Премия журналистам как называется. Три легенды




Чествование лауреатов прошло в театре "Новая Опера" в саду "Эрмитаж", где гостей встретил духовой оркестр "Салют" в костюмах гусар. На экране перед входом в театр был представлен главный символ ежегодной премии Союза журналистов России - золотое перо. Традиционное и популярное в журналистской среде мероприятие организовано Союзом журналистов России. Это - старейшая и самая крупная общественная организация не только в России, но в мире, имеющая 84 отделения.

Вели церемонию писатель и публицист Леонид Млечин и телеведущая Гузель Камаева. На этот раз торжество открылось видеоэкскурсом "Юбиляры 2015 года. Великие писатели в русской печати".

Затем состоялось чествование лауреатов 2015 года. Сначала отмечали те редакции из российских регионов, которые в минувшем году отличились социальными и другими актуальными проектами в области культуры и экономики и других сферах нашей жизни. Первой престижную награду "Золотое перо" получила популярная газета Калужской области "Весть".

Коллектив издания "Пензенская правда" отметили за реализацию специального проекта "Помоги беженцам". Газете "Якутск вечерний" "Золотое перо" было вручено за реализацию специального проекта "Коррупции.net".

Газета "Жизнь района" Кусинского района Челябинской области была удостоена почетной награды за содействие в организации и проведении благотворительного спектакля "Про Федота стрельца, удалого молодца".

В номинации "Начало" "Золотого перо" получила корреспондент газеты "Воронежский курьер" Елена Тюрина.

Союз журналистов отслеживает не только работу традиционных СМИ, но и появившихся относительно недавно новых медиа-ресурсов. В этом году Союз журналистов отметил "Золотым пером" Интернет-газету "Фонтанка.ру".

Телеканал "Russia Today" был награжден "за создание информационного контента, соответствующего мировым стандартам". Также награды удостоился телеканал РБК ТВ за поддержку и развитие российского бизнеса. Главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта был награжден за создание яркого и качественного контента на телевидении.

Союз журналистов России также отметил Рамазана Абдулатипова, главу Республики Дагестан за книги "Мои российский народ" и "Мой дагестанский народ". "Грамота Доверия" была вручена губернатору Архангельской области Игорю Орлову - "за открытость, активную жизненную позицию как дань уважения и признания заслуг в обустройстве современной России".

Присутствовавшие на церемонии почтили память журналистов, погибших в 2015 году.

"Золотым пером" "за поддержку печати русской провинции" был награжден главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок" Владимир Касютин.

За совокупность творческих достижений были награждены кинорежиссер, документалист из Нальчика Владимир Вороков и писатель-сатирик, публицист из Башкирии Марсель Салимов. Поэт, публицист Владимир Вишневский получил "Золотое перо" за развитие жанра поэтической сатиры на российском телевидении и в печати. Обозреватель радио "Россия сегодня" Борис Левин был отмечен за радиопередачи о жителях Крыма. Главный редактор газеты "Новые известия" Валерий Яков был удостоен награды "за публицистику и репортажи".

За серию репортажей из "горячих точек" наградили известного военного корреспондента ВГТРК Евгения Поддубного. Вот и на церемонии лауреат по объективным причинам присутствовать не смог: он снова в командировке в "горячей точке".

Наконец, "под занавес" мероприятия ведущие объявили о вручении самой престижной награды Союза журналистов России - "Легенды российской журналистики", которая особенно почитаема в журналистской среде. Ее в этом году с формулировкой "за выдающиеся заслуги в российской журналистике" получили главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, телеведущий и тележурналист Владимир Познер, декан факультета журналистики Уральского государственного университета Борис Лозовский.

