Презентация на тему "афганистан - незаживающая рана ". Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу Тематика классных часов об афганской войне




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пояснительная записка Это сценарий мероприятия, приуроченного к 20 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитан на детей 11-15 лет(5-8 кл.). Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветераном афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор При разработке этого классного часа и презентации к нему использовались материалы школьного музея Боевой Славы

2 слайд

Описание слайда:

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу: наладить контакт с общественной организацией воинов – афганцев; пригласить гостя: воина, прошедшего службу в Афганца. Подготовить кабинет: экран; мультимедийный проектор; Подобрать стихи; Подобрать музыкальное сопровождение. Заранее учащиеся составляют вопросы для гостя. Можно организовать по окончанию проведения мероприятия выезд для возложения цветов, можно показать фильм об Афганской войне. Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающими вопрос изнутри. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся(они читают стихи, которые вы встретите в презентации), беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися.

3 слайд

Описание слайда:

Классный час « Афганистан - незаживающая рана» (посвященный 20-летию вывода советских войск из Афганистана) Разработан и проведен классным руководителем 5 класса МАОУ «Голышмановская СОШ» Тюменской области Голышмановского района Большакова Мария Николаевна

4 слайд

Описание слайда:

Цель: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны. Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов. Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация

5 слайд

Описание слайда:

Историческая справка Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан. Площадь Афганистана: 649 507 кв.км. Население 25 825 000 человек. Столица: Кабул. Валюта: 1 афгани. Государственный язык: афганский, персидский, пушту. Другие языки: узбекский, турецкий. Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

6 слайд

Описание слайда:

Из истории Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. 10 лет продолжалась афганская война (1979-1989гг). За этот период в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане прошли службу более 500000 военнослужащих, в том числе 60000 офицеров.

7 слайд

Описание слайда:

Причины войны в Афганистане Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

8 слайд

Описание слайда:

Обращение к СССР с просьбой Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

9 слайд

Описание слайда:

Кабул далекий и безжизненная степь Пропахли дымом от разрывов громких, Ты долго не увидишь сыновей, Спасающих другой народ от горя. Мы, Родина, покинули тебя, Нам совесть путь - дорогу указала: Иди и выполняй святой приказ, Чтоб Родина спокойно засыпала.

10 слайд

Описание слайда:

Ввод Советских войск в Афганистан, 1979г Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья, Мы особую форму надели. И в огне трудных горных дорог Своей кровью кропили походы. Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы.

11 слайд

Описание слайда:

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

12 слайд

Описание слайда:

Исходя из целей ввода соединения и части 40-й армии дислоцировались в жизненно важных районах и центрах Афганистана. С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: оказание содействия в упрочении местных органов власти; охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами в интересах ОКСВ, вооруженных сил, министерств и ведомств Афганистана. Ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции. прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения в ДРА караванов и отрядов моджахедов. оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

13 слайд

Описание слайда:

Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКСВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Так, агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ.

14 слайд

Описание слайда:

Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск. . 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов

18 слайд

Описание слайда:

7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе.

19 слайд

Описание слайда:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал-полковник Б. Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

20 слайд

Описание слайда:

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.

21 слайд

Описание слайда:

Потери По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек. Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета

22 слайд

Описание слайда:

Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры и специалисты, сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И неважно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершенный этими людьми, подлинными воинами-интернационалистами. Благодарная память о них не имеет права померкнуть. Сегодня в России мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливыми, достигать вершины которые для них остались не покоренные.

23 слайд

Описание слайда:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Давно ушли мы из Афгана, Почти забыли запах дыма и огня, Но помню: было там все без обмана, А здесь все фальшь преследует меня. А здесь повсюду мелочность, нечестность, Которую встречаю я в штыки, И вспоминается в песке и пыли местность У той далекой и чужой реки. Не каждый ведь сейчас поймет, Как наши парни шли вперед Земля горела вся в дыму. От жажды трескалися губы, Горело горло, как в огне, Но парни стискивали зубы, Глоток воды свой отдавали мне А кто поймет, не испытать ему, Сейчас мне стыдно, что я раненый Просил и бредил о воде, Глоток, которой там был равен Порою жизни всей цене. Как братья были люди там, Ценой безмерной за все платили.

