Русский гамлет павел 1. Павел I Петрович, Император всероссийский, "Русский Гамлет"




Почитала я редкую книжечку о политических взглядах древних греков и призадумалась. Не по вкусу мне тоталитаризм, но демократка из меня тоже никудышная, олигархия мне совсем не нравится, а уж монархия – тем более. Почему же личность Павла I всегда привлекала моё внимание, несмотря на стойкое раздражение, которое вызывали во мне Романовы?
Да, судьба у Павла I была – врагу не пожелаешь. Сын мужеубийцы, к тому же нелюбимый сын. Государыня-матушка Екатерина II похоже сама слух пустила, что он вовсе даже не сын убиенного ею мужа, желая отстранить неугодного сына от престола, но вовремя одумалась. Уж очень была Государыня неосторожна. На троне-то она сама сидела крепко, а вод под её потомками с такими–то речами он мог и пошатнуться. Лукавила Государыня, Павел похож был на папеньку, чем, видать, и прогневал её сверх меры. Не красив был сын, мал ростом, всего-то 166 сантиметров, заносчив, высокомерен, импульсивен, но не глуп, он обладал острым умом и прекрасной памятью. Это потом, по политическим мотивам, современники постарались выставить Павла полусумасшедшим идиотом. Павел знал языки, был хорошо образован. Учитель его – Н. И. Панин был одним из самых просвещённых людей своего времени. Кстати, он покровительствовал Фонфизину, в то время без покровителя о писательской и карьере и мечтать было нечего. Фонвизин долгое время служил у Н. И.Панина секретарём.
Павел искренне полюбил свою первую красавицу-жену Вильгельмину Гессен-Дармштадтскую, но и здесь судьба нанесла удар. Жена была неверна и умерла, не сумев родить ребёнка, как полагают, от любовника Андрея Кирилловича Разумовского, который был лучшим другом Павла I. Умом Наталья Алексеевна не блистала, качествами необходимыми для будущей жены императора не обладала. Павел переживал сильно. Государыня-матушка отреагировала жёстко, сказала, что он страдает дольше, чем это положено рогоносцу. Стала ли Екатерина Великая причиной преждевременной смерти первой жены наследника престола доподлинно неизвестно, но об этом поговаривали, уж очень вовремя она скончалась, а если учитывать то, что она интриговала против свекрови, то и показаниям комиссии из 13 врачей, созванных ею для опровержения слухов, поверить трудно. Кесарево сечение умирающей роженице по каким-то непонятным причинам сделано не было.
Второй женой будущего императора стала племян¬ница короля Фридриха II - София-Доротея Вюртем-бургская. Фридрих II на счёт Павла Петровича, как будущего императора, был мнения невысокого, предрёк ему недолгое царствование. На этот раз Екатерина II подошла к выбору невестки куда основательней. Однако, всё равно осталась недовольна. Считала вторую жену сына обывательницей, курицей, но всё же признавала за ней одно хорошее качество – «детей исправно рожает», у супругов было четыре сына и шесть дочерей. После постигшей Екатерину неудачи, у любимого внука, будущего императора Александра I было только две дочери, да и те скончались во младенчестве, это было большим достижением. Екатерина II торопилась, внука женила в пятнадцать лет, невесте было четырнадцать. Нужны ей был наследники в обход Павла, ох как нужны, а тут такая незадача.
Государыня, занимаясь делами государственными, о себе любимой не забывала. Любвеобильной она была дамой. Меняла в постели «мальчиков», не жалея государственной казны. Чем старше становилась она, тем моложе и многочисленнее были любовники. Влюбчива была Екатерина II. Осыпала подарками «мальчиков» без меры, вход шли земли, имения, рабы крепостные, не говоря уже о таких мелочах, как кольца, табакерки и прочие ценности. Ладно бы ценности, были ещё и должности. Иногда честолюбивые, дико невежественные юноши, такие, как Платоша Зубов, вмешивались в дела государственные, поощряемые влюблённой Государыней. Знал, конечно, Павел о грешках своей матери, знал. Да и скрывать хоть что-нибудь никто и не собирался. Что чувствовал сын, глядя на императрицу, тут и гадать нечего. Русским Гамлетом называли Павла I за границей. Но этому «Гамлету» повезло ещё меньше, чем принцу датскому. Уж если берётся судьба преследовать кого-либо, то она не отцепится, на достигнутом не остановится. Была, правда, у него отдушина – Екатерина Ивановна Нелидова. Мария Фёдоровна, жена наследника престола получила это имя после крещения, ревновала, пробовала удалить её от мужа, однако, хитрая Екатерина II не согласилась. Благотворно влияла на наследника Нелидова, умна была и образована.
Если бы Павел I не был так честолюбив, если бы Государыне удалось отстранить его от престола, то Павел, скорей всего, прожил бы долгую жизнь. Екатерина II знала – властвовать в Росси сложно. Это не Дания и не Швеция. Огромное государство, насквозь пропитанное рабством, страхом, интригами, с немыслимым расслоением населения мало подходило для слабохарактерного, эмоционального Императора. Поговаривали о том, что у него мания преследования. Всю жизнь Павел боялся, что его устранят, как устранили его несчастного отца Петра III. Екатерина Великая долго не сомневалась, с лёгкостью расправилась и с несчастным узником, законным наследником престола Иваном VI. Двадцать три года было ему тогда. Боялся Павел матери, боялся друзей и врагов. Государыня кровожадной и мстительной не была, просто так кровь не проливала, делала это только при реальной угрозе её самовластию, все остальные грешки легко прощала. И всё же Павел Петрович боялся не зря. Преданный ближайшим окружением, женой и сыном, он был зверски убит после недолгого царствования. Какая уж там мания!
Почему же мне близок и дорог этот несчастный царь. Есть причина. Павла I можно считать не только Русским Гамлетом, но и Русским Людвигом II. Людвиг II Баварский истратил всю казну на дворцы, которые сейчас служат украшение Германии, был признан сумасшедшим и убит. Версия о том, что он вместе с врачом покончил жизнь самоубийством, звучит неубедительно. Обладая прекрасным вкусом, великолепно образованный Павел тоже оставил после себя величайшие памятники архитектуры. Мать слишком долго не допускала его к власти, и сын нашел для себя занятие.
Павловск – великолепный образец садово-паркового искусства, классически-строгий, романтически-прекрасный ансамбль. Матушка-государыня была неравнодушна к искусствам. Покупая произведения великих мастеров, не скупилась, Скупала крупнейшие коллекции по всему миру. Именно ей мы обязаны тем, что можем часами бродить по Эрмитажу. Всё же были у Павла с матерью общие интересы. Только вкусы у них были разные. Екатерининский парк больше похож на Диснейленд восемнадцатого века: тут тебе и елизаветинское барокко, и классицизм, и псевдоготика, и мавританская баня, и китайская пагода, даже целая китайская деревня за каналом имеется, и руины есть, и что-то вроде египетской пирамиды стоит – надгробие для любимой собачки. Хорош Екатерининский парк, но «иконой стиля» его не назовёшь. Павловск иной, он как будто создан на одном дыхании. Пейзажный парк, а в нём на самом высоком месте – дворец, похожий на усадебный дом. Напротив его фасада колоннада Аполлона. Она не была задумана, как руина, но во время грозы произошло частичное обрушение, получилось очень удачно. Сама природа вмешалась и сделала её ещё прекрасней. А Двенадцать дорожек! Таким потрясающим решением мог бы гордиться любой художник. Скульптура и окружающий лес превратились в ансамбль таинственный и притягательный в своей жестокости и красоте. Аполлон, окружённый музами, расстреливает бронзовых Ниобид, умирающих в глубине сумрачных дорожек.
Пейзажи Пьетро Гонзаго поражают своим совершенством. Бывший театральный художник, ставший садовником, превратил парк в череду удивительных, живых декораций. Декорации сменяют друг друга, открываются сцены для роскошного действа природы. Одна сцена, другая… А дальше Белая берёза. Огромные пространства полей и островов леса радуют посетителей, а потом опять смена декораций, хоровод берёз с разбегающимися от него дорожками. А дальше романтически-запущенная, похожая на лес Новая Сильвия и долина реки Славянки. Там, в долине, мостики, Пиль башня, Баня и храм Дружбы, посвящённый Екатерине II. Павел с женой пытались таки наладить отношения с Государыней. Красив классически стройный храм, построенный Камероном, но дружбе с государыней он не посодействовал.
Есть ещё странный уголок в Старой Сильвии. Это уже Мария Федоровна постаралась. Вьётся тропа, а вдоль неё памятники её родственникам. Далеко их настоящие могилы, а тут всё рядом. Есть куда придти и вспомнить. В Новой Сильвии, в самом сумрачном месте стоит тяжёлый мавзолей для «любимого» супруга. Не был там похоронен Павел I, видно, чувство вины не давало покоя пусть и невольной, но всё же мужеубийце. Хотела Мария Федоровна править Россией, как её предшественница, потому и молчала, зная о заговоре, а тут ещё Нелидова… Только, вот беда, на её притязания никто и внимания не обратил. Всерьез «курицу» не воспринимали.
Павел вмешивался в работу архитекторов, руководил ими, сам вносил коррективы, но Павловский дворец, парк, и большая часть построек, находящихся в парке, в первую очередь были всё же творениями Чарльза Камерона, любимого архитектора Екатерины Великой. Неслучайно, сразу же после её смерти, Павел его уволил. Павловский дворец внутри классически строг и по-домашнему уютен. С наружи украшает его павильон Трёх граций и собственный садик Марии Фёдоровны. Винченцо Бренна пристроил к дворцу боковые флигеля, придал зданию подковообразную форму, сделал некоторые интерьеры более роскошными, к тому времени Павел уже стал императором. В Павловске работали Андрей Воронихин, Карл Росси, Джакомо Кваренги. Дворец и парк составляют одно целое. Здесь все продумано до мелочей, архитектура, интерьеры, и пейзажи сливаются в одну общую гармонию.
И всё же о вкусах Павла I составить представление лучше в Гатчине. Гатчинский дворец напоминает средневековый замок. Таких дворцов в России больше нет.
Протектор Мальтийского ордена, рыцарь – духа Павел I, кто же он такой, что за человек? Он отменил привилегии дворянства, издал «закон о престолонаследии» (передача престола только по мужской линии), запретил продажу дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал «манифест о трехдневной барщине». Любовь к Императору простого люда приписывала ему чудесное избавление от смерти, остались свидетельства о чудесах и исцелениях, произошедших на его могиле. Святым почитали его крепостные рабы. Дворянам реформы царя не понравились.
Над Гатчинским дворцом работали А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер и Р. Кузьмин. К сожалению, об интерьерах дворца можно судить только по немногим отреставрированным залам, а также по довоенным фотографиям, тем не менее, тот эстетический эффект, которого удаётся достичь в других дворцах с помощью скульптуры, живописи и лепки, здесь достигается только благодаря архитектуре. Водят туристов теперь и по не отреставрированным залам. Мерцает поблёкшая позолота, притягивает взгляд сохранившаяся лепка. Печален и прекрасен Гатчинский дворец. Повезло ему меньше, чем прочим загородным императорским резиденциям. Позже других стал он музеем, позже других пришли туда реставраторы. Пудосский камень, израненные стены, озёра, когда-то чистейшие, павильоны и парк, не такой роскошный и большой, как в Павловске, но благодаря красоте озёр он тоже неповторим. Гатчинский дворец нечто особенное, загадочное. Павел был мистиком. Мистическим получился его дворец. Говорят, под землёй на многие километры тянутся лабиринты. Посетителей по подземному ходу водят к Серебряному озеру, сам же лабиринт закрыт, там можно заблудиться.
Черное, Белое и Серебряное озёра связаны протоками, течёт вода времён по водным лабиринтам, шумит в плотинах. Многие постройки в Гатчинском парке сделаны из пудосского камня. Восхищает парк сдержанным великолепием и единством стиля. Берёзовый домик, павильон Венеры, а над ними, над парком и озёрами стоит замок последнего рыцаря России, хранит память о нём.
Есть ещё один замок в Гатчинском парке – Приоратский дворец. Более десяти лет был он резиденцией мальтийского ордена. Это единственный земляной дворец в России. Сделан он по специальной технологии на болоте. Чтобы отвести воду архитектор Николай Александрович Львов построил 34 метровых канал. Именно благодаря нему появились слухи о подземном ходе, существовавшим между Приоратским и Большим Гатчинским дворцами. Да и как не поверить слухам, слишком много мистики, пророчеств и тайн связано с именем Павла I. Игрушечный замок, похожий на маленький монастырь, стоил казне удивительно дёшево. Львов мечтал о том, что крестьяне будут жить в больших, пожара безлопастных и доступных по цене домах. Не получилось. А дворец до сих пор поражает людей строгостью и красотой замысла.
Наверно самой знаменитой постройкой Павла I был Михайловский замок или Инженерный замок. И тут опять мистика, опять пророчества, таинственная надпись и число лет прожитых императором, запечатлённых в ней над фасадом. Ансамбль Михайловского замка с двумя павильонами Кордегардий был выполнен архитекторами В. Бренна и В. Баженовым. Торопился Павел с его постройкой, здание было построено за три года. Однако успевал работать вместе с архитекторами над его фасадами. Павла тоже можно считать одним из архитекторов этой парадной резиденции. Все фасады здания разные, но оно выдержано в едином стиле. Каком? Выглядит эклектично, но это не эклектика. Михайловский замок – единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма. Самобытен был вкус Павла. Насчёт Людвига II я всё-таки не совсем права. Никогда нашему царю не пришло бы в голову строить второй Версаль. Слишком много у него было своих архитектурных идей. Более шестидесяти обществ почитателей Людвига II Баварского есть в Германии, и ни одного общества почитателей Павла I нет в России. А стоило бы чаще вспоминать этого несчастного императора – сына мужеубийцы, отца отцеубийцы, человека, чья жена была мужеубийцей, человека которого предали почти все, кому он доверял, царя, построившего удивительные дворцы, странные, таинственные, красивые, отмеченные необыкновенным эстетическим чутьём. Я поняла, почему мне близок Павел – я чувствую в нём художника.
Михайловский замок со всех сторон был окружён водой, были подъёмные мосты и пушки. Боялся Павел покушений, въехал во дворец, когда штукатурка ещё не просохла. Холодно было в нём и сыро, несмотря на то, что всё время топились печи, но не спасли его меры предосторожности, прожил в нём Павел всего сорок дней.
После смерти императора дворец был заброшен. Потом в нём расположилось Главное Инженерное училище. Каналы засыпали, убрали пушки… Там ещё Достоевский учился… Да, судьба. Умер Павел через сорок семь лет на том же месте, где родился. А родился он в Летнем дворце Елизаветы Петровны, который стоял на месте Инженерного замка. Во дворе замка находится уродливый памятник Павлу I, весь пропитанный ненавистью к императору. Жаль… Возле Гатчинского и Павловского дворцов тоже стоят два одинаковых памятника Павлу I, они имеют с ним портретное сходство, но не таят в себе чувств недостойных. Дворцы Павла Петровича, по сути дела, сами являются памятниками построившему их императору.
Строят дворцы, разрушают, взрывают, возрождают из пепла. Много ли стоит жизнь, лишённая красоты? Возводили великие мира сего дворцы для себя, но остались они нам. Каменные отражения человеческого духа, представлений о красоте, богатстве и мощи звучат, как застывшая в камне музыка. Зовёт за собой прекрасная музыка Петербурга, пока ещё не совсем разрушенного в угоду нуворишам. Гулко отдаются шаги времени его в дворах. Память предков обитает в парадных залах и закоулках коммуналок. Экскурсоводы водят группы по ночному Михайловскому замку, пытаясь встретить тень построившего его императора. Говорят, мается его душа в мире живых. Толь я этому не верю. Много вырастил он детей, посадил садов, построил дворцов, да и о добрых делах не забыл, успел, несмотря на то, что, как и предрекал Фридрих II, недолго процарствовал. Выполнил он свой долг на земле, пусть с самого рождения судьба была не на его стороне.

