У какой птицы загнутый клюв. Энциклопедия владельца птицы




Клювы являются одной из самых важных частей тела птиц и используются не только для сбора и приема пищи. Каждый клюв был «разработан» эволюцией таким образом, чтобы максимально отвечать потребностям хозяев, поэтому они часто используются для ухаживаний, боев, кормления, постройки гнезд и даже регулировки температуры тела. Вот несколько примеров птиц, с самыми необычными и выдающимися клювами.

Большой тукан (лат. Ramphastos toco )

Яркий клюв этих птиц составляет примерно треть от всей длины их тела и используется для сбора и чистки фруктов, отпугивания хищников, привлечения самок и защиты территории. Последние исследования показывают, что прохладный клюв помогает туканам регулировать температуру тела в жаркую погоду.

Азиатская птица-носорог (лат. Anthracoceros albirostris )

Составляя рейтинг самых необычных клювов, трудно обойти вниманием птицу-носорога. Клюв этих птиц настолько тяжелый, что эволюции пришлось снабдить птиц-носорогов мощными шейными мышцами и несколькими сросшимися позвонками. Клюв используется для поимки добычи, борьбы и, конечно же, привлечения самок. Тем не менее самым узнаваемым элементом этих птиц является полый рог, который растет в верхней части клюва. Он тоже используется для привлечения самок, боев, а также усиления издаваемых криков.

Белоголовый орлан (лат. Haliaeetus leucocephalus )

Мощный, резко изогнутый клюв орланов используется для убийства рыбы, млекопитающих и птиц. Клюв помогает разделывать добычу, а также разрывать плоть жертвы на мелкие, легко проглатываемые кусочки.

Колибри-мечеклюв (лат. Ensifera ensifera )

Клюв этой птицы примечателен тем, что он длиннее всей остальной части ее тела. Невероятно длинный клюв и язык колибри служат для добычи нектара из цветов с длинными лепестками.

Кудрявый пеликан (лат. Pelecanus crispus )

Чаще всего пеликаны питаются рыбой, которую вылавливают из воды в огромный горловой мешок. После поимки, птицы сливают воду и проглатывают добычу. Крюк в верхней части клюва служит для захвата рыбы, которую они подбрасывают перед тем, как проглотить.

Красный фламинго (лат. Phoenicopterus ruber )

Фламинго по большей части известен своей грацией, но его клюв – не менее примечателен. Фламинго питаются водорослями, рачками и другой мелкой живностью, которую отфильтровывают через клюв из воды.

Австралийская шилоклювка (лат. Recurvirostra novaehollandiae )

Клювы этих птиц длинные, тонкие и изогнутые вверх. При кормёжке шилоклювки погружают кончик клюва в воду или верхний слой ила и, двигая клювом, собирают мелких ракообразных, моллюсков и насекомых.

Желтоклювый Токо (лат. Tockus leucomelas )

Токи также являются одними из представителей птиц-носорогов. Они питаются семенами, маленькими насекомыми, а также пауками и скорпионами. Рог на клюве у ток не так выражен, как у многих других представителей вида.

Ко́лпицы (лат. Plateinae )

Форма клюва этих птиц идеально подходит к их образу жизни. В поисках пищи они медленно бродят по мелководью с опущенным в воду клювом. Колпицы водят клювом в разные стороны и нащупав добычу, моментально его захлопывают.

Черный водорез (лат. Rynchops niger )

Большой ассиметричный клюв этих птиц прекрасно приспособлен к ловле рыбы. Водорезы рыбачат, летая прямо над поверхностью воды, «разрезая» её нижней частью клюва. При касании с рыбой клюв мгновенно закрывается.

Клёст-еловик (лат. Loxia curvirostra )

Из всех видов птиц, клесты обладают, пожалуй, самым специализированным клювом. Скрещенные половинки их клюва выглядят странно, но на самом деле это идеальный инструмент, для добычи семян из сосновых шишек. Интересно, что клювы разных видов клестов отличаются по форме и приспособлены к открытию только определенных видов шишек.

Кроншнепы (лат. Numenius )

Кроншнепов легко узнать по длинным, острым, слегка изогнутым вниз клювам, которые помогают отыскивать добычу во влажном, мягком дне. В длину клюв может достигать более 20 см, что позволяет кроншнепам без труда вылавливать из ила червей и других беспозвоночных.

Ошейниковый арасари (лат. Pteroglossus torquatus )

Арасари – еще один представитель семейства тукановых. Мощный клюв позволяет этим птицам поедать не только плоды деревьев, но и насекомых, ящериц, а также яйца других птиц.

Австралийский пеликан (лат. Pelecanus conspicillatus )

Пеликаны обладают одними из самых больших клювов среди всех видов птиц, а мешок под их клювом может вместить примерно 13 литров воды. В период размножения раскраска мешков также служит для привлечения самок. А ведь пеликан на фото и вправду неотразим!

ПРОГУЛКИ У ВОДЫ

Своеобразно добывают корм рачьи ржанки - завсегдатаи тропических пляжей и мангровых лагун на материковых и островных побережьях, омываемых теплыми водами Индийского океана. Внешне эти крупные длинноногие кулики с черно-белым оперением очень напоминают ходулочников, но отличаются значительно более мощным клювом.

Основу рациона ржанок составляют разнообразные , но прежде всего те, которых называют манящими. Эти некрупные крабы с диаметром панциря 3-5 сантиметров живут в норках огромными колониями, занимающими нередко десятки гектаров илистых и песчаных мелководий, обсыхающих с наступлением отлива. Сразу же после ухода воды крабы выходят из нор, а для рачьих ржанок наступает время охоты. На квадратный метр отмели бывает до сотни нор, и издали песок кажется серым от сидящих и ползающих крабов. Крабы чрезвычайно осторожны и вместе с тем крайне любопытны. Поэтому вокруг стоящей и медленно идущей по колонии ржанки образуется пустое кольцо диаметром около метра, которое движется вместе с птицей - спереди крабы прячутся, сзади тут же вылезают. Ржанка легко ловит краба в быстром броске - скорость ее движений значительно превышает быстроту реакции ракообразных.

ПЛЫВУЩИЕ ПО ВОЛНАМ


Умение плавать открыло перед пернатыми возможности освоения водной среды обитания. Научившись держаться на воде и расставшись с необходимостью опираться на дно, птицы получили в свое распоряжение ничем не ограниченный выбор мест для сбора корма и открыли для себя широкие эволюционные возможности.

