Учитель географии - Отчет. Творческий отчет «Познавательный интерес как один из факторов повышения успеваемости на уроках географии»




Творческий отчёт о преподавании географии.

«Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности
и занимательности как география, и в
то же время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.»
Н.Н. Баранский

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Внедрение информационных технологий при изучении географии позволит:
1. Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.
2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся ходе учебного процесса.
3. Использовать средства ИКТ, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
4. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
5. Повысить качество обучения географии.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Информационно-коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности школьников и обеспечивают качественное образование.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках географии и повышение мотивации учеников через использование ИКТ. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Одним из этапов моей работы явилось создание информационного ресурса кабинета географии. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете географии собирается информационный ресурс, который готовят обучаемые самостоятельно и оформляют в виде презентаций.
Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью компьютера в кабинете географии, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе.

Творческий отчет учителя Осиповой И.И.

МБОУ ООШ № 1 имени М. А. Погодина

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс: сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

В настоящее время в педагогическом лексиконе прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Так что же такое педагогическая технология?

    • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)

      Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

      Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

      Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

      Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

      Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)

      Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

      Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Таким образом, образовательная технология – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На мой взгляд более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам дл отдельных дидактических задач.

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессором, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Я использую первый вариант на уроках географии.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистко-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преоблающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Цели:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

Подготовка личности «информационного общества»;

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения:

    Обучение – это общение ребенка с компьютером.

    Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

    Диалоговый характер обучения.

    Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

    Взаимодействие ребенка с компьютером, может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – объект.

    Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

    Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети, а также дисками с программами.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимают технологии ввода, систематизации, хранения и представления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной её формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме – формате). Для целого ряда традиционного перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, направления: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие.

Базы данных используются в обучении для оперативного представления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащей дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительная в данный момент, так как он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логии ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia , наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. (пример видеоролик Армения, фото)

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем – подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других – важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного осознания.

(пример диск 6 класс)

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закрепления, повторения, контроля ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet .

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерное видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

    Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

    Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

    Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

    Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителя и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными командами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander , Windows и прочие) и владение их функциями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet :

    переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

    привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

    интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Компьютерные технологии позволяют успешно осуществить работу над проектами. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой стороны, разработку проблемы целостно.

В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

Помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

Сам является источником информации;

Координирует весь процесс;

Поддерживает и поощряет учеников;

Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

Пример социального проекта «Тепло ваших сердец». (презентация)

Компьютерные технологии позволяют развивать познавательные и коммуникативные потребности (запросов) учащихся:

    Потребность (запрос) в знаниях:

Мировоззренческих (для формирования собственного миропредставления и мировоззрения);

Ориентировочных (для овладения способами деятельности, адаптации и самореализации);

Оценочные (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов).

    Потребность (запрос) в овладении способами деятельности (умениями: организационно-практическими, интеллектуальными, исследовательскими, коммуникативными.

    Потребность (запрос) в установлении определенных отношений с другими людьми по поводу изучаемого материала (интеллектуальное сопереживание)

Ученики 7 - 9-х классов ежегодно участвуют в школьных и городских олимпиадах по географии. Кроме того, учащиеся старших классов школы принимают активное участие в работе школьного научного общества, результатом их деятельности являются участие в ежегодной городской научно-практической конференции «С мечтой о будущем», участие в городских и областных конкурсах.


Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя географии
МКОУ Нововоронежская СОШ № 4

Ковалевой Галины Валентиновны

«Мое призвание - учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Еще больше скажу - учителем географии.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека без знания основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, её природе, доброжелательное отношение к другим странам и народам. В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным. Обучение тогда приносит желаемый результат, когда оно доступно и интересно.

(слайд)

В свете требований ФГОС к качеству обучения, важным является вопрос новых технологий. Они не изобретены вновь, а остались теми же, только применять их нужно в «ином свете». Поэтому основная моя педагогическая задача - создание и организация условий, которые сформируют у учащихся умения самостоятельно учиться, добывать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В качестве главного ориентира в работе стало формирование компетенций, которыми овладевают учащиеся в процессе географического образования:

умение пользоваться географической картой, научно-популярной литературой, со статистическими материалами и картосхемами;

умение составлять маршрутные съемки на местности, вести наблюдения за окружающей средой;

умение работать с ресурсами Интернет;

умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них.

Применяя эти технологии, я и мои ученики достигли следующих результатов.

Вся эта работа позволила мне добиться роста качества знаний до 90 %

(слайд)

Я считаю, что повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Мои учащиеся участвуют в различных уровнях олимпиад. Как говорится: «Успех ученика - это и есть успех учителя». (Вот результаты за 3 года)

В школьных олимпиадах приняли участие - 53 ученика, из них 34 победителей и призеров.

