Волк хан две золотые короны завоевал. Где искать знаменитых золотых коней хана батыя




Древние легенды об исчезнувших таинственным образом сокровищах многие века будоражат воображение археологов и авантюристов - кладоискателей, которые всё же не теряют надежды отыскать легендарные сокровища. Их не смущает, что вполне вероятно, это лишь красивые сказочные предания, которые не имеют ничего общего с реальной историей. Впрочем, легендарные сокровища золотой орды хоть и похожи на сказку, но всё же имеют документальные подтверждения

В летописях встречаются упоминания о роскошных золотых конях, расположенных при въезде в столицу орды, но их исчезновение не имеет никаких документальных свидетельств - только легенды, которые переходят из века в век и влекут на поиски исчезнувших сокровищ.

Согласно старинным преданиям, хан мечтал затмить величие иных правителей и поразить всех роскошью столицы орды. Когда умер его любимый белый арабский скакун, Батый повелел увековечить его в золоте. К слову, этого белого коня, подражая знаменитому деду Чингисхану, Батый возил с собой во все военные походы, но сам на нём не ездил. Считалось, что на красавце - скакуне, так не похожем на низкорослых монгольских лошадок, несётся незримо сам бог войны сульдэ.

Отливал коня колокольных дел мастер, захваченный в плен в Киеве. История не сохранила его имени. В летописях упоминается только, что на изготовление коня пошло 15 тонн золота. Но Батый решил, что две одинаковые конные статуи по бокам ворот будут смотреться лучше. Мастер изготовил второго золотого скакуна, точную копию первого. Золотых лошадей с рубиновыми глазами поставили у главных ворот сарай - бату. Золотые кони батыя были свидетелями расцвета и заката могущественной империи.

Статуи поражали воображение каждого, кто их видел. Вот что написал об этом в своём отчёте посол французского короля Людовика святого Виллем рубрук: "ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо и насколько богат хан? Я такими вопросами задался в тот миг".

После смерти Батыя статуи коней по приказу хана берке были перемещены в новую столицу, а их исчезновение связывают с периодом краха могущественной империи. По легенде, хан был похоронен под крепостной стеной столицы, а в его могилу был положен один из золотых коней. Впрочем, версий об истинной могиле Мамая существует немало, и доподлинно неизвестно, где был похоронен хан, и могли ли ему оказать такой почёт. Вполне вероятно, что золотой конь был захоронен в могиле иного хана.

Интересно, что в большинстве легенд фигурирует лишь один конь, исчезновение которого связывают с именем Мамая, и возникает вопрос: какая же участь постигла второго коня? В заволжских казачьих станицах бытует легенда о похищении золотого коня из сарай - берке казацким отрядом, который на пару часов захватил город, но вынужден был отступать, дерзнув при этом прихватить золотого страдника столицы. Ордынцы организовали погоню, а уйти с тяжёлым обозом было нереально. Казаки погибли в схватке с врагами, но до этого успели спрятать статую. Остаётся лишь вопрос: куда же мог исчезнуть золотой конь? Чтобы зарыть его в степи потребовалось бы немало времени, поэтому вполне вероятно, что статуя была утоплена в ближайшей реке.

Бывшие символом могущества, золотые кони Батыя бесследно исчезли, и местонахождение этих сокровищ сокрыто во тьме веков. Археологи и кладоискатели ориентируются на астраханскую и волгоградскую области России, как предположительные места, где могут быть закопаны эти сокровища. Существовали ли они на самом деле или это всего лишь красивые легенды? Одна из многочисленных загадок истории, на которую пока так и не найдено ответа.

