Ночь искусств. Романовы




Издание А. Е. Бурцева. Санкт-Петербург: [Худож. хромо-тип. А.К. Вейерман], 1913. Два титульных листа. Текст и портреты в красивой орнаментальной рамке. H=31 см. Издание вышло в 8 выпусках. Выпуски 1-4 изданы под заглавием «Российский царственный дом Романовых»; выпуски 5-8 – «Галерея портретов царствующего Дома Романовых». Нумерация выпусков 5-8 отсутствует. Худ. академик А. Клиндер и др. 99 с. 179 ил. В 2-х марокеновых переплетах эпохи с тиснением золотом на крышках и корешках. Тройной золотой обрез. Экземпляр из библиотеки Царского Села. В комплектном виде большая редкость!

Вып. 1: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645). 55 с., л. портр., ил. .

Вып. 2: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645) - Портреты. 2. Алексей Михайлович (царь русский; 1629 - 1676) - Портреты. 3. Федор Алексеевич (царь русский; 1661 - 1682 с., л. портр., ил.

Вып. 3: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Петр I (император российский; 1672 - 1725) - Портреты. 2. Екатерина I (императрица российская; 1684 - 1727) - Портреты. 3. Петр II (император российский; 1715 - 1730) - c. 57-68, л. портр.

Вып. 4: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Анна Ивановна (императрица российская (1693 - 1740); Портреты. 2. Елизавета Петровна (императрица российская; 1709 - 1762) - Портреты. 3. Петр III (император российский; 1728 - 1762) - Портреты. 4. Екатерина II (императрица российская; 1729 - 1796) - c. 69-80, л. портр. .

[Вып. 5]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Павел I Петрович (1796-1801). Портреты. 2. Александр I (император российский; 1777 - 1825) - . - c. 81-86, л. портр. - На доп. тит. л. опечатка в дате: (1796-1810) .

[Вып. 6]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Николай I Павлович, 1825-1855. - . - c. 87-89, л. портр. .

[Вып. 7]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Александр II Николаевич (1855-1881) . c. 90-93, л. портр.

[Вып. 8]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Николай Второй. Император и самодержец всероссийский. . - с., л. портр.

«Галерея портретов Царствующего дома Романовых» была подготовлена к знаменательной для России дате - 300-летию дома Романовых и вышла в 8-ми выпусках. В альбоме последовательно представлены портреты всех членов царственной фамилии, начиная от Михаила Федоровича Романова и заканчивая портретами членов семьи последнего царя этой династии - Николая II. Всего в издании представлено 179 изображений.


Возьмем, к примеру, 5-й выпуск. Данное издание охватывает временной период с 1796 до 1825 г. и содержит портреты императора Павла I, императора Александра I и членов их семейств. Собственно портретная галерея предварена краткими очерками о Павле I и Александре I, в которых также представлены общие сведения о судьбе многочисленных детей императора Павла (император имел 10 детей от второго брака). В очерках информация подается исключительно в положительном ключе, что вполне объяснимо - все же издание юбилейное. Любопытно, к примеру, что причиной смерти императора Павла, который был убит в результате заговора, называют «удар» (как сказали бы сегодня - инсульт). Но все же самое главное в этом издании - сами портреты членов царской семьи, среди которых есть уникальные экземпляры. Редкость некоторых гравюр отмечена в самом издании. В ряду «парадных» изображений со стандартными позами встречаются и такие произведения, как очень теплый семейный портрет Александра I с женой Елизаветой Алексеевной. На одном из портретов изображена первая супруга Павла I Наталья Алексеевна, рано скончавшаяся от родов. Большой интерес представляют изображения детей, например, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) и Константина Павловича - малышей лет 4-5, позирующих с саблями и знаменем.