Наиболее эффективно сумели распорядиться этими возможностями утки, получившие название речных, или благородных. Эти утки образуют самое многочисленное подразделение отряда гусеобразных, которое включает в себя более 40 видов и имеющее космополитическое распространение (за исключением Антарктиды). Речные утки ведут почти исключительно водный образ жизни, их нормальное состояние - это плавание, на сушу выходить избегают и передвигаются здесь довольно неуклюже. За исключением редких форсмажорных обстоятельств (например, при нападении хищника) речные утки не ныряют. Русское название этой группы, как и во многих других случаях, очень условно. На реках эти утки живут не чаще, чем на всех прочих пресноводных водоемах, расположенных в центральных районах материков, а благородства, манеры и облике не больше, чем у других водоплавающих. Но что действительно роднит этих уток друг с другом и отличает от других пернатых, в том числе и от ближайших сородичей, уже знакомых нам нырковых уток, так это уникальный способ добывания пропитания и те замечательные устройства, которыми природа оснастила их для данной цели.

Все речные утки - настоящие и притом очень терпеливые фильтраторы. Они кормятся в любое время суток, потому что избранный ими способ добывания пищи не требует участия зрения. Утки методично процеживают любую воду сквозь частое сито, образованное роговой бахромой по краям уплощенного широкого клюва и языком. Наименование пластинчатоклювые, нередко применяемое ко всему отряду гусеобразных, как нельзя лучше подходит именно к речным уткам. Их ротовая полость представляет собой эффективный фильтр для отцеживания животного и растительного планктона. Для птиц, умеющих плавать, но не способных нырять, единственным инструментом, облегчающим сбор корма под водой, служит шея. Гуси, лебеди и речные утки - кряквы, шилохвосты, чирки, свиязи - в разгар кормежки в стремлении дотянуться до корма, находящегося на большой глубине, часто встают в воде вертикально, так что на поверхности виднеются лишь хвост и лапы.

Исключительно на плаву ловят рыбу пеликаны. Выстроившись полукругом, птицы бок о бок отправляются к ближайшей отмели, постоянно опуская в воду клюв, насколько позволяет длинная шея. Клюв пеликанов представляет собой весьма примечательный инструмент и заслуживает отдельного описания. Ветви подклювья, то есть нижней челюсти, довольно тонкие, но очень прочные и гибкие. Друг с другом они соединены тонкой эластичной кожистой перепонкой, образующей весьма поместительный горловой мешок. При открывании клюва ветви подклювья автоматически сильно выгибаются наружу и превращаются в полукруглый обруч, затянутый перепонкой. Тем самым нижняя челюсть превращается в сачок, при помощи которого пеликан и вычерпывает рыбу.

УСТРЕМЛЕННЫЕ В БЕЗДНУ

Водная стихия привлекает птиц неисчерпаемыми запасами провизии, многократно превосходящими сухопутные ресурсы. Косяки рыб и кальмаров, тучи планктона, залежи донных моллюсков - на пути к этому изобилию пернатые преодолевают все преграды. Просто удивительно, как легко эти создания, самой природой предназначенные для полета, приспосабливаются к подводному миру. По общему числу видов и их биологическому разнообразию ныряющие птицы значительно превосходят классических птиц-пловцов, что хорошо соответствует обилию и многообразию подводных пищевых ресурсов.

Представляет собой ценный белковый продукт и является наиболее важной и постоянной составляющей частью рациона пернатых «водолазов», принадлежащих к разным таксономическим группам. Список птиц, специализирующихся на добывании рыбы под водой, по нраву должны открывать кайры. Это настоящие морские птицы - самые главные потребители морских ресурсов, непременные и самые многочисленные участники грандиозных скоплений пернатых - птичьих базаров, рассеянных вдоль скалистых побережий и островов Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики и Северного Пацифика. Общая численность тонкоклювой кайры оценивается почти в 40 миллионов особей, толстоклювых кайр насчитывают около 20 миллионов.

Благополучие многомиллионного населения кайр всецело зависит от обилия мелкой рыбы - сайки, песчанки, мойвы. Дополнительное разнообразие в питание кайр, вносят планктонные ракообразные, но основу их рациона всегда составляет рыба. Они предпочитают небольших узких рыбешек длиной 10-13 сантиметров и весом около 10 граммов. В основном это мойва, песчанка, сайка, мелкая треска и минтай. Максимальная длина рыбешки, которую способна проглотить взрослая кайра, составляет около 20 сантиметров. Кайра ежедневно съедает 300 граммов рыбы и отправляет в море 185 граммов содержимого кишечника. Неудивительно, что в воде у птичьих базаров содержание нитратов и фосфатов повышается во много раз, отчего биологическая продуктивность прибрежных вод сильно увеличивается. Количество планктона и мелкой рыбы возрастает в шесть раз.

Среди всех представителей чистиковых кайры охотятся глубже всех - их рабочие глубины лежат в диапазоне 30-60 метров. Их сородичи - гагарки, чистики, топорки, ипатки редко ныряют глубже 10-15 метров. Излюбленным способом рыбалки «стариков» является выслеживание косяков молоди сельди с поверхности воды. Такие косяки насчитывают обычно несколько сотен рыб длиной 3-6 сантиметров. Плавающие птицы то и дело заглядывают в воду и при виде поднимающегося к поверхности косяка принимаются нырять, производя как можно больше шума и беспокойства для того, чтобы нарушить координацию действий в стае и не дать рыбам уйти в глубину и как можно дольше удержать их на глубине 12 метров от поверхности. Птицы сбоку и снизу стремительно врываются в плотный косяк рыб, перерезают его в разных направлениях, разбивают на части и затем открывают пиршество, продолжающееся обычно не более 2 минут - этого времени достаточно для того, чтобы рыбы пришли в себя, восстановили управляемость стаи и ушли на спасительную глубину. Интересно, что «старики» как и пристало настоящим водолазам, берут рыбу только под водой, не обращая внимания на ту, что в панике бьется на поверхности или, будучи слегка оглушенной, безвольно плавает на виду.