Высокая гора в центре города. Все 26 веков она давала приют многим народам, населявшим Керченский полуостров. Здесь разыгрывались драмы греков, скифов, турков, русских и многих других. Конечно не могло обойтись без легенд о сказочных сокровищах. Самой интригующей, пожалуй, можно считать легенду о золотом коне Митридата.
Во времена, когда Пантикапей был столицей Боспорского царства, правил им великий царь Митридат Евпатор. Под его эгидой Пантикапей достиг небывалых высот, ему покорилась вся Таврида (современный Крым). Был у царя свой талисман - статуя коня в полный рост из чистого золота. Он всегда возил коня с собой, издалека было видно яркое сияние золота. Митридат настолько уверился в своих силах, после очередных побед, что рискнул бросить вызов Римской Империи. Римские легионеры сошлись в битве с воинами Митридата. Равны были силы двух могущественных войск. Неожиданно для царя его сын Фарнак перешел на сторону римлян. Фарнак соблазнил золотом многих воинов, пообещав разделить между ними знаменитого золотого коня Митридата.
Сломался дух царя, когда узнал он о предательстве сына. Не надеялся теперь он стать владыкой мира, заканчивались дни великого Боспорского царства. Митридат спрятался за высокими стенами акрополя, он решил покинуть мир, выпив яд, но царь сам себя обманул. Он так боялся предательства, что с отрочества принимал по капле яда и стал неуязвим для отравы. Тогда обратился Митридат к своему верному слуге, чобы тот пронзил его мечом. Погиб Митридат от руки раба, а гора поглотила золотого коня. Многие «счастливчики» с тех пор пытались искать статую в горе, но никому не улыбнулась удача.
Это одна из версий легенды. Их много, они разнятся, где - то деталями, где - то и вовсе кажется, что это совсем другая история. По одной из версий золотым был не один конь, а целая колесница с четверкой лошадей. И нашел ее известный торговец Месаксуди, быстро и сказочно разбогатев. Другая версия повествует, что в глубине горы хранит девушка волшебную траву, что превращает все в золото. Даже уважаемые ученые высказывали свои предположения о трактовке легенд. Выдвигались предположения, что золотым конем клад стал в устах людей. На самом же деле у Митридата вполне мог быть тайник, где он хранил казну Пантикапея.
В одном только сходятся легенда и ученые - клад где - то был, или еще есть. Седые склоны горы Митридат хранят в своих глубинах немало сокровищ и постепенно дарят их человечеству. И не важно в каком виде хранятся сокровища - в виде прекрасной статуи золотого коня, горсти серебряных монет или медных обломков быта древних боспорян, - главное, что они там есть.

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать…

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Ногде же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. . Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоздвигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Золотой конь Чингисхана

Автор Алексей Малышев
ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ
ЗОЛОТОЙ КОНЬ ЧИНГИСХАНА
У великого хана орды был любимый конь. Много путей прошли они вместе. Много побед одержал хан сидя на своем верном коне. Для кочевника конь самая важная часть его жизни, начинает он день свой, садясь на коня и лишь к позднему ужину спускается на землю и отпускает его пастись на ночь. Боевой конь бьет копытами врагов, кусает так что рвет куски плоти и выносит хозяина из боя в минуту опасности.
Нельзя передать на словах всю преданность и дружбу всадника и его коня.
И вот пришел час богатырскому коню умереть. Короток век боевого скакуна. Пал от старости любимый друг великого Чингизхана.
Но не захотел благодарный властелин просто закопать кости верного коня.
Повелел он мастерам своим златокузнецам собрать всю золотую казну поволжской орды. И выплавить из чиста золота статую своего коня в полный рост.
После прощания был тот конь похоронен в тайном кургане и скрыт от хищных глаз в сырой земле.
Так осталась в тех местах легенда о золотом коне.
Многие копатели и курганщики искали его веками. Но до сих пор так и не нашли Золотого Коня.
Дела великого человека остаются навсегда.
Помнят люди и другую легенду о золотых конях хана Батыя.
Пройдя по Руси огнем и мечом и разорив Рязань и Киев, ушел Батый в поволжские степи и основал самый богатый город-столицу Золотой Орды. Все было в том городе и дома и дворцы с фонтанами. Говорят, что город Орды был так широк и велик, что если всадник утром въезжал в него, то ехал весь день и покидал его только поздним вечером. Базары его полны были всеми плодами земли и китайскими шелками и бухарскими кинжалами и персидскими коврами.
И вот приказал Батый показать свое могущество. Повелел он взять всю годовую дань с подвластных ему стран света и обратить ее в золото. А из того золота отлить в полный рост двух золотых коней с рубиновыми глазами и златыми подножиями. Поставили их на воротах главного ханского дворца, как знаки могущества Батыева ханства- Золотой Орды.

