Словарь терминов. Словарь храмовой архитектуры Нартекс притвор
Или внутренняя закрытая, паперть -вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.
Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.
В - вв. нартекс - большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII -XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов . Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы .
Экзонартекс - внешняя открытая паперть . В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII - вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.
В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития , крещение , а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.
Литература
- Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1438-1439.
- Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361.
- Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
- Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66.
- Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
- Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172.
- Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
- Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
- Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987.
Нартекс
(позднегреч. Narthex , от греч. narqhx - ларчик, шкатулка)
входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
а) помещение в западной части византийского храма;
б) в западной средневековой храмовой архитектуре помещение или капелла, пристроенная к западному концу перед входом в главное здание храма.
Западный притвор в ширину церковного здания.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
помещение перед входом в раннехристианский храм, где останавливались люди, не имевшие права присутствовать на богослужении, напр., кающиеся.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Словарь Архитектурных терминов. . EdwART . 2011 .
Синонимы :Смотреть что такое "Нартекс" в других словарях:
Нартекс - (позднегреч. narthex), нарфик, притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. (Источник: «Популярная … Художественная энциклопедия
НАРТЕКС - (греч.). 1) стебель зонтичного растения Ferula communis. 2) шина для сращения сломанной ножной кости. 3) в архитектуре: наружная пристройка в базиликах. 4) притвор в храме, место для оглашенных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
нартекс - притвор, нарфик Словарь русских синонимов. нартекс сущ., кол во синонимов: 2 нарфик (1) притвор … Словарь синонимов
НАРТЕКС - (позднегреческое narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм … Современная энциклопедия
НАРТЕКС - (позднегреч. narthex) притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении … Большой Энциклопедический словарь
Нартекс - (narJhV) в древнехристианских храмах (базиликах) притвор,род сеней при входе в храм, в которых при богослужении стоялиоглашенные, воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
нартекс - Входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в раннехристианском храме, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика
Нартекс - (позднегреческое – narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
нартекс - (позднегреч. nárthēx), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. * * * НАРТЕКС НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор в западной части христианского… … Энциклопедический словарь
Нартекс - нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь… … Большая советская энциклопедия
| | | | | | | - Мера антропогенно-техногенного воздействия на ландшафт. Термин пришел в географию из инженерной лексики, характеризует процессы и явления, возникающие в ландшафте под влиянием деятельности человека.
Надстройка - Вид реконструкции зданий, осуществляемый путем устройства одного или нескольких дополнительных этажей над существующей частью постройки.
Наличник - обрамление дверного или оконного проема.
Наос - (греч. naos). Главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.
Нартекс - (позднегреч. narthex). Притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении.
Нарышкинский стиль - (нарышкинское барокко) - наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты нарышкинского стиля присущи многим другим светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин "московское барокко", который точнее отражает основной район распространения этого направления.
Небоскреб - Высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Сооружение небоскребов началось в США с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта и было вызвано плотностью городской застройки и дорого.
Неоготика - (от нео... и готика) - в архитектуре 19 в. этап ложной готики: научное археологическое изучение готических памятников (Э. Виолле-ле-Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании и др.) и стремление применить их каркасную систему к современным нуждам
Неозеленяемые территории - часть пригородной зоны, на которых не осуществляются мероприятия по комплексу озеленения, например, сельскохозяйственные угодья, предназначенные под полевые и огородные культуры, сенокосы, выгоны, а также каменистые места, солончаки, действующие карьеры полезных ископаемых и т.п.
Нервюра - (франц. nervure, от лат. nervus - жила). Арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Неф - (Корабль) (франц. nef, от лат. navis - корабль).Вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Нимфей - В античной архитектуре святилище, посвященное нимфам; архитектурно обработанная стена с гротами, нишами, фонтанами.
Ниша - (франц. niche). Углубление (различного размера и происхождения) на склоне или у подножия возвышенности, берега. Различают: нивационные, эрозионные, карстовые, дефляционные, волноприбойные (или абразионные) и др.
ПРИТВОР
Узел подвижного соединения створки с оконной коробкой, место примыкания створок к раме, импосту или штульпу.
Толковый строительно-архитектурный словарь. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРИТВОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПРИТВОР
- то же, что нартекс. (Илл.: Храм Воскресения Христова. [Спас на крови]. … - ПРИТВОР в Словаре церковных терминов:
- ПРИТВОР в Православных церковных терминах:
западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу … - ПРИТВОР в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Притвор - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой - проход … - ПРИТВОР в Большом энциклопедическом словаре:
то же, что … - ПРИТВОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
пристройка с западной (часто также с северной или южной) стороны храма. П. были особенно распространены в смоленско-полоцком, псковском зодчестве, а … - ПРИТВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Притвор (narJhV) - составляет самую зап. часть храма и обыкновенноотделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храмасоответствует двору … - ПРИТВОР в Современном энциклопедическом словаре:
- ПРИТВОР в Энциклопедическом словарике:
западная часть христианского храма, отделенная от средней его части стеной. Во время богослужения в притворе могут находиться не только кающиеся … - ПРИТВОР в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Входное (вслед-за папертью) помещение с западной стороны цер-кви. В притворе … - ПРИТВОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПРИТВ́ОР, то же, что нартекс … - ПРИТВОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
притво"р, притво"ры, притво"ра, притво"ров, притво"ру, притво"рам, притво"р, притво"ры, притво"ром, притво"рами, притво"ре, … - ПРИТВОР в словаре Синонимов русского языка:
гавит, жаматун, нартекс, помещение, … - ПРИТВОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. 2. м. 1) То, чем закрывается, затворяется что-л.; створка. 2) Выемка … - ПРИТВОР в Словаре русского языка Лопатина:
- ПРИТВОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
притвор, -а (к притворить; … - ПРИТВОР в Орфографическом словаре:
притв`ор, -а (к притвор`ить; … - ПРИТВОР в Словаре русского языка Ожегова:
входное (вслед за папертью) помещение с западной стороны церкви В притворе … - ПРИТВОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
то же, что … - ПРИТВОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
притвора, м. 1. Створка, то, чем закрывается, затворяется что-н. (обл.). 2. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью … - ПРИТВОР в Толковом словаре Ефремовой:
притвор 1. м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. 2. м. 1) То, чем закрывается, затворяется что-л.; створка. 2) … - ПРИТВОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- ПРИТВОР в Большом современном толковом словаре русского языка:
I м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. II м. 1. То, чем закрывается, затворяется что-либо; створка. 2. Выемка … - НАРТЕКС, НАРФИК, ПРИТВОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
- входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храмов. Предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения …
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.