Объективная реальность данная нам в ощущениях. Общество наука




E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

12. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

13. Эмпирическое познание опирается на методы:

A. анализа, синтеза, обобщения

B. индукции, дедукции, абстрагирования

C. наблюдения, описания, эксперимента

D. идеализации, моделирования, аксиоматизации

E. математизации, формализации, аналогии

14. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

15. Как называется в гносеологии знание, не соответствующее своему предмету не совпадающее с ним?

A. ложью

B. ошибкой

C. заблуждением

D. истиной

E. дезинформацией

16. Укажите противоположный диалектике метод:

A. индукция

C. метафизика

D. дедукция

17. Какое из перечисленных понятий обладает наибольшей степенью общности?

A. Индивид

B. Человек

C. Индивидуальность

D. Субъект

E. Личность

18. Основанная К. Марксом историческая форма материализма есть:

A. догматический материализм

B. вульгарный материализм

C. метафизический материализм

D. диалектический материализм

E. наивный материализм

19. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. история общества определяется элитой

C. общественное бытие определяет общественное сознание

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. развитие личности зависит от великой личности

20. Под источником «положительного» знания в позитивизме понимается:

B. искусство

D. философия

E. религия

21. Представитель французского экзистенциализма XX века?

B. Вольтер

D. Хайдеггер

22. Архетипы, согласно, К.Г. Юнгу, являются:

A. личностным бессознательным

B. сверхличностным бессознательным

C. бессознательным

D. коллективным бессознательным

E. мировым бессознательным

23. Сторонники, какого подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

24. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

A. онтологический

B. аксиологический

C. религиозный

D. сакрально-символический

E. антропоцентрический

25. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A. Наука о справедливости

B. Наука о совести

C. Наука о жизни

D. Наука о добре

E. Наука о человеке

Вариант 2.

1. Какие философские школы относятся к сциентическому направлению развития современной философии ХХ века?

A. «Философия жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ

B. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки, структурализм

C. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

D. Номинализм, реализм, субъективный идеализм

E. Буддизм, христианство, ислам

2. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?

A. философия индивидуально-человеческого бытия

B. философия истолкования, понимания текстов

C. философия структурных оснований культуры

D. философия бессознательного

E. философия языковой реальности

3. Кто из представителей философии ХIХ века считается родоначальником позитивизма (позитивной науки)?

B. О. Райхенбах

C. З. Фрейд

D. Д. Дьюи

A. Ф.Ницше

B. С.Кьеркегор

D. А.Шопенгауэр

E. Ж.П.Сартр

5. Архетип по К.Юнгу:

A. синоним рационального

B. набор гипотез

C. доопытные идеи, элемент бессознательного

D. синоним бессознательного

E. законы формальной логики и формы мышления

6. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

7. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

8. Основное место в философии В. Соловьева занимает:

A. Идея всеединства

B. Проблема первоосновы мира

C. Проблемы логики

D. Проблема космоса

E. Проблема жизни и смерти

9. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский?

A. интуитивизм

B. космизм

C. неокантианство

D. иррационализм

E. гегельянство

10. В каком понятии конкретизируется понятие «бытие»?

A. Сущность

B. Движение

C. Материя

D. Субъективная реальность

E. Пространство

11. Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

12. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

13. Какие важнейшие характеристики движения (т.е. присущие всем формам движения)?

A. Изменчивость

B. Устойчивость

C. Первые две характеристики

D. Другой вариант ответа

E. Социальность

14. Основные формы чувственного познания:

A. рассудок, разум, дух

B. понятие, суждение, умозаключение

C. интуиция, память, воображение

D. ощущение, восприятие, представление

E. гипотеза, идея, теория

15. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

D. умозаключение

16. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

A. общество

B. природу

C. человека

D. технику

E. социальную группу

17. Сторонники, какого подхода считали, что пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

D. субъективно-идеалистический подход

E. объективно-идеалистический подход

18. Как называется философская концепция о закономерности и обусловленности явлений мира?

A. Релятивизм

B. Агностицизм

C. Детерминизм

D. Рационализм

E. Гилозоизм

19. Представители славянофильства в России XIX в.:

A. Хомяков А.С., Киреевский И.В.

B. Илларион, Филофей

C. Нил Сорский, Максим Грек

D. Ломоносов М.В., Радищев А.Н.

E. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.

20. В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям:

A. Религиозность

B. Соборность

C. Историософия

D. Всеединство

E. Коллективизм

21. Научное познание – это:

A. преобразование материальных систем

B. чувственное отражение действительности

C. накопление эмпирических фактов

D. совокупность практических знаний

E. отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях

22. Что является принципиальным в процессе познания?