Скоро российской телевизионной премии "ТЭФИ" стукнет 10 лет. Для отечественного медиа-рынка это очень большой срок. На Западе вручать телевизионные и журналистские награды начали намного раньше. Две самые известные награды в области журналистики - Пулитцеровская премия и "Эмми" (Emmy) - хотя и размещаются географически в Америке, давно приобрели международное значение. Пулитцеровская премия дается по завещанию американского медиа-магната начала прошлого века - выходца из Венгрии Джозефа Пулитцера, который поощрял движение "разгребателей грязи" - журналистов, разоблачавших недобросовестных чиновников. Премия дается с 1917 года - прежде всего за достижения в области печатной журналистики (туда же входят фотоработы и рисунки), а также за литературные произведения и в области музыки. Ежегодно жюри отбирает из около 2 тысяч заявок лишь 21 победителя, 20 из которых получает по $7500, а один - в категории "Служба обществу" - довольствуется золотой медалью. Правда, эта категория присуждается только газете. Обладателем семи пулитцеровских наград является знаменитая американская газета New York Times. Пулитцеровская премия считается одной из самых объективных и заслуженных наград. Лишь один раз ее вручили президенту США - и то не за деятельность на президентском посту: Джон Кеннеди в 1957 году был отмечен призом за автобиографическую книгу. Премия ориентирована прежде всего на американцев. Исключение сделано для исторической категории: автор может быть любой национальности, но его труд обязательно должен быть посвящен истории США. В области журналистики на Пулитцеровскую премию претендовать могут и неграждане США. Однако номинируемая на награду статья должна быть напечатана в газете, издающейся в Соединенных Штатах. Для телевизионщиков нет ничего дороже премии "Эмми", которую вручает Национальная академия телевизионных искусств и наук США. Изначально премия создавалась ведущими телевизионными и голливудскими деятелями, которых беспокоило тогда еще шаткое будущее телевидения. Сегодня число академиков выросло с 50 до 13 тысяч - это самая большая телевизионная профессиональная организация в мире. У награды есть несколько секций - от региональных до международной. Последняя вручается лучшим телевизионным программам, произведенным за пределами США. В полуфинал "Эмми" этого года вышел российский телесериал "Бригада". Поскольку премия ориентирована на промоушн всей телевизионной индустрии, она дается не только телепрограммам или тележурналистам. К примеру, в 2001 году "Эмми" получила видеокамера Hitachi, пишущая на DVD, - в номинации "За революционное открытие в области бытовых видеокамер". Помимо пафосных наград вроде "Эмми", на Западе популярны различные премии, связанные с поддержкой свободы слова. Так, международный журналистский приз дается организацией "Репортеры без границ", базирующейся во Франции. Одним из ее лауреатов стал российский военный журналист Григорий Пасько, сидевший в то время в тюрьме по обвинению в шпионаже. Так что премию получала его жена. Похожую награду в области поддержки прав человека вручает британский фонд Amnesty International. Различные международные ассоциации прессы - например, Международная газетная ассоциация (WAN) (тоже находящаяся во Франции) - также вручают собственные награды за достижения и заслуги в области свободы слова.

Содержание статьи

ПУЛИТЦЕРОВСКИЕ ПРЕМИИ, присуждаются в США за выдающиеся достижения в области журналистики, литературного творчества (художественной литературы и драматургии) и музыки. Вручаются ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета по рекомендациям Совета по Пулитцеровским премиям. Присуждение премий проходит под эгидой факультета журналистики Колумбийского университета. По условиям соглашения между университетом и Дж.Пулитцером , заключенного в 1903, а впоследствии вошедшего в текст завещания Пулитцера от 16 апреля 1904 и детально расписанного в уставе премий, денежную часть премий составляет ежегодный доход от Пулитцеровского фонда в 550 тыс. долл. Этот фонд, в свою очередь, образован из 2-миллионного пожертвования Дж. Пулитцера университету.

С момента первого вручения премий в 1917, попечители университета и члены совета по Пулитцеровским премиям строго следовали заветам их основателя. Хотя правом награждать премиями обладают попечители университета, именно совету принадлежит решающий голос при принятии решений о вручении, невручении или о новых критериях присуждения премий. Вначале совет состоял из 13 членов. К середине 1990-х годов их насчитывалось уже 17. Созданный в 1912, совет получил наименование Консультативного совета факультета журналистики. В 1950 совет был переименован в Консультативный совет по Пулитцеровским премиям, а в 1979 – в Совет по Пулитцеровским премиям.