В олимпиадах муниципального уровня -17 учеников из них 5 победителей и призеров.

В региональных: очная олимпиада ВГПУ - 2 ученика и 2 призера.

В федеральных (Олимпус, Мультитест, Литописец) - участвовало 148 учеников, из них 13 победителей и призеров

Участвуем в международных олимпиадах, которые проводит Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. (ДОО) и еще олимпиада проекта «Инфоурок» - приняли участие 61ученик, из них 40 победителей и призеров.

(слайд)

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками. А с внедрением новых стандартов ФГОС расширились возможности для проектной деятельности, и познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Начиная с 5 класса, как вы знаете, введен предмет Основы Проектной Деятельности. Я четвертый год веду ОПД. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов.

Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень. За несколько лет работы было создано множество как краткосрочных, информационных проектов, так и исследовательских.

С исследовательскими проектами мои ученики выступали на различных конференциях: от школьного до федерального уровня.

За последние три года на школьных конференциях, свои проекты защитили 21 ученик, хотя над проектом работали учащиеся всех классов.

В апреле 2015 года прошла Научно-практическая конференция Нововоронежского политехнического колледжа. Тема «Война и память: к 70-летию Великой Победы», где Чеглова Татьяна, 10 А класса стала победителем.

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсе «Золотой лев» проводимым ВИВТ.

В 2014 г. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области

« От любви к природе к культуре природопользования» проводимый ВГПУ, где Быкова Виолетта и Токарева Юлия, ученицы 9 Б класса, заняли 2 место.

В 2014-15 г. на 29 и 30 конференции научного общества учащихся ВГУ и секции учащихся Воронежского отделения Русского Географического общества 11 учащихся представляли свои проекты, и каждый проект был высоко оценен, учащиеся получили почетные грамоты и дипломы 1 и 2 степени. Было представлено 5 проектов.

(слайд)

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире.

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика - дорогого стоит, и к этому стремлюсь.

19 лет работаю учителем географии в школе № 4, и все это время являюсь классным руководителем. Естественно мой класс принимает участие во всех школьных мероприятиях, не буду их перечислять. Еще мы любим путешествовать: осенью в теплое время ходим на правый берег Дона, под обвал, проделываем восхождение с помощью обвязок и веревок на гору, на костре готовим пищу, играем в подвижные игры. Путешествуем по нашей любимой Родине. Побывали в Липецкой области в «Сафари парке». В Воронеже в музеи «Энштейниум», в Графском заповеднике веревочный городок «Ежкины дорожки». В Волгограде - экскурсия по боевым местам, посетили Планетарий. В Туле- городе герои тоже посетили боевые места, Кремль, музей Шлем, музей самоваров, побывали в Ясной поляне. Три дня были в Санкт-Петербурге, на зимних каникулах побывали в Новогодней Москве.

9 лет вела кружок « Спортивное ориентирование, туризм и краеведение». на базе нашей школы и ДДТ. Мы ежегодно участвовали в областных соревнованиях. Неоднократно моя команда занимала призовые места.

(слайд)

Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, показывая образец детям, я участвую в работе педагогических творческих групп, в конференциях и семинарах различного уровня.

В 2013 году приняла участие в конкурсе «Урок просвещение».

В 2014 г. Воронежский Государственный Педагогический Университет проводил « 2 фестиваль инновационных педагогических идей», в котором я принимала участие.

В 2015 году я вступила в Ассоциацию творческих педагогов России и отправила на конкурс проект учеников 6х классов «А все - таки она вертится» на Всероссийский фестиваль педагогического творчества «Проектная и творческая деятельность» учащихся. По итогам конкурса ученики получили Диплом, а мне Благодарность.

Я стремлюсь повысить свое педагогическое мастерство путем обмена опытом с творческими учителями через ресурсы сети Интернет, веду свою персональную страничку, участвую на педагогических форумах, а еще принимаю участие в методической работе, делюсь своим опытом с коллегами:

Регулярно принимаю участие и обмениваюсь опытом своей работы на городских методических объединениях.

В декабре 2012 года наша школа проводила День открытых дверей. Работа творческих лабораторий «Реализация и внедрение ФГОС». Я делилась опытом работы

Творческий отчет учителя географии Мухамедьянова Талгата Аксановича

Технологии в процессе обучения географии.

Вступление.

Изучал методику географии и накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение, в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвлённой системы географических знаний, реализация в содержании предмета географического подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Все проблемы тесно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

С помощью технологий я стремлюсь превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантируемыми результатами. Педагогическую технологию определяю как оптимально организованную взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в неё действия представлены в определённой последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить всё то, что способствует реализации заданных целей.