26 слайд

Описание слайда:

Разрывами гранат, осколками свинца, Афганистан! Ты весь во мне: Ты заревом окутан, весь в огне, Страданиям и болям нет конца. Афганистан! Ты наша боль и горе, Крик матерей доносится сюда, Горючих слез уж выплакано море, Пожалуй, хватит их на все года. И снова поднимаюсь я в атаку, И снова пули поднимают пыль. Афган! Зачем же раньше сроку Суровую всем открываешь быль. Историю не повернуть вспять, Сполна мы за Россию заплатили, Но память возвращает нас опять В Афганистан – туда, где мы служили.

27 слайд

Описание слайда:

В музее Боевой Славы ГОУ СОШ №229 есть экспозиция, посвященная воинам- афганцам, выпускникам нашей школы (бывшей Крюковской школы №1)

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Димова Наталья Петровна
учитель математики и информатики
КГКСКОУ СКОШ 5 вида № 2
г. Комсомольск-на-Амуре

Данный материал предназначен для учащихся и рассчитан на 8-10 классы. Используется на внеклассных мероприятиях и классных часах. Класный час посвящен, памяти погибших войнов-интернационалистов. Мероприятие развивает интерес у учащихся к историческим событиям, уважение к России, расширяет кругозор.

Цели:

1. Наполнить благородством и уважением отношение к России.
2. Развитие интереса к историческим событиям.
3. Расширение кругозора.
4. Воспитание чувства любви к Родине.

Оборудование: проектор, слов слова, видеофильм о войне, аудио песни про Афган, презентация, минута молчания.

Ход классного часа:

Я не знаю, кому и зачем (Читает стих – под минус песни)
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой. А. Вертинский.

Видео ролик - Афган (просмотр)

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о знаменательной дате, которая вошла в историю России как Афганистанская война.
В течение этого времени хотелось, чтобы вы провели грань между трагической войной и миром, чтобы задумались над теми фактами, которые будут затронуты. Чтобы наполнились у вас сердца благородством и уважительным отношением к России, также хочется, чтобы вы гордились за своих земляков. Но при этом будем развивать умение слушать, анализировать, делать выводы при этом грамотно выражать свои мысли.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Война-какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Ушла в историю еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Слайд (карта): Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
27 апреля 1978г- В Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние мотивы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась (Брежнев). Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер
? Как вы думаете, для чего были введены советские войска В Афганистан? (оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Задача русских войск-защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.).
Итак, началась война-25 декабря 1979
Слайд: Война в Афганистане продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней. Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали - интернациональной.
Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества».
15 февраля 1989г был осуществлен выход наших войск из Афганистана. Этот день 15 февраля – считают Днем памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества.
Слайд: По официальным данным, за годы в Афганистане мы потеряли более 15 тыс, 36 тыс было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц
? Сколько лет в этом году исполняется со дня вывода советских войск из Афганистана. (24 года)
Ни за что погибали молодые солдаты, отправленные в ад на землю песков и ветров. И вот об этих молодых солдатах пойдет сейчас речь:
(Я) Попов и Васянин - слайды
Выступление учащихся: войны - интернационалисты
Вы все наверняка, смотрели фильм «9 рота» - о событиях этой войны.
Слайд: В Хабаровске, ребята, установлен мемориал на площади Славы. «Черный тюльпан» - так назывался самолет, который вывозил умерших солдат с поле боя. На подиуме из гранита возвышаются три черных пилона в форме лепестков тюльпана, на которых расположены фамилий жителей Хабаровского края, погибших в «горячих точках». В центре, у основания лепестков, - полусфера диаметром около 2 м, на которой, как на глобусе, огоньками отмечены зоны конфликтов, где воевали дальневосточники. Вокруг полусферы надпись: «Землякам, павшим в локальных войнах и военных конфликтах». Перед тюльпаном высечена надпись: «Погибшим при выполнение интернационального и воинского долга в мирное время»
Редким выдается день, когда к этому обелиску не приходят люди. Одни останавливаются, чтобы прочесть, кем и когда отлит этот памятник, другие приходят с печалью в глазах и, тихо положив к мраморному подножию обелиска букетик живых цветов, молчат, бросая взор на черные лепестки тюльпана, пробитые осколками снарядов.