Видео Сказка. "ЗОЛОТОЙ КОНЬ". Аудиосказки. Сказки для детей

Сокровища Золотой Орды. Под Казанью нашли сокровища Золотой Орды

Археологи нашли под Казанью сокровища Золотой Орды. Нашёл клад Роберт Галимов - любитель-археолог. Это его первая большая находка за два года раскопок. По одной из версий, на месте найденных вещей был дом. Он полностью сгорел, а сокровища буквально чудом уцелели.

Золотая находка периода Золотой Орды: из какого века родом подвеска - специалисты пока точно определить не могут. Аналогичных предметов археологи здесь еще не встречали. Но уже понятно: эти драгоценности украшали одну из очень богатых мусульманских модниц.

Подробнее рассказывает Асия Мухаметшина - главный хранитель Болгарского музея-заповедника: "Могли крепиться подвески на концы волос, что впоследствии у татар переросло в традицию".

Серьги, перстни и подвески лежали россыпью на глубине более двух метров. Настолько старинные - им более семи веков - и в таком количестве украшения находят впервые за сто лет, а потому об их цене не говорят - они во всех смыслах бесценны.

Нашёл клад Роберт Галимов - любитель-археолог. Это его первая большая находка за два года раскопок. "Знакомый говорит, за семь лет такого не находил", - отмечает Роберт.

По одной из версий, на месте найденных вещей был дом. Он полностью сгорел, а сокровища буквально чудом уцелели.

"Постройка была сильно заглублена в землю, в нижней части температура была невысокой, а горело в верхних ярусах, и вещи не пострадали", - поясняет археолог, кандидат исторических наук Вячеслав Баранов.

Археологи планировали исследовать 4 тысячи квадратных метров. Сейчас прошли только одну. Закончить всё вряд ли успеют. Бок о бок с ними начали работать строители - возводят речной вокзал.

Между тем, на этой территории был ремесленный район, и в этой земле может быть ещё не одна историческая ценность. Вместе с золотом нашли медные сосуды. Сколько точно веков находкам - определят специалисты из Уфы. Перевозить экспонаты опасаются, поэтому инспекторы приедут сами. Их ждут со дня на день.

Золотые кони хана Батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно.

История коней примерно такова: после того как хан Батый (1209 - 1255) разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай (Старый Сарай или Сарай-Бату).

Это был прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами.

Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми.

Фигурки золотых коней. Иллюстративное фото

Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в Новый Сарай (Сарай-Берке) (вблизи нынешнего села Царев Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х годов.

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, но точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы.

В 6-м томе капитального историко-географического труда «Россия» упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько «мамаевских курганов», в одном из которых спит «живой Мамай».

Во всех многочисленных вариантах этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжья) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Развалины Сарай-Берке

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска, казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды.

Один такой отряд, пользуясь паникой в стане врага, прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов.

Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству.

Тем не менее казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное, казаки развернулись и приняли неравный бой.

Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но, несмотря на понесенные потери, ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо ни один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?

Разумеется, коней искали. Поисками золотых статуй в XIX веке занимались в основном искатели-одиночки. В 1950-х годах писатель-фантаст Иван Ефремов писал в «Туманности Андромеды», что некого золотого коня обязательно найдут в будущем (правда, по Ефремову его почему-то найдут на дне Индийского океана в XXX веке).

В 1990-х годах Сергей Алексеев в своем романе «Сокровища «Валькирии» написал, что еще в 1960-е годы эти золотые кони были найдены «спец-группой КГБ». Однако написанное не было подкреплено хоть какими-то достоверными сведениями и во многом вызывает законные сомнения).

В конце 1990-х годов поползли слухи о том, что одного золотого коня нашли при раскопках вблизи некоего поселка Р., но дальше этой информации дело так и не пошло.

По материалам "Энциклопедия загадочных мест России" В. Черноброва

«Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо и насколько богат хан? Такими вопросами задался я в тот миг», — такие строчки о золотых конях Батыя написал в своём отчёте посол Людовика Святого – Виллем Рубрук.

Древние легенды об исчезнувших таинственным образом сокровищах многие века будоражат воображение археологов и авантюристов-кладоискателей, которые всё же не теряют надежды отыскать легендарные сокровища. Их не смущает, что, вполне вероятно, это лишь красивые сказочные предания, которые не имеют ничего общего с реальной историей. Впрочем, легендарные сокровища Золотой Орды хоть и похожи на сказку, но всё же имеют документальные подтверждения. В летописях встречаются упоминания о роскошных золотых конях, расположенных при въезде в столицу Орды, но их исчезновение не имеет никаких документальных свидетельств – одни легенды, которые переходят из века в век и влекут на поиски исчезнувших сокровищ.