Бурцев, Александр Евгеньевич (1863 - 1938) – русский издатель, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиограф, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Родился в Вологодской губернии в зажиточной крестьянской семье. В 1882 г. переехал в Санкт-Петербург и работал приказчиком в меняльной лавке. Потом устроился на работу в меняльную контору своего старшего брата, где проработал заведующим до 1917 года. Ещё в молодости Александр Евгеньевич увлекся книгами и стал скупать редкие издания. С 1892 по 1893 год путешествовал по русскому Северу, где изучал и записывал фольклор. С 1890-х годов расширяет границы своих интересов как коллекционера и начинает собирать предметы старины, картины со сценами русского быта, рукописи, редкую церковную утварь. С 1896 года начал плодотворную издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей, и др.). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А.Е. Бурцевым» и др.).

Бурцев на протяжении долгого периода опекал некоторых художников, выступая в роли мецената. В частности, это были такие художники, как К.С. Петров-Водкин, Б.Д. Григорьев, Н.П. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.К. Рерих. В своём доме на улице Бассейной (Некрасова 10, арх. И.П. Володихин), созданного для экспозиций, Александр Евгеньевич устраивал выставки и презентации. В конце 1918 года все капиталы Александра Евгеньевича были аннулированы, особняк был национализирован. В период НЭПа, благодаря М. Горькому, Бурцев открыл книжную лавку, а в конце 1920-х стал сотрудником библиотеки при Педагогическом институте им. А. И. Герцена. В 1935 году вместе с женой, дочерью и внучкой был выслан в Астрахань. 29 октября 1938 года Бурцев Александр Евгеньевич и Бурцева (Маркелова) Параскева Домиановна были арестованы и расстреляны. Выписка из книги памяти: "Бурцев Александр Евгеньевич. Проживал: Астрахань. Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинен в связях с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстрелян 29 октября 1938 г. Реабилитирован в 1963 г.", "Бурцева Прасковья Демьяновна. Проживала: Астрахань. Приговорена: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинена в антисоветской агитации и связях с финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстреляна 29 октября 1938 г. Реабилитирована в 1963 г.". Большая часть уникальной коллекции Александра Евгеньевича оказалась в государственных архивах и частных собраниях, часть коллекции унаследовала дочь Бурцевых. В конце сороковых годов, унаследованные реликвии были переданы в Центральный государственный архив литературы и искусства. Активным помощником и посредником при передаче реликвий стал Ираклий Андроников.


Некоторые фундаментальные издания Бурцева:

1897 «Описание редких российских книг и рукописей» 5 томов

1899 «Дополнительное описание библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей» 6 томов

1901 «Обстоятельное библиографическое описание редких книг и художественных изданий» 7 томов

1908 «Полное собрание библиографических и палеографических материалов, изданных в разное время А. Е. Бурцевым» 10 томов

1910 - 1911 «Полное собрание этнографических трудов А. Е. Бурцева» 11 томов

1912 «Альбом из жизни русского раскола и старообрядчества»

1912 – 1914 «Коллекция картин и рисунков старой и новой русской школы»

1912 - 1914 «Женщина в картинах русских художников и в снимках с натуры»

1913 «Галерея портретов царствующего дома Романовых, из собрания А. Е. Бурцева» 8 вып.

1914 «Жизнь русского народа, его нравы и обычаи в картинах русских художников и в снимках с натуры»


В истории русской культуры рубежа XIX-XX веков видное место занимают собиратели и меценаты, вышедшие из купеческой среды. У всех на слуху имена создателей крупных художественных коллекций - П.М. Третьякова, братьев М.А. и И.А. Морозовых, С.И. Щукина. У библиофилов тоже были свои Третьяковы, и петербуржец Александр Евгеньевич Бурцев - один из них. Бурцев начал собирать книги ещё в юношеские годы, будучи подручным у своего дяди-менялы. Унаследовав меняльную лавку, он преобразовал её в банкирскую контору, расширил дело и разбогател. Вместе с капиталами росла и его библиотека. Взяв себе за правило ежедневно заходить к знакомым букинистам, Бурцев сначала покупал у них собрания сочинений русских классиков, затем перешёл на первоиздания и, наконец, стал коллекционировать подлинные письма, автографы и старинные рукописи. Кроме того, он скупал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, К.С. Петров-Водкин. Со временем собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроил на Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами. Однако ещё до создания музея Бурцев начал издавать описания своей коллекции. Человек увлекающийся и даже азартный, он и сюда привнёс купеческий размах. Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформтенные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплёты, бурцевские каталоги поражали не только качеством исполнения, но и объёмом, так как нередко содержали не просто описания книг, гравюр, портретов и рукописей, а целиком перепечатанные тексты редкого издания или автографа.

