которых будет зависит конкретный результат...» .

Так как процесс становления личности будущего специалиста в условиях обучения в вузе представляет собой целостную систему, рассмотрим, в какой степени цель обучения реализовывается в современном содержании.

На современном этапе научно-исследовательская работа студентов имеет важнейшее значение. Во-первых, овладение фундаментальными дисциплинами требует от студентов овладения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными. Во-вторых, НИР позволяет наиболее полно выявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира. В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализовывается как рациональность, так и эмоциональность личности студента. В-четвертых, обучение студентов высших учебных заведений исследовательской деятельности является необходимым компонентом их профессиональной подготовки. Все перечисленное свидетельствует о том, что система научно-исследовательской работы способствует развитию творческого потенциала личности студента.

Р.Л. Акофф отмечает, что если учащиеся в течение всего учебного времени ориентируются на решение задач и оцениваются по способности это делать, то они будут ожидать того, что задачи им будут ставиться и в профессиональной деятельности. Однако их приходится извлекать из реальных ситуаций, чему студентов в вузе не учат .

В.К.Сидоренко, и П.В. Дмитренко отмечают, что выполнение научно-исследовательских работ студентами создает возможность реализации своих творческих сил, обеспечить «становление своего опыта, выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» .

В.И. Андреев полагает, что научно-исследовательская деятельность представляет собой активную познавательную деятельность, а всякой основой познавательной деятельности является активность отражения .

Таким образом, одним из средств, для осуществления реализации и развития творческих способностей будущего специалиста является выполнение студентами научно-исследовательской деятельности, которая включает:

  • учение, поскольку она направлена на освоение нового опыта в специально созданных условиях;
  • познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
  • практику, формирующую опыт профессиональной деятельности;
  • общение - деловое, коллективное, личностное.

Кроме того, научно-исследовательская работа студентов удовлетворяет основным условиям соответствия средствам воспитания:

  • с выполнением работ научно-исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности;
  • научно-исследовательская деятельность выделена как область освоения в знаково-символьной форме;
  • научно-исследовательская работа студентов вместе со своей информацией включена в общение и совместную деятельность обучающего с обучаемыми.

Ученые выделяют следующие признаки научно-исследовательской работы и определяют ее как:

  • самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев);
  • деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов);
  • деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский);
  • деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский);
  • деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин);
  • систему воспитания творческой личности (А.А. Листопад, Т.И. Койчева).

Для научно-исследовательской работы студентов, как для одной из форм учебного процесса, характерно удачное сочетание обучения и практики. В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания в исследованиях, которые связаны с практикой.

Опрос студентов 2 и 3 курсов юридического факультета СПбГУП, с целью исследования их вовлеченности в вузовскую систему научно-исследовательской деятельности, позволяет говорить о об активном участии в научной работе на факультете всего 25,2% студентов, более, чем у 43,3% девушек и юношей не возникает желания заниматься научно-исследовательской работой, 31,3% студентов в настоящее время не принимают участие в научной работе, но выражают желание это делать в дальнейшем.

Основными причинами нежелания включаться в научно-исследовательский процесс студентами названы такие, как отсутствие интереса к научно-исследовательской работе отметили 18,7% юношей и девушек, никто не привлекал меня лично к научной работе, об этом высказалось 36,9% студентов; «мне пока это не интересно» так ответило 44,4% студентов. Студенты оправдывают низкую вовлеченность в исследовательский процесс нехваткой времени - 61,8%; а также отсутствием интереса к научной работе. Наряду с недостаточным количеством свободного времени для занятия НИР студенты 2-го курса обращали внимание на недостаточную информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях

Обычно содержание обучения направлено на то, что в высшей школе у будущих специалистов вырабатывается устойчивый стереотип ожидания чужих целей и того, что кто-то должен предложить план по их достижению. Как следствие этого - отсутствие стремления к осуществлению личного анализа собственной деятельности, невозможность предъявления самооценки и согласования ее с оценкой другого .

К сожалению, приходиться констатировать, что уровень вовлеченности современных студентов в научно-исследовательскую работу является низким, а это, в свою очередь, снижает реальные возможности развития творческого потенциала студентов . То обстоятельство, что в качестве часто встречающихся причин неучастия в НИР студенты отмечают отсутствие интереса к научной работе, еще раз говорит о том, что особое внимание необходимо обратить на интеграцию деятельности всех субъектов образовательного пространства.

Условием успешного развития НИРС должен стать комплексный подход ее планирования и организации.

Основными задачами развития НИРС, на наш взгляд, являются:

  • усовершенствование содержания и структуры системы НИРС;
  • широкое и качественное внедрение НИР в учебный процесс;
  • расширения НИРС, выполняемой сверх учебных планов;
  • повышение уровня научных исследований студентов и их внедрения в практику;
  • проведение организационно-массовых мероприятий для усовершенствования организации и подведения результатов НИРС;
  • усиление работы по изучению, обобщению и распространению опыта организации НИРС;
  • разработка научной тематики по проблемам НИРС в высших учебных заведениях;
  • разработка эффективной системы стимулирования студентов и преподавателей, принимающих активное участие в НИР.

Таким образом, можно констатировать, что в высшей школе накоплен значительный потенциал различных форм организации НИРС. Активизируются новые формы организации научно-исследовательской работы студентов, основанные на принципах самоорганизации, деятельности временных творческих коллективов и др. Эффективность процесса развития творческого потенциала личности студента всецело зависит от умения субъектов образовательного пространства стимулировать участие студентов в различных направлениях вузовской научно-исследовательской деятельности, направляя все усилия на решение основной задачи высшей школы - сформировать специалиста с творческим мышлением.

На наш взгляд, главное в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъём личности на очередную ступень развития, такая деятельность становится необходимостью. А это залог профессионального роста специалиста.