Согласно уставу премий, номинации в области журналистики заявляются в письменной форме не позднее 1 февраля календарного года. Номинации по литературе должны быть заявлены не позднее 1 июля для книг, выпущенных между 1 января и 30 июня, и не позднее 1 ноября для книг, выпущенных между 1 июля и 31 декабря (книги, подготовленные к изданию в период ноября-декабря, должны быть представлены на рассмотрение в виде верстки). Номинации по журналистике могут быть заявлены от имени любого человека в любой момент текущего премиального периода. Все предложения на номинацию снабжаются копиями редакционных статей, репортажей, карикатур или фотографий. 4 экземпляра каждой книги, выдвинутой на премию по литературе, посылаются секретарю совета не позднее указанной даты.

На премию в области драматургии могут быть выдвинуты пьесы, поставленные в течение 12 месяцев между 2 марта и 1 марта. Заявки на номинацию в области музыки посылаются не позднее 1 марта для произведений, обнародованных между 15 марта предыдущего года и 1 марта текущего года. Драматические и музыкальные произведения могут номинироваться при условии, что члены совета ознакомлены с их публичным исполнением.

Премии по журналистике.

В середине 1990-х годов ежегодно присуждалось 14 премий по журналистике: золотая медаль за общественные заслуги и 13 премий по 3 тыс. долл. каждая за произведение, опубликованное за премиальный период в американской ежедневной, воскресной или еженедельной газете. Эти премии присуждаются за 1) выдающиеся общественные заслуги американской газеты; 2) лучший репортаж о конкретном событии; 3) лучший репортаж-расследование местного значения (одна статья или серия статей), созданный отдельным журналистом или творческим коллективом; 4) лучший критический материал; 5) лучший комментарий; 6) лучший репортаж на общенациональную тему; 7) лучший репортаж по международной проблематике, в том числе и материалы корреспондентов при ООН; 8) лучший редакционный материал, где критерием качества являются ясность стиля, моральный пафос, убедительность аргументации и способность повлиять на общественное мнение в верном, по мнению автора, направлении; 9) лучшая карикатура, где основными критериями качества являются ясное выражение идеи в рисунке, хорошая рисовальная техника и яркая выразительность, а также обращение автора к общественно значимой проблеме; 10) лучший фоторепортаж местного значения; 11) лучшая художественная фотография; 12) лучший очерк при условии высокого качества стиля и оригинальности; 13) лучший аналитический материал, освещающий сложную и важную проблематику; и 14) лучший материал скандально-сенсационного характера.

Литература, музыка и прочие категории.

В области литературы вручаются шесть Пулитцеровских премий по 3 тыс. долл. каждая. Они присуждаются за 1) лучшее произведение художественной прозы, принадлежащее писателю-американцу, изданное в виде книги и предпочтительно посвященное проблемам американской жизни; 2) американская пьеса, предпочтительно оригинальная по сюжету и посвященная американской жизни; 3) лучшее произведение по истории США; 4) лучшая биография или автобиография, написанная американским автором; 5) лучшее поэтическое произведение, созданное американским автором; 6) лучшая книга публицистики, созданная американским автором и не подпадающая под прочие категории. В области музыки вручается Пулитцеровская премия (первоначально – музыкальная стипендия) в размере 3 тыс. долл. Ежегодно присуждается за «выдающееся музыкальное сочинение американского композитора в любой крупной форме, в том числе камерные, хоровые и оркестровые произведения, опера, песня, танец или иное произведение музыкального театра, премьера которого состоялось в США в текущем году». Есть также три стипендии для зарубежных поездок по 5 тыс. долл. каждая, присуждаемые выпускникам факультета журналистики по представлению преподавательского совета; одна стипендия в 5 тыс. долл. вручается выдающемуся выпускнику, изъявившему желание специализироваться в области театральной, музыкальной, литературной, кино- или телевизионной критики. Время от времени вручаются специальные премии журналистам и писателям, газете или издательству в знак признания их выдающихся заслуг и достойных Пулитцеровской премии, но не получивших ее ни в одной из существующих категорий.

Отбор лауреатов.