Достаточно сказать, что в своих «библиографиях» Бурцев дважды полностью опубликовал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Вот почему его «Описание редких российских книг» издано в пяти томах, «Архив книжных и художественных редкостей» - в шести, а «Словарь редких книг и гравированных портретов» - в семи. Специалисты нередко называли Бурцева «библиофилом-графоманом». Между тем его издания, сыгравшие значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги и графики, со временем сами превратились в редкость. Судьба коллекции Бурцева сложилась драматически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дёшево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке». Бурцев дожил до глубокой старости. Ещё в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно бьпо встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева. Бурцев умер в 1937 году. Во время войны его дочь, Ольга Александровна, вывезла остатки собрания отца в эвакуацию, в Астрахань. Часть бумаг и рисунков там пропала. Уже в 1950-е годы литературовед И.Л. Андроников отправился в Актюбинск и приобрёл для Центрального государственного архива литературы и искусства всё, что сумела сохранить О.А. Бурцева, - 1508 рукописей и документов, среди которых обнаружились не известные ранее автографы М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, С.А. Есенина...

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.
1 часть:
http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)
Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).
Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)
принцесса Брауншвейг-Люнебургская, с упруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15
Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)
Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12
Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.

№5388 размер: 18х14,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна , дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Портрет работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)
Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)
Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16
Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).
Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46
Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5
Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.
Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16
Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.
Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).
дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5
Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16
Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46
Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).
Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)
Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5
Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)
Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).
Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5
Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.
Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.
Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене: «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».
Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.
Изображение - портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.
Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.
Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5 .
Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46 .
Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).
Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5
Портрет работы Г.Гроота 1748 г.
Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.
Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.
Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна .

№6695 размеры отсутствуют.
Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.
Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).
Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).
Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.
Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета - в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5
Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25
Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).

№5369 размер: 16х13,75
Портрет работы В.Эриксена 1769 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75
Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25
Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.
Государственный Русский музей. СПб.

Романовская галерея Зимнего Дворца (собрание портретов дома Романовых) размещалась в одной из галерей Малого Эрмитажа вокруг т.н. Висячего сада. Создана в конце 1840-х годов по указу императора Николая I.

План 2 этажа Эрмитажа. Залы Романовской галереи подчеркнуты красным (залы 259, 261, 262).

История ее создания изложена в статье: Ренне «Николай I и Романовская галерея» из сборника «250 историй про Эрмитаж» СПб 2014;.
«Особое место в истории портретных галерей императорского дворца занимает Романовская, творцом которой был сам император Николай I. Как и его старший брат Александр I, составляющий списки генералов, чьи портреты предполагалось поместить в Зале воинской славы 1812 года, Николай вникал во все подробности создававшейся по его указу в конце 1840-1850 гг. галереи портретов представителей Дома Романовых в здании Малого Эрмитажа. Для начала велено было составить реестр «всем портретам Высочайших Особ, находящимся в Эрмитаже и во всех императорских дворцах». Оказалось, в кладовой Эрмитажа 172 изображения; отправлено в Москву - 12; в Гатчину - 3; Английском дворце в Петергофе - 26; в старом дворце -18. 12 декабря 1844 г. «Государь Император…повелеть изволил находящиеся в Петергофе, как во дворце Английского Сада, так и в старом дворце, вверху, в большом зале между окон, так же овальные портреты, если они снимаются, привезти все в Санкт-Петербург, и потом выставить оные, вместе с хранящимися в кладовой Эрмитажа портретами, в Эрмитажных галереях, расположив их хронологически, по царствованиям, и поместив супруг возле супругов, а детей подле отцов». Многие картины требовали реставрации, некоторые копировались, и тогда оригиналы отправляли обратно, специально заказывались новые вещи. Один из первоначальных списков насчитывал 127 портретов, начиная от царя Михаила Федоровича, царицы Марфы Ивановны и патриарха Филарета и заканчивая всей большой императорской семьей, в которую входили мужья и жены уже выросших старших детей. Николай придирчиво относился к качеству произведений. Среди архивных дел, посвященных созданию Романовской галереи, есть курьезный документ с собственноручной припиской императора: «портреты, которые копированы со старых современных картин, должны быть подражанием сим портретам, со всевозможной точностью не глядя на несовершенство тогдашней живописи, иначе их историческая верность утратится; но другие портреты, списаны дурно, тогда как оригиналы хороши; все те портреты следует переписать за достаточную цену людьми, умеющими копировать, а не теми дураками, которые набраны были». Судя по документам, состав Романовской галереи незначительно менялся, особенно в первые годы ее существования. Некоторые портреты были сфотографированы и изданы в 1865 и в 1867 гг.»