Библиографическая ссылка

Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе высшего образования, которое сегодня является многоуровневым процессом и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой. Владение методами научно-исследовательской деятельности является обязательной структурной частью модели специалиста высшего образования. Авторы представляют результаты исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей с целью выявления актуального состояния научно-исследовательской работы студентов (НИРС), их вовлеченности в такие виды НИРС, как участие в конференциях и написание статей (тезисов), работа по гранту, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов и др. Социологический опрос проводился в декабре 2016 г. Метод сбора информации – анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов с первого по шестой курсы МГТУ. Представленные результаты исследования отражают степень и характер участия студенческой молодежи и преподавателей в НИРС; организационные проблемы и трудности. Также в статье обосновано, какое влияние на активность студентов и магистрантов в НИРС оказывает участие самих преподавателей в данном виде деятельности.

научно-исследовательская работа студентов (нирс)

магистранты

преподаватели

высшее профессиональное образование

1. Супрун Н.Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «социальная работа») / Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова. – Новосибирск: Изд-во АНС «Сибак», 2016. – 82 с.

2. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 6-2. – С. 241-244.

3. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 5(2). – С. 443-446.

4. Слепухина Г.В. К вопросу о построении системы оценки компетенций выпускников вуза / Г.В. Слепухина // «Новые информационные технологии в образовании» «НИТО-2013»: материалы 6-ой Междунар. научно-практич. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 380-383.

5. Супруненко Г.А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России / Г.А. Супруненко // Символ науки. – 2015. – № 9-2. – С. 194-196.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов/ С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – Т.2. – С. 173-175.

Актуальность настоящего исследования определена преобразованиями в системе высшего профессионального образования. На сегодняшний день, на первое место содержания высшего образования ставится вопрос о многогранном развитии самой личности и профессионала. Переход к компетентностному подходу, включения многоуровневых программ высшего образования предоставляют возможность отказаться от классической познавательной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к воспроизводительной деятельности . Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов обусловлено остротой образовывающихся в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное высшее образование направленно на поиск приемлемых путей подготовки профессионально компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих всесторонними знаниями, готовых к самостоятельному решению профессиональных задач, профессионально маневренных. В условиях нашей страны реализация компетентностного подхода становится фактором сохранения единого образовательного, профессионального, культурного и ценностного пространства, фактором слияния с мировым образовательным пространством .

В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи развития не только профессиональной деятельности, но и науки возможна лишь при тесной взаимосвязи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью . Нацеливание процесса кадровой подготовки в высшей школе на формирование профессиональной компетентности в системе ценностных ориентаций предполагает решительно новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность становится инструментом профессиональной коммуникации, повышается мотивация к изучению будущей специальности .

Качественная подготовка будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности отображена в федеральных государственных образовательных стандартах и является обязательной составной базовой частью модели специалиста высшего профессионального образования . Научно-исследовательская деятельность в университете является важной частью кадровой подготовки, представляющей многоуровневый процесс в системе непрерывного образования, образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой.

Неразрывной частью сегодняшнего высшего образования является участие студентов в научной работе. С.И. Гессен утверждал: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа - место, где соединяются преподавание и исследование» . Таким образом, в университете обучение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом.

В рамках нашего исследования речь идёт о научно-исследовательской деятельности, осмыслении научной подготовки студентов университета на современном этапе, о разработке концепции преподавания учебных гуманитарных и технических дисциплин в системе высшего профессионального образования, об иерархичности компетенций, составляющих профессиональную компетентность.

Мы провели социологическое исследование, с целью выявления вовлеченности участников образовательного процесса в НИР в декабре 2016 г. - январе 2017 г. на базе Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова (далее - МГТУ). Методом сбора информации послужил анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов 1-6 курсов МГТУ им Г.И. Носова, а также 395 магистрантов 1-2 курсов МГТУ.

Формирование выборочной совокупности происходило в несколько этапов. Генеральная совокупность была поделена на страты в соответствии с непропорциональным отбором (исходя из процентного соотношения численности страт в генеральной совокупности). Страты были сформированы на основе признаков «курс» и «институт/факультет».

На первом этапе отбора, в каждой страте случайно были отобраны студенческие группы, в которых проходил сплошной опрос респондентов. Структура выборки выглядит следующим образом: а) пол: мужской - 44,6 %, женский - 55,4 %; б) институт /факультет: институт горного дела и транспорта - 14,5 %; институт энергетики и автоматизированных систем - 18,0 %; институт строительства, архитектуры и искусства - 11,8 %; институт металлургии, машиностроения и материалообработки - 13,8 %; институт естествознания и стандартизации - 12,0 %; институт гуманитарного образования - 20,3 %; институт экономики и управления - 7,3 %; факультет физической культуры и спортивного мастерства - 2,5 %; в) курс обучения: первый - 25,0 %, второй - 24,5 %, третий - 21,5 %, четвертый - 22,3 %, пятый - 5,5 %; шестой - 1,3 %.

Предметом исследования являлось отношение студентов к НИРС в МГТУ. В целом исследование показало низкую степень активности студентов в научно-исследовательской деятельности, большинство опрошенных не принимают в ней участия. Однако следует заметить, что студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, принимают участие во внутривузовских, региональных конференциях, а также в публикации статей. Чаще опрошенные дают среднюю оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении студентов к участию в научной деятельности - 42,8 %. Студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, высоко оценивают активность преподавателей в этом направлении (на 13,2 % чаще). Основными видами научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, согласно полученным данным, являются написание и публикация статей, а также конференции (рисунок). Число студентов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 39,5 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди студентов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 36,7 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 14,5 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число студентов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 25,0 % опрошенных.

