Основные труды пиаже. Пиаже жан




Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделенность мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий.

Стадии развития интеллекта

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык - это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Жан Пиаже был старшим сыном Артура Пиаже и Ребекки Джексон. Его отец был швейцарцем и преподавал литературу средних веков, а мать француженкой.

В детстве Жан Пиаже настолько сильно интересовался биологией и естественными науками, что уже к пятнадцатилетнему возрасту опубликовал несколько статей по моллюскам.

Прежде чем стать психологом, Жан Пиаже получил образование в сфере естественных наук и философии. Степень доктора философии Жан Пиаже получил в Невшательском университете в 1918 году, после чего занялся постдокторантурой в Цюрихском университете с 1918 по 1919 год.

Карьера

После окончания учёбы он переехал во Францию, где устроился работать в школу для мальчиков на улице Гранд-о-Велль. Директором в школе был Альфред Бине - создатель теста IQ.

Во время обработки результатов теста IQ Пиаже обратил внимание на значительную разницу между ответами детей младшего и старшего возраста, где младшие постоянно давали неправильные ответы на определённые вопросы. Это наблюдение подтолкнуло его к заключению, что когнитивные процессы детей отличаются от когнитивных процессов взрослых.

В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию где занял пост директора по науке Института Руссо в Женеве, директором в котором на тот момент был Эдуард Клапаред, с идеями по психоанализу которого Пиаже был хорошо знаком.

В 1920-х Пиаже сильно заинтересовался психологией детей. Он считал, дети переходят от эгоцентризма к социоцентризму при помощи полумедицинских бесед.

С 1925 по 1929 год он работал преподавателем психологии, социологии и философии науки в Невшательском университете.

С 1929 по 1968 год он был директором Международного бюро просвещения. Каждый год он выступал с докладом в бюро и на Международной конференции по государственному образованию.

В 1954 году Пиаже был назначен президентом Международного союза научной психологии, и занимал этот пост до 1957 года.

С 1955 по 1980 год Пиаже также занимал пост директора Международного центра генетической эпистемологии.

Он считал себя генетическим эпистемологом, и предлагал теорию когнитивного развития. Он выделял четыре стадии когнитивных процессов у детей, которые он выделил благодаря годам исследований, а также благодаря изучению когнитивного развития собственных детей.

Он выделял четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную стадию, стадию подготовки и организации конкретных операций, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. Эти стадии также были разделены исходя из способностей детей и их возраста.

В 1964 году Пиаже был главным консультантом на двух конференциях - в Корнелльском и Калифорнийском университетах. На этих конференциях рассматривались вопросы взаимоотношения когнитивного образования и разработки учебных материалов.

До самой своей смерти Жан Пиаже вёл активный образ жизни.
С 1971 по 1980 год был почётным профессором Женевского университета.

Piaget, 1896-1980) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. В 1-й период своего творчества П. открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделейность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная П. эгоцентризмом (см. Центрация): как считает П., "ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других"; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено "логике" его собственного восприятия. Основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т. п. Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации.

Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные) рассматриваются П. как инте-риоризация первоначально внешних действий.

Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая эпистемология), хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов. психологии (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П. психического развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как "отмирающей речи", а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи (Выготский) и др. См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение. (Е. Е. Соколова.)