A. наличие способности к познанию

B. наличие предмета познания

C. необходимо наличие субъекта и объекта познания

D. наличие средств познания

E. наличие абсолютного самопознания

23. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

A. априорные знания

B. дедуктивные методы

C. интуицию

D. факт наблюдения и эксперимента

E. умозаключения

24. Аналитическая философия подвергла анализу:

B. чувства

C. интуицию

25. К какому субъективно-идеалистическому философскому направлению, сложившемуся на рубеже XIX и XX вв. относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон?

A. Экзистенциализм

B. Психоанализ

C. Позитивизм

D. «Философия жизни»

E. прагматизм

Вариант 3.

1. Основатель герменевтики:

C. Шлейермахер

2. Что включает понятие "сверх - я" по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:

A. С. Кьеркегор

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:

A. объективный идеализм

B. субъективный идеализм

C. материализм

D. эмпириокритицизм

E. неопозитивизм

5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C. познания

Подборка по базе: Субъективная и объективная реальность.doc .
Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания , является гносеология.

Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека

Познание - Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

мировоззрение

направленность личности

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:


  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становлен
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:


  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Виды знаний :

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях ; не подчиняется законам логики и науки.

  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний :

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

  • 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

    2. Различия деятельности человека и активности животного


Деятельность человека

Активность животного





Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении





Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

  • отрасль духовного производства (НИОКР);

  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,

  • познавательно-объяснительная,

  • прогностическая,

  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:


  • постепенное развитие науки;

  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:


  • объективность;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения;

  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания


Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.


- вопрос

Проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

Гипотеза – научное предположение;

Теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.


Методы

(строгость и объективность)


  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • измерение;

  • классификация;

  • систематизация;

  • описание;

  • сравнение.

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

  • Формализация

  • Математизация

  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;

  • синтез – воссоединение целого из частей;

  • дедукция – выведение общего положения из фактов;

  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

  • аналогия – сходство нетождественных объектов;

  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:


  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания , а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:


  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.
5. Субъект познания - это:


6. Объект познания – это:

1) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию; 2) познающий человек; 3)то, на что направлено познание.
7. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.


8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:


10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности , сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.
14. Понятие – это:


15. Суждение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.
19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

Наука

Наука - это:

1) Совокупность знаний об окружающем мире

2) Система исследований для получения новых знаний

3) Специфические организации и учреждения

4) Все вышеперечисленное

2. Верны ли суждения?

Под наукой понимают:

А. Систему знаний.

Б. Производство знаний. Варианты ответов:


  1. 1)Верно только А 3) Верно А и Б

  2. 2)Верно только Б 4) Оба неверны

3. Науки, изучающие законы природы , называются:

1) Физическими 3) Математическими

2) Гуманитарными 4) Естественно-техническими

4. Законы развития общества изучают науки:


  1. 1)Философские 3) Гуманитарные

  2. 2)Экономические 4) Исторические

5. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке

2) Создание новых знаний

3) Усвоение этических норм и ценностей

4) Изучение чужого опыта

6. Человек получает образование в результате:

1) Адаптации 3) Взросления


  1. 2)Социализации 4) Старения

7. Система образования регулируется:


  1. 1)Государством 3) Социальной группой

  2. 2)Обществом 4) Отдельными людьми

8. Гуманизация образования - это:

1) Отказ от выставления низких отметок

2) Свободное посещение занятий в школах

3) Большее внимание к индивидуальным особенностям личности

4) Уменьшение учебной нагрузки

8. Перечислите виды образования в современной России

Ответы:

9.Дошкольное, начальное, основное, среднее, средне-специальное, высшее

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу ее, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слез, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним - зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть еще слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним - красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… черная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и еще - мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство - осязание. Слева сосны, справа - солнце. Слева - прохладный ветерок, справа - летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое - интуиция. А где четвертое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди - спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства - мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают темно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины - и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое - скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растет трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно - четвертое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна - с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода черная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная - течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвертое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить - пришло раз, придет и в другой.

Поднимаюсь на гору - самый тяжелый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идет волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всем теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трехколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь - это твое выражение, и с облегчением выдыхаю - вкус! Вот оно - пятое чувство! Как же мне было не забыть о нем, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Все же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

Пишу книгу. Можно сказать, уже написала. Основные понятия в ней - это субъективная и объективная реальность. Но во всем тексте так и не смогла дать определение, что такое субъективная и объективная реальность. Почему?

Вообще, говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо дать определение, что есть материя и что такое сознание. Идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой космического рассказа «Звездные дневники Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие краткие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.
Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.
Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто – значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений.
Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?
Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается и его эмоционально-психических состояний, и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.
С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.
Что еще можно сказать о сознании? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно. А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.
В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует только лишь благодаря сознанию, а вне его объективного мира нет.