Решения по премиям принимают назначаемые университетом для каждой категории специальные жюри. Каждое жюри составляет список из трех кандидатов в алфавитном порядке и передает его совету по Пулитцеровским премиям. Совет изучает все необходимые материалы и произведения номинантов, после чего направляет свои рекомендации попечителям, которые одобряют сделанный советом выбор и незамедлительно объявляют имена лауреатов, не проводя официальной церемонии. Совет вправе присудить премию любому претенденту вне зависимости от рекомендаций номинирующего жюри. Члены жюри, члены совета или попечители не вправе участвовать в обсуждении и голосовании, если врученная премия может принести выгоду им лично или представляемым ими организациям. Членство в совете для каждого лица ограничено тремя трехгодичными сроками. Вакансии заполняются путем голосования, в котором принимают участие действующие члены совета.

"К сожалению, ситуация, которая происходит сейчас с российско-американскими отношениями, достойна, конечно, гораздо лучшего. Видимо, и американская журналистика встроилась в этот мейнстрим. Те, кто вручают эту премию, весьма уважаемую в мире премию, они тоже в него встроились. Поэтому тут практически без комментариев, стоит только развести руками и надеяться на то, что в ближайшие годы, может быть, Пулитцеровскую премию будут давать за материалы, под которыми есть реальная основа", - сказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Он подчеркнул, что "до сих пор комиссия сената не доказала никаких фактов вмешательства России в американские выбор". "А если об этом так активно пишут, это пользуется популярностью, да еще за это дают премии - это уже, к сожалению, показывает уровень американской журналистики, на который не стоило бы равняться", - отметил он.

Кризис политической элиты

Председатель совета Фонда развития и поддержки дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий считает, что "есть какая-то очень глубокая политическая драма в самом истеблишменте США".

"На мой взгляд, эта Пулитцеровская премия отражает не столько качество журналистских материалов, сколько состояние умов в Соединенных Штатах. Умов, которые переживают какую-то очень серьезную внутреннюю драму", - отметил он.

Политолог считает, что "элита Соединенных Штатов достаточно сильно разделилась, и непонятно, когда она снова придет к сравнительному единству и куда приведет этот конфликт".

"Большая часть того, что опубликовано на эту тему, большая часть, это достаточно в высокой степени предположения. Очень много притянутых фактов, очень мало каких-то реальных вещей. Да, конечно, кто-то кого-то зафиксировал, какие-то факты есть. Но от этого до вмешательства, как до Луны", - добавил собеседник ТАСС.

Вопрос политики, а не журналистики

Журналист и телеведущий Владимир Познер отметил, что не знакомился лично с материалами, а сами газеты считает высокопрофессиональными.

"Очевидно, главный вопрос, который нас волнует, это именно обвинения, что наша страна так или иначе вмешивалась в американские выборы. То, что наше руководство... категорически отвергает это. Поэтому мы так реагируем на присуждение Пулитцеровской премии. Это вопрос политический, а не журналистский", - отметил он.

В завещании Пулитцера шла речь всего лишь о 3-х журналистских номинациях (так же премия вручается в области литературы и музыки). Со временем количество номинаций варьировалось; сейчас, по решению Пулитцеровской комиссии, номинаций в сфере журналистики четырнадцать.

За редакционный комментарий

В 2006 году победа досталась журналистам газеты The Oregonian. Журналисты Рик Эттиг и Дуг Бэйтс не побоялись создать серию материалов об оскорбительном, жестоком обращении с пациентами забытой властями психиатрической больницы в Орегоне.

За служение обществу

Нередко детям «сходят с рук» их шалости. Но иногда эти шалости перерастают в нечто опасное для общества – нельзя допустить, чтобы и это оставалось безнаказанным. В 2012 году премию «За служение обществу» получила газета The Philadelphia Inquirer, опубликовавшая ряд материалов о детской жестокости. Газета призывала принять реформы, повышающие уровень защиты учеников, студентов и преподавателей.

За мастерство

В 1998 году премия «За мастерство» была присуждена журналисту Chicago Tribune. Пол Салопек стал автором серии публикаций под названием «По правде говоря, мы все одинаковые». В своих материалах Салопек писал о генетической связи между всеми людьми.