Виды научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, % опрошенных

Отдельно рассмотрим отношение магистрантов к научно-исследовательской работе. Основной формой участия магистрантов в научно-исследовательской деятельности, так же, как и у студентов, является участие во внутривузовских конференциях и публикация статей. Магистранты института энергетики и автоматизированных систем (направление «автоматизированные системы) чаще, чем в целом по массиву, принимают участие в выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских работ (на 23,7 % чаще: доля участвующих в хоздоговорных работах, НИР среди магистрантов данного института составляет 46,5 %). Магистранты Института металлургии, машиностроения и материалообработки (направление «металлургия») чаще, чем в целом по университету, принимают участие в получении патента на изобретение, полезную модель (на 9,9 % чаще: доля участвующих в получении патента среди магистрантов данного института составляет 15,0 %).

Чаще опрошенные дают высокую оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении магистрантов к участию в научной деятельности (например, к участию во внутривузовских конференциях и написанию статей) - 51,9 %. Число магистрантов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 61,8 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди магистрантов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 25,8 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 16,0 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число магистрантов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 45,8 % опрошенных.

Участниками НИРС являются и преподаватели университета, рассмотрим и отношение преподавателей МГТУ к НИРС. Исследование проводилось методом сбора информации - анкетный опрос. Анкета была размещена на корпоративном портале МГТУ им Г.И. Носова. В опросе приняли участие 135 преподавателей. Структура выборки: пол: мужской - 31,9 %, женский - 68,1 %; возраст: до 30 лет около 8 %, 30 - 40 лет - 28,9 %, так 40 - 50 лет - 42,2 %, 50 - 60 лет - 18,0 %, старше 60 лет - 3,1 %; ученая степень: доктор наук - 11,1 %, кандидат наук - 75,6 %, нет ученой степени - 13,3 %; должность: ассистент - 4,4 %, старший преподаватель - 10,4 %, доцент - 67,4 %, профессор - 7,4 %, заведующий кафедрой - 4,4 %, директор института, декан - 0,7 %, другое - 5,2 %. Предметом исследования являлось отношение преподавателей к НИРС в МГТУ. В структуре ответов преподавателей на вопрос о состоянии научной деятельности в МГТУ преобладают отрицательные ответы - более 45,0 % опрошенных отметили, что наука в МГТУ находится в состоянии застоя, переживает кризис или находится в упадке. Около 37,0 % респондентов указали на то, что наука в МГТУ хорошо развивается или наблюдается ее подъем.

Большинство преподавателей, согласно данным опроса, не принимали участие в таких видах научно-исследовательской работы, как хоздоговорные работы, НИР, работа по гранту (государственному контракту), получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов (Таблица 1). Этим, прежде всего, может объясняться неучастие преподавателей в привлечении студентов к участию в данных видах научной деятельности. Анализ привлечения студентов к участию в научной деятельности в зависимости от факта участия в ней преподавателей позволил выявить зависимость, согласно которой факт участия преподавателей в научно-исследовательской деятельности оказывает прямое влияние на участие преподавателей в привлечении студентов к данной деятельности.

Таблица 1

Участие преподавателей МГТУ в научно-исследовательской деятельности, % опрошенных

Виды научно-исследовательской деятельности

Принимали участие

Не принимали участия

Хоздоговорные работы, НИР (научное руководство)

Хоздоговорные работы, НИР (как исполнитель)

Работа по гранту (госконтракту) (научное руководство)

Работа по гранту (госконтракту) (как исполнитель)

Подача заявок на участие в грантах,

проектах, конкурсах

Получение патента на изобретение,

полезную модель

Регистрация программных продуктов

Большинство преподавателей, принимавших участие таких видах научно-исследовательской деятельности, как подача заявок на участие в грантах, конкурсах, участие в хоздоговорных работах, НИР в качестве руководителя, также пытались привлечь студентов к участию в данных видах работ.

При этом анализ полученных данных показал, что большинство преподавателей, которые сами участвовали в таких видах научной деятельности, как работа по гранту в качестве научного руководителя, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов, не привлекали студентов к участию в данных видах деятельности. Данный факт означает наличие других причин неучастия студентов в данных видах научной деятельности, кроме факта неучастия в них самих преподавателей.

Преподаватели МГТУ в целом считают, что привлекать студентов к участию в научно-исследовательской деятельности необходимо - так считают 83,0 % опрошенных. При этом большинство преподавателей считает, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей (63,0 %). Это может являться причиной того, почему преподаватели, принимающие участие во многих научно-исследовательских проектах, не привлекают к участию в них студентов. Число преподавателей, убежденных в недостаточно высоком научном потенциале студентов, составляет около 36,0 %.

Интерес вызывает влияние и других переменных на привлечение преподавателями студентов к участию в такой форме научной деятельности, как работа по гранту. Так, наиболее сильное влияние оказывает факт участия самих преподавателей в данной форме научно-исследовательской деятельности. Также влияет и такой фактор, как убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей.

Поскольку убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно являться написание статей и участие в конференциях, влияет отрицательно на их активность в процессе привлечения студентов к участию в такой форме научной деятельности, как, например, работа по гранту, то необходимо было проанализировать, какие факторы влияют на сложившееся мнение преподавателей об основной форме необходимой работы студентов в науке (Таблица 2).

Таблица 2

Отношение преподавателей к участию студентов научной деятельности, % опрошенных

Полностью согласен

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не

согласен

Совсем не

согласен

Необходимо привлекать студентов к участию во всех научно-исследовательских проектах в МГТУ.

Основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и (или) написание статей /тезисов.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны.

Исследователь не обязан делиться со своими научными разработками с другими лицами, в том числе, со студентами.

Большинство студентов не способны к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Согласно полученным результатам анализа, на убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов науке должно быть участие в конференциях и написание статей, влияют следующие позиции преподавателей: 1) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время; 2) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны. При этом обе эти позиции оказывают взаимное влияние друг на друга. Также, на них влияют такие факторы, как убежденность преподавателей в низком научном потенциале студентов и убежденность преподавателей в том, что исследователь не должен делиться своими научными разработками с другим лицами, в том числе со студентами.