Судьба русского Гамлета: Павел I

С матерью без матери

Во время пребывания наследника русского престола цесаревича Павла Петровича в Вене в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался играть главную роль: «Вы с ума сошли! В театре будет два Гамлета: один на сцене, другой в императорской ложе!»

Действительно, сюжет пьесы Шекспира очень напоминал историю Павла: отец, Петр III, убит матерью, Екатериной II, рядом с ней всесильный временщик, Потемкин. А принц, отстраненный от власти, сослан, как Гамлет, путешествовать за границу…

И в самом деле, пьеса жизни Павла разворачивалась как драма. Он родился в 1754 году и был тотчас взят у родителей императрицей Елизаветой Петровной, которая решила сама воспитать мальчика. Матери дозволялось видеть сына только раз в неделю. Сначала она тосковала, потом привыкла, успокоилась, тем более что пришла новая беременность. Здесь мы можем усмотреть ту первую, незаметную трещинку, которая впоследствии превратилась в зияющую пропасть, навсегда разделившую Екатерину и взрослого Павла. Разлука матери с новорожденным ребенком - страшная травма для обоих. У матери с годами появилось отчуждение, а у Павла никогда не возникло первых ощущений теплого, нежного, может быть, неясного, но неповторимого образа матери, с которым живет почти каждый человек…

Панинские уроки

Конечно, ребенок не был брошен на произвол судьбы, его окружали заботой и лаской, в 1760 году рядом с Павлом появился воспитатель Н. И. Панин, человек умный, образованный, ко торый сильнейшим образом повлиял на формирование его личности. Вот тут-то и поползли первые слухи о том, что Елизавета хочет воспитать из Павла своего наследника, а ненавистных ей родителей мальчика вышлет в Германию. Такой поворот событий для честолюбивой, мечтающей о российском троне Екатерины был невозможен. Незаметная трещинка между матерью и сыном, опять же против их воли, расширилась: Екатерина и Павел, пусть гипотетически, на бумаге, а также в сплетнях, стали соперниками, конкурентами в борьбе за трон. Это отразилось на их отношениях. Когда Екатерина в 1762 году пришла к власти, она не могла, глядя на сына, не испытывать беспокойства и ревности: ее собственное положение было ненадежным - иностранка, узурпа-торша, мужеубийца, любовница своего подданного. В 1763 году иностранный наблюдатель отметил, что при появлении Екатерины все умолкают, «а за великим князем всегда бежит толпа, громкими криками выражая свое удовольствие». Ко всему прочему, были люди, которые с радостью вбивали в трещину новые клинья. Панин, как представитель аристократии, мечтал об ограничении власти императрицы и хотел использовать для этого Павла, вкладывая в его голову идеи конституции. При этом он незаметно, но последовательно настраивал сына против матери. В итоге, твердо не усвоив конституционных идей Панина, Павел привык отвергать принципы правления своей матери, а поэтому, став царем, так легко пошел на низвержение фундаментальных основ ее политики. Кроме того, юноша усвоил романтическую идею рыцарственности, а с ней - любовь к внешней стороне дела, декоративности, жил в мире далеких от жизни мечтаний.