ПИАЖЕ (Piaget) Жан

(1896-1980) -всемирно известный швейцарский психолог, специалист в области теории познания (генетической эпистемологии), психологии развития, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Автор теории стадий развития интеллекта. Окончил Невша-тельский ун-т (1915), получил диплом по естественным наукам (1917), а затем степень докт. по биологии (1918). К этому времени опубликовал более 30 работ по биологии, но с 1918 г., работая под руководством П. Блейлера, заинтересовался психологией. В 1921 г. Э. Клапаред преддожил П. пост руководителя научных исследований Института Жан-Жака Руссо (Женева), а в 1925 г. он получил свою первую кафедру психологии, социологии и философии науки в Невшательском унте. В 1929 г. переехал в Женеву (профессор истории научной мысли Женевского ун-та), где и работал до выхода на пенсию и получения звания засл. профессора в 1971 г. Параллельно занимал должности: профессора экспериментальной психологии и социологии в Лозанне (1938-1951); профессора генетической психологии Сорбонны (Париж,1952-1953); директора Международного центра генетической эпистемологии (Женева, 1955-1980). Был президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял членом 20 научных обществ, почетным д-ром многих ун-тов. Награжден премией Эразма (1972) и десятью другими премиями. Соред. Archives de Psychologie и семи других журналов. В первых работах (Речь и мышление ребенка, 1926, в рус. пер.: М.-Л., 1932, 1995) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей логику чувств и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональ-ная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам, в которой происходит организация операций в структурное целое, появляется способность рассуждать посредством гипотез. Описание периодов и стадий развития интеллекта было вторым после эгоцентризма крупным открытием П. в области детской психологии. При этом исследования развития интеллекта дополнялись изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались как полностью подчиненные интеллекту. Хотя П. получил международное признание как исследователь детской психологии, сам он рассматривал свою работу как вклад в теорию познания (генетическую эпистемологию), направленную на изучение развития (генезис) знания. Программа его исследований была намечена еще в первой книге, вышедшей в 1918 г. (Recherche. La Concorde) и, по существу, разрабатывалась все последующие шестьдесят лет. Ключевой у П. была концепция универсального знания, в которой был поставлен вопрос: как познающий субъект достигает специфического уровня всеобщего знания в процессе бесконечного приращения рационального знания. В попытке ответить на этот вопрос, в противовес философским реализму и номинализму, П. выдвинул конструктивизм, с помощью которого намеревался примирить объективность знания (реализм) с его социокультурной изменчивостью (номинализм). Центральный аргумент П. заключался в том, что если рациональное знание является фактом, то его развитие должно быть хотя бы частично рациональным на протяжении развития ребенка и истории науки. Исследовательская программа П. описывала последовательность развития и те механизмы, с помощью которых развивается рациональное знание. Оно требует для своего возникновения использование интеллектуальных структур. Отсюда задачей психологии является обнаружение этих структур и их анализ. П. применял формальные модели, базирующиеся на теории групп, теории категорий, и логику для описания отличительных признаков интеллектуальных структур. Таких признаков он выделил четыре: сохранение (инвариантность), новизна, необходимость и конструкция. Аргументация П. заключалась в том, что хорошая организация (конструкция) сочетает сохранение (полученное знание сохраняется) и новизну (лучшие знания развиваются) посредством необходимости (знание встроено в необходимую систему). Однако, чтобы показать, как сохранение соединено с конструкцией новизны, отмеченной необходимостью, проведено недостаточное количество исследований других факторов. Работы П. привлекали к себе международное внимание большую часть XX столетия, при этом он был наиболее критикуемый автор. Его теория стадий развития интеллекта ставилась под сомнение из-за часто наблюдаемого явления дека-ляжа, из-за того, что не позволяла, по мнению критиков, адекватно описать процессы обучения, индивидуальные различия интеллекта и т.п. Экспериментальные работы А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д. Б. .Эльконина показали, что не столько логические операции, сколько ориентировка в предметах и явлениях является важнейшей частью всякой человеческой деятельности. Тем не менее работы П. блистательно продемонстрировали возможность перевода таких сложных философских вопросов, как Что есть познание? в эмпирические вопросы для психологии: Как развивается знание?. Ответы на подобные вопросы определили ту научную парадигму, которая и сегодня продолжает влиять на научные стандарты оценки альтернативных описаний интеллектуального развития. Кроме того, современные представители неоструктурализма разработали и представили модифицированный вариант теории стадий, в связи с чем подход П. продолжает развиваться. П. автор большого количества публикаций. В русском переводе изданы его труды: Проблемы генетической психологии / Вопр. психологии, 1956; Преподавание математики, в соавт., М., 1960; Генезис элементарных логических структур, в соавт., М., 1963; Избранные психологические труды, М., 1969; Экспериментальная психология, том 1-6, М., 1966-1978 (ред. совм. с П.Фрессом). Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Жан Вильям Фриц Пиаже (фр. Jean William Fritz Piaget; 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария - 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.

Жан Пиаже - выдающийся ученый из Швейцарии.

Считается самым крупным и довольно известным психологом современности, а также основателем Женевского университета генетической психологии и изобретателем теории когнитивного развития.

Происхождение Жан Пиаже

Родился Жан Пиаже в старинном Швейцарском городе Невшатель, девятого августа 1896 года. Отец его Артур Пиаже изучал средневековую литературу и был профессором в Женевском университете.

Мать, Жанна, Ребекка (француженка) довольно интересная и привлекательная женщина, была фанатичной кальвинисткой, имела вспыльчивый и нервозный характер. Поведение матери и повлекло Пиаже заняться психологией.

Учеба и первые шаги к науке

С младших лет мальчика интересовала такая наука как, биология. Будучи школьником, он издает уже несколько научных работ. А десятилетним ребенком напечатал свою первую статью о воробьях – альбиносах.

Закончив учебу в школе, Пиаже поступает в университет, а по его окончанию он уезжает в Цюрих и там знакомится с разработками К.Юнга, а также с техникой психоанализа. Это знакомство очень помогло ему в соединении строгого экспериментального, лабораторного метода, свойственного биологическим исследованиям, с более свободным методом беседы, принятым в психоанализе.

Данные исследования Пиаже использовал для наблюдения мышления детей и работал над ними на протяжении нескольких лет. Позже эта разработка приобрела название «метод клинической беседы».

Достижения ученого

В двадцати пятилетнем возрасте Жан Пиаже переезжает на родину и возглавляет Женевский институт Руссо. А в 1923 году заключает брак со студенткой Валентиной Шатенау. Жена рожает ему двух девочек и мальчика. К своим двадцати годам, совсем молодой Жан Пиаже был уже признанным малакологом.

Защитил диссертацию по естественным наукам и был удостоен докторского звания философских наук в Невшатальском университете. В данный период времени он уже довольно серьезно увлекается психоанализом. Основные достижения В 1949 - 1951 годах ученый разработал свой главный и основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского университета, который создан был по инициативе выдающегося ученного.

На руководящем посту центра, Пиаже находился до последних дней своей жизни. В 20 годы прошлого столетия Жан Пиаже построил первый этап наблюдений развития мышления через речь у детей. В тридцатые годы был выстроен второй этап и связывался он с исследованиями операциональной стороны мышления. Именно в этот период времени ученый разрабатывает экспериментальные методы. И он является единственным на то время исследователем, который занимается данной проблемой.

За всю свою жизнь он издал больше пятидесяти книг и научных статей. Некоторые его лучшие работы были переведены и опубликованы в России, например:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

С 1929 года по 1968 Жан Пиаже возглавляет Международное бюро по образованию ЮНЕСКО. Умер Жан Пиаже шестнадцатого сентября 1980 года, сделавший за свою жизнь немало важных открытий в области психологии детей и их развития познавательной сферы.