За освещение местных новостей

В 2007 году лучшими публикациями о местных новостях была признана серия материалов под громким названием «House of Lie$» («Дом лжи»). В них автор – журналистка The Miami Herald Дэбби Кэнзипер – рассказала о лжедеятельности агентства по недвижимости Маями.

За раскрытие национальной темы

В 2010 году победителем стал Мэтт Ритчел, журналист The New York Times. Тема, которую освещал Ритчел, актуальна до сих пор и стала не только национальной, но и мировой: журналист писал об опасности использования мобильных телефонов и прочих электронных девайсов во время вождения. Своими материалами Ритчел хотел простимулировать водителей концентрироваться исключительно на управлении автомобилей.

За международный репортаж

В 1999 году победа в номинации одержала редакция The Wall Street Journal за аналитическое освещение финансового кризиса… в России, самого тяжелого кризиса в российской истории. Стоит отметить, что публикации, связанные с Россией, не единожды побеждали в номинации «За международный репортаж».

За карикатуры

Карикатуры в контексте журналистики практически всегда связаны с политическими историями. Но зачастую карикатуристы прибегают и к социальным темам. Так, в 2011 году лучшим карикатуристом стал Майк Киф; одной из самых ярких (во всех смыслах) его работ стала карикатура «Пробка».

За очерк

Автором лучшей серии очерков в 2003 году стала Соня Назарио, журналист Los Angeles Times. Она опубликовала историю «Путешествие Энрике», состоящую из шести глав – историю о том, как мальчик из Гондураса искал свою маму, которая мигрировала в США, когда её сын был еще совсем маленьким.

За выдающуюся подачу сенсационного материала

Журналисты газеты Tuscaloosa News (штат Алабама) одержали победу в этой номинации в 2012 году. Победа была присвоена газете за мультимедийный проект о смертельном торнадо: помимо публикаций, сделанных в самой газете, на сайте открылись разделы для публикации фото и видеозаписей, а также специальный сервис для поиска пропавших людей. Примечательно, что даже после разрушения типографии, в которой печатали газету, власти штата приказали редакции продолжить выпускать газету в другом месте.

За выдающееся расследование

За всю историю Пулитцеровской премии случалось, что победу в той или иной номинации не присуждали никому. А в 2015 году в номинации «За выдающееся расследование» победителями были признаны сразу два разных издания! Ими стали The New York Times за публикации о взяточничестве среди прокуроров и The Wall Street Journal за проект «Medicare Unmasked» («Незамаскированное медицинское страхование») в рамках которого американцы получили доступ к ранее конфиденциальной информации о поставщиках медицинских услуг.

За новостную фотографию

В 2007 году премию в этой номинации получил Одед Бэлити за фотографию, опубликованную агентством Associated Press. На снимке запечатлено, как еврейская женщина в одиночку противостоит израильским войскам, целью которых было прогнать незаконных поселенцев с Западного берега реки Иордан.

За комментарий

Награда «За лучший комментарий» в 2002 году была присуждена Томасу Фридману, журналисту The New York Times. После ужасающего теракта, произошедшего в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, Фридман сделал серию материалов «Международные отношения», в которой рассуждал о влиянии угрозы терроризма на мировое сообщество.

За критику

В этой номинации чаще всего побеждают материалы, связанные с музыкой и литературой. Реже – с архитектурой и телевидением. Но в 2004 году пулитцеровскую премию «За критику» получил журналист Los Angeles Times Дэн Нэил за обзоры… автомобилей. В своих критических материалах Нэил сочетал технические характеристики автомобилей с оригинальным юмором и культурными наблюдениями.

За художественную фотографию

Обладателем премии в 1997 году стал российский фотожурналист Александр Земляниченко за снимок, на котором первый президент России Борис Ельцин танцует на рок-концерте в честь его предвыборной кампании.

Интересно, что Земляниченко дважды становился лауреатом Пулитцеровской премии: пятью годами ранее он получил награду за репортаж о московском путче 1991 года.

Текст: Алеся Сидненко