Э. Гау "Северная часть Романовской галереи" 1861 год.

Э. Гау "Южная часть Романовской галереи" 1861 год.
Наиболее полное исследование Романовской галереи было сделано В. Кадочниковой в статье "К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа.":
"Для первоначальной экспозиции были отобраны портреты из загородных дворцов, кладовых Эрмитажа, недостающие изображения специально копировались... Однако галерея не была застывшим, законсервированным собранием, ее состав вполне естественно корректировался не только с изменениями в царствующей фамилии, но и сообразно вкусам и желаниям правящих императоров. Николай Павлович очень взыскательно относился к качеству копий, поэтому заказы на их изготовление передавались разным художникам, пока желаемый результат не был достигнут. В этом смысле выявление круга копиистов и их работ представляется чрезвычайно важным, так как впоследствии многие полотна утратили имена своих создателей и в настоящее время входят в музейные собрания как произведения неизвестных художников или с другим авторством.
Наиболее кардинальным изменениям уже сложившаяся галерея подверглась в 1858 году, когда Александр II повелел "переписать и исправить 27 портретов, написать вновь недостающие 5 портретов, исключить 31 портрет, оставить в настоящем виде - 98 портретов". В дальнейшем фамильная галерея также неоднократно пополнялась и изменялась, но уже не столь значительно."

Сохранилось не так много картин и фотографий самой Романовской галереи:в 1861 году художник Гау нарисовал 2 акварели и еще мне удалось найти в Интернете 2 фотографии начала 20 века.

Романовская галерея. Открытка начала 20 века.


Романовская галерея. Фотографии начала 20 века.

Галерея просуществовала до 1918 года, когда пришедшие к власти большевики ее расформировали, а портреты были отправлены в различные музеи (в основном в Русский музей, при этом, часть была утеряна). В настоящее время в одном зале галереи располагается искусство Средних веков Европы, а в другом - живопись Нидерландов XV-XVI веков.
Удалось найти 2 описания картин галереи, первое - 1866 года издания, составленное бароном Кене, а второе 1889 года издания, составленное Д.А. Ровинским.
Со следующего поста постараюсь на основе этих описаний, исследований и каталогов различных музеев собрать информацию, какие именно портреты находились в этой галерее и историю каждого портрета, которого удалось идентифицировать. Но, к сожалению, у меня нет никаких сведений, о том, какие портреты помещались в галерею после 1889 года (и помещались ли). Есть информация, что при Александре III галерея почти не пополнялась и требовала реставрации(письмо директора Эрмитажа А.А. Васильчикова, процитированное в статье Кадочниковой). Буду рад любой помощи в этом вопросе.

Сегодня, благодаря тому что в четверг многие музеи работают до позднего вечера, мы посетили недавно открывшуюся выставку «Романовы. Портрет династии» в Государственном Историческом музее. Представляем небольшой отчет.