К главным признакам технологии обучения относят:

Чёткую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

Построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определённых средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

Обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (в форме приёмов учебной работы, алгоритмов);

Организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решения проблемных учебных задач;

Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют группы технологий:

Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информирования, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще учебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений; Методическая разработка уроков по географии: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера», «Океания», «Австралия», «Реки».

Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; Уроки по географии: «Способы съемки местности», «Природные зоны России».

Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.Уроки по географии: « Глобальные проблемы человечества».

Игровая технология обучения, КВН, викторины, тесты по Австралии.

Технология проектного обучения. Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ. Тема: «Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь», « Славные сыны башкирского народа» - по краеведению. « Наш дом –Земля».

Презентации: «Внутренние воды Евразии», «Почва», «родник «Аюка»,»Природные зоны Африки».

Я внедряю в практику работы личностно-ориентированную технологию, это главный результат обучения в преобразовании индивидуальной картины мира при её взаимодействии с научно-географической; особое внимание уделяю к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Моя задача заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтения к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдаю следующие условия:

Конструктуирование учебного материала на смысловые блоки и постановка каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

Создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

Постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия. На фиксацию и усвоения нового способа деятельности;

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известна технология формирования приёмов учебной деятельности, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии.

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов- ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал ещё Н.Н. Баранский, подчёркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают мне управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Технология формирования учебной деятельности предлагает, что учитель создаёт систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, в сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т.п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.Я. Рома и В, П, Дронова и др., а также в ряде статей журнала «География в школе».

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При её применении учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако её реализация чаще всего эпизодична, не выстраивается в чёткую систему организаций познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат лишь при условии её серьёзной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи. Каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приёмами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. Урок по географии «Глобальные проблемы человечества» - проблема сохранения мира, экологическая, демографическая, продовольственная…

Модульную технологию также применяю в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения ими учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников. Где чётко указана цель усвоения определённого учебного материала. Даёт точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов). Тесты по Австралии. Африки, Америки, Антарктиде.

Заключение.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя, я знаю что, всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем технологическом уровне. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Я делаю вывод что, в современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.


Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.

1. Введение.

Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурныеценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве,необходимо накопление больших географических познаний.

Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. А делаю я это используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии. В настоящее время известно много таких технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения Особенности урока-диспута. В дидактике существуют разные классификации уроков: по способу их проведения (уроки - экскурсии, уроки самостоятельных работ и др.). По этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, тренировочные уроки); по главной дидактической цели (изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, обобщающего повторения, комбинированный урок).В дополнение к типологии уроков по главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные. Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова. . Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД). В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством". При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться". Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием" Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Тот вид диспута который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов. Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание,благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия. Обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы. Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Чтобы исключить неудачу такого урока следует помнить "Законы продуктивности" любого учебного процесса: · ободрение, похвала; · юмор, шутка, улыбка; · умеренные жесты, мимика; · призыв работать лучшие, быстрее; · направленное формирование оценочных суждений; · создание обстановки доверия, уверенности в успехе; · отступление, связанное с темой занятия; · преобладание положительных оценок; · организация деятельности (а не поведения); · активизирующий вопрос, который приводит к диалогу; · организация групповой работы; · целенаправленная ошибка; · размышление вслух; · удачная пауза, дающая время на обдумывание; · активность учащихся превышает активность преподавателя; Методические рекомендации по проведению урока-диспута. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить: Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета (см. приложение № 1). 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса (см. приложение № 2). 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Я предлагаю проблемную дискуссию с выдвижением проектов. Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:

В отношении проблемы

В отношении каждого участника

В отношении группы

Ясно и четко сформулировать проблему.

Проверить, насколько точно каждый понимает суть проблемы.

Поставить перед группой цель.

Разбить проблему.

Распределить функции и роли между участниками.

Установить регламент.

Поставить конкретную задачу, вопрос, на который необходимо ответить.

Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи.

Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения на решение задач.

Соблюдать этапность в решении проблемы.

Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры в которых участники задевают личность друг друга.

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

После каждого высказывания кратко, вслух выделить основные мысли участника.

Выразить вклад

Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам 15 минут Подводится итог 10 минут В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть "руководитель"(лидер), «генератор идей»,» функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске. Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям. Функционер – это ученик, который обрабатывает материал. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям.
С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута.
Можно использовать следующие варианты диспута (см. приложение № 1). · · В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит у него знания не достаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы. Если сумма индивидуального решения больше коллективной, ученик не имеет достаточной информации по рассматриваемой проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других, понимать их. Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет применять в сложившей ситуации. Данные выводы можно, как и задачи руководителя оформить в виде стенда… 1. Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… 2. Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить… 3. Сумма = 0. Молодец, оценка "5". Вывод. Целесообразность проведения урока - диспута. Урок - диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: "Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа". А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность - желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Список литературы. 1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997. 2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. 3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. 6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ,2000. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998. 8. Скок Г,Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

Приложение 1

6 класс. Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему? Напротив каждой причины поставить порядковый номер. Под цифрой 1-самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы.