Змеешейки - ближайшие родственники бакланов, но рыбачат по-особому. Они тоже ловят рыбу под водой, но не только хватают жертву, зажимая ее между челюстями с острыми режущими краями, подобно баклану, но чаще пронзают рыбу чрезвычайно острым клювом. Змеешейки - единственные представители птиц, использующие свой клюв в качестве холодного оружия - рапиры, копья или дротика. Вынырнув, змеешейка резким движением и притом весьма энергично подбрасывает добычу в воздух, освобождает клюв, тут же перехватывает пищу поудобнее и проглатывает. Этот маневр требует немалой сноровки, у молодых птиц, должным опытом еще не обладающих, подброшенная рыба нередко пролетает мимо клюва и благополучно возвращается в родную стихию залечивать раны. Во время рыбной ловли змеешейки часто собираются большими стаями, насчитывающими десятки и сотни птиц (нередко вместе с теми же бакланами). Соединенными усилиями армада змеешеек приводит рыбу в состояние паники и полной дезориентации, что делает ее легкой добычей «подводных фехтовальщиков» с их смертоносными рапирами-клювами.

Колоссальное изобилие планктонных ракообразных составляет одну из наиболее характерных особенностей морских экосистем, расположенных под приполярными широтами Северного и Южного полушарий. Главными пернатыми потребителями этого неисчерпаемого ресурса пищи в Арктике и Субарктике стали представители семейства чистиковых - конюги, белобрюшки и люрики. используют аналогичный «пояс планктонного изобилия» в Субантарктических водах. Различие состоит в том, что пингвины добираются до кормовых угодий вплавь, тогда как планктоноядные чистики несутся к месту кормежки по воздуху, преодолевая по 60-70 километров в час. В поисках богатых скоплений планктона конюги могут удаляться от колонии на расстоянии до 50 километров. Все пернатые планктонофаги, как чистиковые, так и пингвины, принадлежат к числу лучших ныряльщиков.

Ловля мелких рачков - калянусов, гаммарусов, представляет собой нелегкое занятие и бывает рентабельной лишь при очень высокой концентрации пищевых объектов, когда птица способна одновременно захватывать клювом несколько рачков. Расчеты показывают, что люрик или конюга не в состоянии обеспечить провиантом себя и потомство, если каждый раз птица имеет возможность схватывать только по одному рачку. Белобрюшки также питаются преимущественно планктонными рачками, но намного чаще конюг и люриков употребляют в пищу кальмаров, полихет и мелкую рыбу. Охотиться часто приходится почти вслепую, потому что уже на глубине 20-30 метров света очень мало, а на глубинах в 50-60 метров зрение и вовсе ничем не может помочь. Ухватить юркого рачка клювом очень трудно, здесь приходится очень кстати особая подвижность и гибкость ветвей нижней челюсти, быстрое изгибание которых создает эффект «подсасывания» и способствует овладению добычей.

Тем не менее птицы-планктонофаги вполне успешно преодолели все трудности, судить о чем можно по их колоссальной численности - вполне под стать неисчерпаемости своих пищевых ресурсов. Например, люрик, обитающий в Северной Атлантике и на прилежащих акваториях Северного Ледовитого океана, не только превосходит по численности всех прочих морских птиц Северного полушария, но вообще принадлежит к наиболее многочисленным представителям пернатых. Его совокупная популяция оценивается не менее чем в 60 миллионов особей. Только на побережьях Гренландии ежегодно гнездится до 25 миллионов пар, на Шпицбергене - до 7 миллионов. Немало люриков гнездится на Новой Земле и Земле Франса-Иосифа, хотя общая численность этого обитателя высокой Арктики быстро снижается по мере продвижения на восток - в сторону Тихого океана, где роль истребителей планктонных рачков переходит к конюгам и белобрюшке.

ВОЗНЕСТИСЬ НАД СТИХИЕЙ...

В борьбе за ресурсы моря представители отряда трубконосых - альбатросы, буревестники, прионы, качурки - преуспели, пожалуй, больше других пернатых. Морской ветер стал главным союзником этих птиц, в совершенстве овладевших техникой наиболее экономичного парящего полёта.

Кормятся трубконосые, как правило, с лёта, хватая рачков, кальмаров и мелкую рыбешку с поверхности воды. Часто кормежка идет ночью, потому что многие планктонные организмы совершают вертикальные суточные перемещения - в поверхностные слои воды они поднимаются к ночи, на день уходят в глубину. В штиль крупные альбатросы и буревестники не летают и собирают рачков, плавая по воде. Еще чаще к такому способу кормежки прибегают мелкие представители трубконосых, в особенности качурки.

Морские птицы, применяющие в целях поиска корма воздушное патрулирование, под водой плавать не способны, а нырнуть на два три своих роста могут, лишь устремившись вниз с высоты. Чайки, крачки, олуши и даже некоторые пеликаны высматривают добычу в полете и с лета ныряют за ней на глубину до полутора метров, используя инерцию падения. Особенно впечатляет картина коллективной кормежки американских бурых пеликанов. Пролетая над косяком рыбы, пеликан складывает крылья, сгибает шею, втягивает голову так, что она укладывается на спину, и устремляется отвесно вниз. Высота достигает 20 метров, звук от падения пятикилограммового тела разносится вокруг более чем на километр, а гидравлический удар настолько силен, что оглушает рыбу. Под водой пеликаны, в отличие от бакланов - своих близких родичей и профессиональных ныряльщиков, действуют неуклюже, но чтобы схватить наполовину оглушенную рыбу, да еще в плотном косяке, особой сноровки и не требуется. Вода буквально кипит от множества падающих в нее пеликанов, и ошалевшая рыба становится легкой добычей. На поверхность пеликаны не выныривают - вода их просто выталкивает наружу в любом положении, иногда и хвостом вперед. Первая забота пеликана состоит в том, чтобы вылить из объемистого клюва 5-6 литров воды, но при этом не упустить улов. Затем пеликан подбрасывает рыбу в воздух, перехватывает ее поудобнее и глотает.

Так же рыбачат крачки и чайки, образующие два близкородственных клана пернатых рыболовов. При этом в масштабах Мирового океана именно крачки, а вовсе не чайки, как часто полагают, являются главными пернатыми потребителями рыбы. Многие крачки известны как обитатели открытого океана. По свободе передвижения в пространстве и глубине экологических связей с океанскими экосистемами конкурировать с ними могут лишь трубконосые. Но в отличие от трубконосых, нацеленных преимущественно на планктонных рачков и кальмаров, крачки питаются почти исключительно рыбой.

Крачки, обитающие на пресноводных водоемах, охотно дополняют свой рацион за счет водных насекомых, а черные, белокрылые и белощёкие крачки, часто все вместе именуемые болотными, и вовсе изменили клану рыболовов. Эти птицы научились настигать стрекоз, выхватывать из воды жуков-плавунцов, вертячек, клоповгладышей, склевывать с камышей ручейников. Любят они пиявок, головастиков и мелких рыбок, неосторожно поднявшихся к поверхности. На лету болотные крачки то изящны и легки, словно бабочки, то стремительны и увертливы, точно стрекозы. Кажется, что воздушные танцы над водой не требуют от птиц ни малейших усилий - можно долго наблюдать за стайкой кормящихся крачек, но так и не дождаться, когда они соберутся присесть на отдых. Во время таких наблюдений охотно верится в то, что сажистые крачки действительно способны жить на лету в течение многих месяцев.

Особый способ охоты за водными насекомыми и мелкой рыбой употребляют близкие родственники крачек - водорезы, отдельные виды которых распространены по берегам рек и озер тропических областей Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Это длиннокрылые птицы, окрашенные в темные цвета и по размерам несколько превосходящие крачек. Клюв у водорезов уплощен с боков и очень длинный, причем верхняя челюсть заметно короче нижней, употребляемой в роли главного средства добычи корма. Водорезы охотятся по ночам, полагаясь прежде всего на чувствительность своего клюва. Медленно взмахивая крыльями, птица движется низко над водой, опустив в нее нижнюю челюсть и держа клюв приоткрытым. В момент соприкосновения с насекомым или мелкой рыбкой челюсти захлопываются, и добыча оказывается пойманной.

Исконные места обитания чаек сосредоточены вдоль морских побережий с колоссальными, а главное чрезвычайно разнообразными пищевыми ресурсами. Отсюда по долинам рек и болотистым низинам чайки расселись далеко в глубь континентов. В борьбе за ресурсы моря чайки пошли по совершенно другому пути по сравнению со своими близкими родичами - крачками. Крачки целиком сосредоточились на рыбе, и главным направлением их эволюции стало увеличение экономичности полета. Даже «зигзаг» в сторону насекомоядности был осуществлен болотными крачками на той же самой основе.

Напротив, эволюция чаек пошла по пути расширения спектра кормов и способов их добывания на побережье и в прибрежных водах. Собирательство, рыболовство, охота, каннибализм - это далеко не полный перечень способов, с помощью которых добывают пропитание чайки, которых природа, в отличие от изящных и субтильных крачек, щедро оделила весьма мощным телосложением и крепким, как металл, клювом. В пищу чаек идет все, что съедобно и не может спрятаться, убежать или улететь. Почти все крупные чайки - серебристые, бургомистры, серокрылые - промышляют грабежом и разбоем. В наибольшей степени это выражено у больших морских чаек, которые ведут себя как настоящие хищники. Они не только разоряют гнезда птиц, бесцеремонно прогоняя хозяев, но не прочь и полакомиться последними.

Введение

Когда люди слышат слова «дрессировка птиц», они обычно представляют себе попугаев-велосипедистов, попугаев, играющих в баскетбол или исполняющих по памяти песни. Однако дрессировка – это нечто гораздо большее, чем только лишь эффектные трюки. В действительности дрессировка - синоним обучения. Согласны мы с этим или нет, но все мы в какой-то степени дрессировщики. Наши попугаи-компаньоны всё время чему-то учатся у нас, хотя обычно мы даже не осознаём того, что сами влияем на поведение своей птицы.

В этой статье мы рассмотрим основные принципы дрессировки и установим для себя, как они работают. Впоследствии Вы сможете использовать эти принципы для выработки у Вашей птицы полезных практических навыков (таких как движение вперёд, приучение заходить в переноску) или навыков различных трюков (таких как взмахи крыльями или разговорные реплики в нужный момент). Вы сможете также использовать их для решения проблем поведения.

Существует множество различных трактовок дрессировки. По-научному дрессировку называют оперантным (инструментальным) обусловливанием. Согласно этому определению, в основе исполнения того или иного поведенческого навыка лежит выполнение или невыполнение какого-либо действия, впоследствии влекущее за собой стимулирование или антистимулирование. Например, ребёнок будет гораздо чаще прибирать в своей комнате, если усвоит, что за эту привычку будет получать по 20 долларов!

Один из методов дрессировки, возможно, знакомый вам, – это дрессировка с применением кликера (в дальнейшем кликер-тренинг / прим. Helen T) . Этот вид дрессировки, как и другие её виды, основывается на позитивном подкреплении, лежащем в основе формирования навыка. Термин «кликер-тренинг» образован от английского слова click, означающего щёлкающий звук, используемый в дрессировке для того, чтобы дать понять животному, в какой момент оно сделало что-либо правильно. Звук щелчка при этом тесно связан с тем, что приятно животному. Таким образом, животное запоминает, что со звуком щелчка связаны позитивные последствия. Приспособление, которое обычно используют для получения щёлкающего звука, – это небольшая пластиковая коробочка, легко умещающаяся в руке. Внутри коробочки находится металлическая пластина. При надавливании большого пальца на металлическую пластину возникает звук. Кликеры можно приобрести в большинстве магазинов зоотоваров. Обычно их можно найти в отделе дрессировочного инвентаря для собак. Кликеры имеются в наличии и в Интернет-магазинах. Адреса двух сайтов, продающих кликеры:

www.mytrainingstore.com и www.clickertraining.com .

Некоторые дрессировщики используют кликер, потому что звук, который он производит, всегда один и тот же. Это очень помогает избежать неудачи при дрессировке одной и той же птицы разными людьми, ведь наши индивидуальные подходы часто существенно отличаются. Использование кликера может помочь сохранить манеру общения и избежать непонимания. Кроме того, установлено, что щелчок кликера стимулирует строго определённую область головного мозга. Такая стимуляция во время обучения потенциально укрепляет навык.

Хотя некоторые дрессировщики считают кликер стимулирующим фактором, очень эффективным в определенных случаях, существует одна проблема, осложняющая применение кликера: затруднительно держать на одной руке птицу, а в другой руке кликер. Другой недостаток состоит в том, что иногда кликера может не оказаться под рукой в тот момент, когда он нужен. По этой причине многие дрессировщики вместо щелчка кликера используют слово, например, «хорошо» или «да», чтобы отметить момент, когда животное правильно выполнило упражнение.

Что предпочесть: использовать в дрессировке кликер, слово или свист – каждый дрессировщик решает для себя сам. Множество различных видов ориентировочных знаков могут довольно-таки успешно применяться при выработке навыка. Какой из них важнее – это поможет установить изучение механизма действия кликера и другого ориентировочного знака при условии правильного их применения.

Используете Вы кликер или нет, удовлетворяет ли Вас результат оперантного обусловливания, изменения навыка или просто дрессировки – все эти принципы работают. Понимание и применение этих понятий может открыть дверь в пленительный мир влияния на поведение Вашего попугая нужным Вам образом.