Открывают выставку, конечно же портреты царей - основателей династии Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Кроме портретов на выставке присутствуют и «мемории» - личные вещи, автографы и памятные подарки. Например, ковш, жалованный царем Алексеем Михайловичем Михаилу Плотникову "За кружечную службу и за прибор".
Необычен такой портрет Петра Алексеевича кисти Готфрида Схалкена.
Есть и его бюст работы Ивана Витали.
Портрет Анны Иоановны, выполненный Бартоломео Карло Растрелли на олове.
Соседний зал почти полностью посвящен Императрице Екатерине II.
Обложка жалованной грамоты Екатерины II Владимиру Григорьевичу Орлову на графский титул.
Вот он - будущий победитель Наполеона!
А это его мундир и карманный платок.
На нас очень большое впечатление произвела литография Ореста Кипренского с портретом Александра I. На ней он предстает одухотворенным и мужественным, верится, что перед нами освободитель Европы.
Бронзовый портрет Николая I работы Норберта Шрёдля.
Бюст Императора Александра II, выполненный Акимом Панфиловичем Лаверецким.
Императорский фарфор - сервиз Великого князя Константина Николаевича, выполненный по проекту художника Ф.Г. Солнцева.
Портреты Императора Александра III Александровича и Императрицы Марии Федоровны кисти Ивана Алексеевича Тюрина.
Внимание уделено не только царственным особам, но и многочисленным великим князьям, великим княгиням и княжнам, которые никогда не занимали трон. Литография Ф. Шевалье - портрет великих князей Николая Александровича, Александра Александровича, Владимира Александровича и Алексея Александровича.
Приятно увидеть материалы по любимой теме: "Священное миропомазание. Эпизод Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны 15 мая 1883 года" (гравюра с оригинала Ж. Беккера).
Отец и сын - Александр III (портрет Н.Д. Дмитриева-Оренбургского) и Николай II (портрет И.Е. Репина).
Набор для пива с изображением малого герба наследника цесаревича, выполненный для будущего Императора Николая II.
Портреты эпохи Николая II.
И еще " ": Ковчег, поднесенный цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю 300-летия династии Романовых от учащихся Егорьевского механико-электротехнического училища.
Сбоку выгравирован силуэт училища в Егорьевске.
И закончить хотелось бы портретом детей Николая II в Ливадии "В день белого цветка".

В целом выставка нам очень понравилась. Жизнь самих венценосных особ и их близких родственников показана с использованием самых разных выразительных средств: живописи, скульптуры, миниатюры, графики, бытовых изделий, поэтому складывается очень цельное впечатление. Жалеть о потраченном времени точно не придется.


Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.


Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.


Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный)


Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год— 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).


Екатери́на I (искусственное ретроспективно русифицированное имя Ма́рта Самуиловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 апреля 1684 — 6 мая 1727) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.


Пётр II Алексе́евич (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.


А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.


Елизаве́та I Петро́вна (18 декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 , Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.


Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich); 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.


Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля 1729, Штеттин, Пруссия — 6 ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.


Па́вел Петро́вич (20 сентября 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I.


Великий князь Константи́н Па́влович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант (первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание), командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал (см. междуцарствие 1825 года).


А́нна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 23 сентября[источник не указан 205 дней] 1781 (по другим данным — 11 (22) сентября 1781 года), Кобург — 15 августа[источник не указан 205 дней] 1860 (по другим данным — 12 (24) августа 1860 года), поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария) — великая княгиня, супруга цесаревича великого князя Константина Павловича. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского и Августы Рейсс-Эберсдорфской. Леопольд I, король Бельгии был её братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — её племянниками.


Великая княжна Мария Павловна (4 (15) февраля 1786, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1859, дворец Бельведер под Веймаром, Тюрингия) — дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского.


Никола́й I Па́влович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.


Великая княжна Екатерина Павловна (10 мая 1788 — 9 января 1819) — четвёртая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны.
Первый муж Екатерины Павловны (1809—1812) — Петр-Фридрих Ольденбургский, второй (1816—1819) — король Вильгельм Вюртембергский.