Мы рассмотрели причины низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности. Большинство опрошенных в ходе опроса указали на наличие у них внутреннего желания заниматься научной деятельностью, при этом не имелась в виду работа над диссертацией - 67,4 %. В целом преподаватели высоко оценивают уровень своих способностей для занятия научной деятельностью - 72,6 %. Среди факторов, которые отрицательно влияют на развитие научно-исследовательской деятельности самих преподавателей, следует отметить объем аудиторной нагрузки (77,0 %), размер заработной платы (65,9 %), отсутствие финансирования на работу в интересующем преподавателей направлении (38,5 %), неуверенность в дальнейшей работе в МГТУ (36,3 %), техническая обеспеченность вуза для научно-исследовательской деятельности (29,6 %).

Техническая обеспеченность вуза является препятствием для развития научно-исследовательской деятельности, по мнению около 1/3 опрошенных преподавателей. Следует отметить, что преподаватели, чей исследовательский интерес находится в технической области, чаще указывают в качестве препятствия для развития науки техническую обеспеченность вуза (среди данной категории преподавателей данный фактор выбрала половина респондентов).

Оценивая ответы преподавателей с точки зрения различных параметров технической обеспеченности вуза, можно сделать следующие выводы:

Преподаватели неоднозначно оценивают обеспеченность вуза лабораториями или полигонами для испытаний: в структуре ответов преобладают средние оценки, число негативных оценок незначительно меньше;

Такие параметры, как оснащенность специальными приборами для экспериментов, испытаний, оснащенность вычислительной техникой, чаще оцениваются отрицательно;

Информационное обеспечение научных работ, а также доступ к отраслевым, специализированным базам данных преподаватели чаще оценивают удовлетворительно.

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить социально-демографические характеристики респондентов, мотивации занятия научно-исследовательской деятельностью, получить общее знание о формах и способах участия опрошенных студентов и преподавателей в НИРС и их внутреннем отношении к проблемам НИР в вузе.

Итоги исследования позволили раскрыть основные характеристики организации научно-исследовательской работы студентов, таких как специфичность организации научно-исследовательской студентов; степень и характер участия студенческой молодежи, преподавателей в НИРС, распространенные формы и характер научной работы студентов в вузе; организационные проблемы и трудности. В ходе проведенного исследования мы видим, что в последнее время состояние НИРС в образовательных организациях высшего образования организовано не самым лучшим образом. Большая часть студенческого состава отошла от активного участия в научно-исследовательской работе - это обусловлено низкой финансовой поддержкой средств в вузах, нехваткой источников на развитие материально-технического оснащения и стимулирование студенчества. Однако ключевой задачей сегодня любого вуза является действенное вовлечение студенческой молодёжи в науку, предоставление финансового содействия для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, выполнение хоздоговорных работ, а также оснащение лабораторий современным оборудованием - и наш вуз не является исключением.

Таким образом, проведенное исследование затронуло многие стороны организации научной деятельности студентов, что обусловлено сложностью и многообразием социальных факторов научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Стоит обратить внимание на усиление и проведение целостной и единой научно-исследовательской работы со студентами как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом.

Библиографическая ссылка

Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» учреждении высшего
образования

Тема 1. Научно-исследовательская деятельность: основные понятия и виды, организация НИР студентов в образовательном учреждении

высшего образования
1.Аналитическая, научно-исследовательская деятельность как
вид профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники, освоившие программу бакалавриата по
направлению Менеджмент
2.Совет молодых ученых КемГУ.Портал «Наука в КемГУ».
Студенческие научные объединения
3.

5. Правила оформления командировок студентов
6. Поощрение студентов за высокие научные достижения
7. Электронное портфолио студентов. Внеучебный рейтинг по
научной и инновационной деятельности

Семестровые задания по теме 1

Задание 1.
Найдите на сайте НАУКА в КЕМГУ ближайшие научные
конференции по экономической направленности (скрин закладки)
Задание 2. Заполнить служебное задание для направления в командировку
и отчет о его выполнении (doc)
Задание 3. Заполните свое портфолио по внеучебному рейтингу в ЭИОС
(скрин)
Задание 4. Расскажите о работе одной из научных лабораторий / МИПов
КемГУ (А4, doc)

Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний

1.Аналитическая, научно-исследовательская деятельность как вид
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники,
освоившие программу бакалавриата по направлению Менеджмент
Научная (научно-исследовательская)
деятельность – это деятельность,
направленная
на
получение
и
применение новых знаний
Ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа
1996 г. «О науке и государственной научнотехнической политике»

Профессиональные задачи информационно-аналитической деятельности: (ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент)

Профессиональные задачи информационноаналитической деятельности:
(ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент)
- сбор, обработка и анализ информации о
факторах внешней и внутренней среды
организации для принятия управленческих
решений
- подготовка отчетов по результатам
информационно-аналитической деятельности

2. Портал «Наука в КемГУ». Совет молодых ученых КемГУ. Студенческие научные объединения

Научные школы Института экономики и управления
КемГУ
1. «Социально-экономические проблемы управления
человеческими ресурсами»
Руководитель – д-р эконом. наук, профессор
Морозова Е.А.
2. «Модернизация российской экономики:
методология, теория, практика»
Руководитель – д-р эконом. наук,
профессор Шабашев В.А.