Основные инструменты дрессировки

Кроме того, что дрессировка является синонимом обучения, она является также одной из форм общения. Основные компоненты дрессировки образуют особый язык, при помощи которого мы можем донести до животного свои желания и намерения. Рассмотрим несколько понятий, которые помогут нам определить, с чего начать.

Команда. Cигнал о том, чего вы хотите, подаваемый животному. Многие дрессировщики используют словесные команды или жесты.

«Мостик» или связывающий стимул . Некий сигнал или знак, показывающий, что животное выполнило какую-либо команду верно. Этот сигнал подают животному в промежутке между верным выполнением команды и позитивным вознаграждением. Примеры «мостиков»: щелчок кликера, свист, слово «хорошо» или поглаживание.

Позитивное вознаграждение . Что-либо, что животное любит и желает заработать. Позитивное вознаграждение следует за демонстрацией навыка и увеличивает вероятность повторения навыка. Для попугая-компаньона позитивным вознаграждением может быть пища, почёсывание головы или какие-либо другие формы одобрительного внимания. Важно быть уверенным в том, что использование какого-либо из названных вознаграждений будет осознано и воспринято Вашей птицей как поощрение.

Формирование навыка через поэтапное приближение . Рассматривая выработку желательного навыка, возможно разбить занятие на небольшие этапы. Каждый этап должен быть пройден до конца, прежде чем можно будет приступить к следующему этапу. В итоге все этапы вместе приводят к конечному желаемому навыку. Довольно часто для выработки навыков используют метод приближения. Этот метод может быть использован, чтобы обучить птицу идти на руку (как к владельцу, так и к незнакомцу), идти на весы, в переноску, взмахивать крыльями и для выработки многих других навыков.

Дрессировка на основе поэтапного приближения напоминает танец с птицей. Вы можете сделать несколько шагов вперёд, но, если Ваша птица ещё не уверена в себе, всё закончится тем, что Вам придётся сделать шаг назад. Вы можете побыть недолго на стадии этого шага, а затем постараетесь снова продвинуться вперёд. Происходят непрерывные шлифовка и регулирование навыка в соответствии с потенциалом Вашей птицы, и со временем Вы сделаете гораздо больше шагов вперёд, чем сделали назад, а Ваша птица усвоит то, чему Вы стремились её научить. Это весьма замысловатый танец, и дрессировщик птицы ведёт в этом танце. Это оттачивает Ваше мастерство и всегда поддерживает в тонусе Ваши мысли. Такая дрессировка очень редко надоедает. Каждый вид, каждый индивидуум, каждый навык вносят свои коррективы в программу дрессировки.

«Схватывание» навыка . Эта дрессировочная стратегия основывается на том, что Вы можете неожиданно застать Вашу птицу за выполнением упражнения, исполнения которого Вы добиваетесь, в противоположность формированию навыка методом поэтапного приближения. «Схватывание» обычно используют при обучении птицы разговору.

Выработка навыка

Обратимся теперь к средствам вышеописанной выработки навыка. Первый шаг – определиться, какой именно навык Вам хотелось бы выработать. Если в Ваши планы входит дрессировка на основе поэтапного приближения, будет хорошо, если Вы станете подробно записывать каждый этап, который собираетесь пройти. Это поможет Вам заранее увидеть процесс дрессировки. Правильным будет также заранее определиться с сигналом для выработки навыка, связывающим стимулом и видом позитивного вознаграждения.

Вначале Ваш сигнал непонятен птице. Поэтому первым шагом является попытка создать такую ситуацию, в которой птица исполнит лишь небольшую часть будущего навыка. Например, когда Вы обучаете птицу идти на руку с использованием позитивного вознаграждения, Вы подманиваете её подсолнечным семечком. Если при этом птица делает шаг к руке, Вы её «привязываете» (давая сигнал-«мостик») и награждаете семечком. В то время как птица совершает шаг по направлению к руке, может быть дан сигнал, который станет для птицы вербальным сигналом, побуждающим её шагнуть. Возникает ассоциативная связь между сигналом и движением к руке. Со временем у птицы образуется прочная связь между командой «вперёд» и движением к руке. В конце концов, цель состоит в том, чтобы постепенно устранить фазу визуальной концентрации на поощрении в виде семечка, оставив только сигнал.

Когда отработанный навык является результатом использования инструментов дрессировки, из этого следует:

1. Владелец попугая-компаньона подаёт сигнал.
2. Птица демонстрирует навык или приближается к желаемому моменту его демонстрации.
3. Существует связь («мостик»), созданная владельцем попугая-компаньона, для корректной демонстрации навыка или приближения к ней.
4. Владелец попугая использует позитивное вознаграждение.
5. Этот процесс повторяется, и к моменту выработки навыка все этапы приближения к навыку складываются.

Когда Ваша птица пройдёт через все этапы приближения к навыку и прочно усвоит, что сигнал служит для представления конкретного действия, Вы можете постепенно отказаться от использования «мостика». «Мостик» – это хороший инструмент, способный помочь сообщить о том, что является желаемым. Однако в какой-то момент может закрепиться нежелательный навык. Если у птицы имеются проблемы с конкретным навыком или с обучением новому навыку, Вы всегда можете вновь вернуться к «мостику».

Я не рекомендую отказываться от позитивного вознаграждения. Если Вы не следуете этой рекомендации, со временем Ваша птица утратит мотивацию к выполнению навыка. Помните, позитивные поощрения усиливают вероятность того, что Ваша птица будет выполнять навык, а негативные или не имеющие никакого значения поощрения снижают вероятность этого.

Движение вперёд по команде за положительное вознаграждение – это замечательная возможность построить хорошие взаимоотношения с Вашей птицей. Позитивное вознаграждение в силах привить птице много других навыков, способных сделать жизнь попугая рядом с людьми счастливой и гармоничной. Например, Вы можете научить Вашего попугая взаимодействовать с другими людьми, идти в дорожный контейнер, на весы, возвращаться в замкнутое пространство клетки, носить предметы в клюве, избавиться от привычки кричать или кусаться и многому другому.

Кроме всего прочего, следует знать, что дрессировка - это просто очень весело! Обучение новому навыку стимулирует попугая-компаньона умственно и физически. Не секрет, что попугаи – одни из самых интеллектуальных животных на Земле. Использование возможности упражнять их мозг очень обогащает их жизнь рядом с вами. Следующий пример опишет этапы, которые владелец попугая-компаньона может использовать при обучении птицы приносить предмет. Всё это также может служить хорошим примером практического применения принципов дрессировки.