Причины

Индивидуальное
решение

Коллективное
решение

(-)

МЫ

(-)

1. Земная кора состоит из различных горных пород и минералов.

2. Подстилающая поверхность имеет различный цвет.

3. Влияние природного спутника.

4. Океан и суша нагреваются не одинаково.

5. Орбитальное движение и наклон земной оси.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

7 класс.

Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.

Предметы

Индивидуально

Коллективно

1. Крылья самолета

(-)

МЫ

(-)

2. 2 кг. Соли

3. Спички

4. Зеркальце

5. Фонарик

6. Парашют

7. Фотоснимок данной местности

8. Книга о съедобных животных в пустыни

9. Пистолет и 10 патронов

10. Пальто на каждого

11. 1 литр воды на каждого

Приложение 2

Урок по теме: Особенности рельефа Евразии. Задачи: Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка, установить особенности размещения наиболее крупных форм рельефа; продолжить формирование умения работать с картами способом наложения; находить причинно-следственные связи. Оборудование: физическая карта Евразии, карта строения земной коры, настенные таблицы с изображением форм рельефа Евразии.

Ход урока

I Организацияучащихся на урок. Деление на группыпо 4 человека. II. Актуализациязнаний. Работа по заданию на стр. 204 учебника. III. Постановкаучебных задач. IV. Изучение нового материала. 1.Особенности рельефа Евразии. А) Исследование особенностей рельефа Евразии на основе анализа и сопоставлениякарт и использования текста учебника на стр. 205. Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности рельефа

Примеры

Евразия значительно выше других материков.

На её территории расположены высочайшие горные системы земного шара

Равнины Евразии отличаются огромными размерами

В Евразии особенно велики колебания высот

Б) Анализ таблицы: Вопрос: Чем объясняются особенности рельефа Евразии? (учащиеся находят ответ в тексте учебника на странице 205 иподтверждают примерами с помощью тектонической карты). В) Прочитайте последний абзац статьи «Особенности рельефа Евразии» и ответьтена вопросы: 1.Что привело к образованию высочайших горных систем на материке Евразия? 2. Где и почему в Евразии образовались островные дуги и глубоководныежелоба? Г) Учитель дополняет, обобщает и делает выводы вместе с учениками посхеме: причина – следствие. 2. Основные формы рельефа. А) Описание форм рельефа, выбранных учащимися по типовому плану (смотристр. 277 учебника) . Б) Обмен информацией между группами. margin-left:36.0pt;text-align:justify;text-indent:-18.0pt">4. Области землетрясений и вулканов.

А) Вспомните, что называется сейсмическиактивной зоной?

Б) Учитель называет и показывает крупнейшие действующие вулканы. В) Диспут. Учащиеся получают карточки Почему наибольшее количество землетрясений наблюдаются вЕвразии.

Причины

Индивидуально

Коллективно

(-)

МЫ

(-)

1. Евразия единственный материк омывающийся всеми океанами.

2. На материке находятся самые высокие и низкие точки суши Земли.

3. Разнообразие рельефа.

4. В основании материка несколько платформ.

5. Повлияла хозяйственная деятельность .

· В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. · В первой колонке, коллективное, учащиесяставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номеразачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. Подводится итог вместе с учителем. 1 Данные выводы можно оформить в виде стенда… Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо,необходимо повторить… Сумма = 0. Молодец, оценка "5". V . Итог урока. А) Общий вывод о взаимосвязи строения земной коры и рельефа. Б) Выставление оценок. VI . Домашнее задание:изучить текст стр.205 – 209, Подготовить сообщения на тему: «Разрушительное землетрясение в Армении1988 года», «Извержение вулканов и связанные с ними стихийные бедствия». 9 класс. Геополитическоеположение России. В 1991 году ухудшилось,и это отрицательно отразилось на её развитии.
Поставьте причины в порядке значимости.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Калининградская область изолирована от основной территории.

2. Россия не имеет общей границы с Узбекистаном.

3. Нет сухопутной границы с США

4. Уменьшилась площадь страны

5. Сузился выход к морям Атлантического океана

6. Резко сократилась граница с Польшей.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

9 класс. В чем причина большойконцентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Природные условия.

2.Природные ресурсы.

3. Наличие КБ.

4. Конверсия.

5. Исторический фактор.

МЫ

1. Англия является монархией.

2. И сейчас соединенное королевство имеет метрополии.

3. Специализация – овцеводство.

4. Английский язык прост для изучения.

5. Длительное историческое время Великобритания имела мощный морской флот.

6. Повлияло выгодное ЭГП.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: