Старт в науке. Анализ стихотворения "Листопад" Бунина И




Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения - «лес, точно терем расписной» , «паутины ткани блестят, как сеть из серебра» , мотылек, «точно белый лепесток» .

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес - терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения - не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр

Жанр произведения - элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры - «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты - «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения - «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 15.

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

«Листопад» Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Анализ стихотворения Бунина «Листопад»

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

Текст этого небольшого по объему стихотворения мы анализировали с семиклассниками. Взяли его для того, чтобы попробовать написать рецензию. Я пыталась вызвать у ребят интерес к тексту и помочь им найти подступы к его анализу.

Ивана Алексеевича Бунина ученики 7 класса знают как прозаика по рассказам “Цифры” и “Лапти” и немного как поэта.

Приступая к работе над текстом, задаю детям вопрос: Когда вы слышите слово “листопад”, какие ассоциации у вас возникают? Ответы получаю самые разнообразные, записываем их на доске, объясняем. Затем обращаемся к стихотворению: интересно узнать, как это слово звучит у поэта. Читаем текст.

Листопад

Льет дождь холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре.

Можно ли сказать, что здесь рассказывается о листопаде? – Нет. – О чем же? Что является предметом, объектом внимания автора? (Это тема текста.) Составляем смысловые гнезда:

Почему же Бунин дает именно такое название стихотворению? Ведь о листопаде всего одна строка: “Кружатся листья по полянам ”. (Основная мысль текста – главная мысль произведения, выражающая отношение автора к действительности, к предмету своего внимания.)В ходе беседы приходим к мысли о том, что поэт тоскует по уходящей красоте, по движению, символизирующему жизнь, и настроение у него грустное. А вы что испытываете, когда читаете бунинский текст? Понятна ли вам позиция автора?

Обращаем внимание на то, что поэта интересуют не отдельные детали, из которых складывается картина. Эти детали (дождь, листья, гуси…) находятся в едином пространстве. Проследим за взглядом художника слова:

Переходя к разговору о языковых средствах исходного текста, ребята в первую очередь видят в нем изобразительные средства (тропы) и без особого труда их называют. Картина осени – зимы рисуется автором с помощью эпитетов: дождь “холодный”, “длинный” караван, леса “багряны”, “морозное” серебро; сравнения: “дождь холодный, точно лед”; метафор-олицетворений: “кружатся листья”, “караван гусей”, “дымы встают столбами”, “дни идут”, “земля в серебре”.

Произвести впечатление на читателя, вызвать в его душе отклик помогают выразительные средства языка (фигуры речи). Это антитеза , которая присутствует во всем стихотворении: движение в первой строфе и его отсутствие в последней строке, дождь и “морозное серебро”, беспорядочное движение (“кружатся листья”) и строго направленное (“гуси держат перелет”); инверсия в первой строфе, с помощью которой на первое место выходит действие: “льет дождь”, “кружатся листья”; звукопись представлена аллитерацией на звуки [л], [д], [т] в начале и на звук [р] в конце первой строфы и ассонансом на звук [о] (в первой строке он встречается пять раз) и на звук [а] (во второй строке он повторяется семь раз), что позволяет говорить о смене настроения в тексте. Если затронуть вопрос о цветописи, то она здесь не очень яркая: “лед”, “дымы”, “багряны”, “серебро”. Как видим, преобладают ахроматические цвета. Обратим внимание на багряный цвет. Спрашиваю у ребят: “Значение его в данном тексте такое же, как и в знакомом с пятого класса отрывке из другого стихотворения И.А.Бунина и тоже с названием “Листопад”:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный ,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной?”

– Нет. В нашем тексте леса багряны не оттого, что они покрыты разноцветными листьями, а потому, что автор их увидел зимой на заре.

Относительно новый материал для семиклассников – синтаксические средства языка. Посмотрим на предложения в стихотворении. Их всего три: первое и третье бессоюзные сложные, и второе – простое нераспространенное. В виде схемы это выглядит так:

Как все четко: определенность, стройность формы текста и соответствие каждого из трех предложений трем микротемам (осень – время – зима) ! И “но” здесь не “сочинительный противительный союз”. Через него автор передает неизбежность течения времени и свою грусть об ушедшем.

Наблюдение за глаголами – сказуемыми показывает, что все они стоят в настоящем времени и плавно переходят в краткие прилагательное – сказуемое “багряны” и причастие- сказуемое “недвижимы”, а в последнем предложении совсем отсутствуют. О чем это может говорить? Так поэт показывает постепенный переход природы из одного состояния в другое, от жизни ко сну. Самый “живой” глагол в тексте – “кружатся”, он же и самый “веселый”.

Не проходим мимо и “серьезного” словосочетания (высокий стиль) – “держат перелет”. Почему поэт не говорит просто: гуси летят на юг? Дети замечают, что Бунин к этому явлению относится серьезно и с уважением, сравнивая его с тем, как человек держит свой путь.

И совсем коротко об элементах стихосложения. Стихотворение написано четырехстопным ямбом (--" --" --" --") с использованием пиррихия (двусложная безударная стопа – пропуск очередного метрического ударения – в ямбе и хорее) во всех строках, кроме первых в каждой строфе. Рифмовка разная: в первом четверостишии – кольцевая, во втором – перекрестная. Рифма в основном точная, как мужская, так и женская.

Заканчивая работу над текстом стихотворения И.А.Бунина “Листопад”, ребята говорят о том, что этот текст содержит загадку, заставляет думать о серьезных вещах, что автор его – И.А.Бунин – поэт интересный.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» - яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.

Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.

Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии...

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени - тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…

Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.

Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.

В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.

Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...