Золотые кони Батыя были свидетелями расцвета и заката могущественной империи. Согласно старинным преданиям,
тщеславный хан Батый мечтал затмить величие иных правителей и поразить всех роскошью столицы Орды. Чтобы каждый мог сразу же узреть величие и богатство империи, хан приказал установить при въезде в столицу статуи двух золотых коней натуральной величины. По легендам, на создание этих золотых стражей столицы Золотой Орды ушло 15 тонн чистого золота – вся собранная за год дань, а вместо глаз у них сияли настоящие рубины. Доподлинно неизвестно, были ли кони целиком вылиты из золота или внутри были полые.

После смерти Батыя статуи коней по приказу хана Берке были перемещены в новую столицу, а их исчезновение связывают с периодом краха могущественной империи и потерпевшим поражение в Куликовской битве Мамаем. По легенде, хан был похоронен под крепостной стеной столицы, а в его могилу был положен один из золотых коней. Впрочем, версий об истинной могиле Мамая существует немало, и доподлинно неизвестно, где был похоронен хан, и могли ли ему оказать такой почёт. Вполне вероятно, что золотой конь был захоронен с могиле иного хана.

Интересно, что в большинстве легенд фигурирует лишь один конь, исчезновение которого связывают с именем Мамая, и возникает вопрос: какая же участь постигла второго коня? В заволжских казачьих станицах бытует легенда о похищении золотого коня из Сарай-Берке казацким отрядом, который на пару часов захватил город, но вынужден был отступать, дерзнув при этом прихватить золотого страдника столицы. Ордынцы организовали погоню, а уйти с тяжёлым обозом было нереально. Казаки погибли в схватке с врагами, но до этого успели спрятать статую. Остаётся лишь вопрос: куда же мог исчезнуть золотой конь? Чтобы зарыть его в степи потребовалось бы немало времени, поэтому вполне вероятно, что статуя была утоплена в ближайшей реке.

Бывшие символом могущества великой Золотой Орды, золотые кони Батыя бесследно исчезли, и местонахождение этих сокровищ сокрыто во тьме веков. Археологи и кладоискатели ориентируются на Астраханскую и Волгоградскую области России, как предположительные места, где могут быть закопаны эти сокровища. Существовали ли они на самом деле или это всего лишь красивые легенды? Одна из многочисленных загадок истории, на которую пока так и не найдено ответа, и кто знает, быть может, кому-то ещё посчастливится обрести эти загадочные сокровища Орды.

Легенда о двух золотых конях, которые многие годы украшали ворота столиц Золотой Одры — Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем вдруг исчезли, относится к временам одного из величайших событий в истории Российского государства — Куликовской битвы. Сделаны кони были в натуральную величину по приказу хана Батыя.

В исторических летописях утверждается, что ворота столицы Золотой Орды - Сарай Бату - украшали золотые кони в натуральную величину так называемой «солнечной масти».

Внук Чингизхана решил воплотить в жизнь мечту деда - создать мировую империю монголов и дойти до великого моря. В 1240 году Батый осадил и захватил Киев, взяв богатую добычу. Затем он решил заложить столицу собственного царства. Так в 1243 году в поволжских землях появилась Золотая Орда. В состав империи вошли Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до Дуная). Бату-хан не только укреплял свои обширные владения, но и решил отделать столицу и двор такой роскошью, чтобы «от зависти подавились костями» не только его многочисленные родственнички - монгольские ханы, но и сам китайский император. Сады, резные мечети, фонтаны, водопровод - чего только не было в столице Золотой Орды! Доход от богатой киевской добычи пошел на украшение покоев Бату парчой и шелком, персидскими коврами. Он хотел, чтобы каждый въезжающий в столицу сразу понимал, что посетил владения самого великого правителя в мире.