Дрессировка навыка подавать предмет

1. Посадите птицу на недлинную жёрдочку (приблизительно длиной 1 фут = 32,5 см). Это будет неким пределом, чтобы птица могла выбрать, куда ей идти.
2. Предложите птице взять из Ваших рук небольшую игрушку, например, крупную пластиковую бусину, или другой небольшой, но достаточно тяжёлый предмет. Обычно птицы с любопытством берут в клюв подобные предметы. Если птица откажется взять бусину, попробуйте положить на неё сверху кусочек лакомства – возможно, после этого птица хотя бы дотронется клювом до бусины. По вышеописанному сценарию дрессировки, то, что попугаю предлагают бусину является визуальным сигналом (со временем Вы сможете предлагать попугаю и другие предметы), но Вы можете использовать и словесную команду, например, «возьми». «Мостик» и закрепляющий стимул в данном случае – то, что птица прикасается к бусине клювом. Навык продолжает формироваться до того момента пока птица не поднимет бусину.
3. Поднесите под клюв птицы небольшую чашку – в конце концов птице надоест держать бусину и она её бросит. Поймайте бусину чашкой. Примените связывающий стимул, который Вы выбрали, когда бусина коснётся дна чашки. Таким стимулом может быть один щелчок кликера или произнесённое Вами слово «хорошо». Выберите вид связывающего стимула, который Вы будете использовать, заранее, до начала дрессировки. После того, как связывающий стимул применён, дайте птице позитивное подкрепление. Позитивным подкреплением может быть подсолнечное семечко или другое угощение. Другой формой позитивного подкрепление может быть почёсывание головки или другое проявление внимания. Очень важно убедиться, что для Вашей птицы все эти виды подкрепления являются позитивными.
4. Повторите этот процесс несколько раз.
5. После нескольких репетиций переверните чашку донышком вверх. Вероятнее всего, птица не станет ронять бусину в чашку. Если же она всё-таки сделает это, не применяйте связывающий стимул и подкрепление. Дайте птице бусину вновь. Дайте птице вновь совершить промах и не давайте подкрепления один или два раза.
6. Затем вновь постарайтесь поймать чашкой бусину. Примените связывающий стимул и закрепите результат.
7. Снова переверните чашку. Если птица не станет ронять бусину, дайте ей большее подкрепление, чем обычно. Если же она ошибётся, вернитесь к этапу 3 и вновь дойдите до этапа 5. Повторяйте весь процесс до того момента, когда птица поймёт, что её ожидает вознаграждение только тогда, когда бусинка попадает в чашку.
8. Однажды, когда птица уже осознает, что бусина должна падать в чашку, начните отодвигать чашку подальше. Вы должны отдавать себе отчёт в том, что, возможно Вам придётся вновь вернуться к этапам 3-7. Но зато со временем Вы сможете подавать птице бусину, когда она находится на одном конце жёрдочки, а чашку располагать на другом.
9. Рано или поздно эта концепция будет осознана Вашей птицей, тогда Вы сможете переключить её на какой-нибудь другой предмет. Когда Вы будете к этому готовы, Вам снова нужно будет подносить чашку под клюв птицы и ловить предмет. Постепенно чашка будет удаляться. Этот этап следует пройти по возможности быстрее. Когда же будет пройден и этот этап обучения, постарайтесь переместить птицу и чашку на другую поверхность, например, на плоскую поверхность стола. Вам вновь придётся повторить этапы 3-7. В результате умение птицы примет общие очертания и перерастёт в навык манипуляции различными предметами в различной обстановке.

Выработка вокальных навыков

Если птица способна копировать звуки, обучить её разговорным фразам довольно легко. Все попугаи обладают способностью имитировать звуки, но не все хотят это делать. Нижеприведённая стратегия не гарантирует Вам, что птица непременно заговорит. Тем не менее, повторение слов и звуков может помочь научить Вашу птицу копировать Вас. К тому же, привязка позитивного подкрепления к выработке навыков разговора может помочь в этом, но с самого начала важно утвердиться в мысли, что Вы любите своего попугая вне зависимости от того, будет он говорить или нет.

Обучая разговорному навыку, применим стратегию «схватывания». Согласно этому методу, первым шагом является «подлавливание» Вашей птицы в момент произнесения того звука, который Вам бы хотелось слышать от неё впоследствии. Вот как это делается:

1. Дайте Вашей птице прослушать звук, который вы бы хотели от неё услышать. Исключите путаницу со звуками, сконцентрируйтесь лишь только на единственном звуке в определённый момент времени. Когда птица усвоит один звук или слово, можно переходить ко второму.
2. Точно в момент, когда Вы слышите тот звук, которого добивались, используйте «мостик», чтобы дать понять птице, что это именно то, чего вы хотели. Это будет очень полезно, но только если «мостик» будет понятен Вашей птице. Вы будете в состоянии дать птице «мостик», даже если вы в данный момент находитесь не рядом с птицей. Запомните, «мостик» для выработки желаемого звука должен быть применён в промежутке между тем, как птица верно выполнила упражнение, и моментом, когда Вы даёте позитивное подкрепление. Это даст Вам время дойти до птицы, когда это необходимо, даже если Вы находитесь далеко.
3. Сразу же, следом за «мостиком», дайте птице лакомство или примените другое позитивное подкрепление.
4. Повторяйте этапы 1-3 до тех пор пока птица не начнёт произносить нужный звук часто.
5. Выберите слово (команду), которое птица будет воспринимать как сигнал к тому, чтобы издать необходимый звук.
6. Когда Ваша птица начнёт произносить нужный звук регулярно, старайтесь вставить свой сигнал непосредственно перед произнесением звука. Щедро применяйте позитивные подкрепления, если птица произносит нужный звук (слово) после Вашей команды.
7. Постепенно прекращайте вознаграждать птицу за нужный звук, издаваемый просто так. Применяйте подкрепление только тогда, когда желаемый звук следует за Вашей командой.

Заключение

Как видите, дрессировка попугая – это совсем не так трудно. Понимание нескольких простых концепций может помочь владельцу попугая-компаньона проложить путь к множеству открытий. Это не только позволит сделать дрессировку увлекательным времяпрепровождением, но и поможет заложить у попугая хорошие привычки, создать ту удивительную связь, которая может возникнуть только при использовании позитивного подкрепления. Я надеюсь, что каждый из вас откроет для себя преимущества дрессировки попугая-компаньона с помощью позитивного подкрепления. Сделайте попытку!