Слайд:
Минута молчания (памятник)
Помяни нас, Россия,
И злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
Без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь
От привала к привалу,
От звезды до звезды,
От беды до беды.

Давайте почтим память не только войнов - афганцев, но и тех, кто не вернулся из горячих точек.
Итог мероприятия: Когда началась афганская война? Сколько она продолжалась?
Сколько лет в этом году исполняется, когда завершился выход советских войск из Афганистана?
Какие герои, воевавшие в Афганистане запомнились?

Дополнительно: архив, объемом 20,1 Мб, содержит

  1. Презентация в формате.ppt (15 слайдов)
  2. Видеоролик (.avi)
  3. Музыкальное сопровождение (.mp3)
  4. Конспект урока (.doc)

Внеклассное мероприятие «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан»

Цель:
способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
привить интерес к истории родного поселка,
познакомить с героическими подвигами односельчан,
способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».
Материально-техническое обеспечение:
- проектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
- аудиозаписи.

Ход урока

Слайд 1 (Звучит песня «Синева» громко)
Учитель : Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей. Есть такие, которые жили в Донецке, в нашем районе, и не вернулись. Есть и такие, которые воевали там, живут и работают рядом с нами.
2 слайд
Учитель: Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных анти афганских акций со стороны сопредельных государств…»
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа.
3 слайд (Звучит песня: начало только «Кукушка»)- тихо
Учитель: Из-за высоких Гиндукуш не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «черные тюльпаны», так называли вертолёты, доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких…
Чтец: Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелек багульника примятый,
И звучит далекое «ку-ку»,
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят, девяносто, сто…
Что ты расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
(В.Кочетков, Ю.Кирсанов «Кукушка»)
Учитель : Наш праздник, посвящённый дню вывода войск из Афганистана, считается открытым.
4 слайд
Учитель: Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.
Чтец : Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времен
Под победные марши шагали.
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
5 слайд
(Звучит «Лунная соната»)
Ведущий 1 : Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.
Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.
6 слайд ВИДЕО
Слайд 7
Чтец : И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.
Слайд 8
Ведущий 1 : Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:
Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан.
Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения переназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
Ведущий 1: Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Слайд9
(«Лунная соната продолжается»)- тихо
Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Учитель:Рядом с нами живут и работают люди, которые были там, видели этот ад.
Ведущий 1 : Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
Слайд 10
Чтец : Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы – горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждем короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг – нелегкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шепот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Мне надо!
(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)
Слайд 11
Ведущий 1 : Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.
Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 13тысяч человек.
Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.
12 слайд
Ведущий 1 : 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
13 слайд Песня вступление «Журавли» - тихо
Чтец: Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
(Б.Громов)
Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»
Эту песню исполнял Марк Бернес, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с кровавых полей. И это не только участники Великой Отечественной войны, но и те, кто 10 лет выполнял свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне.
Слайд 14
Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…
Слайд 15
И сегодня стоит корзина цветов у мемориальной доски воина-афганца Виктора Николаева как дань памяти о всех воинах отдавших свой гражданский долг в этой войне.
Чтец: Николаев Виктор Васильевич – водитель бронетранспортера, рядовой.
Родился 9 сентября 1964 года в городе Донецк в рабочей семье. В 1979 году окончил восьмилетнюю школу №72 города Донецка, в 1981 году – 10 классов средней школы №60 города Донецка, в 1982 году – специальное профессионально-техническое училище №23 города Донецка по специальности «электросварщик ручной сварки», в июле 1982 года – Донецкую техническую школу ДОСААФ по программе подготовки водителей транспортных средств. Работал водителем в институте «Южниигипрогаз».
В Вооруженные Силы СССР призван 1 октября 1982 года Куйбышевским районным военным комиссариатом города Донецка. Прошел курс военной подготовки по технике ведения боя в горной и пустынной местности, освоил специальность водителя бронетранспортера.
В Республике Афганистан с декабря 1982 года. Служил водителем бронетранспортера противотанковой батареи 191-го отдельного мотострелкового полка (войсковая часть полевая почта 39676; город Газни).
Трагически погиб в результате происшествия 29 января 1983 года.
Похоронен на кладбище посёлка Красный Пахарь (участок 3) в Донецке.
Награжден орденом Красной Звезды (1989; посмертно).
В Донецке на здании бывшей восьмилетней школы №72 (ныне – школе №72; улица Васнецова, 2), в которой учился Виктор Николаев, установлена мемориальная доска. В мемориальном музее Героя Советского Союза В.В.Арсенова, который находится в специальном профессионально-техническом училище №23 города Донецка (ныне строительный лицей №23 города Донецка; улица Лермонтова, 1а) оборудован уголок памяти воина-интернационалиста.
Учитель : Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.
Слайд 16
Звучит песня: «Память»- громко
В честь таких людей возвели памятник погибшим воинам-афганцам (памятник воинам-интернационалистам) .
На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне (1979-1989) и более 300 человек вернулись инвалидами с этой войны.
Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.
Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса» что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны и афганской войне (1979-1989).
В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.
Слайд17
Слайд18
Ведущий 2 : Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.
Слайд18 (Звучит тихо: «Лунная соната»)
Чтец: Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,-
Но он уже не мой.-
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один успеть бы оттянуть,
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставая – был бы жив,
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один –
Решает, кому быть и с кем,
Лишь миг один сомненья,
А затем
Шагнул к бессмертью безжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит смерть моя не зря…
(И.Медведев «Лишь миг один»)
Чтец: Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память». –
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой черточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звездочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.
(Л.Молчанов «Туманы над рекою»)
Слайд 19
Ведущий 1 : Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Нов памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий 2 : Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.
Учитель : Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.
Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.
36 года минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 27 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан». Потому что все также «иголками» дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?

***********************
Классный час «Афганистан болит в моей душе…»

Слайд1. Афганистан болит в моей душе… .

Дорогие ребята!

Слайд 2. 15 февраля 1989 года в истории России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана . Этот день стал Днём памяти воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разное время. Этот день стал дорог всем, кого опалило дыхание войны в мирное для нашей страны время.

Слайд 3. Ученик :

9 лет твоих, Афганистан ,

В чутком сердце моего народа,

Будто 9 незаживших ран,

Что саднит больнее год от года.

Были лицемерие, обман,

И до правды мы дошли непросто :

9 лет, как будто 90,

9 лет твоих, Афганистан .

Вновь и вновь бредут по тем местам

Мальчики, не зная сна-покоя,

Проклиная времена застоя,

9 лет твоих, Афганистан !

Слайд 4 Афганская война стала уже историей. Её заслонили : война в Чечне, боевые действия в Таджикистане, террористические акты, захлестнувшие страну. И тем не менее, в этот день мы склоняем головы перед памятью павших соотечественников.

Афганская война стала частью нашей истории. Афганистан – это наша незатихающая боль, это наша незаживающая рана.

Слайд 5. Около 15 тысяч погибших, 37 тысяч искалеченных физически, а сколько раненых морально, психически – таков итог 9-ти летней войны, никому не нужной, бессмысленной войны. Афганская тема ещё долго будет оставаться злободневной.

Слайд. 6 Родился в селе Обухово Притобольного района Курганской области в семье колхозников. Русский. После 8 классов окончил ГПТУ-30 в городе Кургане, получив специальность слесаря-ремонтника.

Слайд 7 30 сентября 1982 года был призван в ряды Вооружённых Сил СССР. - разведчик разведывательной роты 181-го мотострелкового полка - рядовой.

Слайд 8. В тот день 12 сентября 1983 года подразделению разведчиков была поставлена задача : срочно выдвинуться в горы, рассредоточиться группами вдоль ущелья и обеспечить безопасность движения автомашин с грузами для дальних горных кишлаков. Путь в намеченный район оказался сложным. Группа, в которой шёл Анфиногенов, попала в засаду. Завязался горячий бой. Силы были слишком неравными. Чтобы спасти группу, нужно было отойти. И Николай Анфиногенов вызвался своим огнём обеспечить прикрытие отхода. Израсходовав все боеприпасы, был окружён противником. Убедившись, что его товарищи вне опасности, подорвал себя вместе с мятежниками последней гранатой.

Слайд 10 За воинский подвиг и мужество, проявленные в бою во время нападения душманов на разведгруппу, рядовому Анфиногенову Николаю Яковлевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 года присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Слайд11 Ушёл мальчишка из села скромным, безвестным новобранцем, а теперь в его родном полку воины борются за право выполнять боевые задания за своего, теперь уже легендарного, сослуживца.

Как мало лет он прожил. Только двадцать!

Но миг победы – больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось ,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

Смотрю, смотрю в его лицо простое.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней солдат.

(Андрей Дементьев)

Слайд12 Похоронен на кладбище села Обухово. Его имя носит Обуховская восьмилетняя школа.

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,

В своих руках они держали автоматы.

Не для войны рождаются солдаты,

А для того, чтоб не было войны.

Слайд 13 В Обуховской школе открыт музей его имени, а в селе установлен памятник Герою.

Слайд 14 1 сентября 2006 года на здании Курганского технологического колледжа, в котором учился Герой, открыта мемориальная доска, а колледжу (после преобразования его из ПТУ) вновь присвоено имя Героя Советского Союза Николая Анфиногенова.

Слайд 15. Уже давно закончилась война,

Летит неумолимо время быстро,

Но до сих пор героев имена

Чеканят на гранитных обелисках…

Слово учителя. Слайд. На долю защитников Родины всегда выпадали тяжёлые испытания.

Так было в далёкие годы первой мировой войны, революции, гражданской и Великой Отечественной войн, так было в годы необъявленных войн. Кто знает, какие испытания ждут вас впереди, будущих солдат, защитников Родины. Поэтому память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем , чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев .

0 Классный час: «Афганская война 1979- 1989»

Год 2012
Страна Казахстан
Автор Амербекова А..Б.

Классный час:

«Афганская война 1979- 1989»

Цели: Познакомить учащихся с событиями афганской войны.
Развить представление учащихся о роли ограниченного контингента
советских войск в Афганистане.
Воспитание патриотизма, чувства долга и чести, уважения к воинам-
афганцам.

Оформление: Презентация, цветы, на столах высказывания с цитатами о
мужестве, чести, героизме.

Ход классного часа
1слайд Звучит песня.
На середину выходят 2 ведущих.
1. Нет, не забыть нашим афганцам бои и походы, могилы погибших друзей
и товарищей. Не забыть их, тем, кому посчастливилось остаться живым
и здоровым, и уж тем более, искалеченным. До последних дней им не
забыть нравственной, а то и физической боли. Года скорби вдов, роди-
телей. Братьев и сестер воинов погибших на Афганской земле. Но жизнь
продолжается. Жизнь берет свое…
Музыка звучит.

2. Сегодня нам от всей души хочется поздравить каждого защитника
Отечества. Сегодня день памяти тех, кто пал смертью храбрых в
Афганистане. Какие бы события не потрясали мир, в феврале мы приходим
К обелискам, чтобы почтить память воинов- афганцев. Тех кто не вернулся
с поля боя. В этот день мы вспоминаем своих друзей. Погибших и живых,
их вспоминают в каждом доме, в каждой семье.

1 ученик: Насадим нашу память на штыки
И будем вечно помнить, как когда- то
На пулеметы шли не штрафники
А мирные и честные ребята!

2 ученик: Сегодня каждый будет вспоминать поименно
Не вернувшихся с поля боя.
Эта наша память, память поколений!
Память вышедшая из огня, и у которой
Соленый вкус. Это мгновенье, бывшие
Жизнью и смертью, боль и страданием.

3 ученик: Пусть десять или иного лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Даавйте помнить тех, кто не придет
Давайте помнить воинов Афгана!

1. Почтим минутой молчания воинов, мужественно исполнивших свой долг
и погибших в Афганистане.
Минута молчания.

2. Афганистан - далекое азиатское государство, знакомое большинству лишь
по скудным сведениям из школьных учебников географии. Могли ли мы
предположить, что когда- нибудь это слово отпечатается в сердцах
стольких казахстанских парней.

4 ученик: Афганистан, Афганистан
По афганским дорогам пришлось нам проехать немало,
Мы тряслись в бэтээрах, нам небо служило палаткой,
И надолго под звездами твердым законом на стало:
Не искать на земле жизни сладкой.

5 ученик: Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,
Где- то эхом вдали прогремели последние взрыв.
Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы,
Проверяя: А все ли живы?

6 ученик: Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,
И в минуты отчаянья мы научились смеяться.
И с друзьями, которых на всю жизнь полюбили,
Мы привыкли надолго прощаться.

1. Такие стихи писали ребята, служившие в Афганистане. Так они встретились с новой, известной лишь по учебникам истории, действительностью. Им трудно было поверить, что в наше время жизнями людей распоряжается феодал, помещик, что самым распространенным орудием труда земледельца является деревянная соха. Бойцы хотели помочь и бедняку, стоящему с протянутой рукой
у развалившегося глиняного забора, и босоногим детишкам, испуганными глазами. Голодным давали хлеб, раздетым одежду, бедным лекарство.

2. 9лет с декабря 1979 года по февраль 1989 года советские солдаты и
офицеры с честью выполняли свой долг, проявляя подлинный героизм и
самоотверженность. Много горя принесла эта война и на казахстанскую
землю. Вечно хранить память о погибших воинах- это стало традицией
многонационального Казахстана.

1. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1 979 офицеров и генералов, 572
военнослужащих КГБ, 29 сотрудников МВД, 190 военных советников,
инвалидами стали 6 669 афганцев, из них 1 479 человек инвалидами 1-ой
группы. 22 тысячи казахстанцев прошли через Афганистан.

7 ученик: Беспощадно нас солнце жгло,
Пот соленый глаза заливал,
Каждый думал о чем- то родном,
И засохшие губы лизал.
Мы по склонам карабкались вверх,
До крови раздирая тела,
И последний глоток на всех
Здесь до капли делили всегда
Вспоминаю отцы сорок первый,
Революцию вспомнил твой дед.
Ну, а мы вспоминаем года,
Проведенные на этой земле.
Мы до дембеля утки считали,
Дни тянулись как- будто года.
Кровь убитых и пепел развалин
В нашу память вошли навсегда!

2. Письма солдатов домой. Стихи, сочинения между боями…они стали
историей, и сейчас в них можно увидеть любовь к Родине, близким, верно-
сть долгу. Это живая история. Они дороги нам, как летопись девятилетней
кровавой войны. В Афганистане.

8 ученик: « Попал под пули взвод». В основу положено стихотворение Игоря
Кобзева.
Попал под пули взвод
У жаркой переправы,
И, раненый в живот
Упал солдат на травы…
- Воды, глоток воды,-
Сестра над склонилась.
Солнце с высоты
Осколком засветилось.
И чувствовал солдат:
Другой зари не будет,
И солнца первый луч
Его уж не разбудит.
А он не рвал цветы
И не был в дальних странах,
Во век не целовал
Девичьих губ румяных.
- Сестрица не бинтуй,
Пришел конец мне, видно.
Ты лучше поцелуй,
- Сейчас, солдат, сейчас,-
Сестра ему сказала.
И первый в жизни раз
Мальчишку целовала.
А первый поцелуй
Высоких слов достоин.
И что ни говори,
Он целой жизни стоит.
Я прошу вас, если сможете, то всегда, везде
Помнить тех, кто пал под выстрелом,
Помнить всех друзей.
Монумент им лучший выстроим
Памятью своей.

Звучит песня, на интерактивной доске листаются слайды с фотографиями.