Но не суждено было золотым коням вечно стоять с гордо поднятыми головами у ворот великой столицы... Легенда утверждает, что после поражения на Куликовом поле раненый хан Мамай вернулся в Сарай-Берке, где и скончался. Его якобы похоронили под городской защитной стеной и, в знак признательности его боевых заслуг, положили в могилу одного из золотых коней...
Историческая правда далеко не всегда подтверждает народные сказания. На самом деле, поражение Мамая в битве с русскими войсками принесло ему, помимо раны физической, рану душевную — он потерял власть над Золотой Ордой.
Восстания ханской знати против Мамая следовали одно за другим. Трижды его изгоняли из Сарай-Берке. Ему приходилось править в основном западной частью Золотой Орды, в которую входили нижнее Поволжье, устья Дона и Днепра, а главное — Крым. Когда хан Тохтамыш в четвертый раз не пустил Мамая в столицу, тому пришлось продолжить свое бегство до Крыма. Там его и убили посланцы нового владыки Золотой Орды.
Сомнительно, что хан Тохтамыш распорядился положить в могилу Мамая (пусть даже в Крыму) одного из золотых коней. Но нельзя исключать возможность, что конь действительно оказался в могиле, правда, другого хана Золотой Орды, под стеной Сарай-Берке...
Гораздо интереснее исчезновение второго золотого коня от ворот Сарай-Бату. Легенда связывает его исчезновение с... казаками!Но откуда знали казаки дорогу в столицы Золотой Орды? «Казак» — слово нерусское. Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян. Ханская Золотая Орда в течение многих лет специально формировала летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками. Как правило, отправляясь в очередной набег на земли восточных славян, ордынцы пускали вперед себя отрады казаков, которые должны были умирать первыми в схватке со своими братьями по крови. Перелом в настроении казаков-рабов произошел в ходе Куликовской битвы. Они в решающий момент отказались быть авангардом в атаке на русские войска, отвернули в сторону, а после поражения Мамая всем кошем перешли на сторону победителей. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси.

Теперь становится понятным, откуда казаки знали дорогу к Сарай-Берке и Сарай-Бату, знали про золотых коней, стоящих у ворот столиц. Как прежде рассказывали старики, в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска, казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд, пользуясь паникой в стане врага, прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. (Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12). Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное, казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но ордынцы так и не вернули себе золотого коня. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти казаки не могли - не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку.

В какую из степных речушек бросили казаки золотого коня? Надо думать, не просто бросили, а, устроив запруду, засыпали ценную добычу песком, пустив речку вновь по ее руслу... А были ли кони вообще? А если да, то где первый, а где второй золотой скакун? По сей день на эти вопросы нет ответа, но многие кладоискатели до сих пор не теряют надежды.

по материалам Астраханского краеведческого музея, Энциклопедии чудес, загадок и тайн и Библиотеки кладоискателя (http://kl1.ru/)

Два скакуна из чистого золота, весом по 15 тонн каждый, находятся в списке самых разыскиваемых кладов России

Упоминания о гигантских конских статуях, целиком выполненных из драгоценного металла и украшавших въезд в столицу Золотой Орды, встречаются во многих летописях. А вот куда они делись, не знает никто. Несколько веков ученые и кладоискатели пытаются разгадать, где же искать знаменитых золотых арабских скакунов хана Батыя.

В память о своем любимце

Хан Золотой Орды, Батый , он же Бату-хан , покоритель многих городов и народов, в 1240-х годах решил увековечить собственные достижения. Он, с помощью лучших мастеров, построил столицу своей империи и назвал ее Сарай-Бату. В городе разбили сады и устроили фонтаны. А когда умер любимый арабский скакун Батыя, тот повелел отлить его изваяние из чистого золота.

Изготовить первую статую поручили колокольных дел мастеру, захваченному при нападении на Киев в 1240 году. По легенде, на фигуру лошади в натуральную величину ушло около 15 тонн золота – вся дань, собранная Ордой за год. Когда одна статуя уже красовалась у ворот столицы, хан решил поставить вторую, для симметрии.

Степь да степь кругом


Первое упоминание о золотых конях в литературе появляется в 1254 году, в книге француза Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны». Он пишет, что статуи ослепляли сиянием всех подъезжающих к городу. Глаза коней были сделаны из рубинов. Впервые увидев их издалека, посол поначалу даже решил, что в городе начался пожар.

После смерти Батыя кони продолжали украшать въезд в город, пока место правителя не занял брат Батыя. Берке-хан построил новую столицу – тоже Сарай, который ещё называли Сарай- Берке. Статуи перевезли туда. И тут разные источники расходятся во мнении, что было дальше.