Copyright 2005. Good Bird, Inc.
Впервые опубликовано в
Parrot Chronicles , 1-ый выпуск, зима 2005. Переведено и опубликовано с согласия Good Bird Inc.

Барбара Хайденрайх – профессиональная дрессировщица животных с 1990 года. Владеет и управляет компанией

Good Bird, Inc. , обеспечивающей деятельность объединения компаньонов попугаев и различную продукцию для дрессировки, включающую в себя журнал Good Bird , книги, видеопособия, консультации специалистов и курсы изучения поведения и дрессировки птиц. Является автором книг “Good Bird! A Guide to Solving Behavior Problems in Companion Parrots ” издательства Avian Publications и “The Parrot Problem Solver. Finding Solutions to Aggressive Behavior” издательства TFH Publications . Является Президентом International Association of Avian Trainers and Educators .

Барбара Хайденрайх проводит консультации по поведению животных, дрессировочную работу в зоопарках и оказывает другие услуги, связанные с дрессировкой животных. Она специализируется на дрессировке свободно летающих птиц. В соавторстве с ней разработано более чем 15 различных образовательных программ по занятиям со свободно летающими птицами. В настоящее время Барбара также продолжает консультировать зоопарки, природные центры и другие подобные учреждения через другую её компанию

Animal Training and Consulting Services . Все эти годы она дрессирует животных, тренирует персонал, а также представляет шоу в различных странах мира.

Птицы и их удивительные клювы. Материал с фото и кроссвордами.

Детям о птицах. Загадки строения клюва птиц. Ассоциации.

Битюгова Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед ГБДОУ№ 81, г.Санкт-Петербург
Назначение: данный материал может быть использован в полном объёме для старших классов как часть урока, частично, с детьми дошкольного, младшего школьного возраста; будет полезен для воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, для любителей птиц.
Цель: обогащение знаний о птицах
Задачи:
- расширить знания детей о птицах
- развивать наблюдательность, воображение, память, ассоциативное мышление
- развивать мелкую моторику, глазомер…
- воспитывать интерес к решению занимательных задач
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.

Рассматривая птиц, мы всегда обращаем внимание не только на её размер и окрас, но и на её клюв. У каждой птицы клюв особенный. Его строение зависит от того, в какой среде живёт птица и чем, а главное как она питается.
У хищных птиц обычно крючковатые, острые клювы, способные разрывать добычу.
У зерноядных птиц, клювы короткие, крепкие, помогающие птице разбивать и раздавливать семена и зёрна.
У насекомоядных птиц, клювы острые и достаточно тонкие.
Птицы, живущие в воде, отличаются плоскими клювами с пластинками и зубцами.
И есть птицы, у которых очень необычные клювы. Птиц с такими клювами не перепутаешь ни с кем и сразу запомнишь.
Во время беседы с детьми о птицах можно предложить сравнить клювы птиц с предметами, на которые они похожи, а также подвести детей к особо запоминающимся ассоциациям.

Клёст: клюв похож на ножницы с загнутыми концами. Клёст вытаскивает семена из шишек, поднимая чешуйки концами крестообразного клюва.


Фламинго: клюв похож на дуршлаг. Птица сквозь клюв процеживает воду в поисках ракообразных, водорослей, моллюсков, личинок насекомых.


Удод: клюв напоминает пинцет. Своим клювом удод ковыряется в земле и после того, как находит насекомых, личинок, червей, он долго разминает их своим «пинцетом» и только после этого глотает целиком.


Дятел: клюв похож на отбойный молоток. Дятел долбит кору деревьев в поисках насекомых и их личинок, а также клюёт шишки, орехи «обрабатывая» их на пнях.


Снегирь: клюв напоминает плоскогубцы. Он раздавливает семена, почки и ягоды растений.


Попугай: клюв, как кусачки. Он раскусывает клювом орехи и семена.


Колибри: клюв, как соломинка для коктейля. С его помощью птица всасывает нектар цветов.


Цапля: клюв напоминает хирургический зажим. Клюв острый с пильчатым краем помогает птице выхватывать из воды рыбу и амфибий.


Козодой: клюв, как большой сачок. Птица в полёте широко раскрывает клюв и ловит насекомых с помощью окружающих клюв щетинок.


Пеликан: клюв, как ковш. Пеликан ловит рыбу, зачерпывая её своим клювом, как ковшом.


Колпица: клюв напоминает ситечко. Птица водит своим клювом под водой из стороны в сторону в поисках добычи и захватывает мелких водных обитателей.


Беркут: клюв, как секатор. Беркут разрывает свою добычу, отрывая и заглатывая небольшие куски.


Шилоклювка: клюв похож на щуп сапёра. Шилоклювка ищет в воде беспозвоночных, а также насекомых, рачков, семена водных растений. Своим клювом она водит из стороны в сторону и ощупывает илистые места мелких водоёмов.


Зимородок: клюв, как пика, копьё. Птица высматривает мелкую рыбёшку, насекомых, иногда лягушек, головастиков с воздуха, затем ныряет и чаще не просто ловит, а прокалывает свою добычу клювом, затем снимает её с клюва, подбрасывает, ловит клювом и затем поедает целиком.


Тупик: клюв напоминает сеть с крючками. Удивительно, но тупик может продолжать ловить рыбу, не выпуская из клюва уже пойманную. Своим языком он направляет рыбку вглубь клюва, как бы нанизывая её на шампур и цепляя на крючки-шипы, находящиеся на верхней части клюва и продолжает охоту на следующую рыбку.


***********************
Задание №1
Для тех, кто был очень внимательным во время изучения данного материала, не составит труда решить следующую головоломку.


Для её решения, необходимо вписать в клеточки названия птиц, чьи клювы похожи на изображённые предметы.
Затем найти начало головоломки (стрелку) и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитать народную мудрость.


Для того, чтобы было легче читать, можно выделить буквы красным карандашом.

«Всякая птица своим клювом сыта» – вот, как гласит народная мудрость.

Задание №2
Назови восемь птиц, изображённых на рисунках, и впиши их названия в клеточки.


Затем обрати внимание на буквы в сиреневых квадратиках и впиши их отдельно по порядку. Ты прочитаешь название девятой птицы – одной из самых загадочных существ на земле.


Это китоглав или королевская цапля. Эта птица питается рыбой, ловит лягушек, змей и молодых черепах. Китоглав обладает огромным терпением. Без движения, с опущенной в воду головой он терпеливо поджидает, когда невдалеке появится рыба.


Иногда он очень медленно и осторожно прохаживается в зарослях тростника, пока на поверхности не появится будущая добыча. Тогда он немедленно расправляет крылья и бросается вперёд, стараясь поймать жертву своим большим клювом с острым крючком на конце. После успешной охоты птица вначале отделяет добычу от растений, а затем глотает съедобную часть.
Задание №3
Можно предложить детям пофантазировать и нарисовать картинки с изображением предметов, на которые похож клюв китоглава.

Благодарю за внимание.

Птицы - одни из самых удивительных представителей животного мира. Несмотря на общий план строения, все они отличаются большим разнообразием. И клюв птиц также не является исключением. В нашей статье мы рассмотрим особенности его строения у представителей разных систематических групп пернатых.

Общая характеристика птиц

Главной чертой этих животных является способность к полету. Для этого птицы имеют ряд приспособительных особенностей:

  • тело имеет обтекаемую форму;
  • передние конечности видоизменены в крылья;
  • наличие перьевого покрова;
  • полые кости, а также наличие киля - выступа грудины;
  • теплокровность.

Строение клюва птицы

"Визитной карточкой" каждого вида является его клюв. Фото клювов птиц в нашей статье еще раз доказывает это. У орла он загнут вниз, у гуся - плоский и снабжен особыми зубчиками, а у ласточки тонкий и острый. Клюв птиц - это и есть челюсти. Их костная ткань покрыта роговым веществом, которое по своему химическому составу напоминает волосы и ногти человека. У основания верхней части клюва находятся ноздри, через которые в организм поступает воздух.

Если сравнивать функциональные особенности челюстей человека и птиц, то можно сказать, что у последних они отличаются большим разнообразием и специализацией. Это не только приспособление для добычи и заглатывания пищи. С помощью клюва птицы добывают строительный материал для гнезд, строят себе жилища, опираются во время лазания. Некоторые водные пернатые используют его в качестве цедильного аппарата.

У какой птицы какой клюв

Народная мудрость гласит: "Каждая птица своим клювом сыта". И это неслучайно. Форма, длина и размер клюва действительно определяются способом добычи пищи и ее характером.

К примеру, ибис - птица с длинным клювом. Благодаря такому строению она может извлекать любую живность из мелководья или из почвы. Всем известен клюв пеликана. Снизу он имеет кожистый мешок, который птица использует для ловли рыбы. А дятлы использую клюв в качестве долота, с помощью которого она делает в коре деревьев отверстия. Так птица добывает насекомых и их личинки.

По способу питания и особенностям жизнедеятельности пернатых можно объединить в несколько групп. Давайте рассмотрим каждую из них и соответствующие им типы клювов более подробно.

"Хищный" клюв

Птица данной группы имеют значительные размеры и способны к "парящему" полету. Эта особенность позволяет им выследить добычу на открытой местности. Потом хищники камнем летят вниз и вонзают в свою жертву острые когти. Их клюв имеет загнутую вниз форму и очень острый. Поэтому грифы, орлы, ястребы и соколы без труда разрывают мясо добычи на куски.

Водоплавающие птицы

К этой группе относятся гуси, лебеди, утки. Их клюв имеет плоскую форму и снабжен зубчиками и пластинами из рогового вещества. С их помощью птицы измельчают и перетирают пищу.

А вот гагарообразные, которые также являются представителями водоплавающих, имеют остроконечный клюв. Эти птицы питаются небольшой рыбой, которую добывают при нырянии.

Бекас - птица с длинным клювом. Она обитает в болотах, доставая из грязи мелких позвоночных. Такой клюв имеет и цапля, что позволяет ей удерживать рыбу. Ее считают околоводной птицей, поскольку у нее нет копчиковой железы. Эта особенность не позволяет ей плавать и нырять.

Зерноядные птицы

Снегири и щеглы в качестве любимого лакомства предпочитают семена, почки и ягоды. Поэтому их клюв короткий, но при этом толстый. Такая особенность позволяет зерноядным птицам не прикладывать значительные усилия при добывании пищи.

Поглощение семян происходит у них по-разному. К примеру, представители куриных заглатывают их, не размельчая. Они имеют хорошо развитый мускульный желудок и зоб, в котором в течение нескольких часов происходит химическая обработка пищи.

Вьюрковые с помощью клюва не только собирают семена. Эти птицы сперва очищают их от несъедобной кожуры, а после раздавливают сердцевину, измельчая пищу. Такой процесс возможен благодаря массивному клюву с острым кончиком и развитым мышцам.

Птицы, которые глотают семена полностью, способствуют их распространению. При прохождении через кишечник они практически не теряют способности к всхожести, а зачастую даже повышают это качество.

Знакомьтесь: насекомоядные

Клюв птиц, предпочитающих насекомых, может быть различной формы и длины. Однако он всегда тонкий и острый. Представителями этой группы пернатых являются ласточки, скворцы, стрижи, синицы, дрозды, мухоловки, иволги, кукушки.

Особенно большое количество пищи они потребляют во время вскармливания потомства. При этом уничтожают злостных вредителей сельского хозяйства: листоедов, моль, хрущей, тлю. Свою пищу они собирают в почве, траве, зарослях кустарника.

Экологи считают, что именно деятельность птиц не позволяет вредным насекомым размножаться в катастрофических формах. Интересен и тот факт, что в благоприятных условиях насекомоядные могут менять пищевые пристрастия. Это очень важно при развитии определенных видов вредителей. Поэтому существует закономерность: если в пределах ареала появилось большое количество птиц, значит, здесь наблюдается интенсивное размножение насекомых, и наоборот.

Стоит отметить, что птицы с различными типами клювов имеют дополнительные особенности, позволяющие им добывать пищу. У хищных это широкие крылья, обеспечивающие "парящий" полет, и острые когти. А зерноядные имеют хорошо развитую мускулатуру.

Таким образом, клюв птиц соответствует характеру пищи и способу его добычи. По данным особенностям пернатых объединяют в несколько групп:

  • Хищные - они имеют мощный, загнутый книзу клюв. Это позволяет им нападать на добычу, удерживать и разрывать ее.
  • Водоплавающие - включают птиц с двумя видами клювов. Первый из них плоский и снабжен аппаратом для перетирания пищи. Второй - острый и длинный, позволяющий искать позвоночных в воде.
  • Зерноядные - имеют короткий, но очень мощный клюв. Они развивают большую силу при раздавливании семян и плодов.
  • Насекомоядные - характеризуются острым и тонким клювом. Это позволяет добывать пищу из самых труднодоступных мест.