Основные направления научной
деятельности института экономики и
управления КемГУ
1. Экономические, экологические и
социальные факторы инновационного
развития региона
2. Государство и бизнес как субъекты
институциональной трансформации
региона

Название кафедры
Научные темы подразделений в рамках научной темы
института
Кафедра менеджмента
им. И.П. Поварича
Управление человеческими ресурсами в условиях

Кафедра маркетинга и
бизнес-коммуникаций
Маркетинг в инновационном развитии региона
Кафедра экономической
теории и
государственного
управления
Государство и бизнес как субъекты
институциональной трансформации региона
Кафедра финансов и
кредита
Финансово-экономические факторы
инновационного развития региона
Кафедра региональной и Экономические, социальные, экологические
отраслевой экономики
проблемы региона в условиях инновационной
реструктуризации экономики
Кафедра бухгалтерского
учета, анализа, аудита и
налогообложения
Финансовые и правовые аспекты инновационной
предпринимательской деятельности

Студенческие научные объединения ИЭиМ
1. Студенческий научный кружок «Маркетолог»
Отв. – доцент О.Н. Котова
2. Студенческий научный кружок при кафедре
менеджмента
Отв. – доцент А.Ю. Нестеров
3.Студенческий научный кружок при кафедре "Финансы
и кредит" - Идея "ФиКС" при кафедре финансов и
кредит.
Отв. – доцент Т.А. Алабина
4. Студенческий Научный клуб «Молодой
предприниматель» при кафедре ЭТ и ГУ
Отв. – доцент И.В. Корчагина

Портал «Наука в КемГУ» http://science.kemsu.ru/

Научные лаборатории КемГУ

Лаборатория цитогенетики
Лаборатория археологии и этнографии
Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности
Лаборатория этносоциальной и этноэкологической геоинформатики
Лаборатория этологии человека
Лаборатория интродукции и сохранения биоразнообразия
Лаборатория физико-химии энергетических и люминесцирующих
материалов
Лаборатория прикладных исследований и разработок
Малые инновационные предприятия
http://science.kemsu.ru/pages/MIP
ООО "Лиомед"
ООО "Экоген+"
ООО «НПП «Импульс»
ООО «Лаборатория эффективной речевой коммуникации»
ООО «Центр экологического анализа и экспертиз»
ООО «Научно-производственное предприятие «ЛАиРК»
ООО "Интерактивные технологии"
ООО «Центр Моего Дизайна»Цель - содействие профессиональному росту, развитию и
активному участию научной молодежи в жизни университета,
её широкому вовлечению в передовые научноисследовательские и инновационные разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники и
общества.
Совет реализует меры, направленных на популяризацию
науки, повышение престижа профессии ученого, пропаганду
научных и инновационных достижений университета, его
научных школ и исследовательских коллективов.
Совет молодых ученых активно принимает участие в
проведении круглых столов, организуемых администрацией
Кемеровской области и общероссийским народным фронтом
по вопросам развития в регионе науки и инноваций.

3. Правила проведения предметных олимпиад
Положение о студенческой олимпиаде на экономическом
факультете утверждено на заседании Ученого Совета
экономического факультета 25 октября 2010 года (протокол
№2) http://ef-kemsu.ru/nauka/nirs/
Студенческая олимпиада – это соревнование
студентов в творческом применении знаний и умений
по специальным экономическим дисциплинам, а также
в профессиональной подготовленности будущих
специалистов
Студенческая
олимпиада
является
формой
стимулирования НИР студентов и направлена на
совершенствование системы обучения студентов

Правила проведения предметных олимпиад
Олимпиады являются предметными и проводятся
по дисциплинам, изучаемым в Институте экономики и
управления. В олимпиадах участвуют студенты,
изучающие соответствующие дисциплины в текущем
учебном году и закончившие их изучение.
Общее методическое, организационное и
информационное обеспечение Олимпиад
осуществляется Организационными комитетами

Правила проведения предметных олимпиад
За призовые места в первом туре Оргкомитет
награждает победителей грамотами. Победители
второго тура награждаются дипломами 1, 2, 3
степени, денежными премиями и памятными
подарками.
По представлению Оргкомитета руководство
института может награждать грамотами, денежными
премиями и памятными подарками преподавателей
и студентов, принимавших активное участие в
организации и проведении Олимпиады.

ЦЕЛИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИМПИАДЫ
1. Мониторинг качества подготовки специалистов по
специальным экономическим дисциплинам
2. Активизация самостоятельной учебной и научноисследовательской деятельности студентов
3. Развитие научных и творческих способностей студентов
4. Повышение интереса студентов к своей будущей
профессии
5. Выявление наиболее способных, активных и
мотивированных на научную и профессиональную
деятельность студентов, их поддержка и поощрение
6. Оптимизация процесса профессионального становления
будущих специалистов, формирование у них
профессионально важных качеств
7. Отбор претендентов среди наиболее способных студентов
для участия в региональных и всероссийских олимпиадах

4. Международные научно-практические конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
Ежегодно в апреля на базе Института Экономики и
менеджмента
Кемеровского государственного университета проводится
Международная конференция студентов, аспирантов и
молодых учёных
«Молодёжь и наука: реальность и будущее»
Основной целью конференции является привлечение к НИР
талантливых студентов, обсуждение актуальных проблем
экономики, а также объединение и поддержка молодых
специалистов, изучающих наиболее интересные, спорные и
проблемные аспекты различных областей экономики

4. Международные научно-практические конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
Задачами конференции являются:
1. Приобщение студентов и молодых ученых к участию в решении
актуальных проблем экономики
2. Развитие у студентов навыков формирования собственных суждений и
обоснованных выводов, умения их аргументированной защиты и
публичного выступления
3. Осуществление объективного отбора
студентов для участия в
конференциях более высокого уровня (региональных, всероссийских,
международных)
4. Выявление наиболее способных к научной работе студентов для
дальнейшего обучения в аспирантуре, магистратуре
5. Повышение
научно-творческой
активности
профессорскопреподавательского состава как научных руководителей студенческих
научных работ
6. Расширение и углубление связей экономического факультета КемГУ с
другими вузами в сфере научно-исследовательской работы студентов
7. Популяризация экономического образования среди школьников и
абитуриентов и привлечение одаренных выпускников в ряды студентов
Экономического факультета КемГУ

С материалами научных трудов
Международной конференция студентов,
аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука:
реальность и будущее",
можно ознакомиться на сайте КемГУ
http://niais.kemsu.ru/conf/
Название секции
1
Актуальные социально-экономические проблемы управления
2
Экономика и управление организациями: традиции и инновации
3
Динамика инновационных процессов в области налогообложения и предпринимательства
4
Управление развитием региона и девелопмент недвижимости
5
Финансово-экономические аспекты развития организаций, корпораций, региона
6
Реструктуризация экономики моногородов и организация территорий опережающего
развития (ТОСЭР)
7
Экономика, финансы, управление и предпринимательство в семье и бизнесе

5. Последовательность оформления
командировок студентов
Шаг 1. Определитесь с местом, временем и целью поездки.
Определите научного руководителя, на которого возлагается
обязанность контроля по оформлению приказа и сметы
студентами, и финансовая ответственность по оформлению
авансового отчета.
Командирование студента возможно, если его обучение
проходит на бюджетной основе.
Шаг 2. Оформить документы (командировочное
удостоверение и смету) http://www.ef-kemsu.ru/pages/nirs и
предоставить их в отдел кадров студентов
Совет! При сборе подписей целесообразно иметь с собой
электронный вариант приказа и сметы, чтобы можно было
оперативно внести в них изменения.

