Слева от царских врат находятся. Московская сретенская духовная семинария




В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку.

В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

Фото: Александр Шурлаков

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма - это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира - Царствия Небесного - которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай.

Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма.

При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых.

В новозаветном храме это - притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников.

Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма - этом новозаветном святилище - могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь.

Он - символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий».

Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог.

Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему - это земля святая, место Господа.

Престол с Дарами

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами.

Она называется «иконостасом».

Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя.

По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века.

Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов - Царствие Небесное, еще недоступное нам.

Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас - живущих на земле - еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава - Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда - в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина.

Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом.

Например, иконостас может быть одно- и многоярусным.

Иконостас в г. Мышкин

В первом ярусе посредине Царские врата.

Это также место Бога.

Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы.

Справа и слева находятся так называемые диаконские врата.

Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы

потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами.

Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила - этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия.

Реже - иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение».

У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова - «деисус».

В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) - Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма - то справа) - святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери - ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом.

Это символ главного служения Церкви и храма в том числе - служение Святой Евхаристии - Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников.

Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества.

Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом - праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.).

В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы.

А венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»).

Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Завеса в обычные дни (во время Великого поста она меняется на черного цвета материю)

Завеса в Пасхальный период (обязательно красного цвета)

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата - это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов - они благовествуют о Богочеловеке Христе.

Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей - символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Пример.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся.

Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества.

Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются.

Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом - это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом - символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом - выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» - символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения - символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко

В православном храме иконостасом называется алтарная перегородка с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Согласно православному календарю, иконостас состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. Классическим иконостасом принято считать пятиярусный иконостас, в котором сюжеты икон и их порядок имеют определенное значение.

Иконостас может читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, но, как говорят священнослужители, его лучше воспринимать как единый образ. «Иконостас воспринимается целиком. Он очень символичен, поскольку рассказывает всю историю. Смысл каждого ряда в иконостасе определен каноном, а его содержание и наполнение зависит от конкретного храма. Вся содержательная часть иконостаса служит напоминанием о становлении церкви, охватывая все времена, и включая все символические значения отдельных икон», - рассказал АиФ.ru протоиерей, настоятель Храма святого Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин (отец Игорь).

Пять рядов икон носят следующие названия: верхний ряд - праотеческий, ниже - пророческий, праздничный, деисусный и самый нижний ряд - местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы. С середины XVI века, как сказано в Православной энциклопедии обязательными были Северные и Южные врата, но, их как правило, устраивали только в больших храмах.

Самый нижний ряд икон в иконостасе описывает земную жизнь и подвиги святых, выше изображены земной путь Христа, его жертвоприношение и Страшный суд, а наверху изображены пророки и праотцы, которые встречают праведников.

Что символизируют ряды иконостаса?

Местный ряд

Самый нижний ряд в иконостасе - местный. Здесь обычно располагаются местночтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме. В центре местного чина располагаются Царские врата, которые символизируют двери рая, символ входа в Царство Божие. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка из заменяют на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Над Царскими Вратами располагается икона «Тайная Вечеря» и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Деисус (деисис)

За местным рядом следует деисис (в пер. с греч. - «моление», в русском языке слово закрепилось в форме «деисус»). Здесь в центре икона Спасителя. Справа и слева от Него изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, то есть весь сонм святых, представленный всеми чинами святости. Смысл этого ряда - моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда повернуты в три четверти оборота ко Христу и показаны молящимися Спасителю.

«В храмах нет строгого расположения деисуса. Как правило, он располагается над Царскими вратами. Иконография деисуса разнообразна и отличается по составу святых, количеству фигур. Минимальное количество икон в центральном ряде иконостоса - три - это Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. В этом ряду также могут быть иконы святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, мучеников. В своем порядке они располагаются или справа или слева. Так что строгого ряда у деисуса нет. Он может быть и вторым и третьим», - говорит отец Игорь.

Праздничный ряд

Праздничный описывает события земной жизни Спасителя. В этом ряду стоят иконы двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников - Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери).

Пророческий ряд

Пророческий ряд иконостаса являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков с развернутыми свитками в руках. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже - Богоматерь с Младенцем.

Праотеческий ряд

Верхний ряд назван праотеческим. Этот ряд располагается над пророческим и представляет собой галерею ветхозаветных праотцов с соответствующими текстами на свитках. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов - явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова и даже иногда жен-мироносиц. Крест (Голгофа) над пророческим рядом является символом искупления человечества.

Иконостас храма

Иконостас – это специальная перегородка, которая разделяет алтарь от среднейчасти храма, протягивается от северной до южной стены. Перегородка эта часто уставлена иконами в несколько ярусов (рядов, поясов).