Анна Павловна (18 января 1795, Санкт-Петербург — 1 марта 1865, Гаага) — дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I и Николая I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.


Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января 1798, Санкт-Петербург — 28 августа 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления). Младший брат императоров Александра I и Николая I.

After Benner, Henri (1776-fl.1818) из Royal Collection Queen Elizabeth II.
Беннер, Жан Анри (Анри Беннер (фр. Jean Henri Benner) (1776—1836) — французский живописец-миниатюрист, автор хранящейся в Эрмитаже «Романовской сюиты» — «Собрания 24 портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером».
Художник: Жан-Анри Беннер (Jean Henri Benner, 1776—1836) Франция. Россия
Гравёр: Андре-Жозеф Мeку (Andre Joseph Mecou, 1771—1837)
Год выпуска: 1817-24
Техника: гравюра на меди
Город: Санкт-Петербург
Издание: "Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать сии портреты".

В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича и, заканчивая портретом Великого князя, будущего императора Николая I.

Гравюры были созданы на основе портретов на эмали вскоре после победы Александра I над Наполеоном.
Они, возможно, являются самыми знаменитыми работами художника-портретиста Беннера, который провел много лет при дворе Александра I в Санкт-Петербурге, где служил придворным живописцем.

Идея создания «Романовской сюиты» принадлежит князю Алексею Борисовичу Лобанову-Ростовскому - бывшему адъютанту Александра I, а впоследствии известному коллекционеру, «пылающему к искусству». Он обратился к французскому художнику Жану Анри Беннеру (1770-1836) - одному из учеников известнейшего миниатюриста - Жана Батиста Изабе. В 1817-1825 годах Беннер работал в России, куда и принес традиции миниатюрного искусства учителя 1810-х годов, создавая преимущественно большие овальные миниатюры на бумаге с использованием техники пунктира. Однако его работы лишены живописного блеска и эффектных внешних атрибутов романтического портрета, свойственных миниатюрам Изабе. Они исполнены довольно сдержано, автор сосредоточен, прежде всего, на подчеркивании высокого социального статуса модели. Не имея звания, художник фактически стал придворным миниатюристом, создав в своих многократных повторениях типы официальных портретов Александра I и членов его семьи.

Беннер принял заказ князя А. Б. Лобанова-Ростовского на создание «Романовской сюиты». Августейшие портреты были выполнены в технике миниатюры на эмали, по оригиналам портретов из романовской галереи Эрмитажа. Это одна из двух галерей Малого Эрмитажа, расположенных по сторонам Висячего сада. После перестройки здания в 1840-е годы здесь разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Затем серия была ещё раз повторена по заказу двора. Одна из них хранилась в «Галерее Петра I», другая - в Гатчинском дворце, в кабинете Александра III. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам гравированной сюиты отдельным альбомом, который стал весьма популярным.

В 1817 году с этих эмалей издали гравюры. Над портретами данной «сюиты» в технике гравюры пунктиром работали такие французские мастера-граверы, как Жозеф Мекку (1771-1832), Шарль Жоанно (1733-1825), Ф. Йон, А. Купе. Сведения о граверах «Романовской сюиты» незначительны. Известно, что среди работ Шарля Жоанно отмечаются виньетки с рисунков Дезенна и большой эстамп «Раненый трубач» с картины О. Верне.

Первоначально собрание портретов выходило в издательской картонажной альбомной папке с тесёмками, на верхней крышке которой напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». Известно, что: «При появлении цена этому изданию была объявлена 200 рублей ассигнациями, немного завышенная; распродавалось оно медленно».
Оригиналы, писанные знаменитым французским художником-миниатюристом достославной александровской эпохи Жаном-Анри Беннером (1776-1836) на эмали, находились ранее в галерее Петра I, а второй экземпляр - в Гатчинском дворце.

текст: Алексеева Вера Юрьевна, сотрудник сектора графики