Смета
на командирование
студентов

Служебное задание

Договор на оказание услуг

Последовательность оформления командировок
студентов
Шаг 3. Если для участия в конференции необходимо оплатить
оргвзнос безналичным расчетом, то параллельно (аналогично
шагу 2) необходимо оформить договор «о возмездном оказания
услуг».
Шаг 4. Дождаться выхода приказа о командировании студентов
(период ожидания 3-4 дня).

Последовательность оформления командировок студентов
Шаг 5. Оформление авансового отчета возможно как до поездки, так и
после.
Авансовый отчет подписывает руководитель студентов или
руководитель группы студентов (тот кто указан в приказе).
Бланки авансового отчета находятся в бухгалтерии. Ксерокопию
авансового отчета сдать зам. директора института по НИРС.
Совет по оформлению авансового отчета!
1. Проездные документы (билеты) наклеить на белый лист бумаги формата А4
2. Максимальная сумма возврата за проживание - 550 руб. в сутки. Сумма свыше - не
возвращается. Если ваши расходы выше указанной суммы, то прикладываете чек, а
в авансовом отчете считаете по 550 руб. в сутки.
3. Суточные расходы – 100 руб.

Шаг 6. Научному руководителю, после сдачи
авансового отчета, через 3-4 дня позвонить в
бухгалтерию и узнать, когда произойдет выдача
средств в кассе. Получить деньги. Выдать студентам.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
Шаг 5-6. Возмещение средств возможно через
профком студентов. После поездки оформляете
заявление о материальной помощи на сумму
затраченных средств. Выплаты – 25 числа месяца на
карту студента.

6. Поощрение студентов за высокие научные
достижения
Формы поощрения:
Звание Отличник НИРС
Стипендия Президента РФ
Стипендия Правительства РФ
Стипендия им. И. П. Поварича
Повышенная академическая стипендия

Звание Отличник НИРС
Цель конкурса – поощрение студентов, наиболее
активно проявивших себя в научно-исследовательской
работе, мотивация обучающиеся к научноисследовательской деятельности
Задачи конкурса:
Активизация научно-исследовательской деятельности
студентов
Стимулирование высоких достижений студентов и
мотивация к разностороннему развитию
Формирование благоприятного имиджа и повышение
престижа КемГУ
Конкурс проводится в 2 этапа

Звание Отличник НИРС
К Конкурсу допускаются лица, являющиеся на момент
проведения
Конкурса
студентами,
обучающимися
по
направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры на
дневной форме обучения, имеющие по итогам промежуточной
аттестации оценки: «хорошо» и «отлично».
Победители конкурса награждаются дипломами, нагрудными
знаками «Отличник НИРС».
Студенты, удостоенные звания «Отличник НИРС КемГУ»:
- имеют право на увеличение государственной академической
стипендии в размере 80% от размера государственной
академической стипендии
-имеют преимущество при поступлении в аспирантуру при
прочих равных условиях

Звание Отличник НИРС
Комплект конкурсной документации:
1.
2.
3.
4.
Заявка на участие в конкурсе
Характеристика, подписанная директором института
Заверенная копия зачетной книжки
Список публикацией, подписанный директором
института
5. Копии документов, подтверждающих высокие
достижения научно-исследовательской деятельности
6. Копии подтверждающих документам по грантам,
хоздоговорам, заданиям по НИР и НИОКР, в которых
конкурсант принимал участие
7. Анкета самооценки

Стипендия Президента РФ

Претендентами на стипендии Президента Российской
Федерации могут быть студенты и аспиранты высших учебных
заведений, выдающиеся успехи которых в учебе и научных
исследованиях подтверждены дипломами (или другими
документами) победителей всероссийских и международных
олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей или являющиеся
авторами открытий, двух и более изобретений, научных статей в
центральных изданиях Российской Федерации и за рубежом.
Размер стипендии Президента РФ с учетом районного
коэффициента составляет:
для ля студентов – 2860 руб. в месяц
аспирантов – 5850 руб. в месяц
Указ Президента РФ от 14 февраля 2010 года №182
Распоряжение Президента РФ от 6 сентября 1993 года №613-рп

Стипендия Правительства РФ
http://new.kemsu.ru/pages/informal_soc_support
Стипендии Правительства РФ назначаются аспирантам и
студентам очной формы обучения, проявившим выдающиеся
способности в учебной и научной деятельности как в целом по
курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам
Кандидаты на получение стипендий выдвигаются учеными
советами государственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования из числа студентов, как правило, с
третьего курса, и аспирантов - со второго года обучения по
результатам промежуточных аттестаций.
Размер стипендии с учетом районного коэффициента
составляет:
для студентов СПО – 1092 руб. в месяц
для студентов ВО – 1872 руб. в месяц
для аспирантов – 4680 руб. в месяц
Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1995 г. N 309

Стипендия им. И. П. Поварича
Пакет документов:
копия зачетной книжки (первая страница и страницы с
результатами обучения за последние два семестра),
предшествующие подаче документов
копии страниц печатных изданий с выходными данными и
текстом публикации
распечатка интернет-страницы
публикации
с
размещенным
текстом
копии Дипломов, Грамот, Благодарностей, Благодарственных
писем, Сертификатов и других документов, полученных
студентом в течение двух семестров, предшествующих участию в
конкурсе