В первом, нижнем ряду, справа от Царских дверей помещают образ Спасителя, правее – храмовую икону. Слева от Царских врат – икону Божией Матери, далее – икона наиболее чтимого святого.Если рядов больше, чем один, то во втором ярусенаходятся иконы двунадесятых праздников,в третьем поясе– иконы апостолов, в четвёртом – иконы пророков, в пятом – иконы святых патриархов. Между вторым и третьим поясом расположен деисус, вернее – деисис (моление). Это икона, на которой изображен Иисус Христос в царском или архиерейском облачениис предстоящими в молитвенном положении Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В старину весь иконостас называли Деисусом.Между третьим и четвёртым ярусаминаходится икона Божией Материс Предвечным Младенцем.В пятом ярусе среди икон патриарховесть и икона Господь Саваоф с сыном. Но всегда на самом верхупомещается крест. По сторонам креста – изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Полный иконостас состоит из пяти поясов, но были иконостасы даже в семь рядов. Конечно, полные иконостасы чаще имеются в соборах, а в приходских и монастрыских церквях они состоят из четырёх, трёх, двух, или даже одного пояса.

Иконы размещаются и по стенам храма, в больших киотах (особые большие рамы), на аналоях (высокие узкие столики с наклонной поверхностью).

Святые образы иконостаса, которые закрывают алтарь от верующих, означают, чтолюди не всегда могут общаться с Богом прямо и непосредственно.

В алтаре совершается литургия. Именно тогда вспоминают то, что Спаситель сделал для нашего спасения. Однако начало нашего спасения лежит в Благовещании.

Иконостас имеет тридвери (врата): северные двери, Царские врата, южные двери.

1) Царские врата – самые большие. Они расположены в середине иконостаса. Название своё носят потому, что через них проходит Сам Господь Иисус Христос,Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Только священнослужители могут проходить через эти ворота. Царские врата – святые, потому как являются входом в Святое Святых – в алтарь. Царские врата – это как бы начало алтаря, поэтому на них и изображаютначало нашего спасения – Благовещание. Святые евангелисты поведали нам обо всём, что совершил для нас Спаситель, поэтомуименно их иконы украсили Царские врата. Открытие их означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат символизирует лишение людей рая небесного из-за их грехопадения. Во время литургии после великого входа, который знаменует собой шествие Христа Спасителя на крестный подвиг. Закрытие Царских врат означаетположение Христа во гроб, а закрытие завесы (капетасмы) – камень, который был привален к гробу.Затем при пении Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, что символизирует отваленный ангеломкамень от Гроба Господня, и не только это. Но и то, что вера открывает путь к спасению. На нихизображаются иконы: Благовещание Пресвятой Богородицы и четырёхевангелистов (написавшие Евангелие апостолы): Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А над вратами помещается икона Тайной вечерни.

2) Северные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Гавриила, но иногда – святых диаконов. Через эти двери входят и выходят дьяконы, которые олицетворяют ангельское служение. На них же может быть написана икона одного из семи дьяконов, поставленных ещё апостолами: Стефана, Пармена, Никонора, Лаврентия и других.

3) Южные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Михаила, но иногда – святых диаконов.

4) Дьяконские двери находятся за иконами нижнего ряда с двух сторон. Именно через них чаще всего проходят дьяконы.

5) Капетасма – завеса красного или голубого цвета со стороны алтаря у Царских врат. Во время богослужения она может открываться и закрываться. Капетасмаобозначаетсобойпокров тайны, которым покрыты святыни Божии. Таким образом, когда её во время богослужения открывают, это значит, что людям открыта тайна спасения. Но не только поэтому она висит над вратами. В Иерусалимском храме завеса отделяла Святое Святых от святилища. Кроме того, Царские врата обычно бывают открытыми, а это значит, что миряне могут увидеть священнодействия, которые имвидеть не следует. Чтобыэтого не происходилои служит завеса. В современных церквях она передвигается справа - налево и наоборот. А в древних церквях она опускалась сверху вниз. и именно поэтому называласьгорней дверью, а сами врата при этом назывались дольними или нижними.

6) Крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа .

Почему храмы, особенно в иконостасе, бывают украшеныиконами, а также священными картинами?

Вот ответ на этот вопрос, который состоит из нескольких частей:

1) храм – это как бы Небо на земле, а Бог на Небе окружен святыми Своими ангелами;

2) храм – это место молений Богу и святым, а молиться принято перед иконами;

3) храм – это училище веры, благочестия, а учимся мы не только через слова, но ипомощи изображений.

Лучшее духовное украшение храма – это священные изображения (животворящий крест и иконы) и мощи (нетленные телеса святых).

Орнамент иконостаса пронизан символами. Рожденными фантазиями о вечном Эдеме. За каждой росписью или резьбой стоит поэтический образ Библии. Тябла и колонки иконостаса украшают изображениями кедровых и пальмовых ветвей, виноградной лозы. Это неспроста. Раньше существовало такое представление райского сада – это сад,в котором растутвиноград и прекрасныепальмы.

Как стало теперь понятно,иконостас представляет собой всю историю нашего спасения, а так же всех святых, которым мы молимся.

Такой иконостас в нашем Михаило - Архангельском храме:

А это иконостас Троице-Гледенского монастыря:


Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные ЧелныТроице-Гледенского монастыря

Иконостас в храме Христа Спасителя, XIX в., Москва

Традиционный русский иконостас из пяти рядов


Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.
Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы , Московская область.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Состав иконостаса: третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Состав иконостаса: четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.


Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино , Москва.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

В 2009 году в храме установлены три ряда иконостаса. Изготовлен он в мастерской Сергиева Посада, выполнен в древнерусском стиле.

Нижний ряд (чин) или местный . На нем располагаются царские врата с изображением на двух створах Благовещения и четырех евангелистов. Обрамление царских врат имеют изображение святителей, а сверху икона Евхаристии – Причащения апостолов Христом.

Справа от царских врат - икона Спасителя «Спас на престоле». На этой иконе Иисус Христос сидит на царском троне. На плече материя – покрывало, в левой руке - открытая Библия. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – царственный знак славы Спасителя.

Слева от царских вратикона Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица). Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». «Всемилостивая» - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле. Образ иконы «Всецарица» находится на святой горе Афон в Греции. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.


На северных и южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Справа от иконы Спаса на Престоле находится поясная икона – Александра Невского. В иконографии часть икон изображают период с 1221 года по 1262 год – время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем. На таких иконах его обычно изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизни Александра Невского, когда в 1263 году он принял схиму с именем Алексей и стал монахом. Такая икона Святого живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Такой тип изображения иконы соответствует в допетровской России. 15 июня 1724 года Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «в одеждах великокняжеских» . Именно к этому типу иконографии относится наша икона святого князя Александра Невского. Эта традиция соединяет в себе старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской.

Слева на иконостасе от Божией Матери располагается икона Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского. История образа этой иконы связана с событиями 16 века. В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского перед Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет – Гирея. Об этом повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

Справа от иконы Александра Невского, располагается икона всех Новгородских Святых. Собор новгородских святых известен с 1831 года. Празднование Его установлено по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) в третью неделю по Пятидесятнице. В собор включено более ста святых.

Слева от иконы преподобных Сергия и Варлаама находится икона царственных стр астотерпцев , особо чтимая в нашем храме, в связи с тем, что он был построен в честь трехсотлетия царствования дома Романовых. На ней изображены во весь рост царская семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексей. На иконе император со своей семьей изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон 16-17 веков. Икона царственных страстотерпцев выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Второй ряд в нашем иконостасе - праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых и некоторых великих праздников.

Слева направо на втором ряду нашего иконостаса изображены следующие иконы:

1. Рождество Богородицы

2. Воздвижение Животворящего Креста Господня

3. Покров Пресвятой Богородицы

4. Введение во храм Пресвятой Богородицы

5. Рождество Христово

6. Крещение(Богоявление)

7. Сретенье Господне

8. Благовещенье Пресвятой Богородицы

9. Вход Господень в Иерусалим

10. Сошествие Христа во ад

11. Вознесение Господне

12. Троица

13. Сошествие Святого Духа

14. Святые апостолы Петр и Павел

15. Преображение Господне

16. Успение Пресвятой Богородицы

Следующий ряд иконостаса – деисусный , который представлен у нас сокращенно. В центре - икона «Спас Вседержитель». На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон, держа в руках открытую Библию. Слева от Него, - в позе молитвенного обращения к Своему Сыну, Богородица. Склоненная голова, поднятая рука, взгляд – так писали молящуюся Богородицу византийские мастера IX в., а русские изографы продолжали следовать их традиции. Справа от Спасителя изображена икона «св. Иоанна Предтечи» . Образ этой иконы является одним из самых ранних из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, датируется 2-й половиной 6 века. Иоанн Предтеча облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток.

Последний ряд иконостаса храма - пророческий . Установлен он был летом 2013 года. В центре расположена икона Пресвятой Богородицы "Знамение". Слева от нее иконы пророков Иезекииля, Даниила, Моисея, Давида , а справа пророки - Соломон, Исайя, Иеремия и Илия.




Почитаемые иконы храма святого благоверного великого князя Александра Невского

Каргопольская икона Божией Матери.

На южной стороне храма, рядом с иконами Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, можно увидеть Каргопольскую икону Божией Матери ..

Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы.

Чудо, прославившее этот образ Богородицы, произошло в 1714году в городе Каргополе, о чем было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и в Новгородской летописи сделана запись:

«Февруариа в 24 день, в среду на третьей недели Великого поста, во граде Каргополе бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанская, в дому некия вдовы Марфы Васильевой, по прозванию Пономаревой, в четвертом часу дне: исчете от тоя святыя иконы из правого ока слеза; вдова же, видевши сие чудо, возвести церкви Воздвижения Честнаго Креста священнику Иоанну Михайлову; он же, вшед в дом ея и, видя текущую струю слезную из ока Пресвятой Богородицы, отре губою и принесе тую святую икону из дому ея в церковь Воздвижения честнаго креста, с молебным пением, и постави в приделе положения ризы Господни, и начат пети часы; и на шестом часу, глаголему во псалтыре псалму: Господь просвещение мое, кого убоюся? и прочая, паки от тоя святыя иконы из правого ока потече струя слезная, пред всем народом; и паки, того же месяца в 26 день, по утреннем пении, в первом часу дне, явися от тоя святыя иконы из обоих пречистых ея очес источник слез, и сие чудо мнози от граждан видеша и потом возвестиша в В. Новеграде преосвященному Иову митрополиту Новгородскому; быше же тогда многая исцеления. Получив известие о таком необычайном знамении от иконы Богоматери и о чудесах, митрополит Иов в следующему 1715 году велел принести тот чудотворный образ из Каргополя в В. Новград, сентемвриа во 8 день; и стоял с соборной церкви Премудрости Слова Божия того же лета ноемвриа до 7 числа, и в том числе свезен был в Каргополь».

(Полное собрание русских летописей, т. III, стр. 278, 279).

В Каргополе чудотворный образ Богородицы был встречен крестным ходом и размещён на северном столпе Христорождественского собора – главной святыни города. «На лицевой стороне (2-го левого) столпа на тумбе... в киоте … чудотворный образ Казанской Божией Матери, длиною 4, шириною 3,5 вершка, на нем риза со стразами и вставками и венец серебряные, чеканные золоченые; клобучец у Богоматери и цата … низаны жемчугом. Кругом того образа... писаны красками акафисты Иисусу и Богородице..." Чудо, случившееся в 1714 г., и происшедшие исцеления от образа были записаны и хранились в соборе, здесь же была и грамота новгородского митрополита Иова об освидетельствовании чуда. (по материалам каргопольского и олонецкого краеведа К.А. Докучаева-Баскова (1849-1916)

Во время великого каргопольского пожара 1765 года, уничтожившего почти весь город, Христорождественский собор (освящ. 1562 г.) сильно пострадал. По сводам и стенам прошли трещины, была утрачена значительная часть внутреннего убранства и многие документы. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.
Пять лет не решались начать восстановительные работы, так как по масштабу разрушений трудно было решить, что лучше – восстанавливать храм или строить заново. Только большая любовь и почитание гражданами города своей святыни позволили вновь восстановить храм. Были найдены средства и в 1778 году три из восьми престолов собора уже были освящены, хотя только в 1802 году были полностью закончены восстановительные работы. Город заново обрел главный храм. На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд", напротив которой на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
К сожалению, в настоящее время в здании Христорождественского собора города Каргополя находится музей.

Образ Казанской-Каргопольской Богородицы – особо почитаемая и одна из первых икон возрожденного храма святого благоверного князя Александра Невского. Привезена она была из какого-то местечка Новгородской области в очень плачевном состоянии и помещена в антикварный магазин для продажи. Ее купил и пожертвовал храму в 1999-2000 г. прихожанин Орлов Олег Леонидович.

Множество жителей Великого Новгорода и области приходят и приезжают в храм свт. блгв. князя Александра Невского, чтобы приложиться к этому чудесному образу плачущей Богородицы.

Спас Вседержитель Божия Матерь Смоленская

Иконы Спасителя и Божией Матери Смоленской на сводах арки, обращенные друг к другу, выделяются из общего ряда икон, находящихся в храме. Лики обрамлены в тканевую основу, которая украшена жемчугом и драгоценными камнями. Сделаны они с Божией помощью руками Ларисы Васильевны Чичвариной. Стоя перед ними, осознаешь, что икона есть окно в мир Божественного бытия.

Плащаница Божией Матери

В 2007 году, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, была изготовлена плащаница Божией Матери. Прихожане сами собирали на нее средства, молились. Лариса Васильевна Чичварина вышила ее бисером и жемчугом. По краям плащаницы слова: « О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лестница к небеси гроб бывает, радуйся о упование и спасение наше».

Низкий поклон всем, кто принимал участие в создании плащаницы!