По первой версии, одного из коней положили в могилу вместе с ханом Берке, под стеной построенного им города. По второй – конь покоится вместе с Мамаем , точное место погребения которого не установлено. Но есть несколько вариантов расположения потенциально «мамаевых» курганов. Их география обширна: от степей между Волгой и Доном до Крыма.


Судьба второго коня еще более загадочна. Легенда гласит, что после многочисленных военных поражений и ослабления Золотой Орды, в её пределы стали совершать вылазки небольшие казачьи отряды. Именно казаки, якобы добравшись до Сарай-Берке, похитили оставшуюся статую. Но из-за её тяжести не смогли быстро передвигаться, и их настигла ордынская погоня. Все казаки погибли, но коня при них не было. Как предполагают кладоискатели, скорее всего, золотой скакун был спрятан где-то в степи.

В любом случае, в конце XIV века Сарай-Берке был разрушен Тамерланом . И след золотых изваяний пропал окончательно. Вполне возможно, их могли забрать в качестве трофея войска знаменитого полководца.

Под землей или под водой?

Хотя и сам факт существования золотых коней является достаточно спорным, современные кладоискатели, вооружившись технологическими новинками, не оставляют попыток найти сокровища Батыя.

Большинство исследователей вопроса полагает, что могилу одного из ханов, в которой лежит золотой конь, нужно искать на берегу реки Ахтубы, по течению ниже города Ленинска, Волгоградской области. Там расположено множество курганов.

Вторую статую найти ещё сложнее, возможно, она была затоплена казаками в одной из степных рек. Но есть версия, что скакуна Батыя спрятали под землёй, ведь вода могла давно размыть дно, и огромное золотое изваяние привлекло бы внимание блеском. Вероятно, вторая фигура могла быть спрятана в подземельях Танаиса – античного города в устье реки Дон, располагавшегося в нескольких десятках километров от современного Ростова-на-Дону, неподалеку от хутора Недвиговка.

Во второй половине XIX века газеты даже сообщали о сенсационной находке «золота Батыя» на территории нынешней Ростовской области, в районе Недвиговки. Рабочие, занятые на строительстве железной дороги Ростов – Таганрог, нашли подземный ход античного города, а в нём золотые монеты. К сожалению, тогда коней Бату-хана найти не удалось. А в войну немцы боялись, что подземными ходами смогут воспользоваться партизаны, и взорвали их. Сейчас территория Танаиса является музеем-заповедником и, вполне возможно, уже скоро археологи смогут отыскать там новые клады.

Впервые эту легенду я услышал давно. Слышал её в Азове и Ростове, Семикаракорске и Волгограде. В Астрахани никогда не бывал, но от астраханцев тоже эту легенду слышал. Это легенда о Золотом Коне Чингисхана. Поймите меня правильно, но речь идёт не о двух конях Батыя и не о четырёх - Хубилая.

На востоке от развалин Саркела, на левом берегу реки, название которой на тюркских языках созвучно с именем гуннского вождя,в палаточном городке, больше похожем на стойбище кочевников, был праздник. Если можно назвать праздником событие, которое внесло разнообразие в обыденную жизнь кочевников.
Прибыли купцы с Востока. Помимо товара, редкого и нужного, они выставили на продажу несколько девушек, каждая из которых считалась редкой красавицей даже у себя на родине, а уж степнякам прелестницы с Кавказа и Византии казались настоящей диковиной.
Желающих приобрести невесту оказалось десятка полтора. Поэтому было решено провести состязание, в котором одновременно определялся «жених» и половая зрелость невесты.
Делалось это так.
По сигналу старшего купца девицы бросились бежать в степь, а чуть позже - и орава влюбленных джигитов. Нужно было попасть папахой в невесту. Бараньи папахи, похожие на туркменские, тяжелые, да еще с проволочной арматурой, были серьезным «снарядом» в руке сильного воина.
Девушка, бежавшая последней, упала, сваленная тяжелым ударом папахи. Ее увел купец, грубо утешая. Этой еще рано замуж, пускай подрастет. Еще троих увели женихи.
Последняя зеленоглазая славянка, оказалась проворнее, чем ее подруги. Женихам, с их кривыми ногами табунщиков, трудно было догнать ее. Тогда они организовали живой «вентерь» - полумесяц, края которого были довольно близко от реки. Две папахи попали в девицу одновременно, два джигита схватили ее за руки.
Произошла безобразная драка. Женихов тут же выпороли, поставив на колени. А зеленоглазая тихо отдалилась от толпы, улучшив момент, подбежала к причалу и бросилась в воду. Ее долго искали, шарили шестами по дну, постепенно спускаясь вниз по течению. Потом оставили это занятие. Решили, что утонула. Такое и раньше случалось со славянками. Но беглянка не утонула. Спрятавшись под причалом, дождалась темноты и поплыла на другую сторону реки, держась за сноп камыша, который подобрала на берегу. Такие снопы кочевники использовали при переправе через реки. На правом берегу ее ждали. Еще когда купеческий караван подходил к переправе, она чувствовала присутствие сородичей, донских славян. Точнее сказать - разведчиков. Где-то недалеко должна быть и ватага. Скорее всего, ее вел отец славянки. Братья тоже должны быть в ватаге. А еще, она надеялась, среди друзей должен быть один белоголовый с детскими глазами, тонкой талией и руками богатыря. Все так и случилось. Ватагу привел ее отец, надеясь отбить ее еще в степи. Однако трудно преследовать кочевников в их родной стихии. Догнать купцов удалось только разведчикам, да и то в конце пути.
С того момента, когда девушка оказалась среди своих, цель похода была достигнута, однако было решено совершить акт возмездия, чтобы помнили, как девиц воровать.
Во второй половине ночи славяне были уже на левом берегу. Двинулись к Священному Шатру. Одиноких ордынцев, разбуженных лаем собак, резали, рубили без жалости. Был яростный бой в шатре и вокруг него. Вытащили Золотого Коня, отлитого в честь Духа Удачи по приказу Чингисхана.И поволокли его к берегу. Погрузили на плот и отчалили в темноту. Ордынцы пытались применить свои знаменитые дальнобойные луки, но в темноте это трудно было сделать.
На правом берегу разделились на несколько групп и стали уходить в разные стороны, пересев на лошадей. Коня же погрузили на телегу и направились в сторону Кумо-Манычской впадины. Этот маршрут был самый опасный, поэтому вожак ватаги взял в группу в основном родственников и друзей.
Потом был поход. Были схватки с разъездами ордынцев. Если славяне были сильнее в рукопашной, то ордынцы могли успешно пользоваться дальнобойными луками. Скорее всего, славяне, совершавшие отвлекающий маневр, погибли все. А те, которые уцелели, никогда не узнают место захоронения Золотого Коня. А основная группа добралась до системы озер, рек, болот, протянувшихся от Каспия до Дона.
Плыли на плотах, в основном ночью, реже днем, когда же ордынский разъезд обнаружил их, затопили коня в небольшом озере, приметили место и продолжали свой путь налегке.
Когда достигла Дона, скорость движения увеличилась, благодаря течению. Спустились вниз по реке к Зеленому острову. Решили заночевать на острове, а на рассвете раствориться в прибрежных лесах.

Ордынцы обнаружили славянский стан, и за час до рассвета напали, переплыв протоку с клинками в зубах. Был ночной бой, жестокий и кровавый. Славяне погибли все. И только Белоголовый, Зеленоглазка с одним из братьев, спаслись. Переплыли Дон, повинуясь приказу отца, нашли тетку, старшую сестру вожака ватаги. Была она языческой жрицей, одной из последних. Владела тайной подземных ходов Большого Холма, солидной возвышенности на правом берегу. Капище находилось под землей, скрытое от глаз братьев-славян, носящих кресты, а так же от ордынцев, живущих по законам Ислама.
Выслушав их, тетка взяла с них страшную клятву. Молодые люди поклялись, что никому ни детям, ни родичам не раскроют тайну Золотого Коня. Повела их подземным ходом. В начале он был довольно высоким, в рост человека, потом сужался, и в конце была дыра, в которую мог пролезть только худой человек. В комнате дала последние инструкции: «Ордынские шакалы надежно взяли след и скоро будут тут. Сидите тихо, старайтесь, чтобы глаза привыкли к темноте. Мы с племянницей зажжем свечи у Перуна, вам будет легче рассмотреть врага. Палицами не бухать, саблями не звенеть. Головы снимать «ласково» арабскими тесаками. Снимите голов десять-пятнадцать и уходите, строго в этот ход. Там мы вас встретим.
Об остальных ордынцах не беспокойтесь. Их хан отдаст палачу за потерю святыни. То-то Перун возрадуется, то-то будет кровавая тризна по братику с друзьями, когда десятки ордынцев пойдут под кривую саблю. Когда все закончится, я вас выведу к своим. И помните о клятве, держите язык за зубами, чтобы не выпустить на волю беса, под названием «человеческая жадность».
Зажглись свечи. Слышен был жаркий речетатив жрицы:
- Улетел Мудрый Ворон, живое воплощение Духа Удачи, в небесную синь. Сойдутся Великие Батыры и Великие Роды в кровавой сече. Явится с востока Хромой Воитель, взовьются стяги Перуновых Внуков на севере. Падут и снова восстанут многие языки. Но Орды не будет!
Ребята переговаривались в темноте:
- О чём это она?
- Кажется, мы большое капище ордынцев осквернили. Всё равно, что Святую Хоругвь в бою потерять.
- А кто такой Хромой Воитель?
- Пока не знаю. Но тётка врать не будет.
У тетки имелся солидный запас оружия, которое когда-то принадлежало людям, пытавшимся открыть тайну подземных ходов. Все они умерли от голода, заблудившись, или погибли, напоровшись на теткин кинжал. Выбрала два тесака с нетрадиционной заточкой. Вручила ребятам: «Повторяю, полтора десятка, не больше. Потом кровища будет хлюпать под ногами. Головы складывать в рядок у этой стены, туловища сажайте у этой».
Когда появилась первая голова, ее сняли «ласково», а тело рывком втащили в комнату, взявши за плечи с двух сторон. С остальными то же самое. Потом ребята ушли к тетке, указанным путем. Тетка долго водила их по ходам, наконец, вывела на поверхность.
Сородичам молодые люди сказали, что совершали отвлекающий маневр.
Ордынец, видевший «комнату отрубленных голов» сошел с ума. А остальные решили, что имеют дело с нечистой силой и вернулись на Волгу, где их казнили, посчитав их рассказ фантазией перепуганного человека.

Ростовские студенты, оценивая предварительную половую зрелость своих миниатюрных подруг, прикидывают, можно ли свалить подружку, залепив ей неожиданно между лопаток норковой или, скажем, нутриевой шапкой. И даже формулу вывели: "Шапкой не свалишь - замуж пора".
Знатоки мифов много говорят об аномальных явлениях в районе Кобякова городища. И связывают это с наличием там древних капищ и захоронений. Другие считают, что древние обитатели Нижнего Дона места для капищ и захоронений выбирали именно в геопатогенных зонах. А кладоискатели, не боясь ничего, ищут Золотого Коня. А чего им, собственно, побаиваться? Звероящера? В Дону сомы водятся гораздо крупнее аллигаторов. Древнее заклятие? В катакомбах скопление природного газа с примесью сероводорода тоже достаточно опасное явление. Хотелось бы верить, что все кладоискатели достаточно профессиональны в своём деле. Хотя бы до такой степени, чтобы с помощью металлоискателя отличить кусок золота от авиабомбы времён ВОВ.
А мне хочется, чтобы Мудрый Ворон никогда не улетел от нас в небесную синь!

Рецензии

Легенда Нижнего Дона "Золотой конь Чингизхана" - это "золотой конь" автора, на котором он уверенно въезжает в Донскую художественную литературу нашего времени. Проявив себя в байках из Азова как наблюдательный и с юмором автор, Юрий Евсигнеев в этой легенде как бы поднялся на вершину кургана, с которого перед ним открылись не только просторы Нижнего Дона, но и система рек,озер и болот от Каспия до Волги и Дона. Но главное в том, что он ярко показал исторические события во времена ордынцев, кочевников и донских славян. Все это, как в капле воды отразилось в "Золотом коне Чингизхана". Мы увидели обычаи тех людей, боевые схватки, оружие, смекалку воинов, бесстрашие при выручке из плена девушек. Эта легенда могла бы украсить хрестоматию по истории
Донского края. В ней захватывают события поисков Золотого Коня, который дождется своего часа. В этом убеждает произведение Юрия Евсигнеева.

Владимир Фадеев.