Браки на земле и на небесах

1772 год - время совершеннолетия Павла. Надежды Панина и других на то, что Павел будет допущен к управлению, не оправдались. Екатерина не собиралась передавать власть законному наследнику Петра III. Она воспользовалась совершеннолетием сына, чтобы удалить Панина из дворца. Вскоре императрица нашла сыну невесту. В 1773 году по воле матери он женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Августе Вильгельмине (в православии - Наталье Алексеевне) и был вполне счастлив. Но весной 1776 года в тяжких родовых муках великая княгиня Наталья Алексеевна умерла. Павел был безутешен: его Офелии больше не было на свете… Но мать излечила сына от скорби самым жестоким образом, похожим на ампутацию. Найдя любовную переписку Натальи Алексеевны и Андрея Разумовского - придворного, близкого друга Павла, - императрица передала эти письма Павлу. Он тотчас излечился от скорби, хотя можно представить себе, какая жестокая рана была тогда нанесена тонкой, неокрепшей душе Павла…

Почти сразу же после смерти Натальи ему нашли новую невесту - Доротею Софию Августу Луизу, принцессу Виртембергскую (в православии Мария Федоровна). Павел неожиданно для себя сразу влюбился в новую жену, и молодые зажили в счастье и покое. Осенью 1783 года Павел и Мария переехали в подаренное им государыней бывшее поместье Григория Орлова Гатчину (или, как тогда писали, - Гатчино). Так началась долгая гатчинская эпопея Павла…

Гатчинская модель

В Гатчине Павел создал не просто гнездо, уютный дом, но возвел для себя крепость, противопоставив ее во всем Петербургу, Царскому Селу, «развратному» двору императрицы Екатерины. Образцом же для подражания Павлом была избрана Пруссия с ее культом порядка, дисциплины, силы, муштры. Вообще же гатчинский феномен проявился не сразу. Не будем забывать, что Павел, став взрослым, не получил никакой власти и мать сознательно держала его подальше от государственных дел. Ожидание «очереди» на трон длилось для Павла свыше двадцати лет, и ощущение своей никчемности не покидало его. Постепенно он обрел себя в военном деле. Доскональное знание всех тонкостей уставов вело к строгому следованию им. Линейная тактика, построенная на регулярном, строгом обучении слаженным приемам движения, требовала полного автоматизма. А это достигалось непрерывными упражнениями, разводами, парадами. В итоге стихия плаца полностью захватила Павла. Эта специфическая форма жизни тогдашнего военного человека стала для него главной, превратила Гатчину в маленький Берлин. Небольшое войско Павла было одето и вымуштровано по уставам Фридриха II, сам наследник жил суровой жизнью воина и аскета, не то что эти развратники из вечно что-то празднующего гнезда порока - Царского Села! Зато тут, у нас в Гатчине, порядок, труд, дело! Гатчинская модель жизни, построенная на жестком полицейском надзоре, казалась Павлу единственно достойной и приемлемой. Он мечтал распространить ее на всю Россию, за что и принялся, став императором.

Под конец жизни Екатерины отношения между сыном и матерью разладились непоправимо, трещина между ними стала зияющей пропастью. Характер же Павла постепенно портился, росли подозрения, что никогда не любившая его мать может лишить его наследства, что ее фавориты хотят унизить наследника, следят за ним, а нанятые злодеи пытаются отравить - вот, однажды даже стеков в сосиски наложили.

Борьба с «развратом»

Наконец, 6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина. Павел пришел к власти. В первые дни его царствования казалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы - император и его люди были одеты в незнакомые прусские мундиры. Павел тотчас перенес в столицу гатчинские порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые поначалу легкомысленно отнеслись к строгим указам о запрете фраков и жилетов. В городе, жившем при Екатерине полуночной жизнью, был установлен комендантский час, множество чиновников и военных, чем-то не угодивших государю, в мгновение ока лишались чинов, званий, должностей и отправлялись в ссылку. Развод дворцовых караулов - привычная церемония - вдруг превратился в важное событие государственного масштаба с присутствием государя и двора. Отчего же Павел стал таким неожиданно суровым правителем? Ведь молодым он когда-то мечтал о воцарении в России закона, хотел быть правителем гуманным, царствовать по неотменяемым («непременным») законам, содержащим в себе добро и справедливость. Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие правители в России, он пытался совместить самодержавие и человеческие свободы, «власть личности» и «экзе кутивную власть государства», словом, пытался совместить несовместимое. Кроме того, за годы ожидания своей «очереди» к трону в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще весь созданный этой необычайной и гениальной женщиной мир, названный потомками «екатерининской эпохой». С ненавистью в душе править можно, но не долго… В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить только одно «экзекутивное государство». Наверное, в этом корень его трагедии… Борьба с «распущенностью» дворян означала прежде всего ущемление их прав; наведение порядка, порой необходимого, в армии и государственном аппарате вело к неоправданной жестокости. Несомненно, Павел желал своей стране хорошего, но тонул в «мелкостях». А их-то как раз более всего и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» или «Машка». В погоне за дисциплиной и порядком царь не знал никакой меры. Его подданные услышали множество диких указов государя. Так, в июле 1800 года было предписано все типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Отлично сказано! Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить - нужны были этикетки, билеты и ярлыки. Запрещалось также зрителям аплодировать в театре, если этого не делал сидящий в царской ложе государь, и наоборот.

Рытье собственной могилы

Общение с императором становилось тягостным и опасным для окружающих. На месте гуманной, терпимой Екатерины оказался человек строгий, нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его пожелания оставались неисполненными, он негодовал, наказывал, распекал. Как писал H. М. Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды - прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных… Героев, приученных к победам, учил маршировать. Имея, как человек, природную склонность к благотворению, он питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей, и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу». Словом, добром это не кончилось. Против Павла в офицерской среде и среди аристократии созрел заговор, 11 марта 1801 года произошел ночной переворот и в только что построенном Михайловском замке Павел был убит ворвавшимися в царскую спальню заговорщиками.


Император Павел I – одна из самых загадочных и трагических фигур на российском царском престоле. Гамлет, принц Датский – персонаж одноименной трагической пьесы Уильяма Шекспира, принесшей славу своему создателю. Но что общего между русским императором и Датским принцем, героем запрещенной в Российской Империи пьесы? Почему Павла I называли русским Гамлетом?

При детальном рассмотрении, судьбы этих личностей не только схожи, но порой с точностью повторяют друг друга. Даже образование два героя получили одинаково безупречное. Павел в совершенстве владел французским, итальянским, латинским и немецким языками, Гамлет получил блестящее военное образование, безукоризненно владел шпагой.

Все началось с дворцового переворота Екатерины II в реальной жизни, закончившегося смертью Петра III, отца Павла, и с жестокого убийства Датского короля, отца Гамлета, дела рук его же дяди.

К событиям 1762 года, которые тогда Павел I еще не был в состоянии осознать, молодой император будет возвращаться раз за разом, бесповоротно покалечив тем самым свою душу и создав отправную точку для разговоров о его «безумстве».

Павел Петрович жаждал узнать тайны, окутавшие гибель его отца и переворот, устроенный собственной матерью и желал лишь одного – восстановления справедливости, очищения имени Петра III и уменьшения заслуг Екатерины II. Эти стремления роднят его с героем английского драматурга, возжелавшего того же в отношении своего убиенного отца.

Сближают эти две личности и ужасные потери, которые им пришлось перенести. В жизни молодого императора таким ударом стала гибель его возлюбленной – Натальи Алексеевной. Великая княгиня умерла при родах, произведя на свет мертворожденного князя. Павел остался один, не имея больше ни близкой его сердцу дамы, ни родителей, ни соратников. Такой же болью отзывается и смерть Офелии, возлюбленной Датского принца, в душе самого Гамлета. Жизнь юной девушки унесли воды злосчастной реки: «…Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Будучи всегда «белой вороной» среди развратных прислужников Екатерины II, будущий император навсегда сформировал для себя одну из целей своего правления – уничтожить все привилегии дворянства, в чем бы оные не заключались. Именно в столпе власти своей матери – дворянстве, Павел видел вину нестабильного социального строя Российском Империи. Но не согласен он был не только с «дворянской» политикой Всероссийской императрицы, но и с ее отношением к вере и ее месту в жизни государства. Еще с детства воспитывавшийся набожным ребенком, он не мог понять женщину, которой «чуждо все святое». Невозможность смириться с политикой правящей матери, бесчисленные попытки обделенных фаворитов Екатерины вовлечь Павла в заговор против неё – все это повлияло на психику будущего императора. «Нервная раздражительность, – указывает С.Платонов, приводила его к болезненным припадкам тяжелого гнева». А Павел Лопухин уверял: «Раздражительность Павла происходила не от природы, а была последствием одной попытки "отравить" его». Павлу, как и Гамлету, удалось избежать первую расправы над собой, но изменить свою судьбы они не смогли – их обоих ждала насильственная смерть от рук корыстолюбивых предателей.

Но возвратимся вновь к «безумству» – одному из связующих звеньев между Павлом I и Гамлетом. Но если Датский принц играл потерявшего рассудок сына, то Павел буквально балансировал на грани безумия, настолько его поведение отличалось от общепринятых норм того времени. Дворянству было проще признать его безумным, чем понять и принять его принципы. Надо признать, что разлука и недопонимание с матерью, лишение родительской любви и тепла, одинокая жизнь при дворе своей бабушки оставили свой след в душе маленького Павла! Но пусть император и был подвластен бушевавшим в его душе страстям и эмоциям, в основе его характера лежал стальной стержень – рыцарские, благородные чувства, которые подмечали все придворные люди. Позже, Де Санглен в своих мемуарах напишет: «Павел был рыцарем времен протекших».

Елена Хорватова Русский Гамлет. Павел I, отвергнутый император

Отрывки из книги

В издательстве «АСТ-Пресс» вышла книга «Русский Гамлет. Павел I, отвергнутый император». В ней Елена Хорватова, автор многих интереснейших публикаций по русской истории, представляет новый взгляд на Павла I, опровергая устоявшиеся стереотипы и сложившиеся мифы. «Частный корреспондент» публикует отрывки из книги, любезно предоставленные издательством.








В издательстве «АСТ-Пресс» вышла книга «Русский Гамлет. Павел I, отвергнутый император». В ней Елена Хорватова, автор многих интереснейших публикаций по русской истории, представляет новый взгляд на Павла I, опровергая устоявшиеся стереотипы и сложившиеся мифы. «Частный корреспондент» публикует отрывки из книги, любезно предоставленные издательством.

Предисловие

Император Павел I - одна из самых загадочных и трагических фигур на российском престоле. К редким правителям относились настолько предвзято, редко о ком судили лишь на основании сплетен и домыслов, не делая даже попыток задуматься об истинных мотивах его поступков, и редкие персоны столь высокого уровня так долго были окружены завесой тайны. И супруга Павла Петровича (вторая супруга, если быть точным) Мария Фёдоровна - поистине забытая императрица. Даже знатоки отечественной истории мало могут рассказать об этой женщине. Какая-то блёклая тень за спиной нервного, эксцентричного мужа, плохо владевшего своими эмоциями, - вот широко распространённое мнение. Не зная о подлинной роли императрицы Марии в политике, придворной жизни, интригах дома Романовых, многие отказывают ей в уме, ярких страстях, силе личности.

В марте 1801 года сложилось так, что Павел должен был пасть, Александр - царствовать. В заговоре, погубившем Павла I, его сын не участвовал, но знал о планах заговорщиков и не предпринял ничего, чтобы спасти отца-государя. Император Павел пытался отобрать у дворянства привилегии, дарованные Екатериной. А подвергая телесным наказаниям разжалованных офицеров, тиран нарушил священный принцип неприкосновенности дворянской спины!

Заштатная немецкая принцесска, взятая из милости в супруги овдовевшего наследника российского престола... Какие у неё были интересы? Рожать детей, чтобы обеспечить продолжение царственного рода, да угождать тем, от кого зависит её жизнь, - сперва всесильной свекрови, императрице Екатерине II, потом мужу, характер которого с годами становился всё более и более сложным. Между тем Мария Фёдоровна, или, как звали её в девичестве, София Доротея Августа Вюртембергская, была неординарной личностью - красавица, интеллектуалка, она обладала тонким умом, отличалась дипломатическими способностями, собственными представлениями о благе России и нередко держала в своих руках тайные нити, заставлявшие поток истории менять своё привычное русло.

Связывала ли Павла и Марию любовь? Без сомнения. Но как всякое долгое чувство, их любовь переживала взлёты и падения, а порой и измены. Однако эта любовь сохранилась вопреки всему и теплилась даже в последние, трагические дни царствования и самой жизни императора Павла.

Александр Сергеевич Пушкин называл Павла I «романтическим императором» и собирался написать историю его царствования. Александру Герцену принадлежит ещё более яркое определение: «коронованный Дон Кихот». Лев Толстой говорил о Павле в одном из личных писем: «Я нашёл своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю». К сожалению, эти замыслы так и не были реализованы. А ведь внимательный и непредвзятый взгляд на события жизни и царствования императора Павла мог изменить отношение к этому человеку и открыть такие страницы истории, которые остались неведомыми до наших дней...

Глава первая

Император Павел родился в семье наследника российского престола великого князя Петра Фёдоровича, внука Петра I, и Ангальт-Цербстской принцессы Софии Августы Фредерики. В 1745 году, незадолго до свадьбы, София Августа Фредерика приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. Династический брак, построенный на сомнительных выгодах, изначально был обречён стать несчастливым, так что семьёй союз этих двух людей назвать было сложно. По словам известного историка В.О. Ключевского, юная Екатерина ехала в Россию с мечтами о российской короне, а не о семейном счастье: «Она решила, что для осуществления честолюбивой мечты, глубоко запавшей ей в душу, ей необходимо всем нравиться, прежде всего императрице, мужу и народу». Поэтому молодая жена наследника старалась никому не перечить, никак не проявлять свой честолюбивый характер и демонстрировала лишь покорность и доброжелательность. Екатерина и сама подтверждала это в воспоминаниях. «Не могу сказать, что он мне нравился или не нравился, - писала она о муже, Петре III, - я умела только повиноваться. Дело матери было выдать меня замуж. Но по правде я думаю, что русская корона больше мне нравилась, нежели его особа... Никогда мы не говорили между собой на языке любви: не мне было начинать этот разговор».

В первые годы своего пребывания в России Екатерина жила под строгим контролем и не имела влияния ни на политические события, ни на придворные интриги. Одинокая, нелюбимая, лишённая близких и друзей, она находила утешение в книгах. Тацит, Вольтер, Монтескье стали её любимыми авторами.

Отношения с мужем, несмотря на все её старания, не сложились: грубый и невежественный, великий князь Пётр всячески унижал и оскорблял её. Рождение в 1754 году сына Павла не внесло никаких изменений в их семейную жизнь. По приказу императрицы Елизаветы Петровны у Екатерины сразу отобрали новорождённого сына - государыня, как двоюродная бабушка, пожелала сама заняться воспитанием мальчика.

Роды и все последующие события остались одним из самых горьких воспоминаний Екатерины. Едва родившийся мальчик, обмытый и запелёнутый, оказался в руках Елизаветы Петровны, торжественно возложившей на младенца орден Андрея Первозванного на голубой муаровой ленте. Матери малыша толком не показали. Императрица, великий князь и присутствовавшие при родах придворные тут же удалились, чтобы предъявить новорождённого великого князя представителям высшего общества, заполнившим залы дворца. Роженицу, нуждавшуюся в помощи, просто забыли, бросив в холодной и сырой комнате. С ней оставалась лишь одна придворная дама, довольно чёрствая особа, которая слишком подобострастно относилась к императрице, чтобы проявить хоть каплю самостоятельности в отношении несчастной Екатерины. Молодая мать потеряла много крови, ослабела, мучилась от жажды, но никому не было до этого дела. «Я оставалась лежать на ужасно неудобном ложе, - вспоминала Екатерина. - Я сильно вспотела и умоляла мадам Владиславлеву переменить постельное бельё и помочь мне перебраться на кровать. Она ответила, что не осмеливается сделать это без разрешения».

Три часа слабеющая роженица мучилась в постели, промокшей от крови и пота, под тонким колючим покрывалом, не защищавшим от пронизывающего холода. Её бил озноб, пересохшие губы растрескались, а язык еле ворочался во рту, когда в дверь случайно заглянула статс-дама Шувалова.

Батюшки-светы! - воскликнула она. - Так ведь и помереть недолго!

Возле Екатерины появились служанки с тёплой водой и чистым бельём, началась суета... Но великая княгиня успела тяжело простудиться, несколько дней находилась между жизнью и смертью и даже не смогла присутствовать на крещении сына. Имя мальчику выбрала Елизавета Петровна. Впрочем, она так и не собиралась ни с кем советоваться ни по поводу имени, ни по поводу воспитания мальчика, объявив родителям, что сын принадлежит не им, а государству Российскому.

Через неделю после родов Екатерина получила от императрицы пакет с подарками. В нём были ожерелье, серёжки, пара колечек и чек на сто тысяч рублей. Сумма показалась неизбалованной принцессе фантастической, но Екатерину ни деньги, ни драгоценности не радовали. Она уже поняла, что, произведя на свет наследника, выполнила свою основную миссию и стала никому не нужна; теперь её в любой момент могут сбросить со счетов...

Детство Павла было очень грустным, сиротским, хотя и протекало в роскоши царских дворцов. Родительской любви он не знал. Отец не особенно интересовался жизнью сына, а с матерью Павел был разлучён. Своих детей Елизавета Петровна не имела, по крайней мере официальных детей, воспитанием которых занималась бы сама (о незаконнорождённых детях императрицы ходили самые разнообразные слухи). Представления о том, как именно следует растить младенцев, у неё были весьма приблизительные. Но Елизавета увлечённо занялась игрой с живой куклой, бывшей её внучатым племянником. Люди, приставленные к маленькому Павлу для ухода, главной задачей считали исполнение всех указаний, распоряжений, капризов и прихотей императрицы, не рассуждая и даже не задумываясь, во благо ребёнку это пойдёт или во зло. Елизавета Петровна как-то обмолвилась, что мальчика, во избежание простуд, надо бы потеплее укутывать. Несчастный младенец лежал в хорошо натопленной комнате, наряженный в кучу одёжек и чепцов, туго спелёнатый, укрытый толстым стёганым одеялом на вате и ещё одним, парчовым, подбитым мехом чернобурых лисиц... Он обливался потом, плакал и задыхался от жары, не в силах шевельнуть ни ручкой, ни ножкой.

Екатерина, которую к сыну пускали редко, по особым случаям, с ужасом вспоминала эту картину и именно таким «тепличным» воспитанием объясняла дальнейшую склонность Павла к простудам от малейшего сквозняка. К просьбам родной матери снять с малыша хотя бы меха и распеленать его никто не прислушался. Разве слуги решились бы нарушить приказ императрицы, чтобы угодить немецкой выскочке Екатерине, из милости взятой к русскому двору?

Так всё и шло. Если Елизавета Петровна, занятая очередным празднеством, забывала распорядиться, чтобы ребёнка покормили, Павел оставался голодным. Но если уж поступало распоряжение накормить мальчика, его пичкали едой до отвала и сильно перекармливали. Если не поступало высочайшее указание вынести Павла на прогулку, он сидел в духоте, без свежего воздуха.

Учить его начали в четыре года - слишком рано для такого малыша. Государыня не задумывалась, что это большое напряжение для неокрепшей детской психики может впоследствии привести к нервному расстройству. Елизавете показалось, что уже пора, ведь в четыре года мальчик был довольно смышлёным. Вот она и распорядилась между делом - обучать грамоте и другим предметам великого князя Павла Петровича, пусть растёт образованным. С тех пор Павел всё детство только тем и занимался, что усваивал разнообразные науки.

Учителям пришлось проявить немало смекалки, чтобы их маленький ученик смог одолеть учение. Например, буквы алфавита написали на спинах игрушечных солдатиков, и Павел должен был строить своё войско таким образом, чтобы получались слова, а потом и фразы. Это была учёба, но одновременно и игра, что примиряло малыша с жизнью. Между тем живая игрушка стала надоедать государыне.

Чем старше становился Павел, тем менее забавным он казался. Его переселили из покоев Елизаветы Петровны в отдельный флигель. Посещения императрицей великого князя Павла становились всё реже и реже. Мальчик был предоставлен лишь нянькам и воспитателям. Отторгнутая от ребёнка мать тосковала, страдала, но даже страдания открыто демонстрировать ей было запрещено. В результате её чувства к сыну, запертые в каком-то дальнем уголке сознания, остыли и как-то поблёкли. Невозможность каждодневного общения лишила их настоящей теплоты и сердечности.

В 1761 году после кончины императрицы Елизаветы Петровны и восшествия на престол Петра III положение Екатерины при дворе не просто ухудшилось, а стало опасным. Муж не скрывал своей ненависти к ней и открыто жил с любовницей. Вопрос развода и последующей отправки опальной жены в монастырь был практически решён. Да и к сыну у Петра никаких тёплых чувств не было, хотя императрица Елизавета перед смертью взяла с племянника слово любить маленького Павла. Но Пётр III не желал признавать сына своим наследником, и даже в манифесте о восшествии на престол в нарушение всех традиций не упомянул его имени.

Однако положение Петра III было не таким уж прочным: новый император, неумело делавший первые шаги на государственном поприще, раздражал высшие круги и армию. У него почти не было искренних приверженцев. Екатерина, чутко ловившая мельчайшие изменения в настроениях при дворе, поняла, что судьба даёт ей шанс на перемену участи. У неё тут же появились другие заботы, кроме ущербного материнства, - политические интриги, подготовка переворота, отрешение мужа от власти, а потом и физическое устранение его с исторической арены... Поначалу она рассчитывала лишь отстоять интересы, свои и своего сына, но борьба за власть так увлекла её, что первоначальные цели в процессе этой борьбы забылись.

28 июня 1762 года Екатерина при помощи гвардейских полков, возглавляемых братьями Алексеем и Григорием Орловыми, совершила государственный переворот, сосредоточив власть в своих руках. Пётр III был низложен, помещён под домашний арест в безлюдном загородном имении и вскоре убит сторонниками новой владычицы России.

22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась церемония коронации императрицы Екатерины II. Павел во время этих событий был восьмилетним ребёнком, и его интересы, в том числе в сфере престолонаследия, никто не учитывал, хотя именно он должен был стать преемником своего отца на престоле. Ведь у законного государя Петра III (как бы ни относились к его личности подданные, но царский венец Елизавета передала именно ему) был законный наследник, цесаревич Павел Петрович.

Вдовствующая императрица Екатерина (вдовство которой, как все понимали, было устроено её собственным тщанием) в лучшем случае могла стать регентшей при малолетнем сыне и править до совершеннолетия Павла. Но восемнадцатое столетие было веком авантюристов...

В.О. Ключевский отметил: «Июньский переворот 1762 года сделал Екатерину II самодержавной русской императрицей. С самого начала XVIII века носителями верховной власти у нас были люди либо необычайные, как Пётр Великий, либо случайные, каковы были его преемники и преемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петра I предыдущая случайность, как это было... с Петром III. Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего не во всём упорядоченного XVIII века: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории».

Павел в 1762 году по малолетству не мог осознать происходившее в его семье и государстве. Но со временем он ещё не раз вернётся к этим событиям в мыслях. И чем старше Павел будет становиться и чем больше будет узнавать о недавнем прошлом, тем глубже пойдёт надлом в его душе...

Существовала версия, что Павел вовсе не был сыном Петра III. Отцом мальчика якобы стал Сергей Салтыков, «утешивший» великую княгиню Екатерину, когда супруг демонстрировал ей полное пренебрежение. Известный исторический анекдот (который вполне мог быть и реальным фактом) рассказывает, что правнук Павла I император Александр III озаботился вопросом собственного происхождения и пригласил к себе видных историков, чтобы внести в дело ясность.

Как вы полагаете, господа, - обратился он к учёным мужам, - мог ли отцом Павла I оказаться Салтыков?

Без сомнения, ваше величество, - ответил один из историков. - Ведь государыня Екатерина сама намекает на это в своих воспоминаниях. Да что там намекает, попросту говорит, что её муж был не способен к исполнению супружеского долга... Значит, отец Павла - Салтыков.

Слава Богу, - перекрестился император Александр, - значит, в нас есть русская кровь! 1

Ваше величество, я с этим совершенно не согласен, - возразил другой учёный, знаток XVIII века. - Сравните портреты Петра III и Павла I. Фамильное сходство просто бросается в глаза. Совершенно очевидно, что Павел - сын своего отца. А Екатерина, в силу исторических обстоятельств, была заинтересована всячески порочить свергнутого мужа, чтобы доказать его никчёмность. Простите великодушно, но она возвела на Петра клевету!

Слава Богу, - перекрестился император, - значит, мы законные!

Глава тридцать седьмая

Когда пробил роковой час, толпа пьяных гвардейцев под предводительством Николая и Платона Зубовых, подстрекая друг друга, направилась в спальню императора.

Практически он был обречён - о том, чтобы сохранить государю жизнь, заговорщики уже не помышляли. Пушкин писал о Павле и событиях роковой ночи в Михайловском замке:

      Он видит: в лентах и звездах,
      Вином и злобой упоенны,
      Идут убийцы потаенны,
      На лицах дерзость, в сердце страх...

Но Павел не увидел, а скорее почувствовал их приближение, может быть, услышал топот сапог, звон шпор и голоса, беспардонно орущие в покоях императора, когда он почивает. В полупустых залах нового замка звуки разносились далеко... Самые страшные кошмары Павла становились явью. Он боялся смерти, но был внутренне готов к тому, что это случится, даже ждал развязки, но... как оказалось, так и не сумел предпринять должных мер для своей защиты.

И всё-таки трудно отделаться от мысли, что Смута была устроена Романовыми для того, чтобы взойти на русский престол. А поскольку историю пишут победители, иногда даже закрадываются подозрения, что и царевича Дмитрия заказал романовский клан, а вовсе не клан Годуновых. И можно представить, что если бы на троне у нас укрепилась династия Годуновых, Пушкин вполне мог написать трагедию «Фёдор Романов». Примерно тот же текст, что мы изучаем в школе, только слова «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» произносил бы Фёдор Никитич.

Шаги всё ближе. Бежать? Куда? Навстречу убийцам? Это лишь ускорит развязку. В смежную спальню к императрице? Он сам запер дверь, и ключ в суматохе не скоро найдёшь... По тайной лестнице в верхние покои к Аннушке? Не было туда входа прямо из спальни, дверка на лестницу слишком далеко, а враги - близко, отрезали путь... И ни одного верного человека рядом. Не всё предусмотрел император. Замок выдержал бы осаду повстанцев, из его пушек можно было расстреливать отряды противника на дальних подступах, но вот оказаться в собственной спальне один на один с толпой, жаждавшей его смерти, Павел никак не рассчитывал. И всё же не хотелось верить, что это - конец. Может быть, остался хотя бы один крошечный шанс на спасение?

Павел вскочил со своего ложа (это была узкая раскладная походная кровать, под которой не спрячешься) и заметался по спальне. Где укрыться? Таких мест почти не было, вот разве что за ширмой... Укрытие ненадёжное, да вдруг случится чудо и его не найдут? Он забежал за изящную невысокую ширмочку, стоявшую у камина, пригнулся и затих, стараясь почти не дышать.

В комнату ворвались заговорщики. Первым в дверь проскочил Платон Зубов. Проскочил и тут же попятился - в его душе было больше страха и неуверенности, чем решимости. Шедший за ним Беннигсен снова втолкнул бывшего царицыного фаворита в спальню Павла Петровича. Зубов увидел, что постель пуста и императора нигде нет. Если Павел свыкся с мыслью, что на него могут напасть убийцы, то Платон Зубов со своей стороны также был внутренне готов к тому, что ничего из затеи с переворотом не получится и придётся за всё отвечать. Однако Зубов старался не показать собственного страха другим. Выругавшись, Платон небрежно бросил по-французски:

Птичка улетела!

Обыскивать покои императора ему было страшно, хотелось поскорее сбежать, тогда, может статься, всё ещё обойдётся... Если бы все заговорщики были похожи на Зубова, у Павла Петровича и вправду появился бы шанс уцелеть. Даже жалкая ширма могла спасти ему жизнь. Но другие были настроены идти до конца. Среди них имелось немало боевых офицеров, с военным опытом, отличным от того, каким обладал Зубов, получавший свои чины в спальне Екатерины. Хладнокровный Беннигсен сразу догадался, где тут можно спрятаться, и отшвырнул ширму в сторону. Император в ночной сорочке и колпаке предстал перед заговорщиками.

Voila 2 ! - воскликнул Беннигсен.

Несмотря на большое количество участников убийства, единой картины происходящего они в своих воспоминаниях так и не дали. Их рассказы о том, как убивали Павла, в деталях сильно различаются. Кто именно сказал: «Государь, вы арестованы!» - Платон Зубов или Беннигсен? Кто предложил не ограничиваться арестом, а немедленно убить Павла Петровича? Кто нанёс тот знаменитый роковой удар табакеркой в висок императора? Кто душил его шарфом и откуда взялся этот шарф? Одни утверждали, что его снял с шеи кто-то из гвардейцев (но гвардейский мундир не допускал ношения никаких легкомысленных шарфиков), другим показалось, что шарф сняли со спинки кровати Павла (хотя у раскладушки не было спинки, да и шарф - неуместный предмет в спальне и вообще в гардеробе императора, не признававшего подобных излишеств)... Все реконструкции преступления сходятся в целом, но отличаются в мелких деталях. Наверное, эти детали для конечной развязки не так уж и важны. Пойти на убийство был готов каждый из ворвавшихся в спальню, просто кто-то из них оказался ловчей.

Заговорщики были сами не свои от ужаса и алкогольных паров и позже просто не смогли достоверно рассказать о том, что пережили в состоянии нервного исступления; к тому же каждый пытался как можно благороднее изобразить самого себя в этой драме... К примеру, Беннигсен вспоминал, как часть заговорщиков до смерти перепугала своих же товарищей: «В этот момент шумно вошли в прихожую другие офицеры, которые заблудились в покоях дворца; шум, произведённый ими, напугал находившихся вместе со мною в спальне. Они думали, что стража приходит царю на помощь, и бежали, чтобы спастись, по лестнице. Я остался с царём один и своею решительностью и шпагой не давал ему шевельнуться. Мои беглецы между тем встретились со своими союзниками и вернулись в комнату Павла; произошла страшная толкотня, так что ширмы упали на лампу, которая потухла. Я вышел, чтобы принести огня из другой комнаты; в этот короткий промежуток времени Павла не стало».

В этих нескольких фразах так много всего - и панический страх заговорщиков, и их неумение договориться хотя бы друг с другом и вести себя достойно, и желание Беннигсена любой ценой «отмыться» от обвинений в пролитой крови и одновременно подчеркнуть собственную важную роль в перевороте. Ведь именно он со своей шпагой, по собственному признанию, сделал всё, чтобы дело приняло самый плохой оборот. Так какая разница - наносил ли он удары императору в числе непосредственных убийц, а потом ожесточённо топтал и пинал мёртвое тело или именно в этот момент «вышел, чтобы принести огня»? Граф Пален, признанный лидер заговорщиков, ловко принял меры, чтобы вообще не оказаться в роковой момент ни в спальне Павла, ни поблизости, переложив ответственность на других. Изначально предполагалось, что он во главе батальона гвардейцев вместе с графом Уваровым 3 проникнет по главной лестнице дворца в покои императора и присоединится к убийцам. Но Пален, как все заметили, маршировал слишком медленно, словно бы никуда и не торопился. Уварову приходилось его постоянно подгонять... И всё же Пален с гвардейцами явился в Михайловский замок слишком поздно, чтобы принять личное участие в убийстве императора. Но как раз вовремя, чтобы пожать плоды переворота...

Как только выяснилось, что заговор удался и Павла Петровича нет в живых, граф Пален вернулся к роли лидера, снова перехватив инициативу. Прочие заговорщики, уставшие и опустошённые после убийства, восприняли это в тот момент как дело само собой разумеющееся. Когда они протрезвели и взяли себя в руки настолько, чтобы проанализировать случившееся, кое-кто стал предъявлять Палену претензии в двурушничестве. Но было уже поздно, события продолжали развиваться без их участия.

Первое краткое распоряжение фон Палена после убийства гласило:

Для членов семьи и подданных: у государя - апоплексический удар.

Эта версия и была объявлена народу. Петербургские острословы тут же пустили «чёрную» шутку, что государь скончался от апоплексического удара табакеркой в висок...

Великий князь Александр, который, по замыслу заговорщиков, должен был немедленно воспринять власть, после гибели отца растерялся и испугался. Одно дело - абстрактно рассуждать об отрешении Павла Петровича от престола и напоминать, сохраняя лицо, что папеньке необходимо в любом случае сохранить жизнь, и совсем другое - вступать на престол по крови, перешагнув через растерзанное тело родного отца... Нервы у Александра сдали. У него случилась истерика, он казался жалким и слабым.

Но Пален был начеку.

Хватит быть мальчишкой! - резко бросил он Александру. - Ступайте царствовать!

Александр подчинился. Граф Пален ещё не знал, что стремление превратить молодого царя в послушную марионетку никогда не будет ему прощено и вскоре придётся заплатить за свои интриги. Впрочем, цена не станет для него слишком высокой.

В роковую ночь Александр поручил графу Палену сообщить императрице о кончине её супруга. Пален переложил эту обязанность на обер-шталмейстера Муханова. Тот, также желая увильнуть от тяжёлой миссии, решил привлечь к делу воспитательницу царских дочерей графиню Ливен.

Несчастная графиня, разбуженная среди ночи, не могла понять, чего от неё хотят, потом долго отказывалась от столь неоднозначного поручения. Но придворные заставили графиню ехать к императрице с траурной вестью. Мария Фёдоровна, несмотря на близость своих покоев к спальне супруга, оказалась до такой степени в неведении относительно происходящего, что поначалу подумала, что речь идёт о смерти старшей дочери Александры, выданной замуж в Австрию. Но когда графиня, осторожно подбирая слова, стала говорить, что император захворал, у него был удар и теперь он совсем плох, медленно подбираясь к сути дела, Мария Фёдоровна всё поняла и перебила придворную даму.

Он умер, его убили! - закричала она.

Соскочив с постели, императрица босиком кинулась в комнаты мужа. На часах у дверей стояли солдаты, скрестившие перед ней штыки. Её, государыню российскую, рядовые гренадеры не пропустили к телу мужа! Это не укладывалось в голове Марии Фёдоровны. Она кричала на солдат, требовала, плакала, в конце концов, упала на пол и стала обнимать их колени, умоляя пропустить в спальню Павла. Солдаты и сами утирали слёзы, жалея вдову, но не нарушали приказа. Один из гренадеров принёс ей стакан воды, чтобы как-то успокоить.

Эти слова ударили императрицу ещё больнее. А гренадер сам отпил из стакана, показав, что яда в нём нет, и снова протянул стакан императрице...

Её увели подальше от места трагедии, и тогда вдова впала в оцепенение. Она сидела молча, недвижимо, «бледная и холодная, как мраморная статуя». Чтобы скрыть следы преступления, тело Павла почти тридцать часов «приводили в порядок», прежде чем Марии Фёдоровне позволили проститься с мужем. Это было нелёгким испытанием для бедной женщины. Увидев лицо императора, она сразу поняла, какой страшной была смерть Павла Петровича.

Те придворные, кто и прежде был настроен критически по отношению к императрице, теперь чувствовали особое недовольство её поведением. Раздражало их всё - и то, что, приблизившись наконец к покойному, она, ещё не изжив шока, замерла и не проронила ни слезинки; и то, что потом слишком долго рыдала и целовала его руки, и то, что отрезала прядь волос императора (вероятно, чтобы спрятать в своём медальоне)... Не нравилась причастным к заговору и её смелость, ведь она открыто грозила убийцам страшными наказаниями. Беннигсен, человек, «замазанный» в преступном заговоре с ног до головы, вёл

себя с императрицей совершенно бесцеремонно, бросив ей в лицо по-французски: «Мадам, здесь не играют комедий!»

Самой ужасной для Марии Фёдоровны стала мысль, что её сын, наследник престола, был причастен к смерти отца. В первые дни после трагедии она не желала признавать Александра императором и даже мимолётно заметила, что сама будет править, по крайней мере до тех пор, пока вопрос вины Александра в смерти отца не прояснится («Пока он не даст мне отчёта в своём поведении в этом деле» - так передаёт её слова Беннигсен). Впрочем, на собственных правах на престол императрица не настаивала; у неё было четыре сына, каждый из которых мог унаследовать царский венец. Марии Фёдоровне важно было знать правду. Её терзали страшные и небеспочвенные подозрения.

Поздравляю, теперь ты император! - бросила она Александру у тела Павла Петровича. Сказано это было таким тоном и сопровождалось таким взглядом, что Александр упал в обморок. Мать лишь взглянула на поверженного сына и удалилась из комнаты, не сделав никаких попыток ему помочь... Очнувшись, Александр поспешил к матери со слезами на глазах - объясняться и вымаливать прощение.

Через несколько дней после гибели Павла из Австрии пришла ещё одна горькая весть - о смерти Александры Павловны. То, что померещилось матери в кошмаре в ночь убийства, вдруг превратилось в страшную реальность. Это едва не добило Марию Фёдоровну. Помогла ей справиться с душевной болью только поддержка дочери Марии. Великой княжне шёл шестнадцатый год, но она после всех несчастий, свалившихся на императорскую семью, сразу повзрослела и буквально не отходила от матери, опекая её.

Племянник Марии Фёдоровны, принц Евгений Вюртембергский, говорил о своей кузине Марии: «Она имела сочувственное и нежное сердце»... Неудивительно, что Мария Фёдоровна, нуждавшаяся в присутствии дочери, не хотела отпускать её и долго тянула со свадьбой Марии, хотя договорённость о браке с одним из европейских принцев была достигнута ещё Павлом Петровичем. Только летом 1804 года великая княжна обвенчалась со своим женихом Карлом Фридрихом Саксен-Веймарским.

Дочери вырастали и одна за другой покидали родной дом. Мария Фёдоровна оставалась с сыновьями. Александр всё больше привыкал к своей новой роли самодержца и чувствовал себя в ней всё увереннее. Императрица очень любила сына и со временем убедила себя в его полной невиновности и непричастности к заговору против Павла. Но до этого она отвела Александра и Константина в часовню Святого Михаила и там заставила сыновей перед иконой поклясться, что они ничего не знали о намерении заговорщиков лишить их отца жизни. Александр в своих клятвах вряд ли был искренен. Но Константин, при всём его легкомыслии и дурашливости, по-настоящему горевал. Он признавался Саблукову: «После того, что случилось, пусть мой брат царствует, если хочет; но если бы престол достался мне, то я, наверное, отрёкся бы от него».

Константин сдержал своё слово. В 1825 году он мог унаследовать престол после старшего брата, но отрёкся. И русским императором стал третий брат Николай, бывший в момент трагедии 1801 года ещё несмышлёным малышом.

_______________________________

1 Пётр III был сыном немецкого герцога и в Европе считался не столько представителем династии Романовых, сколько династии Гольштейн-Готторпских.

2 Вот так! (фр.)

3 Граф Фёдор Петрович Уваров в юности участвовал в подавлении восстания в Варшаве, в 1794 году в возрасте двадцати одного года был произведён в генерал-адъютанты. Уваров стал одним из участников заговора, но значительной роли в событиях не сыграл. Впоследствии принимал участие в Отечественной войне 1812 года. В Бородинском сражении из-за собственных ошибок не смог выполнить задание командования и оказался одним из немногих генералов, не представленных за бои при Бородино к награде. Его звезда, ярко вспыхнувшая в годы правления Екатерины и Павла, закатилась.



Император Павел I: судьба русского Гамлета

Во время посещения Вены наследником русского престола цесаревичем Павлом Петровичем в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался играть главную роль: «Вы с ума сошли! В театре будет два Гамлета: один на сцене, другой в императорской ложе!»

Действительно, сюжет пьесы Шекспира очень напоминал историю Павла: отец, Петр III, убит матерью, Екатериной II, рядом с ней всесильный временщик, Потемкин. А принц, отстраненный от власти, сослан, как Гамлет, путешествовать за границу…

И в самом деле, пьеса жизни Павла разворачивалась как драма. Он родился в 1754 году и был тотчас взят у родителей императрицей Елизаветой Петровной, которая решила сама воспитать мальчика. Матери дозволялось видеть сына только раз в неделю. Сначала она тосковала, потом привыкла, успокоилась, тем более что пришла новая беременность. Здесь мы можем усмотреть ту первую, незаметную трещинку, которая впоследствии превратилась в зияющую пропасть, навсегда разделившую Екатерину и взрослого Павла. Разлука матери с новорожденным ребенком – страшная травма для обоих. У матери с годами появилось отчуждение, а у Павла никогда не возникло первых ощущений теплого, нежного, может быть, неясного, но неповторимого образа матери, с которым живет почти каждый человек…

Конечно, ребенок не был брошен на произвол судьбы, его окружали заботой и лаской, в 1760 году рядом с Павлом появился воспитатель Н.И.Панин, человек умный, образованный, который сильнейшим образом повлиял на формирование его личности. Вот тут-то и поползли первые слухи о том, что Елизавета хочет воспитать из Павла своего наследника, а ненавистных ей родителей мальчика вышлет в Германию. Такой поворот событий для честолюбивой, мечтающей о российском троне Екатерины был невозможен. Незаметная трещинка между матерью и сыном, опять же против их воли, расширилась: Екатерина и Павел, пусть гипотетически, на бумаге, а также в сплетнях, стали соперниками, конкурентами в борьбе за трон. Это отразилось на их отношениях. Когда Екатерина в 1762 году пришла к власти, она не могла, глядя на сына, не испытывать беспокойства и ревности: ее собственное положение было ненадежным – иностранка, узурпаторша, мужеубийца, любовница своего подданного. В 1763 году иностранный наблюдатель отметил, что при появлении Екатерины все умолкают, «а за великим князем всегда бежит толпа, громкими криками выражая свое удовольствие». Ко всему прочему, были люди, которые с радостью вбивали в трещину новые клинья. Панин, как представитель аристократии, мечтал об ограничении власти императрицы и хотел использовать для этого Павла, вкладывая в его голову идеи конституции. При этом он незаметно, но последовательно настраивал сына против матери. В итоге, твердо не усвоив конституционных идей Панина, Павел привык отвергать принципы правления своей матери, а поэтому, став царем, так легко пошел на низвержение фундаментальных основ ее политики. Кроме того, юноша усвоил романтическую идею рыцарственности, а с ней – любовь к внешней стороне дела, декоративности, жил в мире далеких от жизни мечтаний.

1772 год – время совершеннолетия Павла. Надежды Панина и других на то, что Павел будет допущен к управлению, не оправдались. Екатерина не собиралась передавать власть законному наследнику Петра III. Она воспользовалась совершеннолетием сына, чтобы удалить Панина из дворца. Вскоре императрица нашла сыну невесту. В 1773 году по воле матери он женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Августе Вильгельмине (в православии – Наталье Алексеевне) и был вполне счастлив. Но весной 1776 года в тяжких родовых муках великая княгиня Наталья Алексеевна умерла. Павел был безутешен: его Офелии больше не было на свете… Но мать излечила сына от скорби самым жестоким образом, похожим на ампутацию. Найдя любовную переписку Натальи Алексеевны и Андрея Разумовского – придворного, близкого друга Павла, – императрица передала эти письма Павлу. Он тотчас излечился от скорби, хотя можно представить себе, какая жестокая рана была тогда нанесена тонкой, неокрепшей душе Павла…

Почти сразу же после смерти Натальи ему нашли новую невесту – Софию Доротею Августу Луизу, принцессу Вюртембергскую (в православии Мария Федоровна). Павел неожиданно для себя сразу влюбился в новую жену, и молодые зажили в счастье и покое. Осенью 1783 года Павел и Мария переехали в подаренное им государыней бывшее поместье Григория Орлова Гатчину (или, как тогда писали, Гатчино). Так началась долгая гатчинская эпопея Павла…

В Гатчине Павел свил себе не просто гнездо, уютный дом, но возвел для себя крепость, противопоставив ее во всем Петербургу, Царскому Селу, «развратному» двору императрицы Екатерины. Образцом же для подражания Павлом была избрана Пруссия с ее культом порядка, дисциплины, силы, муштры. Вообще же гатчинский феномен проявился не сразу. Не будем забывать, что Павел, став взрослым, не получил никакой власти и мать сознательно держала его подальше от государственных дел. Ожидание очереди на трон длилось для Павла свыше двадцати лет, и ощущение своей никчемности не покидало его. Постепенно он обрел себя в военном деле. Доскональное знание всех тонкостей уставов вело к строгому следованию им. Линейная тактика, построенная на регулярном, строгом обучении слаженным приемам движения, требовала полного автоматизма. А это достигалось непрерывными упражнениями, разводами, парадами. В итоге стихия плаца полностью захватила Павла. Эта специфическая форма жизни тогдашнего военного человека стала для него главной, превратила Гатчину в маленький Берлин. Небольшое войско Павла было одето и вымуштровано по уставам Фридриха II, сам наследник жил суровой жизнью воина и аскета, не то что эти развратники из вечно что-то празднующего гнезда порока – Царского Села! Зато тут, у нас в Гатчине, порядок, труд, дело! Гатчинская модель жизни, построенная на жестком полицейском надзоре, казалась Павлу единственно достойной и приемлемой. Он мечтал распространить ее на всю Россию, за что и принялся, став императором.

Под конец жизни Екатерины отношения между сыном и матерью разладились непоправимо, трещина между ними стала зияющей пропастью. Характер же Павла постепенно портился, росли подозрения, что никогда не любившая его мать может лишить его наследства, что ее фавориты хотят унизить наследника, следят за ним, а нанятые злодеи пытаются отравить – вот, однажды даже стеков (стекла. – Е.А. ) в сосиски наложили.

Наконец, 6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина. Павел пришел к власти. В первые дни его царствования казалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы – император и его люди были одеты в незнакомые прусские мундиры. Павел тотчас перенес в столицу гатчинские порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые поначалу легкомысленно отнеслись к строгим указам о запрете фраков и жилетов. В городе, жившем при Екатерине полуночной жизнью, был установлен комендантский час, множество чиновников и военных, чем-то не угодивших государю, в мгновение ока лишались чинов, званий, должностей и отправлялись в ссылку. Развод дворцовых караулов – привычная церемония – вдруг превратился в важное событие государственного масштаба с присутствием государя и двора. Отчего же Павел стал таким неожиданно суровым правителем? Ведь молодым он когда-то мечтал о воцарении в России закона, хотел быть правителем гуманным, царствовать по неотменяемым («непременным») законам, содержащим в себе добро и справедливость. Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие правители в России, он пытался совместить самодержавие и человеческие свободы, «власть личности» и «экзекутивную власть государства», словом, пытался совместить несовместимое. Кроме того, за годы ожидания своей очереди к трону в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще весь созданный этой необычайной и гениальной женщиной мир, названный потомками екатерининской эпохой. С ненавистью в душе править можно, но не долго… В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить только одно «экзекутивное государство». Наверное, в этом корень его трагедии… Борьба с распущенностью дворян означала прежде всего ущемление их прав; наведение порядка, порой необходимого, в армии и государственном аппарате вело к неоправданной жестокости. Несомненно, Павел желал своей стране хорошего, но тонул в «мелкостях». А их-то как раз более всего и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» или «Машка». В погоне за дисциплиной и порядком царь не знал никакой меры. Его подданные услышали множество диких указов государя. Так, в июле 1800 года было предписано все типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Отлично сказано! Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить – нужны были этикетки, билеты и ярлыки. Запрещалось также зрителям аплодировать в театре, если этого не делал сидящий в царской ложе государь, и наоборот.

Общение с императором становилось тягостным и опасным для окружающих. На месте гуманной, терпимой Екатерины оказался человек строгий, нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его пожелания оставались неисполненными, он негодовал, наказывал, распекал. Как писал Н.М.Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных… Героев, приученных к победам, учил маршировать. Имея, как человек, природную склонность к благотворению, он питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей, и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу». Словом, добром это не кончилось. Против Павла в офицерской среде и среди аристократии созрел заговор, 11 марта 1801 года произошел ночной переворот, и в только что построенном Михайловском замке Павел был убит ворвавшимися в царскую спальню заговорщиками.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Императоры. Психологические портреты автора Чулков Георгий Иванович

Император Павел

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Император Павел I от 1796 до 1797 года Необыкновенной деятельностью отличалось царствование императора Павла Петровича. С первых дней своего восшествия на престол он неутомимо занимался государственными делами, и множество новых законов и постановлений, в короткое время

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

5.4. Император Павел I Павел I родился 20 сентября 1754 г. В 1780 г. императрица Екатерина Великая устроила путешествие сына и его супруги Марии Федоровны по странам Европы под именем графов Северных. Знакомство с западным образом жизни не повлияло на великого князя, и он до

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 32. ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I Внутренняя политика. Сын Петра III и Екатерины II Павел I родился в 1754 г. Императрица Елизавета Петровна рано забрала его от матери и передала на попечение нянек. Главным воспитателем Павла был Н. И. Панин. Павла учили истории, географии, математике,

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Глава 15. Император Павел I

Из книги Дворцовые тайны [с иллюстрациями] автора

Из книги Запретные страсти великих князей автора Пазин Михаил Сергеевич

Глава 1 Император Павел I и его сыновья У Павла I было четыре сына – Александр, Константин, Николай и Михаил. Двое из них стали императорами – Александром I и Николаем I. Константин интересен нам тем, что отказался от трона ради любви. Михаил ничем особенным не выделялся. В

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 138. Император Павел до вступления на престол Император Павел Петрович родился в 1754 г. Первые годы его жизни прошли необычно в том отношении, что он почти не знал своих родителей. Императрица Елизавета отобрала его от Екатерины и воспитывала сама. Лет шести он был передан

Из книги Дворцовые тайны автора Анисимов Евгений Викторович

Судьба русского Гамлета: Павел I С матерью без материВо время пребывания наследника русского престола цесаревича Павла Петровича в Вене в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

УБИЙСТВО РУССКОГО ГАМЛЕТА (По материалам И. Теплова) 200 лет назад, в ночь с 11 на 12 марта (по новому стилю соответственно с 23–го на 24–е) 1801 г. в Михайловском (Инженерном) замке в Санкт–Петербурге был убит император Павел I. Сын Екатерины Великой стал жертвой заговора, который

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Император Павел Петрович (1796–1801) § 138. Император Павел до вступления на престол. Император Павел Петрович родился в 1754 году. Первые годы его жизни прошли необычно в том отношении, что он был далек от своих родителей. Императрица Елизавета отобрала его от Екатерины и

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 1 автора Ковалевский Павел Иванович

ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I Мнения современников об императоре Павле крайне противоположны. Это разноречие касается не только его политической деятельности, но и душевной деятельности и обусловливается личными отношениями Павла к этим лицам и наоборот. В зависимости от этого и

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Часть II Император Павел I Кончина Екатерины II Из воспоминаний графа Федора Васильевича Ростопгина:…она [Екатерина II] с лишком полчаса не выходила из гардероба, и камердинер Тюльпин, вообразив, что она пошла гулять в Эрмитаж, сказал о сем Зотову, но этот, посмотрев в шкаф,

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

157. ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ, император сын императора Петра III Федоровича, до принятия православия Карла-Петра-Ульриха, герцога шлезвиг-голштейн-готторпского (см. 160), от брака с великой княжной Екатериной Алексеевной, до принятия православия Софией-Августой-Фридерикой, княжной