Скачать слова для деления на слоги. Разработка занятия обучение грамоте на подготовке к школе "деление слов на слоги"




Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.
  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте № 6

Тема: « ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение выделять гласные звуки из удобной позиции, делить слова на части, удобные для звукового анализа.
  2. Развивать фонематический слух детей.
  3. Воспитывать интерес к школе.
  4. Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить методические рекомендации кабинета начального обучения Университета педагогического мастерства.
  2. Подобрать иллюстрации, стихи, загадки к словам:

лиса дом

совы мак

часы волк

ваза кошка

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вступительная часть.

Ребята, с какими звуками вы познакомились на предыдущем занятии? /с гласными/. Назовите гласные звуки, которые вы знаете? (а о у ы э). Почему эти звуки называются гласными? Назовите знакомые согласные звуки (м, к, р, п, с). Почему они называются согласными? Докажите.

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем учиться делить слова на части.

Давайте попробуем это сделать, ведь каждое слово можно разделить на части. Сейчас я вам прочту стих.-загадку, а вы подскажите мне последнее слово:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее... /ЛИСА/

/показать картинку лисы/

Алгоритм работы.

  1. Показать слово на картинке.
  2. Произнести его медленно /"Будем играть: говорить медленно, делать

остановки, искать их"/ ЛИ - СА.

  1. Назвать слово четко, по частям: 1 часть - ЛИ, 2 часть - СА.

4. Определить количество частей в слове.

Вывод : При медленном произнесении слова оно распадается на части.

Весь век идет Яремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Везде он точный счет ведет,

А вот ни с места не сойдет.

/часы/

Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки.

/кошка/

Кто зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

/волк/

Контрольные вопросы к детям:

Что происходит со словом, если его

произносить медленно?

Заключительная часть.

Игра "Подбери кукле одежду". Материал: 2 куклы и кукольная одежда

  1. Как зовут куклу? Придумайте имя из двух частей. /Таня, Ира/
  2. Назовите куклу именем из 3 частей. /Марина, Наташа/.
  3. Рассмотрите одежду, распределите ее: Тане - одежду, в названии рой 2 части, Наташе - 3 части.
  4. Другие упражнения: цвет одежды /в названии 2,3 части/, действия кукол.
  5. Работа со словом Марина:
  • сколько частей;
  • повторить первую часть, протягивая звук (маа);
  • повторить последний звук (а), какой он (гласный), почему?
  • назвать первый звук (м), какой он (согласный), почему?
  • МА - сочетание согласного и гласного звуков.

Графическое изображение:

I задание : ВА - ЗА

Логопедическое занятие «Деление слов на слоги»

Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

Расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

Научить выделять слоги в словах;

Активизировать и расширять словарный запас учащихся;

Создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

I. Организационный момент.

1.Какое сегодня число?

2.Какой по счёту месяц в году?

3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?

Сегодня у нас урок - путешествие на "Остров сокровищ и знаний". Мы с вами отправимся в путь. Будет много приключений и препятствий в ходе нашего путешествия. Итак, в путь!

Посмотрите, что у меня есть. Эту бутылку я нашла еще летом, на берегу реки. Да все как-то не хватало времени её открыть, может сделаем это сегодня все вместе?

Приветствую вас, мои незнакомые друзья!

Хочу сообщить о том, что вам несказанно повезло. Если вы смелые, отважные и не бросаете друзей в беде, то вас ждет увлекательное приключение! Хотите ли вы отправиться в путешествие за сокровищами и знаниями? Я не сомневался в вас! Ну что ж, тогда в путь!

Старый пират Флинт

Ваш план действий:

Итак, прежде всего вам нужна карта – она на волшебной доске. Сначала вам нужно побывать на Обезьяньем острове, потом не побояться сделать остановку на острове Грохочущих Вулканов, затем вы должны попасть на остров Черных Грифов, а потом на остров Приют Пирата. Последним островом в вашем путешествии будет остров Словесности, и лишь после этого вы сможете преодолеть самое главное испытание – Непроходимые рифы.

В течение всего занятия за правильно выполненные задания вы будете получать фишки, которые покажут кто же из вас самый внимательный, самый смелый и отважный путешественник.

Давайте поскорее отправимся в путь!

Итак, испытания начинаются......

Мы оказались на Обезьяньем острове. Нам ни в коем случае нельзя привлекать к себе внимание, давайте будем как обезьяны подражать друг другу. Делайте, как я. (Часики, расческа, парус, моторчик)

Мы попали на остров Грохочущих Вулканов , попробуем сделать свои вулканы.

Дуем через трубочки в воду с моющим средством.

Напомнить технику безопасности: не пить!

Назовите признаки.

II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)

Внимательно слушайте мою инструкцию.

Прочитайте слоги:

В красном квадрате;

Слева от красного квадрата;

Слог, который находится в зелёном квадрате;

Справа от жёлтого квадрата;

вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)

III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).

IV .Чем же мы сегодня будем заниматься на занятии?

Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов.

Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод : чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их.

V .Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)

VI .Расселяем слова в домики. (Приложение №4)

Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика?К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?

VII . Работа в тетрадях.

Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.

Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Проверка.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

Проверка.

    Физминутка

- Остров Приют Пирата, на этом острове пираты всегда останавливались отдохнуть, давайте и мы отдохнем.

Имитация гребли на веслах, перетягивания каната и т.п. движений под минусовку песни «Эх, яблочко».

VIII . Упражнение в словообразовании.

По образцу: бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод : слог-это часть слова.

IX . Запись слогов.

Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.

Например: конфета - 3, записываем слог «та».

Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

Проверка.

X .Упражнение«Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод : если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

А сейчас мы с вами на острове Черных грифов, этот остров необитаемый, грифам очень скучно на нем и мы не сумеем отсюда выбраться, если не развлечем их.

XI .Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

XII . Работа у доски и в тетради.

Разделите слова для переноса: ав-авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

XIII . Игра «Найди лишнее слово»

Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот(лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)

Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)

Что общего в этих словах? (все слова не делятся для переноса).

Вот мы с вами причалили к острову Словесности. Это большой остров, а во время больших остановок, моряки всегда наводят порядок на корабле, в трюмах.

XIV . Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

XV . Самостоятельная работа.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.

Проверка.

- Ну вот ребята у нас впереди только одно препятствие – Непроходимые рифы. Но мы справимся.......

XVI .Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

    Вес (1) +ванна (2) = весна

    Тарелка (1) + думает (3) = тает

    Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

    Дерево (1) + картина (2) = дети

    Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова.

Из данных слов устно составьте предложения.

Примерные предложения:

Прошли морозы.

Тает снег.

Наступила весна.

На дорогах лужи.

Дети рады весне.

XVII . Итог.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна:букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.

А теперь давайте подсчитаем у кого сколько фишек, кто оказался самым внимательным и активным.

Все хорошо поработали. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Приложение №1

Приложение №2

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7 .

Тема. Слог . Деление слов на слоги .

Цель : дать понятие о слоге , учить делить слова на слоги ,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова ; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас , мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий ? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий , слова – признаки предметов?

Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов , а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка спит. (2-слова )

РАБОТА У ДОСКИ

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении . Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам , как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово ? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части . 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба . Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ .

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью , а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова , в которых только один слог . Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов . Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов , которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов .

Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов , можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове .

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам . Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам . Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки , чтобы каждое слово делилось на слоги .

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов .

Чтобы определить количество слогов в слове , есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги , вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Каким способом вы делили слова на слоги ?

Сколько слогов может быть в слове ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги ?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей , клички животных.