Стипендия им. И. П. Поварича
Критерий оценки
1. Академическая успеваемость студента на «хорошо» и «отлично»
2. Наличие результатов научных исследований в области экономики и
управления, принятых к печати и опубликованных в виде научных статей в
научных изданиях
3. Достижения в научных исследованиях, подтвержденные дипломами (или
другими документами) победителей
4. Активное участие в научно-исследовательской деятельности и научнопрактических мероприятиях института
Итого
αi,
доля ед.
0,15
0,40
0,30
0,15
1,00

Повышенная академическая стипендия
http://new.kemsu.ru/pages/informal_soc_support
Учебная деятельность
Научно-исследовательская деятельность
Культурно-творческая деятельность
Спортивные достижения
Общественная деятельность
Показатели оценки НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Публикации
2. Патент, свидетельство
3. Гранты на выполнение НИР, выигранные студентом
4. Участие студента в гранте, хоздоговоре в качестве исполнителя
5. Награды, полученные на научных выставках
6. Медали, дипломы, грамоты, премии, полученные на конкурсах,
конференциях, олимпиадах

Электронное портфолио студентов
Внеучебный рейтинг по научной и инновационной
деятельности: правила заполнения
Выступление: Ашмарова, О.В. Совершенствование методики
оценки эффективности использования программно-целевого
подхода в информатизации общества // VII Международная
конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
"Молодежь и наука: реальность и будущее«. - г. Кемерово
(КемГУ) . - 2016. - 16.04.2016. - сертификат участника
Публикация: Ашмарова, О.В. Федулова, Е.А. Основные направления
совершенствования программно-целевого подхода в
информатизации общества в Кемеровской области / Е.А. Федулова,
О.В. Ашмарова [Текст] // Экономика и менеджмент систем
управления. - г. Воронеж. - 2016. - с.164

Примеры
тестовых
заданий

1. Выберите правильный ответ Орган, реализующий комплекс мер, направленных на популяризацию науки, повышение престижа профессии

ученого, пропаганду научных и
инновационных достижений университета, его
научных школ и исследовательских коллективов –
это..
А) Ученый совет университета
Б) Совет молодых ученых
В) Студенческое научное общество
Г) Студенческий научный кружок

2. Дополните определение Студенческая …– это соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по специальным

экономическим
дисциплинам, а также в профессиональной
подготовленности будущих специалистов.
А) Конференция
Б) Научно-исследовательская деятельность
В) Олимпиада
Г) Учебная деятельность

3. Выберите правильные ответы Обязательными документами для оформления командировки студентов являются…? А) Приказ на

командирование студентов
Б) Смета на командирование студентов
В) Договор «о возмездном оказания услуг»
Г) Служебное задание
Д) Рецензия научного руководителя
.

4. Выберите правильные ответы Студенты, удостоенные звания «Отличник НИРС КемГУ»: А) имеют право на увеличение государственной

академической стипендии в размере 80% от размера
государственной академической стипендии
Б) имеют преимущество при поступлении в аспирантуру
при прочих равных условиях
В) имеют преимущество при поступлении в магистратуру
при прочих равных условиях
Г) имеют право на увеличение государственной
академической стипендии в размере от 7 000
до 17 000 рублей ежемесячно
.

5. Выберите правильный ответ Какая из стипендий названа в честь д.э.н., профессор, академик МАН ВШ, член международной академии

народов мира
«Элита», Заслуженный экономист РФ,
профессора экономического факультета
КемГУ?
А) Стипендия им. И. П. Поварича
Б) Стипендия им. Е.Т. Гайдара
В) Стипендия им. А.А. Собчака
Г) Стипендия им. Д.С. Лихачева

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Виды и формы научно - исследовательской работы студентов

Заключение

Введение

Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели

Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Следует оговориться, что речь идёт в первую очередь об общественных науках, таких как политэкономия и экономическая теория, хотя и в точных науках знания даже годичной давности могут оказаться устаревшими. В наше время устоявшиеся догмы часто становятся лишь забавным курьёзом далёкого прошлого, и главным является не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.

Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету. Преподаватель решает две задачи: он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны он не боится уделить побольше внимания основной массе учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороны преподавателя, членами кружка может стать практически вся группа.

Политэкономия и экономическая теория открывают безграничный простор для молодых исследователей. Экономика настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, в какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Если это точные науки, то его скорее всего, заинтересует математическое моделирование экономических процессов; студента-историка заинтересуют эволюция экономических учений и концепций, а так же их практическое применение в разные периоды истории; даже студент-ветеринар, возможно, будет заинтересован разработкой бизнес-плана частной ветеринарной лечебницы. А если вспомнить о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозирование результатов решений правительства, функционирование фондового рынка, который в последнее время развивается очень активно, то, на мой взгляд, трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами и не посетил заседания кружка или лаборатории хотя бы один раз.

Вышесказанное относится к студенческой научной работе по вопросам экономической теории и политэкономии в ВУЗах, где этот предмет не является профилирующим. Студенты экономических ВУЗов могут изучать гораздо более сложные проблемы. В список возможных тем исследований, кроме «интересных» вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности. Это вопросы о ценообразовании на рынках ресурсов, государственная политика протекционизма, налогообложение в условиях переходной экономики, теория потребительского поведения, расходная и доходная статьи государственного бюджета, сельское хозяйство и новые отношения собственности и так далее. Список можно продолжать до бесконечности, потому что каждый новый день несёт массу новых задач, требующих решений как от государства, так и от каждого гражданина в частности. Так, начав с частной проблемы активизации учебного процесса в ВУЗе, мы пришли к глобальному вопросу подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мы медленно, но приближаемся. Научная работа с раннего возраста поможет воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.

студент научный исследовательский кружок

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.

Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования. Реализуется известная ленинская цитата: «во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в - третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».

Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:

* Предметные кружки;

* Проблемные кружки;

* Проблемные студенческие лаборатории;

* Участие в научных и научно-практических конференциях;

* участие во внутривузовских и республиканских конкурсах.

* Участие в выполнении госбюджетной и договорной тематики кафедр.

Остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных форм.

Предметные кружки.

Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять как членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса скорее всего будут малопонятны студентам первого, и у них может пропасть интерес к кружку, как таковому.

Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом:

На организационном собрании, проходящем приблизительно в октябре, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Некоторые преподаватели считают, что выборное распределение докладов не является необходимым, так как студент концентрируется на одной теме, не уделяя большого внимания другим. С одной стороны, принудительное распределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, с другой стороны, такой подход может не найти поддержки у самих студентов. Представим себе первокурсника, который впервые пришёл на заседание кружка, где, как он как он считает, к нему должны относиться почти, как к равному, и вдруг он получает для работы тему, которая его интересует очень мало, а тема, которую ему хотелось развить в своей работе, досталась другому. Конечно, студент обидится, и его присутствие на остальных заседаниях кружка ставится под сомнение.

Таким образом, распределение тем должно быть исключительно выборным, тем более что к началу обучения в ВУЗе человек уже достаточно развит, чтобы иметь собственные интересы и пристрастия.

После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, сменит ли первоначальный пыл юных исследователей вдумчивая работа, или всё так и останется в зачаточной стадии. Необходимо наблюдать за каждым студентом, стараться предсказать проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы. Может случиться так, что молодой человек постесняется задать вопрос, считая себя достаточно взрослым для его самостоятельного решения, а затем, так и не придя к ответу, откажется от исследования вообще, приняв решение о собственной научной несостоятельности. Такие психологические проблемы часто встают перед студентами младших курсов. Причиной является сложившийся стереотип, что студент-это уже полностью сложившийся человек, и сам должен решать свои проблемы. На самом деле же, мышление студентов младших курсов ещё несёт в себе большой отпечаток школьного и, говоря откровенно, просто детского. Поэтому конфликт между «взрослой» моделью поведения и юношеским мышлением может перечеркнуть усилия самого талантливого, но недостаточно чуткого педагога. Поэтому будет не лишним прочитать студентам две-три лекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, а так же ознакомит студентов с научными направлениями преподавателей кафедры, чтобы студенты знали, к кому можно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.

Если начальный период работы кружка прошёл успешно, и большая часть тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме этого, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учёными, а так же публикация тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов.

Проблемные кружки.

Всё сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, но следует учесть некоторые отличия.

* Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а так же, если при ВУЗе имеется таковые, колледжей и лицеев. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Так, например тему «Безработица в России» может быть рассмотрена с экономической (влияние безработицы на ВНП, государственная политика в отношении безработицы и т. д.), социальной (социальный состав безработных, социальные последствия безработицы и т. д.), культурной (безработица и культура, народный фольклор о безработице и т. д.), и даже литературной (безработица в произведениях российских писателей) точек зрения. Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива.

* Проблемные кружки представляю собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможно организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН.

* Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.

Проблемные студенческие лаборатории (ПСТ).

ПСТ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний и навыков. В рамках ПСТ осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, как научные и проблемные кружки. Происходит отсев студентов, когда из способных выбираются ещё более способные.

Ещё одним отличием ПСТ от кружка является большее значение способности студента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, как правило, только за себя, то в ПСТ, где темы исследований гораздо более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведёт к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.

Таким образом, работа в ПСТ - следующий важный шаг к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности.

Участие в научных и научно-практических конференциях.

Каждый из указанных выше типов конкуренции является итогом проделанной работы: научных исследований, работы в лаборатории, практики по специальности.

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто они проводятся вне стен ВУЗа, а на территории завода, фабрики, колхоза, фермерского хозяйства, управляющего органа, с которыми ВУЗ поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводится по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения.

Заключение

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды НИРС, а также решена проблема улучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когда студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».

Список использованной литературы

Активизация самостоятельной работы студентов по политической экономии / Коллектив авторов, 2004;

Актуальные вопросы преподавания политической экономии социализма / Коллектив авторов, 2008;

Вопросы преподавания политической экономии в системе высшего заочного и вечернего образования / Коллектив авторов // Москва, «Высшая школа», 2008;

Макаренко А. С. «Педагогическая поэма», Москва, 2008;

Проблемы методики преподавания политической экономии / Коллектив авторов // Издательство Проспект, 2007;

Самостоятельная работа студентов в вузе / Коллектив авторов // 2002;

Тезисы доклада и выступлений на межвузовской научно-методической конференции по общественным наукам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные направления научно-исследовательской деятельности студентов, ее значение в повышении качества выпускаемых вузами кадров. Классификация научно-исследовательских работ и их отличительные признаки, степень занятости в них студентов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2010

    Концепция академических научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-исследовательской деятельности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-исследовательская деятельность в контексте методов обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) как одна из важнейших форм учебного процесса. Значимость научного исследования в становлении профессиональной компетентности будущего специалиста. Методика и тематика НИРС с новыми видами удобрений.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к деятельности средствами проблемного обучения. Системный подход к научной работе в условиях ВУЗа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. Турнир юных математиков, научно-исследовательские конференции и семинары. Методы научно-исследовательской работы школьников. Неполная индукция, обобщение, аналогия, специализация.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Характеристика исследовательской деятельности в современных условиях. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как средство повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать научные задачи.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Перечень умений, знаний и практических навыков, приобретаемых студентами во время учебной практики по фармакогнозии. Организация, тематический план и содержание учебной практики. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

    методичка , добавлен 22.07.2014

    Основные задачи научной работы студентов. Методы организации, проведения научно-исследовательской работы. Компоненты, на которых основывается актуальность темы педагогического исследования в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании.